Дело 2-381/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО2
Волжский городской суд <адрес>
В составе председательствующего Топильская Л.Н.
При секретаре ФИО2
С участием представителя истца ФИО2, представителя ответчика ФИО2
08 февраля 2022 года в городе Волжском
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к администрации городского округа- <адрес> о сохранении жилого помещения в перепланированном и переустроенном состоянии,-
У С Т А Н О В И Л
ЛФИО2 обратилась в суд с иском к администрации городского округа-<адрес> о сохранении жилого помещения в перепланированном и переустроенном состоянии.
В обоснование иска указали, что ей на основании договора купли-продажи от "."..г. принадлежит на праве собственности жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, - где был произведено перепланирование и переустройство. Согласно проектной документации перепланировка и переустройство представляет собой следующее: демонтаж перегородки между кухней и жилой комнатой площадью 10,7 кв.м., зашивка дверного проема между жилой комнатой площадью 10,7 кв.м. и жилой комнатой площадью 19,8 кв.м.: демонтаж перегородки с дверным проемом между кухней и коридором площадью 2,0 кв.м. демонтаж перегородки с дверным проемом между коридором площадью 2,0 кв.м. и коридором площадью 7,0 кв.м, разборка сантехнического оборудования и устройство сантехнического оборудования в ванной комнате в виде ванны, унитаза и раковины, разборка сантехнического оборудования и устройство сантехнического оборудования в кухне в виде раковины. Постановлением и.о. заместителя главы администрация городского округа - <адрес> от "."..г. №... ей откачано в согласовании перепланировки и переустройства вышеуказанного жилого помещения. Согласно решению от "."..г., являющегося приложением к постановлению, указано, что организация, составившая проект перепланировки и переустройства жилого помещения, не имеет соответствующей лицензии; изменение площади и (или) количества помещений возможно только в рамках работ но сохранению объекта культурного наследия. В соответствии со ст.4 Федеральною закона от "."..г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) пародов Российской Федерации", объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации. В соответствии с п.2 ст.33 указанного Закона, государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя установление предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в реестр, и границ территории такого объекта. В соответствии с Приказом комитета государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> от "."..г. N 99 многоквартирный дом ко адресу: Волжский, <адрес>,- является памятником регионального значения. Предметом охраны является фасад, здания, внешние элементы зданий, а не перегородки внутри квартир и расположение сантехнического оборудования. Таким образом, отказ ответчика в согласовании перепланировки и переустройства жилого помещения не основан на вышеуказанных нормах материального права. Проект перепланировки и переустройства вышеуказанного жилого помещения, сама перепланировка и переустройства жилого помещения соответствует строительным нормам и правилам, а также санитарно-гигиеническим и противопожарным нормам. Просит сохранить жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>,- в перепланированном и переустроенном состоянии в виде: демонтажа перегородки между кухней и жилой комнатой площадью 10.7 кв.м.; зашивки дверного проема между жилой комнатой площадью 10,7 кв.м. и жилой комнатой площадью 19,8 кв.м.; демонтажа перегородки с дверным проемом между кухней и коридором площадью 2,0 кв.м.; демонтажа перегородки с дверным проемом между коридором площадью 2,0 кв.м. и коридором площадью 7.0 кв.м.; разборки сантехнического оборудования и устройства сантехнического оборудования в ванной комнате в виде ванны, унитаза и раковины; разборки технического оборудования и устройства сантехнического оборудования в кухне в виде раковины.
Представитель администрации городского округа- <адрес> возражает против удовлетворения исковых требований,, просит отказать ЛФИО2 в перепланировке и переустройстве помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на основании п. 3 ч, 1 ст. 27 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с несоответствием проекта переустройства и: (иди) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства. При этом он указал на то, что организация, изготовившая проект, не имеет лицензию согласно требованиям постановления Правительства Российской Федерации от "."..г. №... «О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации»; проект не соответствует требованиям ФИО2 55528-2013 «Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия, Памятники истории и культуры»; проект не соответствует требованиям п. 3 ст. 40 Федерального закона от "."..г. №» 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»: изменение площади и (или) количества помещений объекта культурного наследия или его частей возможно исключительно путем проведения предусмотренных указанным Федеральным законом работ по сохранению объекта культурного наследия.
Третье лицо: представитель Комитета культуры <адрес> в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен.
Суд,выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>,- является объектом культурного наследия регионального значения «Комплекс застройки города гидростроителей», состоит на государственной охране в соответствии с приказом комитета государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> от "."..г. №....
