Судебный акт #1 (Решение) по делу № 21-118/2020 от 13.10.2020

№ 21-118/2020

РЕШЕНИЕ

22 октября 2020 года г. Горно-Алтайск

Судья Верховного Суда Республики Алтай Кокшарова Е.А., рассмотрев жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай Зяблицкой Н.В. на решение судьи Турочакского районного суда Республики Алтай от 14 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора автономного учреждения Республики Алтай «Турочак Лес» Кабакова ДВ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай Зяблицкой Н.В. от 02 июля 2020 года директор автономного учреждения Республики Алтай «Турочак Лес» Кабаков Д.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Турочакского районного суда Республики Алтай от 14 сентября 2020 года указанное постановление отменено, производство по данному делу прекращено на основании п.3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – в связи с малозначительностью административного правонарушения. Директор автономного учреждения «Турочак Лес» Кабаков Д.В. освобожден от административной ответственности с объявлением устного замечания.

Не согласившись с вынесенным решением судьи, заместитель руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай Зяблицкая Н.В. обратилась в Верховный Суд Республики Алтай с жалобой, в которой просит отменить решение судьи. В обоснование жалобы указано, что нарушение установленного порядка осуществления валютных операций посягает на экономическую безопасность государства, поскольку ведет к неконтролируемому потоку валютных ценностей, нарушает устойчивость валюты Российской Федерации и стабильность внутреннего валютного рынка Российской Федерации, как факторов развития национальной экономики, в связи с чем полагает, что положения ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не применимы к виновным лицам в случаях привлечения их к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав представителя УФНС России по Республике Алтай Немова А.Г. поддержавшего доводы жалобы, директора автономного учреждения «Турочак Лес» Кабакова Д.В. и его защитника Умашева Е.Н. полагавших, решение суда законным, прихожу к следующему.

Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) к валютным операциям относятся приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.

Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций определены статьей 14 Закона N 173-ФЗ, в соответствии с частью 2 которой, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.

Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен этой же частью 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ.

Возможность осуществления такой валютной операции как выдача резидентом нерезиденту (физическому лицу) наличных денежных средств в валюте Российской Федерации по трудовому договору, минуя счет в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена; в перечень исключений такая выплата не входит.

Как усматривается из материалов дела, на основании поручения заместителя руководителя УФНС России по Республике Алтай Зяблицкой Н.В. от 05 февраля 2020 года в отношении АУ РА «Турочак Лес» проведена проверка соблюдения валютного законодательства Российской Федерации, в результате которой выявлено нарушение положений ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», выразившееся в выплате работникам организации (нерезидентам) из кассы учреждения наличными денежными средствами заработной платы в валюте Российской Федерации.

По фактам нарушения в отношении директора АУ РА «Турочак Лес» Кабакова Д.В. налоговым органом 18 февраля 2020 года составлен протокол об административном правонарушении . 02 июля 2020 года заместителем руководителя УФНС по Республике Алтай Зяблицкой Н.В. вынесено постановление о признании виновным должностного лица – директора АУ РА «Турочак Лес» Кабакова Д.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административный орган установив, что АУ РА «Турочак Лес», являясь резидентом, из кассы организации осуществило выплату заработной платы за ноябрь 2018 года иностранному гражданину ЕОА - нерезиденту в наличной форме в общей сумме 13 102 рубля 00 копеек в виде банкнот Банка России, пришел к выводу, что в действиях директора АУ РА «Турочак Лес» Кабакова Д.В. содержится объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ и в качестве наказания назначил административный штраф в сумме 20000 рублей.

Рассматривая жалобу на постановление административного органа, суд первой инстанции нашел верной квалификацию действий директора АУ РА «Турочак Лес» Кабакова Д.В. в совершении административного правонарушения, а вину доказанной.

Данные выводы суда являются правильными, поскольку, факт валютной операции подтверждается материалами дела, в том числе платежной ведомостью № 64 от 04 декабря 2018 года из которой усматривается, что выдача заработной платы была произведена минуя банковский счет резидентом - АУ РА «Турочак Лес» нерезиденту – гражданину Казахстана Екимову О.А. - денежных средств в сумме 13102 рубля.

