Дело № 2-2949/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 ноября 2017 года город Минеральные Воды
Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Белозера О.М..
при секретаре Цехиной И.Ю.
с участием: истцов КоР.ой Р.К., Орлова Д.О., Орловой А.Е.,, Орлова О.П., представителя ответчика Администрации Минераловодского городского округа – по доверенности Головченко А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении городского суда гражданское дело по иску КоР.ой Р. К., Орлова Д. О., Орловой А. Е., Орлова О. П. к Администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края об установлении юридического факта проживания, признания пострадавшими и обязании включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества в результате наводнения,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с иском к Администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края об установлении юридического факта проживания, признания пострадавшими и обязании включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества в результате наводнения.
В обоснование заявленных требований в исковом заявлении указано, что истцы обратились с заявлением в администрацию Минераловодского городского округа о включении их в списки на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества, так как дом, в котором они проживали оказался в зоне чрезвычайной ситуации, при этом истцы утратили имущество в результате наводнения в пос. Первомайский Ставропольского края.
Постановлением администрации Минераловодского городского округа от 24.05.2017г. № 1216 на территории пос. Первомайский с 10 час. 00 мин. 24 мая 2017г. был введен режим «Чрезвычайной ситуации». В соответствии с постановлением администрации Минераловодского городского округа от 27.06.2017 № 1910 «Об утверждении Перечня домовладений (жилых помещений), расположенных на территории Минераловодского городского округа, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации в новой редакции», жилой дом, находящийся по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, пос. Первомайский, СОТ «Колос», уч. ..............., в котором постоянно проживают истцы, находится в зоне «Чрезвычайной ситуации» (затопления).
На основании п. 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" (утв. постановлением Правительства РФ от .............. .............. «О выделении бюджетных ассигнований из резервного, фонда Правительства Российской. Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий"), установлено два разных вида помощи:
- пп. "г" оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека;
- пп. "д” оказание гражданам финансовой помощи, в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей па человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
В силу федерального законодательства, и законодательства субъекта РФ для включения в списки пострадавших и получения единовременной материальной помощи в сумме 10 000 рублей от гражданина не требуется представление доказательств повреждения, утраты его имущества первой необходимости - необходимо своевременно подать заявление для получения единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей (п. 11 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" (утв. постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 № 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий"), п. 7 Приказа МЧС России от 29.08.2014 № 470 "Об утверждении Порядка подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Однако после обращения истов в администрацию Минераловодского городского округа, было дано письменное уведомление об отказе во включении их в список граждан для предоставления материальной и финансовой помощи, согласно которых, истцы не были включены в списки граждан нуждающихся в оказания единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате наводнения в п. Первомайский в период с 24.05.2017. Согласно информации, поданной администрацией Минераловодского городского округа истцы отсутствует в списках, в связи с тем, что не зарегистрированы но месту жительства по адресу, попавшему в зону затопления: Ставропольский край, Минераловодский район, пос. Первомайский. СОТ "Колос", уч. ..............
Согласно главе 2 методических рекомендаций МЧС России от 03.10.2014 2-4-87-24-7 по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и последствий стихийных бедствий, при отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.
Истцам было предложено обратиться в суд для тог о, чтобы признать факт постоянного проживания по адресу, попавшему в зону затопления Ставропольский край, Минераловодский район, пос. Первомайский, СОТ "Колос", уч. .............., и о признании права на получение единовременной материальной и финансовой помощи.
Факт проживания истцов по вышеуказанному адресу подтверждается актом прилагаемым к настоящему исковому заявлению, подписанным лицами, свидетельствующими о проживании истцов в доме подвергшемуся воздействию стихийного бедствия. Также факт постоянного проживания истцов по указанному адресу подтверждается свидетельскими показаниями вышеуказанных лиц.
В результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате обильных дождевых осадков и резкого подъема уровня рек в пос. Первомайский Ставропольского края в мае 2017 г. истцы по настоящему делу были признаны пострадавшими и нуждающимися в оказании единовременной и материальной финансовой помощи, о чем был составлен акт обследования имущества поврежденного (разрушенного) в результате ливневых дождей и подъема уровней воды в реках Кума. Джемуха к Суркуль в период 24 мая 2017г. в Минераловодском городском округе.