Здание входит в состав объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс застройки города гидростроителей», 1951-1962 годов, расположенного по адресу: <адрес>, 1-ая очередь города, который зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия ( памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под номером №....
Порядок охраны объектов культурного наследия установлен Федеральным законом Российской Федерации от "."..г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
В соответствии со ст. 3 ФЗ РФ N 73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях применения данного Закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В ст. 4 ФЗ РФ N 73-ФЗ под объектом культурного наследия регионального значения понимаются объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации.
Положениями ст. 6 ФЗ РФ N 73-ФЗ предусмотрено, что под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с этим Законом.
Согласно ст. 33 ФЗ РФ N 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В силу ст. 15 ФЗ РФ N 73-ФЗ в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия, который представляет собой государственную информационную систему, включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования, методов и формы ведения реестра.
Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и ведении государственного градостроительного кадастра, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию (п. 3 ст. 15 ФЗ РФ N 73-ФЗ).
Исходя из ст. 16 ФЗ РФ N 73-ФЗ реестр формируется посредством включения в него объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение о включении их в реестр, а также посредством исключения из реестра объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение об исключении их из реестра, в порядке, установленном данным Федеральным законом.
Согласно п. 2 ст. 18 ФЗ РФ N 73-ФЗ объекты, которые представляют собой историко-культурную ценность и в отношении которых вынесено заключение государственной историко-культурной экспертизы о включении их в реестр как объектов культурного наследия, относятся к выявленным объектам культурного наследия со дня поступления в федеральный орган охраны объектов культурного наследия или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, документов, указанных в ст. 17 этого закона.
Из изложенных положений ФЗ РФ N 73-ФЗ следует, что единый реестр ведется в целях создания банка данных об уже имеющихся объектах культурного наследия, а не в целях придания им статуса таковых. Таким образом, объект в зависимости от своей исторической, культурной и художественной ценности может иметь признаки объекта культурного наследия вне зависимости от включения его в реестр.
Как установлено п. 2 ст. 35 ФЗ РФ N 73-ФЗ проектирование и проведение землеустроительных, строительных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются. Исключение составляют работы по сохранению памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственная деятельность, не нарушающая целостности памятника или ансамбля и не создающая угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.
Согласно п. 1 ст. 45 ФЗ РФ N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия. Данные работы также проводятся в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия. Кроме того, необходимым условием проведения работ по сохранению объекта культурного наследия является осуществление вышеназванным органом контроля за проведением работ.
Нормами п. 10 ч. 2 ст. 33 ФЗ РФ N 73-ФЗ государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя выдачу разрешений на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, в том числе работ по приспособлению объекта культурного наследия для современного и
Истцу ЛФИО2 на праве собственности по договору купли-продажи от "."..г., принадлежит <адрес>, общей площадью 63,5 кв. м, расположенная на первом этаже многоквартирного дома по адресу: <адрес>. Данный факт подтвержден выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Следовательно, жилой дом, в котором расположено принадлежащее ЛФИО2 жилое помещение, относится к объекту культурного наследия регионального значения «Комплекс застройки города градостроителей».
"."..г. ГБУ ВО «Центр ГКО» по заявлению ЛФИО2 составлен проект перепланировки и переустройства указанной квартиры.
ЛФИО2 обратилась с заявлением в администрацию городского округа-<адрес> о проведении перепланировки и переустройстве принадлежащего ей жилого помещения в многоквартирном доме
Решением заместителя главы городского округа ЛФИО2 было отказано в перепланировке и переустройстве помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на основании п. 3 ч, 1 ст. 27 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с несоответствием проекта переустройства и (иди) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства.
- организация, изготовившая проект, не имеет лицензию согласно требованиям постановления Правительства Российской Федерации от "."..г. №... «О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации»;
-проект не соответствует требованиям ФИО2 55528-2013 «Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия, Памятники истории и культуры»; проект не соответствует требованиям п. 3 ст. 40 Федерального закона от "."..г. №» 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»:
-изменение площади и (или) количества помещений объекта культурного наследия или его частей возможно исключительно путем проведения предусмотренных указанным Федеральным законом работ по сохранению объекта культурного наследия.
Постановлением администрации городского округа-<адрес> №... от "."..г. решение об отказе в согласовании перепланировки и переустройства помещения в многоквартирном доме ЛФИО2
Согласно заключению эксперта, составленному ООО «Эксперт Система» на основании определения Волжского городского суда от "."..г., проведенная в <адрес> перепланировка и переустройство, соответствует требованиям строительных норм и правил. требованиям сани тарно-гигиенических и противопожарных норм; влияния на конструктивные особенности здания не оказывает; указанная перепланировки не создает угрозу жизни, здоровью граждан, проживающих в квартире либо находящихся рядом с ним; нарушения вследствие указанной перепланировки внешнего вида фасада здания, примыкающего к данной квартире, отсутствуют.