Принимая решение о прекращении производства по настоящему делу, судья районного суда, оценив характер и степень общественной опасности административного правонарушения, полагая, что директор АУ РА «Турочак Лес» Кабаков Д.В. добросовестно заблуждался об отсутствии у него обязанности по выплате заработной плате нерезиденту только через банковский счет в уполномоченном банке, своими действиями он не создал существенную угрозу общественным отношениям в области валютного регулирования и валютного контроля, не причинил вред интересам граждан, общества государства, пришел к выводу о возможности применения положения ст.2.9 КоАП РФ и освобождении директора АУ РА «Турочакский лес» от административной ответственности в силу малозначительности совершенного административного правонарушения, с объявлением устного замечания.

Вместе с тем, исходя из характера правонарушения, а также обстоятельств совершения директором АУ РА «Турочак Лес» Кабакова Д.В. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, оснований для признания указанного деяния малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.

Применение ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда. Малозначительность правонарушения является оценочной категорией, требующей установления фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения спора по существу. Основания, позволяющие признать совершенное директором АУ РА «Турочак Лес» Кабаковым Д.В. правонарушение малозначительным, отсутствуют.

Неисполнение резидентами и нерезидентами установленных требований валютного законодательства Российской Федерации представляет существенную угрозу общественным отношениям в области валютного регулирования, выраженную в пренебрежительном отношении к исполнению публично-правовых обязанностей, установленных нормативными правовыми актами в сфере валютного регулирования и валютного контроля, целью которых является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации.

О высокой степени общественной опасности правонарушений в сфере валютного законодательства, посягающих на интересы государства в области реализации единой государственной валютной политики, свидетельствует, в том числе, установленная ст. 193 и 193.1 Уголовным кодексом Российской Федерации (далее - УК РФ) уголовная ответственность, двухгодичный срок давности для привлечения к административной ответственности (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ), повышенный размер административных штрафов за ряд правонарушений (п. 2 ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ) и возможность проведения административных расследований в сфере валютного законодательства (ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ).

Факт того, что законодателем установлены уголовная ответственность, продолжительный срок давности привлечения к административной ответственности, повышенный размер административных штрафов и возможность проведения административных расследований, свидетельствует о том, что административные правонарушения, предусмотренные ст. 15.25 КоАП РФ, не могут являться малозначительными. Учитывая это, охраняемые правоотношения по своему характеру, помимо прочего, исключают малозначительность деяния.

Кроме того, имеет место неоднократность совершения директором АУ РА «Турочак Лес» Кабаковым Д.В. административных правонарушений, предусмотреннйх ч.1 ст.15.25 КоАП РФ.

С учетом изложенного, решение судьи Турочакского районного суда Республики Алтай подлежит отмене с оставлением в силе постановления должностного лица, которым административное наказание назначено директору АУ РА «Турочак Лес» Кабакову Д.В. в пределах санкции ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, с учетом требований ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ с оценкой характера совершенного правонарушения и других обстоятельств по делу. Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ не нахожу.

Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Решение судьи Турочакского районного суда Республики Алтай от 14 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в отношении директора автономного учреждения Республики Алтай «Турочак Лес» Кабакова ДВ отменить.

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай Зяблицкой Н.В. от 02 июля 2020 года в отношении директора автономного учреждения Республики Алтай «Турочак Лес» Кабакова Д.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу директора автономного учреждения Республики Алтай «Турочак Лес» Кабакова Д.В. на указанное постановление – без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Республики Алтай Е.А. Кокшарова

21-118/2020

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
директор АУ РА "Турочак Лес" Кабаков Дмитрий Викторович
Суд
Верховный Суд Республики Алтай
Судья
Кокшарова Евгения Александровна
Статьи

ст. 15.25 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
vs--ralt.sudrf.ru
13.10.2020Материалы переданы в производство судье
22.10.2020Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее