Дело № 2-107/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 мая 2012 года пос. Пряжа
Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Кемпинен И.С.,
при секретаре Голиней А.Ю.,
с участием истца Вороновой М.К. и ее представителя - Комиссарова В.Л., действующего на основании доверенности,
представителя ответчика Главы Крошнозерского сельского поселения Гапеева О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вороновой М.К. к Администрации Пряжинского национального муниципального района, Администрации Крошнозерского сельского поселения о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий,
у с т а н о в и л:
Воронова М.К. обратилась в суд с указанным иском по тем основаниям, что ей на праве собственности принадлежит жилой дом по адресу: <адрес>. Актом и Заключением № от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии Администрации Пряжинского национального муниципального района по признанию жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания жилой дом истицы по вышеуказанному адресу признан пригодным для постоянного проживания. ДД.ММ.ГГГГ администрацией Крошнозерского сельского поселения ей направлено уведомление о том, что законные основания для постановки ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий отсутствуют. С заключением о признании принадлежащего ей жилого дома пригодным для постоянного проживания истица не согласна, поскольку комиссией не выполнены все возможные мероприятия для выявления факторов, являющихся основанием для признания жилого дома пригодным (непригодным) для проживания, в частности не учтен реальный физический износ дома и отдельных его частей. Истица полагает, что органы местного самоуправления района своими действиями нарушили ее права и свободы, создали препятствие для участия в программе в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 г.г.». На основании изложенных в заявлении обстоятельств, истица просит суд признать Заключение от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным, обязать ответчиков устранить в полном объеме допущенные нарушения ее прав и свобод, обязать ответчиков произвести повторное обследование ее жилого дома и признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Представитель истца - Комиссаров В.Л., действующий на основании доверенности, в судебном заседании уточнил заявленные требования, просил признать незаконными Акт обследования № от ДД.ММ.ГГГГ жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, и заключение № от ДД.ММ.ГГГГ Межведомственной комиссии о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> пригодным для постоянного проживания; обязать Администрацию Крошнозерского сельского поселения Воронову М.К. принять на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ на основании п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ в связи с ее проживанием в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; взыскать с ответчиков в пользу Вороновой М.К. расходы по оплате строительно-технической экспертизы в размере <данные изъяты> руб. в равных долях по <данные изъяты> руб., а также взыскать с ответчиков в пользу Вороновой М.К. в возмещение расходов на оплату услуг представителя в сумме <данные изъяты> рублей в равных долях по <данные изъяты> руб.
Истец Воронова М.К. в суде поддержала уточненные ее представителем Комисаровым В.Л. исковые требования, пояснила, что проживает в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ (со дня его постройки), дом старый, неблагоустроенный, холодный, уже шестую зиму она проживает в дом дочери в <адрес>.
Представитель ответчика - Глава Крошнозерского сельского поселения Гапеев О.В. в суде возражал против взыскания с администрации поселения расходов по проведению экспертизы и расходов на оплату услуг представителя, в остальном указал о согласии с иском.
Представитель ответчика Администрации Пряжинского национального муниципального района - в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В Отзыве от ДД.ММ.ГГГГ Глава администрации района разрешение спорного вопроса оставил на усмотрение суда, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации.
Суд, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Установлено, что истица Воронова М.К. в соответствии с удостоверением имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих.
В соответствии с п.4 ч.1, п. 3 ч. 2 ст.21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются, в том числе супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.
Истица зарегистрирована и проживает в принадлежащем ей на праве собственности <адрес>
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» установлена необходимость завершения обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах».
В Республике Карелия предоставление гражданам меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с Законом Республики Карелия от 28.07.2010 г. № 1414 ЗРК «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов и членов семей погибших (умерших) ветеранов, проживающих на территории Республики Карелия» и постановлением Правительства Республики Карелия от 23.06.2006 г. № 81-П «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами «О Ветеранах» (действующее на момент обращения истца с заявлением), которым утвержден Порядок предоставления ветеранам, членов семей погибших (умерших) ветеранов, мер поддержки по обеспечению жильем. Обеспечение жильем ветеранов, в соответствии с указанным Постановлением Правительства Республики Карелия осуществляется в форме предоставления субсидий на приобретение жилья в собственность. Кроме того, указанным постановлением образована Межведомственная комиссия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, членов семей погибших (умерших) ветеранов, которая определяет граждан - кандидатов на обеспечение жильем исходя из объема субвенций из федерального бюджета бюджету Республики Карелия на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем граждан в текущем году, на основании единого списка, указанного в пункте 2 настоящего Порядка.