Поскольку истцы не имеют регистрации по месту жительства по данному адресу, то не могут подтвердить факт своего проживания в ином порядке, кроме как судебном.
Отсутствие регистрации по месту жительства в домовладении, оказавшемся в зоне ЧС, не может являться безусловным основанием к отказу в иске.
По смыслу положений Закона Российской Федерации от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация по месту жительства (пребывания) является административным актом, и сама по себе не свидетельствует о наличии, отсутствии либо характере жилищных правоотношений лица по отношению к жилому помещению, в котором у него имеется регистрация.
Согласно статье 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Установление судом юридического факта постоянного проживания в указанном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, позволит признать истцов пострадавшими, включить их в установленном порядке в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с частичной или полной утратой имущества первой необходимости, и обеспечит выплату им соответствующей помощи в размерах, определенных Правилами.
В связи с изложенным просят:
- установить юридический факт постоянного проживания КоР.ой Р. К., Орлова О. П., Орловой А. Е., Орлова Д. О. в жилом помещении, расположенном по адресу: Минераловодский район, пос. Первомайский, СОТ «Колос», уч. .............., пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского округа;
- признать КоР.у Р. К., Орлова О. П., Орлову А. Е., Орлова Д. О. пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей из-за обильных дождей и наводнения на территории ЧС в Минераловодском районе Ставропольского, края в период с 24.05.2017;
- обязать администрацию Минераловодского городского округа включить КоР.у Р. К., Орлова О. П., Орлову А. Е., Орлова Д. О. в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации, возникшей из-за обильных дождей и наводнения на территории ЧС в Минераловодском районе, Ставропольского края в период с 24.05.2017;
- обратить решение к немедленному исполнению.
Истец КоР.а Р.К. в судебном заседании поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в иске, просила требования удовлетворить в полном объеме.
Истец Орлов Д.О. в судебном заседании также поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснил, что в свидетельстве о праве собственности дом указан как жилой, но без права регистрации в нем. Это дачный домик, но они в нем проживают постоянно, вложили в него большие деньги. Просит исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Истец Орлов О.П. в судебном заседании 10.11.2017 года поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснил, что они с семьей проживают в СОТ «Колос» пос. Первомайский в .............., зарегистрированы по адресу: пос. Анджиевский, ул. .............. Свидетельство о праве собственности на квартиру у них есть, в квартире проживает их старший сын. Дом в СОТ «Колос» 2-х этажный, есть все удобства. Для переоформления данного дома в жилое помещение они не вникали, так как не было необходимости. Проживают в доме не один год. После наводнения им по телевизору обещали всем выплаты, на что они и надеются. Просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Истец Орлова А.Е. в судебном заседании также поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснила, ее мать – КоР.а Р. К. зарегистрирована по адресу: пос. Анджиевский, ул. .............. у чужих людей. Ее мать была замужем, муж умер, она осталась прописанной у него, но в этой квартире живут его дети. Просит исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края Головченко А.Ю. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражала.
Ответчик Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края, третьи лица: Правительство Ставропольского края, Министерство финансов Ставропольского края, ГУ МВД России по Ставропольскому краю, ГУ МЧС России по Ставропольскому краю, не явились в судебное заседание, хотя их представители надлежащим образом уведомлены о слушании дела.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
В судебном заседании свидетель Кулик А.М. пояснил, что проживает по .............., СОТ «Колос» пос. первомайский, его дом по суду признан жилым. Семью Орловых и КоР.у знает, они живут на даче, по соседству. Он проживает по этому адресу 13 лет, они – еще больше, проживают там постоянно, почему они не перевели дом в статус жилого ему неизвестно.
Свидетель Шабани Ю.М. в судебном заседании дал показания, аналогичные показаниям свидетеля Кулик А.М., подтвердил факт проживания Орловых и КоР.ой по данному адресу постоянно.
Выяснив позицию участвующих в деле лиц и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с копией дела правоустанавливающих документов на объект недвижимого имущества – жилой дом, расположенный по адресу: СК, Минераловодский район, СТ «Колос», уч. .............., КоР.ой Р. К. принадлежит на праве собственности жилое строение без права регистрации проживания, расположенное на садовом земельном участке, общей площадью 108,00 кв.м.
В соответствии с выпиской из ЕГРН собственником имущества, расположенного по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, п. Анджиевский, ул. .............. является Орлов И. О..