Однако, из сообщения комитета государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> от "."..г. следует, что согласование проектной документации, выдача разрешительной документации на переустройство и (или) перепланировку <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, - не осуществлялась; отчетная документация о выполненных работах по сохранению объекта культурного наследия в Облкультнаследие не направлялась, приемка выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия Облкультнаследием не осуществлялась.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что работы по перепланировке были проведены ЛФИО2 не в соответствии с утвержденным комитетом государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> проектом; истцом допущено самовольное увеличенной жилой площадью за счет кухни, зашивка дверных проемов, демонтаж перегородок без соответствующего согласования с комитетом государственной охраны объектов культурного наследия <адрес>, что поменяло конфигурацию жилого помещения. Кроме того истцом не представлено охранное обязательство, которое она должна получить при покупке квартиры.
Поскольку совокупность имеющихся в деле доказательств свидетельствует об осуществлении работ по перепланировке без получения вышеназванных разрешений органа местного самоуправления и Государственного комитета в соответствии ФЗ РФ N 73-ФЗ, исковые требования ЛФИО2 не могут быть удовлетворены.
В силу ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В силу ч. 3 ст. 95 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 37 Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" N 73-ФЗ от "."..г., эксперты получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения. Размер вознаграждения экспертам, специалистам определяется судом по согласованию со сторонами и по соглашению с экспертами, специалистами.
Согласно ч. 2 ст. 85 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 16 Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", эксперт или судебно-экспертное учреждение не вправе отказаться от проведения порученной им экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны произвести оплату экспертизы до ее проведения. В случае отказа стороны от предварительной оплаты экспертизы эксперт или судебно-экспертное учреждение обязаны провести назначенную судом экспертизу и вместе с заявлением о возмещении понесенных расходов направить заключение эксперта в суд с документами, подтверждающими расходы на проведение экспертизы, для решения судом вопроса о возмещении этих расходов соответствующей стороной с учетом положений ч. 1 ст. 96 и ст. 98 ГПК РФ.
Для разрешения гражданского дела по существу определением Волжского городского суда от "."..г. была назначена судебная экспертиза, производство которой поручено ООО«Эксперт Система». Оплата за проведение экспертизы возложена на ЛФИО2
Экспертным учреждением надлежащим образом выполнены возложенные на него обязанности, экспертное заключение подготовлено и представлено в суд, вместе с заявлением о возмещении понесенных расходов в размере 7500руб. и с документами, подтверждающими расходы на проведение экспертизы с подробным указанием стоимости производства судебной экспертизы. При этом, обязанность по оплате проведенной экспертизы не исполнена.
Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от "."..г. N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.
Разрешая данное заявление, суд исходит из того, что истец ЛФИО2 предъявила необоснованные исковые требования, в удовлетворении которых судом было отказано..
Таким образом, учитывая указанные выше разъяснения, приведенные в Постановлении Пленума Верховного Суда от "."..г. N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", исходя из правоотношений и специфики рассмотренного спора, суд считает необходимым возложить расходы по экспертизы на ФИО2 в размере 7500руб.
На основании изложенного,руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,суд,-
Р Е Ш И Л
ФИО2 в удовлетворении иска к администрации городского округа-<адрес> о сохранении жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>,- в перепланированном и переустроенном состоянии в виде: в виде демонтажа перегородки между кухней и жилой комнатой площадью 10.7 кв.м.; зашивки дверного проема между жилой комнатой площадью 10,7 кв.м. и жилой комнатой площадью 19,8 кв.м.; демонтажа перегородки с дверным проемом между кухней и коридором площадью 2,0 кв.м.; демонтажа перегородки с дверным проемом между коридором площадью 2,0 кв.м. и коридором площадью 7.0 кв.м.; разборки сантехнического оборудования и устройства сантехнического оборудования в ванной комнате в виде ванны, унитаза и раковины; разборки технического оборудования и устройства сантехнического оборудования в кухне в виде раковины, - отказать.
Взыскать с ФИО2 в пользу ООО «Эксперт Система» расходы по производству судебной экспертизы в размере 7500руб.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья подпись.
Справка
Мотивированное решение
Изготовлено "."..г. года
(12.02.22г.-13.02.22г.вых.дни)
Судья подпись.
34RS0№...-41
подлинник данного документа
хранится в Волжском городском суде
в материалах гражданского дела №...