Дело № 2-926/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 января 2019 г. г. Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Рожновой О.Е., при секретаре Бозаджи Е.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора 83 военной прокуратуры гарнизона в интересах Российской Федерации, ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России к ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России об обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с указанным выше иском, в котором просит суд обязать ответчика в срок до 31.12.2019г. осуществить поверку существующих коллективных (общедомовых) приборов учета горячей воды и тепловой энергии, а в случае их технической неисправности и(или) экономической нецелесообразности поверки (ремонта) установить новые коллективные (общедомовые) приборы учета горячей воды и тепловой энергии, а также обеспечить их эксплуатацию в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18.11.2013г. №, а так же установить коллективный (общедомовой) прибор учета холодной воды, ввести его в эксплуатацию, а в последующем обеспечить его техническое обслуживание в общежитии специализированного жилищного фонда Минобороны России по адресу: АДРЕС. Свои требования истец мотивирует тем, что по результатам проведенной проверки установлено нарушение ответчиком требований законодательства по управлению многоквартирным домом, находящимся в собственности Российской Федерации, в части соблюдения требований к оснащению и технической эксплуатации приборов учета потребляемых энергоресурсов в общежитии, в связи с чем вынесено представление об устранении выявленных нарушений. Однако до настоящего времени требования представления не исполнены, в связи с чем истец обратился в суд с настоящими требованиями.
Помощник военного прокурора 83 военной прокуратуры гарнизона в судебном заседании требования поддержал, на иске настаивал. Указывал, что установка счетчиков предусмотрена законом, и в случае если собственником такая обязанность не исполняется, это должна сделать управляющая компания.
Представитель истца ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, в представленном заявлении с заявленными требованиями согласился, просил их удовлетворить. Дело просил рассмотреть в отсутствие представителя ФГКУ.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, в представленном заявлении дело просил рассмотреть в его отсутствие. Направил в суд отзыв, в котором просил в удовлетворении требований отказать. В обоснование ссылался, что спорные дома были переданы в управление ФГБУ «ЦЖКУ Минобороны России с выявленными в результате проверки нарушениями. В связи с чем в адрес собственника спорного объекта, в лице ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России направлено письмо-обращение с просьбой принять решение об установлении приборов учета энергоресурсов за счет взносов на капитальный ремонт МКД и общежитий. До настоящего времени ответа не поступило. Так же ссылается на то, что как только решение о финансировании приборов учета будет принято, они будут установлены.
В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России, ФГБУ «ЦЖКУ Минобороны России.
Суд, выслушав помощника военного прокурора, изучив материалы дела приходит к следующему.
Судом установлено, что общежитие специализированного жилищного фонда Минобороны России, расположенное по адресу: АДРЕС находится в собственности Российской Федерации.
На основании приказа Министра обороны РФ от 17.12.2010 № 1871 передаточным актом от 20.08.2011 здание общежития от ФГКУ «№ КЭЧ района» Минобороны России передано в оперативное управление ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России (л.д. 14-15).
Ответчик осуществляет управление спорным домом на основании договора № (л.д. 8-13).
В соответствии с пунктами 2.1, 3.1 и 10.1 договора управления, ответчик обязался с 01.09.2018 осуществлять управление общежитием в соответствии с условиями Договор и законодательством Российской Федерации, в соответствии с требованиями действующих технических регламентов, стандартов, правил и норм, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, гигиенических нормативов, иных правовых актов, в том числе: обеспечить содержание и ремонт общего имущества в общежитии в соответствии с действующими правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда.
Непосредственное управление общежитием осуществляется жилищно- эксплуатационным (коммунальным) отделом № филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ (по Воздушно-космическим силам), что не оспаривалось ответчиком.
Как следует из письма МУП «ВОДОКАНАЛ» № от 12.11.2018г. в АДРЕС установлен прибор учета потребляемой холодной воды марки ....., который не исправен (л.д. 20).
Согласно ответу МУП «ТЕПЛОСЕРВИС» № от 12.11.2018г. в АДРЕС общедомовый прибор учета тепловой энергии установлен и введен в эксплуатацию в сентября 2011г., срок очередной поверки истек в октябре 2015г. (л.д. 21).
На основании проведенной проверки в сфере жилищно-коммунального хозяйства при содержании общего имущества и предоставлении коммунальных услуг нанимателям жилых помещений в общежитиях специализированного жилищного фонда Минобороны России, расположенных по адресам: АДРЕС установлено ненадлежащее исполнение ЖЭ(К)О № филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ требований ст.ст. 157, 161, 162 ЖК РФ, ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009г. № 261-ФЗ, в связи с чем военным прокурором 83 военной прокуратуры гарнизона вынесено представление, предложено организовать оснащение общежитий коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды и тепловой энергии (поверку, ранее установленных), ввод установленных приборов в эксплуатацию, а так же их надлежащее техническое обслуживание (л.д. 16-17).
Доказательств исполнения внесенного представления ответчиком в соответствии с положениями ст. 56 ГПК РФ не представлено.
Статьей 13 Федерального закона N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно ч. 5 ст. 13 Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ до 1 июля 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В соответствии с ч. 2.3. ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Согласно п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (п. 42 Правил).
В соответствии со ст. 154 ЖК РФ, пп. «е1» п. 2 и пп. «к» п. 11 Правил, а также п.п. 5.1.2 и 5.3.13 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, коллективные (общедомовые) приборы учета холодной, горячей воды и тепловой энергии входят в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. При этом, обязанность по обеспечению установки и ввода в эксплуатацию таких приборов учета, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета и т.д.) возложена на организацию по обслуживанию жилищного фонда.
Согласно п. 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета, расширительных баков и элементов, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов и оборудования на чердаках, в подвалах и каналах) отнесена к обязательным работам.
Таким образом, исполнитель коммунальных услуг в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом, содержащим положения об обслуживании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и в силу п. 5 ч. 1.1. ст. 161 ЖК РФ должен обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме. Исполнитель коммунальных услуг обязан совершить действия по организации установки и ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, в том числе путем обращения для заключения соответствующего договора в адрес ресурсоснабжающей организации.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом обязанность собственников по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета переходит к лицу, ответственному за содержание общего имущества в многоквартирном доме за счет платы за содержание жилого помещения.
Согласно ч. 12 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ в случае неустранения до истечения двух месяцев с момента выявления нарушения требований указанного закона в части обязательного учета потребляемых энергоресурсов соответствующими приборами учета, а также при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления, ресурсоснабжающие организации обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников таких приборов учета.
Доводы представленного отзыва не могут служить основанием для отказа истцу в иске, поскольку положениями действующего законодательства мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке коллективных (общедомовых) приборов учета горячего водоснабжения в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома. Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
Доказательств, подтверждающих принятие ответчиком всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, ответчиком не представлено.
На основании вышеизложенного заявленные исковые требования являются законными обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Военного прокурора 83 военной прокуратуры гарнизона в интересах Российской Федерации, ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России удовлетворить.
Обязать ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России в срок до 31.12.2019г. осуществить поверку существующих коллективных (общедомовых) приборов учета горячей воды и тепловой энергии, а в случае их технической неисправности и(или) экономической нецелесообразности поверки (ремонта) установить новые коллективные (общедомовые) приборы учета горячей воды и тепловой энергии, а также обеспечить их эксплуатацию в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18.11.2013г. № 1034; установить коллективный (общедомовой) прибор учета холодной воды, ввести его в эксплуатацию, а в последующем обеспечить его техническое обслуживание, в общежитии специализированного жилищного фонда Минобороны России по адресу: АДРЕС.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме в Московский областной суд через Одинцовский городской суд Московской области.
Судья