Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 апреля 2011 года Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Чернышовой Р.В.
при секретаре Ярополовой Н.Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дзержинского района Красноярского края в интересах инвалида ФИО1 к Государственному учреждению Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Канского филиала № 5 (Канский) о признании незаконным бездействия по не обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации и обязании обеспечить техническими средствами реабилитации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Дзержинского района Красноярского края в интересах инвалида ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Канского филиала № 5 (Канский) о признании незаконным бездействия по не обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации и обязании обеспечить ФИО1 техническими средствами реабилитации, согласно индивидуальной программе реабилитации. Свои требования прокурор мотивирует тем, что ФИО1 является инвалидом первой группы и согласно индивидуальной программе реабилитации ему необходимы технические средства медицинской реабилитации, а именно: кресло-стул с санитарно-гигиеническим оснащением активного типа. Однако, на момент проверки установлено, что техническими средствами медицинской реабилитации ФИО1 не обеспечен по настоящее время. Прокурор Дзержинского района Красноярского края просит признать бездействия ответчика незаконными и обязать ответчика обеспечить инвалида техническими средствами реабилитации.
В судебном заседании прокурор Дзержинского района не явился, о месте и времени рассмотрения иска надлежащим образом извещен. Направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика Канского филиала № 5 ГУ Красноярское региональное отделение фонда социального страхования ФИО3, действующий на основании доверенности в суде иск не признал, пояснил, что требования прокурора не основаны на законе, поскольку не обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации не может рассматриваться как незаконные действия отделения Фонда, так как это произошло из-за недостаточного финансирования расходов на приобретение технических средств реабилитации Министерством финансов РФ и администрацией Красноярского края.
Представитель Министерства финансов Российской Федерации в лице представителя отдела Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю ФИО4 пояснила, что в соответствии с ч.1 ст. 10 и ч.15 ст. 11.1 ФЗ № 181 от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в РФ» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета; перечень технических средств реабилитации и показаний для обеспечения ими инвалидов, а также порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определяются Правительством РФ. Согласно п. 16 Правил и ч. 8 ст. 11.1 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» финансирование предусмотренных Правилами расходов осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг. Региональные отделения Фонда социального страхования РФ являются исполнительными органами Фонда социального страхования РФ и осуществляют оперативное управление средствами социального страхования на соответствующей территории, в то числе возложено обязательство по обеспечению инвалидов средствами технической реабилитации.
Суд, заслушав представителя ответчика ФИО3, представителя третьего лица ФИО4, исследовав письменные материалы дела, находит, что иск Прокурора Дзержинского района Красноярского края в интересах инвалида ФИО1 является обоснованным, его необходимо удовлетворить по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности.
В соответствии со ст. 2 ФЗ РФ от 24.11.1995 года № 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст.ст. 10, 11.1 от 24.11.1995 года № 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» установлено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством РФ.
В соответствии с Правилами обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации…», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 г. № 240 финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг.
Согласно требований п.п.3.4.5 Правил, установлено, что заявление о предоставлении инвалиду технического средства (изделия) подается инвалидом либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования РФ по месту жительства (далее-уполномоченный орган), который в 15-ти дневный срок с даты поступления заявления рассматривает его и в письменной форме уведомляет инвалида о постановке на учет. Право указанной категории граждан на обеспечение техническими средствами реабилитации возникает с момента подачи заявления в исполнительный орган Фонда. Обеспечение инвалидов техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 г. № 2347-р, кресло-стул относится к техническим средствам реабилитации, обеспечение которыми возложено на Фонд социального страхования.
В соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель утверждает сметы доходов и расходов, определяет лимиты бюджетных средств подведомственных распорядителем и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета.
В соответствии с п.6 ст. 158 Бюджетного Кодекса РФ установлено, что главный распорядитель бюджетных средств имеет право на основании мотивированного представления бюджетного учреждения вносить изменения в утвержденную смету доходов и расходов бюджетного учреждения в части распределения средств между ее статьями с уведомлением органа, исполняющего бюджет, в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с Федеральным законом РФ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» установлено, что Фонд социального страхования Российской Федерации осуществляет финансовое обеспечение предоставления инвалидам технических средств реабилитации и услуг.
Таким образом, от имени Российской Федерации в соответствии со ст. 125 ГК РФ в правоотношениях по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации выступают исполнительные органы Фонда социального страхования и Фонд социального страхования РФ, как орган, осуществляющий финансирование указанных расходов.
В суде представитель ГУ Красноярское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации Колабановым Е.Л. не отрицалось, что ФИО1 является инвалидом, он поставлен на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации и ему не были в полном объеме выданы технические средства реабилитации из-за отсутствия достаточного финансирования.
Таким образом, невыполнение в полном объеме государственных социальных гарантий следует рассматривать как нарушение прав инвалида, а действия Фонда социального страхования, не обеспечившего инвалида техническими средствами реабилитации - незаконными.
В судебном заседании нашло свое подтверждение, что ФИО1 является инвалидом, имеет право на получение технических средств реабилитации в полном размере в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, согласно которой ему полагается проходить реабилитацию при помощи технических средств реабилитации для бытовой и общественной деятельности (л.д.9 ), однако, по результатам проведенной прокурором проверки установлено, что ФИО1 не обеспечен техническими средствами реабилитации для бытовой и общественной деятельности: креслом-стулом с санитарно-гигиеническим оснащением активного типа, что не отрицалось ответчиком в судебном заседании и подтверждается следующими доказательствами:
- копией заявления ФИО1 (л.д.7);
- копией индивидуальной программы реабилитации инвалида (л. д.9);
- копией паспорта ФИО1 (л.д.8);
- копией справки об инвалидности (л.д.8);
- информацией о гражданах, не обеспеченных техническими средствами реабилитации (л.д.10).
Обязанность по обеспечению техническими средствами реабилитации инвалидов возложена на исполнительный орган Фонда социального страхования РФ. При этом Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» и вышеуказанные Правила не предусматривают в качестве основания освобождения от обязанности обеспечить инвалидов техническими средствами реабилитации в связи с недостаточным финансированием расходов на их приобретение. Поэтому доводы о недостаточном финансировании расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации не могут быть приняты во внимание судом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Прокурора Дзержинского района Красноярского края в интересах инвалида ФИО1 к Государственному учреждению Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Канского филиала № 5 (Канский) о признании незаконным бездействия по не обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации и обязании обеспечить техническими средствами реабилитации - удовлетворить.
Признать бездействие Государственного учреждения Красноярского регионального отделения фонда социального страхования РФ в лице филиала №5 «Канский» по не обеспечению инвалида ФИО1 техническими средствами реабилитации незаконными и нарушающими права последнего.
Обязать Государственное учреждение Красноярское региональное отделение фонда социального страхования РФ в лице филиала №5 «Канский» обеспечить инвалида ФИО1 техническими средствами реабилитации - креслом-стулом с санитарно-гигиеническим оснащением активного типа, согласно индивидуальной программе реабилитации.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение десяти дней с момента его вынесения в окончательной форме.
Судья Чернышова Р.В.