Дело № 2-2066/2019
64RS0045-01-2019-002045-18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 мая 2019 года город Саратов
Кировский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Стоносовой О.В.,
при секретаре Воронцове Л.А.,
с участием помощника прокурора Кировского района г. Саратова Кондратенко Д.Н.,
представителя ответчика Романовой Н.Ю.,
представителя третьего лица администрации муниципального образования «Город Саратов» Линючевой Т.Л.,
представителя третьего лица администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов» Бочаровой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Кировского района г. Саратова в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Лицей математики и информатики» о возложении обязанности включения в план финансово - хозяйственной деятельности мероприятий,
установил:
заместитель прокурора Кировского района г. Саратова обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеуказанным иском к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Лицей математики и информатики» (далее по тексту – МАОУ «ЛМИ»), мотивируя свои требования тем, что прокуратурой района во исполнение решения коллегии Генеральной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ «О состоянии законности и практике прокурорского надзора в сфере исполнения законодательства о защите прав инвалидов», а также приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» проведена проверка соблюдения требований законодательства о защите прав инвалидов в здании МАОУ «ЛМИ», в ходе которой установлено следующее.
В ходе проверки установлено, что МАОУ «ЛМИ» требования действующего законодательства о доступности для маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры, которые содержатся в Своде правил СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (актуализированная редакцияСНиП 35-01-2001) не исполняются.
Так, п. 8.1.6 указанного СНиП предусматривает, что на входе в учреждения социального назначения для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, которая должна быть размещена с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 м. от входа. На основных путях движения следует предусмотреть тактильно-контрастные указатели, шириной от в 5 до 0. 30 м. с высотой рифов 4,0 мм.
Статьей 2 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с ч.2 ст.7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства п детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ст.2 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - (далее - «Федеральный закон») социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления и организации независимо от организации правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдых, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
В соответствии со ст. 16 Федерального закона юридические и должностные лица за уклонение от исполнения требований по созданию условий инвалидам беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В пунктах 1,3 статьи 23 «Конвенции о правах ребенка» указано, что Государства - участники признают, что неполноценный в умственном физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.
В признание особых нужд неполноценного ребенка помощь предоставляется, по возможности, бесплатно с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке, и имеет целью обеспечение неполноценному ребенку эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха таким образом, который приводит к наиболее полному, возможности, вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка.
Согласно ч.ч. 3, 5 ст. 5, ч. 3 ст. 79 и ч. 4 ст. 95.2 Федерального закона № ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования.
В целях реализации права каждого человека на образование федеральным государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя, в том числе обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями проводится по таким общим критериям, как доступность услуг для инвалидов.
В соответствии с Уставом МАОУ «ЛМИ» следует, что Учреждение является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, самостоятельно осуществляет финансово - хозяйственную деятельность, от своего имени может заключать договоры, приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности.
Директор Учреждения без доверенности действует от имени учреждения, обеспечивает материально-техническое оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами, требованиями федеральных государственных образовательных стандартов в пределах собственных финансовых средств; утверждает план финансово - хозяйственной деятельности учреждения.
Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что расходы по приобретению информационных мнемосхем, тактильно-контрастных указателей МАОУ «ЛМИ» не рассчитывались, вопрос об установке указанного оборудования в здании школы не рассматривался. В связи с чем, расходы на приобретение и установку в план финансово-хозяйственной деятельности школы на 2019 год не включены.
Указанное бездействие нарушает права детей и неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями, посещающих здание МАОУ «ЛМИ» на беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры, ведение полноценной и достойной жизни в условиях, которые обеспечивают их достоинство, способствуют уверенности в себе и облегчают активное участие в жизни общества.
Статья 45 Гражданского процессуального кодекса РФ предусматривает, что прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, с учетом уточнений просит обязать включить в план финансово - хозяйственной деятельности на 2020 год проведение мероприятий по установке информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения), отображающей информацию о помещениях в здании образовательного учреждения, которая должна быть размещена с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 м. от входа; тактильно - контрастных указателей шириной от 0,15 до 0,30 м. с высотой рифов 4,0 мм.
