Дело №2а-1-558\2020г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 октября 2020 года город Людиново
Людиновский районный суд Калужской области
в составе председательствующего судьи Ковалевой М.В.
при секретаре Шлямневой А.А.,
с участием представителя административного истца Денисова В.В. Ильюхина Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Денисова Владимира Викторовича к администрации муниципального района «Город Людиново и Людиновский район» о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка,
У С Т А Н О В И Л :
30 января 2020 года Денисов В.В. обратился в Арбитражный суд Калужской области с иском к администрации муниципального района «Город Людиново и Людиновский район» о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, содержащегося в заключении от ДД.ММ.ГГГГ № у и обязании утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. В обоснование требований указал, что являясь собственником помещения в многоквартирном жилом доме по адресу г,<адрес>, ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка для размещения многоквартирного дома по указанному выше адресу.
Ответчик отказал в утверждении схемы со ссылкой на необходимость произвести межевание всего квартала, в котором находится земельный участок.
Определением Арбитражного суда Калужской области от 25 июня 2020 года дело №А23-705/2020 было передано в суд общей юрисдикции для рассмотрения по подсудности.
В судебном заседании 30 октября 2020 года суд перешел к рассмотрению дела в порядке административного судопроизводства.
В судебном заседании представитель административного истца Ильюхин Д.А. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Истец Денисов В.В., своевременно извещенный судом о дне слушания дела, в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика, своевременно извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил отзыв от 1 сентября 2020 года, где исковые требования не признал, сославшись на доводы, изложенные в отзыве.
Выслушав объяснения представителя административного истца Ильюхина Д.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В суде установлено: Денисову В.В. на праве собственности принадлежит нежилое помещение (пом.1 ) площадью 108 кв.м в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Денисов В.В. обратился с заявлением в администрацию муниципального района «Город Людиново и Людиновский район» и просил сформировать и предоставить в собственность земельный участок, расположенный под домом № по <адрес>, (заявление зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ), приложив необходимые документы, в том числе схему расположения земельного участка.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № у за подписью заместителя главы администрации муниципального района «Город Людиново и Людиновский район» ФИО4 Денисову В.В. было отказано в дальнейшем рассмотрении и принятии решения по указанному вопросу со ссылкой на то, что заявителю необходимо представить в адрес администрации муниципального района проект межевания территории.
Указанные обстоятельства подтверждаются: объяснениями представителя административного истца Ильюхина Д.А., копиями: заявления Денисова В.В. от ДД.ММ.ГГГГ., письма от ДД.ММ.ГГГГ №- у в адрес Денисова В.В., архивных выписок, свидетельства о государственной регистрации права, справки БТИ, схемы расположения земельного участка, иными исследованными судом материалами дела.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу многоквартирного дома. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации), в Постановлении от 28 мая 2010 г. N 12-П указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах установил в Жилищном кодексе Российской Федерации общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации), а в Федеральном законе от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (статья 16 данного федерального закона).
Из частей 2 - 5 статьи 16 указанного федерального закона (с учетом разъяснений, приведенных в пунктах 66, 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав") следует, что в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.
Таким образом, переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения государственного кадастрового учета.
При этом каких-либо актов органов государственной власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности не требуется, как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости.
Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В данном случае собственник помещения в многоквартирном доме как законный владелец земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации имеет право требовать устранения всяких нарушений его прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка (пункт 67 названного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации).
На основании части 4 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 г. N 12-П).
Проект межевания относится к документации по планировке территории, решение о подготовке которой по общим правилам принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 2 части 4 статьи 41, часть 1 статьи 45 ГрК РФ).
Следовательно, именно на административном ответчике лежит обязанность сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом, при этом отсутствие утвержденного проекта планировки территории не является основанием для отказа гражданам в реализации их права на формирование земельного участка.
Учитывая, что оспариваемы отказ в формировании земельного участка не соответствует требованиям закона и нарушает права Денисова В.В., в том числе оформление земельного участка под многоквартирным домом в собственность, суд, учитывая, что для принятия решения о признании действий (бездействий), решений незаконными необходимо наличие двух условий – это несоответствие действия (бездействия), решения закону и нарушение прав и свобод административного истца, полагает необходимым удовлетворить заявленные требования.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным отказ в утверждении схемы расположения земельного участка администрации муниципального района «Город Людиново и Людиновский район», изложенный в письменном ответе от ДД.ММ.ГГГГ за № в адрес Денисова Владимира Викторовича.
Обязать администрацию муниципального района «Город Людиново и Людиновскмий район» повторно рассмотреть обращение Денисова Владимира Викторовича об утверждении схемы расположения земельного участка, принять решение в отношении заявления Денисова В.В. в соответствии с действующим законодательством.
Решение суда может быть обжаловано в Калужский областной суд через Людиновский районный суд Калужской области в течение месяца с момента составления мотивированного решения суда.
Председательствующий М.В.Ковалева
Мотивированное решение составлено 05 ноября 2020 года.