Дело № 2- 331/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Старая Полтавка 27 июля 2015 года
Старополтавский районный суд в составе: председательствующего судьи Старополтавского района Волгоградской области Строгановой С.И.,
при секретаре судебного заседания Хвальновой И.А.,
с участием: помощника прокурора Старополтавского района Волгоградской области Вятчининой И.А.,
представителя ответчиков по доверенности Панова Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении Старополтавского районного суда Волгоградской области гражданское дела №2-331/2015 по иску прокурора Старополтавского района Волгоградской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрациям Колышкинского сельского поселения, Новополтавского сельского поселения, Кановского сельского поселения, Лятошинского сельского поселения, Курнаевского сельского поселения, Салтовского сельского поселения, Беляевского сельского поселения, Гмелинского сельского поселения, Новоквасниковского сельского поселения, Красноярского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области о понуждении к соблюдении требований законодательства об обеспечении доступа к информации в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор Старополтавского района Волгоградской области обратился в суд в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрациям Колышкинского сельского поселения, Новополтавского сельского поселения, Кановского сельского поселения, Лятошинского сельского поселения, Курнаевского сельского поселения, Салтовского сельского поселения, Беляевского сельского поселения, Гмелинского сельского поселения, Новоквасниковского сельского поселения, Красноярского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области о понуждении к соблюдении требований законодательства об обеспечении доступа к информации в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства.
В обоснование исковых требований прокурор в исковом заявлении указывает, что прокуратурой Старополтавского района Волгоградской области проведена проверка по исполнению администрациями Колышкинского сельского поселения, Новополтавского сельского поселения, Кановского сельского поселения, Лятошинского сельского поселения, Курнаевского сельского поселения, Салтовского сельского поселения, Беляевского сельского поселения, Гмелинского сельского поселения, Новоквасниковского сельского поселения, Красноярского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области Лятошинского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области (далее - администрациями) требований федерального законодательства в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства.
При проверке выявлены нарушения в деятельности администраций, способствующие ограничению прав субъектов малого и среднего предпринимательства на беспрепятственный доступ к информации о мерах, принимаемых органами местного самоуправления по поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также выразившиеся в не размещении информации на отчетную дату - ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем из смысла Федерального закона № 209-ФЗ от 24.07.2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» следует, что информация должна быть доступна не только действующим субъектам предпринимательской деятельности, но и любому лицу, желающему осуществлять такую деятельность на территории сельских поселений Старополтавского муниципального района Волгоградской области.
Более того, в ст.2 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее по тексту - Закон №273-ФЗ) закреплено, что правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.
Вместе с тем должностными лицами администраций допускаются нарушения, выразившиеся в не размещении на официальном сайте в сети «Интернет» информации в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства, что нарушает публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления согласно п.3 ст.3 Закона №273-ФЗ.
Подобные нарушения требований федерального законодательства и деятельности администраций в процессе обеспечения доступности информации в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства являются недопустимыми, в связи с чем подлежат устранению.
Согласно п.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Прокурор Старополтавского района вынужден обратиться в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, поскольку бездействие должностных лиц администрации нарушают права граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления об обеспечении доступности информации в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства, а также в связи с тем, что численный состав лиц, нуждающийся в данной информации, персонально изменчив.
Просит обязать администрацию Колышкинского сельского поселения, Новополтавского сельского поселения, Кановского сельского поселения, Лятошинского сельского поселения, Курнаевского сельского поселения, Салтовского сельского поселения, Беляевского сельского поселения, Гмелинского сельского поселения, Новоквасниковского сельского поселения, Красноярского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области в течение 10 дней с даты вступления решения в законную силу устранить нарушения федерального законодательства об обеспечении доступности информации в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства, разместив в сети «Интернет» на их официальных сайтах по адресу: http:// kolyshkinskoe-sp.ru;http://beljaevskoe-sp.ru;http://gmelinskoe-sp.ru;
http://novokvasnikovskoe-sp.ru; http://лятошинка.рф; http://novopoltavskoe-sp.ru; http://saltovskoe-sp.ru; http:// kurnaevskoe-sp.ru; http://-krasnojarskoe-sp.ru; http://-kanovskoe-sp.ru информацию в соответствии с требованиями ч.2 ст. 19 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», указав следующие сведения:
1) о реализации федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
2) о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности;
3) о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;
4) об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;
5) о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства;
6) об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, условиях и о порядке оказания такими организациями поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
7) о государственном и муниципальном имуществе, включенном и перечни, указанные в части 4 статьи 18 настоящего Федерального чакон;!;
8) об объявленных конкурсах на оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
9) иной необходимой для развития субъектов малого и среднего предпринимательства информацией (экономической, правовой, статистической, производственно-технологической информацией, информацией в области маркетинга).
В судебном заседании помощник прокурора Старополтавского района Вятчинина И.А. исковые требования поддержала, но при этом уточнила срок исполнения решения: не 10 дней с даты вступления решения в законную силу, а в течение 2-х месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Представитель ответчиков, действующий на основании доверенности Панов Д.В. в судебном заседании исковые требования не признал и поддержал доводы, изложенные им в возражениях к исковому заявлению.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора Старополтавского района Волгоградской области подлежат удовлетворению в полном объёме по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.1Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон №131-ФЗ) местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
Согласно п.28 ч.1 ст. 14 Закона №131-ФЗ к полномочиям сельского поселения отнесено создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.
В силу ч.1 ст.16 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон №209-ФЗ) определено, что поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.
На основании чч.1, 2, 3 ст. 19 Закона №209-ФЗ - оказание информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами местного самоуправления в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем, официальных сайтов информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети «Интернет» и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Информационные системы, официальные сайты информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети «Интернет» и информационно-телекоммуникационные сети создаются в целях обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, информацией:
1) о реализации федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
2) о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности;
3) о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;
4) об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;
5) о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства;
6) об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, условиях и о порядке оказания такими организациями поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
7) о государственном и муниципальном имуществе, включенном и перечни, указанные в части 4 статьи 18 настоящего Федерального закона;
8) об объявленных конкурсах на оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
9) иной необходимой для развития субъектов малого и среднего предпринимательства информацией (экономической, правовой, статистической, производственно-технологической информацией, информацией в области маркетинга).
Информация, указанная в части 2 настоящей статьи, является общедоступной и размещается в сети «Интернет» на официальных сайтах органов местного самоуправления, наделенных отдельными полномочиями в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства в пределах их компетенции, и (или) созданных указанными органами официальных сайтах информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети «Интернет».
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Старополтавского района Волгоградской области проведена проверка по исполнению администрациями Колышкинского сельского поселения, Новополтавского сельского поселения, Кановского сельского поселения, Лятошинского сельского поселения, Курнаевского сельского поселения, Салтовского сельского поселения, Беляевского сельского поселения, Гмелинского сельского поселения, Новоквасниковского сельского поселения, Красноярского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области Лятошинского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области требований федерального законодательства в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства. При проверке выявлены нарушения в деятельности администраций, способствующие ограничению прав субъектов малого и среднего предпринимательства на беспрепятственный доступ к информации о мерах, принимаемых органами местного самоуправления по поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также выразившиеся в не размещении информации на отчетную дату - 27.05.2015года.
Между тем из смысла указанного выше законодательства следует, что информация должна быть доступна не только действующим субъектам предпринимательской деятельности, но и любому лицу, желающему осуществлять такую деятельность на территории сельских поселений Старополтавского муниципального района Волгоградской области.
В ст.2 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее по тексту - Закон №273-ФЗ) закреплено, что правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.
Вместе с тем должностными лицами администрации допускаются нарушения, выразившиеся в не размещении на официальном сайте в сети «Интернет» информации в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства, что нарушает публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления согласно п.3 ст.3 Закона №273-ФЗ.
Доводы представителя ответчиков Панова Д.В., действующего на основании доверенности о том, что размещение вышеуказанной информации не может являться законным и обоснованным, так как такой информацией орган местного самоуправления, в силу полномочий, установленных ст.11 Федерального закона от 24.07.2007 года № 209-ФЗ, располагать не обязан – несостоятельны. Согласно ч.2 ст.6 данного Закона основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются: развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации; обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства; оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств; увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства; обеспечение занятости населения и развитие самозанятости; увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта.
В силу части 3 статьи 6 данного Закона основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются: ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
В статье 11 данного Закона закреплены полномочия органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства, к которым относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.
Размещение выше указанной информации и будет способствовать созданию условий для развития малого и среднего предпринимательства. Кроме того, информация должна быть доступна не только действующим субъектам предпринимательской деятельности, но и любому лицу, желающему осуществлять свою деятельность на территории данных сельских поселений, а также желающим оказать финансовую поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства.
Доводы представителя ответчиков о том, что требования прокурора о размещении на сайте сельских поселений информации о реализации программ, не имеющих отношения к муниципальным, не законно – несостоятельны, так как размещение на сайтах сельских поселений информации о наличии федеральных программ и региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства дает возможность проинформировать жителей поселения, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства о наличии таких программ на федеральном и региональном уровне.