Помощник прокурора Кировского района г. Саратова Кондратенко Д.Н. в судебном заседании поддержала исковые требования по основаниям, указанным в иске, просила иск с учетом уточнений удовлетворить в полном объеме, дала объяснения, аналогичные содержанию искового заявления.
Представитель ответчика Романова Н.Ю., представитель третьего лица администрации муниципального образования «Город Саратов» Линючева Т.Л., представитель третьего лица администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов» Бочарова Е.Е. в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица комитета по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки не известна.
На основании ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
В соответствии с принципом процессуального равноправия стороны пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности (ст. 38 ГПК РФ). Закон предоставляет истцу и ответчику равные процессуальные возможности по защите своих прав и охраняемых законом интересов в суде. Стороны независимо от того, являются ли они гражданами или организациями, наделяются равными процессуальными правами. Какие-либо юридические преимущества одной стороны перед другой в гражданском процессе исключаются.
В силу принципа состязательности стороны, другие участвующие в деле лица, если они желают добиться для себя либо для лиц, в защиту прав которых предъявлен иск, наиболее благоприятного решения, обязаны сообщить суду имеющие существенное значение для дела юридические факты, указать или представить суду доказательства, подтверждающие или опровергающие эти факты, а также совершить иные предусмотренные законом процессуальные действия, направленные на то, чтобы убедить суд в своей правоте.
В соответствии с частями 1-3 статьи 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 05.06.2012 г. N 13-П указано, что оценка доказательств и отражение их результатов в судебном решении является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.
Согласно п. п. 5 и 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам надлежащее размещение носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, а также обеспечивают дублирование необходимой для инвалидов информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.
В силу пп. «а» п. 4 приказа Министерства образования и науки РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, должно обеспечиваться наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также обеспечиваться возможность беспрепятственного входа в объект и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории объекта.
Требования к обеспечению входа и передвижения инвалида в помещении закреплены в «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных приказом Минрегиона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №/пр.
Судом установлено, что в соответствии с Уставом МАОУ «ЛМИ» учреждение является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, самостоятельно осуществляет финансово - хозяйственную деятельность, от своего имени может заключать договоры, приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности.
Директор учреждения без доверенности действует от имени учреждения, обеспечивает материально-техническое оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами, требованиями федеральных государственных образовательных стандартов в пределах собственных финансовых средств; утверждает план финансово - хозяйственной деятельности учреждения.
Также судом установлено, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Кировского района г. Саратова установлено, что расходы по приобретению информационных мнемосхем, тактильно-контрастных указателей МАОУ «ЛМИ» не рассчитывались, вопрос об установке указанного оборудования в здании школы не рассматривался. В связи с чем, расходы на приобретение и установку в план финансово-хозяйственной деятельности школы на 2019 год не включены.
Суд приходит к выводу, что указанное бездействие нарушает права детей и неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями, посещающих здание МАОУ «ЛМИ» на беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры, ведение полноценной и достойной жизни в условиях, которые обеспечивают их достоинство, способствуют уверенности в себе и облегчают активное участие в жизни общества, что согласуется с обозначенным в Конвенции ООН о правах инвалидов, участником которой является Российская Федерация, принципом полного и эффективного вовлечения инвалидов в общество.
Доводы третьего лица администрации Кировского района МО «Город Саратов» о применении положений ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, не могут умалять прав инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку, на создание для них доступной среды.
Предлагаемые прокурором меры к изменению конструктивных элементов здания не ведут, а представляют собой меру, обеспечивающую минимальное удовлетворение потребностей инвалидов по зрению в целях адаптации.
При этом недостаточность финансирования указанных в ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ расходов сама по себе при наличии у граждан-инвалидов соответствующего права не является основанием для отказа в судебной защите этого права.
Руководствуясь ст. ст. 56, 67, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
обязать муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей математики и информатики» включить в план финансово-хозяйственной деятельности на 2020 год проведение мероприятий по установке информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения), отображающей информацию о помещениях в здании образовательного учреждения, которая должна быть размещена в правой стороны по ходу движения на удаление от 2 м до 4 м от входа; тактильно-контрастных указателей шириной от 0,15 м до 0,30 м. с высотой рифов 4,0 м.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Саратова.
Судья О.В. Стоносова