Таким образом, одним из условий возникновения у граждан, относящихся к категории ветеранов (участников) Великой Отечественной войны, в соответствии с указанным законом «О ветеранах» права на обеспечения указанной мерой социальной поддержки, является постановка их на учет нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий).
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Из письменных материалов следует, что ДД.ММ.ГГГГ Воронова М.К. обратилась в Администрацию Крошнозерского сельского поселения с заявлением о принятии ее на учет для получения жилой площади в порядке улучшения жилищных условий.
ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия по признанию жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания произвела обследование жилого помещения истицы по адресу: <адрес>, и признала его пригодным для проживания.
На основании акта обследования жилого помещения и заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным для проживания Администрацией Крошнозерского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ Вороновой М.К. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Между тем, согласно заключению судебной строительной технической экспертизы ООО «И.» от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение по адресу: <адрес> непригодно для проживания на основании п. 33 части 3 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» в связи с выявленными вредными факторами среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения с физическим износом в процессе эксплуатации эксплуатационных характеристик несущих и ограждающих конструкций дома, приведших к снижению до недопустимого уровня надежности, прочности и устойчивости строительных конструкций; отсутствия возможности поддержания параметров микроклимата жилого помещения, обеспечивающих соблюдение необходимых санитарно - эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, предъявляемых к жилым помещениям.
Указанное заключение ответчиком не оспорено, доказательств, опровергающих выводы экспертов о непригодности спорного жилого помещения, в порядке ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.
На основании исследованных доказательств, суд приходит к выводу о том, что жилое помещение по адресу: <адрес> является непригодным для проживания, а Воронова М.К. является нуждающейся в улучшении жилищных условий.
При таких обстоятельствах отказ Администрации Крошнозерского сельского поселения в постановке Вороновой М.К. на учет в качестве нуждающейся, принятый на основании акта обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ и заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным для проживания от ДД.ММ.ГГГГ, является необоснованным. Незаконными являются акт обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ и заключение межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным для проживания от ДД.ММ.ГГГГ
В связи с изложенным, Воронова М.К. подлежит принятию Администрацией Крошнозерского сельского поселения на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с даты ее обращения в жилищную комиссию с заявлением о постановке на учет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ
Надлежащим ответчиком по делу является Администрация Крошнозерского сельского поселения, поскольку в силу положений ст. 52 ЖК РФ только она наделана полномочиями по решению вопросов о принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий либо отказе в этом. В иске к Администрации Пряжинского национального муниципального района надлежит отказать.
В соответствии со ст. ст. 98, 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В связи с изложенным, с Администрации Крошнозерского сельского поселения в пользу Вороновой М.К. подлежат взысканию заявленные стороной истца расходы по проведению строительно-технической экспертизы в сумме <данные изъяты> руб.
Установлено, что представитель Вороновой М.К. - Комиссаров В.Л. участвовал в двух судебных заседаниях (ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ), составлял исковое заявление, в связи с чем суд находит разумными и обоснованными требования истицы о возмещении расходов на услуги представителя в размере <данные изъяты> рублей.
В силу ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов и ответчиков.
Таким образом, расходы по оплате государственной пошлины взысканию с Администрации Крошнозерского сельского поселения не подлежат.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить частично.
Признать незаконными Акт обследования № от ДД.ММ.ГГГГ жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, и Заключение № от ДД.ММ.ГГГГ Межведомственной комиссии о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, пригодным для постоянного проживания.
Обязать Администрацию Крошнозерского сельского поселения принять Воронову М.К. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ
В иске к Администрации Пряжинского национального муниципального района -отказать.
Взыскать с Администрации Крошнозерского сельского поселения в пользу Вороновой М.К. судебные расходы по оплате строительно-технической экспертизы в сумме <данные изъяты> руб. и расходы на оплату услуг представителя в сумме <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд РК в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.С. Кемпинен