Доводы ответчика о том, что прокурором необоснованно предъявлено требование о размещении на сайте органа местного самоуправления информации о государственном и муниципальном имуществе, включенном в перечни, указанные в части 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ, об объявленных конкурсах на оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а в материалах дела не содержится сведений о том, что указанное имущество и сведения у органа местного самоуправления имеются и данные конкурсы объявлялись, поскольку такое имущество и сведения у органа местного самоуправления отсутствуют, и данные конкурсы не объявлялись, исполнить названные требования не представляется возможным, суд считает несостоятельным. В случае если у органа местного самоуправления отсутствует такое имущество и конкурсы на оказание финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства не объявлялись, данная информация также должна быть размещена на сайте.
Доводы представителя ответчиков о том, что данное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, а поэтому производство по делу подлежит прекращению в соответствии с абз.2 ст.220 ГПК РФ в связи с не подведомственностью спора суду общей юрисдикции – несостоятельны. Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, выраженной в п. пункте 6 постановления Пленума от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", суды общей юрисдикции не вправе рассматривать и разрешать дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 3 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судам общей юрисдикции подведомственны дела об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.
В данном случае иск подан к администрациям сельских поселений Старополтавского муниципального района о понуждении к соблюдению требований законодательства об обеспечении доступа к информации в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства, он не затрагивает законные интересы ответчика в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, данный спор не является экономическим и не относится к ведению арбитражных судов.
Принимая во внимание обстоятельства дела, особую значимость вопроса в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, суд считает возможным исковые требования прокурора Старополтавского района Волгоградской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрациям Колышкинского сельского поселения, Новополтавского сельского поселения, Кановского сельского поселения, Лятошинского сельского поселения, Курнаевского сельского поселения, Салтовского сельского поселения, Беляевского сельского поселения, Гмелинского сельского поселения, Новоквасниковского сельского поселения, Красноярского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области о понуждении к соблюдении требований законодательства об обеспечении доступа к информации в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства, удовлетворить.
Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины, издержек, связанных с рассмотрением дела.
Подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ установлено, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов и ответчиков.
Учитывая, что администрации Колышкинского сельского поселения, Новополтавского сельского поселения, Кановского сельского поселения, Лятошинского сельского поселения, Курнаевского сельского поселения, Салтовского сельского поселения, Беляевского сельского поселения, Гмелинского сельского поселения, Новоквасниковского сельского поселения, Красноярского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области Старополтавского муниципального района Волгоградской области относится к органам местного самоуправления, они подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
исковые требования прокурора Старополтавского района Волгоградской области в защиту интересов неопределённого круга лиц, к администрациям Колышкинского сельского поселения, Новополтавского сельского поселения, Кановского сельского поселения, Лятошинского сельского поселения, Курнаевского сельского поселения, Салтовского сельского поселения, Беляевского сельского поселения, Гмелинского сельского поселения, Новоквасниковского сельского поселения, Красноярского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области о понуждении к соблюдении требований законодательства об обеспечении доступа к информации в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства, удовлетворить.
Обязать администрации Колышкинского сельского поселения, Новополтавского сельского поселения, Кановского сельского поселения, Лятошинского сельского поселения, Курнаевского сельского поселения, Салтовского сельского поселения, Беляевского сельского поселения, Гмелинского сельского поселения, Новоквасниковского сельского поселения, Красноярского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области в течение 2 месяцев с даты вступления решения в законную силу, устранить нарушения федерального законодательства об обеспечении доступности информации в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства, разместив в сети интернет на официальных сайтах по адресу: http://kolyshkinskoe-sp.ru; http://beljaevskoe-sp.ru;http://gmelinskoe-sp.ru; http://novokvasnikovskoe-sp.ru; http://лятошинка.рф; http://novopoltavskoe-sp.ru; http://saltovskoe-sp.ru; http:// kurnaevskoe-sp.ru; http://-krasnojarskoe-sp.ru; http://-kanovskoe-sp.ru информацию в соответствии с требованиями ч.2 ст.19 Федерального закона от 24.07.2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», указав следующие сведения:
о реализации федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и их классификации по видам экономической деятельности;
о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;
об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;
о финансово - экономическом состоянии субъектов малого и среднего п предпринимательства;
об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, условиях и о порядке оказания такими организациями поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
о государственном и муниципальном имуществе, включенном в перечни, указанные в части 4 ст.18 настоящего Федерального закона;
об объявленных конкурсах на оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
иной необходимой для развития субъектов малого и среднего предпринимательства информацией (экономической, правовой, юридической, производственно - технологической информацией, информацией в области маркетинга.
Ответчиков - администрации Колышкинского сельского поселения, Новополтавского сельского поселения, Кановского сельского поселения, Лятошинского сельского поселения, Курнаевского сельского поселения, Салтовского сельского поселения, Беляевского сельского поселения, Гмелинского сельского поселения, Новоквасниковского сельского поселения, Красноярского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области от уплаты государственной пошлины - освободить.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Старополтавский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с 30 июля 2015 года.
Судья: Строганова С.И.