Дело № 2-14/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«11» февраля 2014 года Пермский край г. Очер
Очерский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Соломникова К.Э.,
при секретаре Шардаковой С.Е.,
с участием прокурора Бартова И.Н.,
представителя третьего лица ООО «<данные изъяты>» ФИО4
представителя ответчика администрации Очерского городского поселения Носовой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Очерского района Пермского края к администрации Очерского городского поселения Пермского края о возложении обязанностей принять меры к надлежащей организации сбора вывоза жидких бытовых отходов домов №, устранения нарушений законодательства об охране окружающей среды, требований санитарно-эпидемиологического законодательства путем проведения, в целях обеспечения водонепроницаемости, ремонта сборника (выгреба) жидких бытовых отходов у <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для многоквартирных домов № по <адрес>
у с т а н о в и л:
прокурор Очерского района Пермского края обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Очерского городского поселения с требованиями о возложении обязанности принять меры к надлежащей организации сбора вывоза жидких бытовых отходов домов №, устранения нарушений законодательства об охране окружающей среды, требований санитарно-эпидемиологического законодательства путем проведения, в целях обеспечения водонепроницаемости, ремонта сборника (выгреба) жидких бытовых отходов у <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для многоквартирных домов № по <адрес>, В обоснование требований указывает, что на основании обращения прокурором была проведена проверка соблюдения законодательства об организации сбора и вывоза жидких бытовых отходов на территории Очерского городского поселения, по результатам которой установлено, что канализационные отходы домов № по <адрес>, сливаются в выгребную яму, которая в течение многих лет нуждается в ремонте. В результате из данной ямы отходы вытекают вдоль домов по улице. Способ управления домом, не выбран, поэтому необходимые меры по устранению неисправностей указанной ямы не принимаются. ООО «<данные изъяты>» производит вывоз жидких бытовых отходов из данной выгребной ямы и не несет ответственности за ее содержание, так как на обслуживание она не находится. Выявленные бездействия администрации нарушают права неопределенного круга лиц на экологическую безопасность, и санитарно-эпидемиологическое благополучие, влекут неизгладимый ущерб окружающей среде. Меры по ремонту, находящихся в неудовлетворительном состоянии и нуждающихся в капитальном ремонте сборника (выгреба) жидких бытовых отходов, администрацией Очерского городского поселения не предпринимаются, что существенно нарушает права жителей окружающих домов.
В судебном заседании прокурор Бартов И.Н., заявленные исковые требования поддержал, дополнительно указав, что данная выгребная яма переполняется, из нее вытекают жидкие бытовые отходы, способ управления многоквартирным домом не выбран. Обязанность по ремонту сборника (выгреба) жидких бытовых отходов, лежит на администрации Очерского городского поселения Пермского края.
Представитель третьего лица ФИО4 в судебном заседании доводы заявленных требований поддержала, указывая, что обязанность по ремонту сборника (выгреба) жидких бытовых отходов лежит на администрации Очерского городского поселения. Данный сборник нуждается в ремонте, так как он является не герметичным и переполняясь грунтовыми водами, происходит разливание нечистот. Кроме того в данном многоквартирном доме на протяжении более пяти лет не выбран способ управления многоквартирным домом. Поэтому ремонт выгребной ямы не может производиться за счет средств собственников.
Представитель ответчика администрации Очерского городского поселения Носова В.Н. с исковым заявлением не согласна просила в удовлетворении исковых требований прокурора отказать, поскольку выгребная яма не является собственностью администрации Очерского городского поселения, относится к общему имуществу многоквартирных домов, поэтому ремонт её должным производить жильцы. Способ управления многоквартирными домами выбран: непосредственное управление собственниками. Организация водоотведения в городе не предполагает обязанность администрации Очерского городского поселения на ремонт выгребной ямы, на данные цели деньги из местного бюджета не выделяются.
Заслушав участников судебного разбирательства, исследовав представление доказательства, суд находит исковые требования прокурора Очерского района Пермского края подлежащими удовлетворению.