Согласно сообщению ОМВД РФ по Минераловодскому городскому округу:
- Орлов Д. О., .............. года рождения значится зарегистрированным по месту жительства по адресу: Минераловодский район, пос. Анджиевский, ул. .............. с 28.06.1992 года по настоящее время;
- Орлов О. П., .............. года рождения, значится зарегистрированным по месту жительства по адресу: Минераловодский район, пос. Анджиевский, ул. .............. с 31.07.1987 года по настоящее время;
- Орлова А. Е., .............. года рождения, значится зарегистрированной по месту жительства по адресу: Минераловодский район, пос. Анджиевский, ул. .............. с 31.07.1987 года по настоящее время;
- КоР.а Р. К., .............. года рождения, значится зарегистрированной по месту жительства по адресу: Минераловодский район, пос. Анджиевский, ул. .............. с 21.04.2009 года по настоящее время.
Согласно рапортам УУП ОУУП и ПДН Отдела МВД России по Минераловодскому городскому округу Сердюкова Ю.Н. истцы КоР.а Р.К., Орлов Д.О., Орлова А.Е., Орлов О.П. по адресам места регистрации не проживают длительное время.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права за КоР.ой Р.К. зарегистрировано право собственности на жилое строение без права регистрации проживания, расположенное на садовом земельном участке, общей площадью 108,00 кв.м., по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, СТ «Колос», уч. ...............
По объяснению истцов, в установленном порядке они в орган местного самоуправления или в суд за переводом этого нежилого здания в жилое не обращались.
Их проживание в данном домовладении в настоящее время подтверждено: актом о проживании, составленном и подписанном соседями, свидетельствами о государственной регистрации права, квитанциями об оплате коммунальных услуг.
Распоряжением Губернатора Ставропольского края от 24 мая 2017 года № 344-р «О введении на территории Ставропольского края режима чрезвычайной ситуации» в связи с выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории Ставропольского края введен режим чрезвычайной ситуации чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Ставропольской краевой территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Постановлением администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 24 мая 2017 года № 1216 с 10 часов 24 мая 2017 года введен режим чрезвычайной ситуации.Домовладение, расположенное по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, пос. Первомайский, СОТ «Колос», уч. .............. находится в зоне «Чрезвычайной ситуации» (затопления).
По акту администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, в результате наводнения 24 мая 2017 года пострадал жилой дом по адресу: Минераловодский городской округ, пос. Первомайский, СОТ «Колос», .............., собственник имущества КоР.а Р. К., члены ее семьи: Орлов О. П., Орлова А. Е., Орлов Д. О., перечень пострадавшего имущества: холодильник, диван, плита, шкаф-стена, дом и летняя кухня кирпичные, вода в доме в уровень пола(подвал высота 1,5 м.), вода в летней кухне 0,45 м., пошли трещины на полу, стенах. Степень утраты имущества - полная.
09 июня 2017 года истцам администрацией Минераловодского городского округа Ставропольского края отказано во включении в списки граждан на предоставление единовременной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации, поскольку у них отсутствуют регистрация по месту жительства и правоустанавливающие документы на жилое помещение, а также разъяснено, что граждане, у которых отсутствуют документы о регистрации по месту жительства и о правах на жилое помещение включаются в списки на основании принятых судебных решений.
При разрешении данного спора суд исходит из того, что в соответствии с п. «з» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В развитие указанных конституционных положений ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закрепляет за органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий (пп. 5 п. 2).
Специальным нормативным правовым актом, определяющим общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, является Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Этим законом предусмотрено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (п. 1 ст. 18).
При этом названный Закон не конкретизирует условия и объем подлежащего возмещению ущерба, а в п. 2 ст. 18 регламентирует, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, а также решений об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены в силу подпунктов «а» и «л» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение указанных выше нормативных предписаний Государственной Думой Ставропольского края принят Закон Ставропольского края от 10 апреля 2006 года № 19-кз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны» целью которого согласно его ст. 2, является социальная поддержка граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, для поддержания уровня их жизни, улучшения социально-экономического положения.
В силу п.6 ч.2 ст.4 Закона № 19-кз, мерой социальной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, является выплата единовременных денежных выплат в следующих размерах: 10000 рублей на человека - единовременная материальная помощь; 50000 рублей на человека - за частично утраченное имущество первой необходимости; 100000 рублей на человека - за полностью утраченное имущество первой необходимости.