Из материалов дела следует, что в ходе рассмотрения жалобы жильца дома № по <адрес> на длительное затопление канализационными отходами пришедшей в негодность выгребной ямы, обслуживающей дома № по <адрес> прилегающих к жилым домам территорий, нарушается экологическая безопасность неопределенного круга лиц, проживающих рядом в расположенных домах <данные изъяты>, кроме того указано, что в течение длительного времени не выбран способ управления многоквартирными домами, администрация должных мер не принимает.
Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7-8) установлено наличие сборника (выгреба) жидких бытовых отходов по <адрес> требующего ремонта.
Как следует из выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости выгребная яма расположенная по <адрес> отсутствуют.
Из справки (л.д. 32) следует, что выгребная яма для обслуживания многоквартирных домов № <адрес> не является собственностью Очерского городского поселения.
Вместе с тем на основании Постановления ВС РФ "О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную, собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" N от ДД.ММ.ГГГГ, данный сборник (выгреба) жидких бытовых отходов по <адрес> подлежал включению в реестр муниципального имущества.
Как следует из представленных протоколов собрания многоквартирного дома по <адрес> и справки (л.д. 23-24) способ управления многоквартирными домами на день рассмотрения спора не выбран.
ООО «<данные изъяты>» согласно заключенных с жильцами договоров производит вывоз жидких бытовых отходов из выгребной ямы, договор на управление многоквартирным домом с жильцами указанных выше домов не заключался.
Необходимость ремонта сборника (выгреба) жидких бытовых отходов кроме приведенного акта обследования подтверждается показаниями представителя третьего лица, указавшей об отсутствии герметичности сборника.
Часть 3 ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусматривает, что к вопросам местного значения городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно ч. 1 ст. 16 ФЗ от 06 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.
В силу п. 3 ст. 8 ФЗ от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Поскольку канализация с выгребными ямами подлежала передаче в муниципальную собственность в соответствии с Приложением N 3 Постановления ВС РФ от 27 декабря 1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" как жилищный фонд, находящийся в управлении местной администрации, равно как и объекты инженерной инфраструктуры городов, и должна была быть передана в реестр муниципальной собственности, суд приходит к выводу, что администрация Очерского городского поселения как собственник имущества должен был организовать капитальный ремонт выгребной ямы.
При этом суд учитывает, что канализация с выгребной ямой должна была быть принята в муниципальную собственность до введения в действие Жилищного кодекса РФ, которым определен состав общего имущества собственников жилых помещений многоквартирного дома и с этого времени технический учет общего имущества собственников помещений в жилом доме не производился, его состав не определялся. Следовательно, обязанность по организации капитального ремонта выгребной ямы в составе канализации, как собственника имущества, а также исходя из полномочий, предусмотренных законом, лежит на администрации Очерского городского поселения.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 ФЗ "Об отходах производства и потребления", организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В результате отсутствия организационных мероприятий нарушаются права жильцов близлежащих домов, расположенных в зоне утечек бытовых отходов выгребной ямы на экологическую безопасность, благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом.
Частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Таким образом, из положений действующего жилищного законодательства следует, что открытый конкурс по отбору управляющей организации проводится в том случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом либо если такое решение не реализовано, что и следует из исследованных в ходе судебного разбирательства доказательствах.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л:
исковое заявление прокурора Очерского района Пермского края удовлетворить.
Возложить на администрацию Очерского городского поселения обязанности: принять меры к надлежащей организации сбора вывоза жидких бытовых отходов домов №, устранения нарушений законодательства об охране окружающей среды, требований санитарно-эпидемиологического законодательства путем проведения, в целях обеспечения водонепроницаемости, ремонта сборника (выгреба) жидких бытовых отходов у № по <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ; провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для многоквартирных домов № по <адрес>
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пермском краевом суде путем подачи апелляционной жалобы через Очерский районный суд Пермского края.
Судья-