В целях реализации этого закона приказом министерства социального развития и занятости населения Ставропольского края от 13 февраля 2012 года № 95 утвержден Порядок выплаты единовременных денежных выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае,, а также членам семьи (супруге, супругу), детям, родителям, лицам, находившимся на иждивении гражданина, погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в Ставропольском крае.
Согласно п.2 указанного Порядка, единовременные денежные выплаты осуществляются за счет средств резервного фонда Правительства Ставропольского края в соответствии с требованиями, установленными Правительством Ставропольского края для выделения указанных средств.
Единовременные денежные выплаты производятся министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края пострадавшим, включенным в списки, подготовленные Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, на территории которых произошли чрезвычайные ситуации, и министерством, утвержденные Губернатором Ставропольского края (п. 3 Порядка).
Для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года № 110 утверждены «Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», согласно которым, бюджетные ассигнования из резервного фонда Правительства Российской Федерации выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующих выплат: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей на человека подпункт «г»; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости /из расчета за частично утраченное имущество – 50000 рублей на человека, за полностью утраченное имущество – 100000 рублей (п. 2).
Во исполнение указанных Правил, МЧС России были разработаны и утверждены .............. .............. Методические рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Согласно главе 2 указанных Рекомендаций при отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.
По смыслу приведенных норм возмещение ущерба возможно только в том случае, если это прямо предусмотрено соответствующим нормативным актом.
Абзац 8 ст. 2 Закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25.06.1993 № 5242-1 (в редакции от 28.12.2013) определяет, что место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Согласно ст.6 названного Закона для регистрации гражданина по месту жительства, он обязан обратиться в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме и предъявить, в том числе, документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством РФ основанием для вселения в жилое помещение.
Статья 10 ЖК РФ устанавливает, что жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают:
1) из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему;
2) из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей;
3) из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности;
4) в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом;
5) из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах;
6) вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
Таким образом, право гражданина на регистрацию по месту жительства производно от его жилищного права на жилое помещение.
Из совокупного анализа приведенных правовых предписаний следует, что условия оказания единовременной материальной и финансовой помощи предусматривают установление таких юридически значимых обстоятельств, как факт причинения в результате чрезвычайной ситуации вреда находящемуся в жилом помещении имуществу первой необходимости, а также факт постоянного проживания гражданина именно в жилом помещении.
Поскольку садовый домик, в котором проживают истцы, является жилым строением без права регистрации проживания, то право постоянного проживания в нем в смысле жилищного законодательства исключается.
Поэтому установление факта проживания истцов в жилом строении без права регистрации проживания, не порождает для них тех правовых последствий, которые установлены законодателем для возмещения ущерба в результате чрезвычайных ситуаций путем предоставления мер социальной поддержки в случаях частичной или полной утраты имущества первой необходимости в жилых помещениях.
Само же по себе наличие у истцов жилого строения без права регистрации проживания, на территории подвергшегося затоплению населенного пункта не может служить установленным законом основанием для их признания пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, и, соответственно, для предоставления им в связи с этим мер социальной поддержки.
К тому же регистрация истцов в жилых помещениях по другим адресам предполагает их право на проживание там, и, соответственно, наличие там имущества первой необходимости.
При таких обстоятельствах в исковых требованиях суд отказывает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований КоР.ой Р. К., Орлова Д. О., Орловой А. Е., Орлова О. П. к Администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края:
- установлении юридического факта постоянного проживания КоР.ой Р. К., Орлова О. П., Орловой А. Е., Орлова Д. О. в жилом помещении, расположенном по адресу: Минераловодский район, пос. Первомайский, СОТ «Колос», уч. .............., пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского округа;
- признании КоР.ой Р. К., Орлова О. П., Орловой А. Е., Орлова Д. О. пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей из-за обильных дождей и наводнения на территории ЧС в Минераловодском районе Ставропольского, края в период с 24.05.2017;
- обязании администрации Минераловодского городского округа включить КоР.у Р. К., Орлова О. П., Орлову А. Е., Орлова Д. О. в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации, возникшей из-за обильных дождей и наводнения на территории ЧС в Минераловодском районе, Ставропольского края в период с 24.05.2017;
- обращении решения к немедленному исполнению - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Минераловодский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 02 декабря 2017 года.
Судья О.М.Белозер