К делу № 2-1818/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Сочи 03 июня 2020 года
Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Шевелева Н.С.,
при секретаре судебного заседания Чепнян С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Сочи гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Центрального района города Сочи в интересах неопределенного круга лиц к ИП Смокотину А. А.овичу об обязании создать надлежащие условия для беспрепятственного доступа инвалидов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Центрального района города Сочи обратился в интересах неопределенного круга лица в Центральный районный суд города Сочи с исковым заявлением к ИП Смокотину А.А., в котором просил суд: признать незаконным бездействие индивидуального предпринимателя Смокотина А.А., выразившееся в непринятии необходимых мероприятий по адаптации объекта для беспрепятственного доступа инвалидов в помещение магазина «Moncasa», по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, <адрес>; обязать индивидуального предпринимателя Смокотина А.А. осуществить следующие мероприятия в соответствии с требованиями действующего законодательства по адаптации объекта для беспрепятственного доступа инвалидов в помещение магазина «Moncasa», по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, <адрес>: 1) оборудовать пандус (съезд/заезд) или иное подъемное устройство, дублирующее наружную лестницу; 2) установить кнопку вызова сотрудника, для оказания помощи (консультации); 3) установить контрастную маркировку на краевых ступенях; 4) обеспечить доступность информации о назначении объекта, собственнике, часах работы.
Исковые требования мотивированы тем, что Прокуратурой Центрального района г. Сочи совместно с Управлением социальной защиты населения министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в Центральном внутригородском районе г. Сочи проведена проверка обращения Светличной А.А. по вопросу соблюдения законодательства, гарантирующего инвалидам право на беспрепятственный доступ к объектам социальной, экономической инфраструктуры, а именно магазина «Moncasa», расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, <адрес>. В нарушение требований законодательства доступ в магазин «Moncasa», расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, <адрес> не отвечает требованиям законодательства о социальной защите инвалидов, а именно: 1) наружная лестница (две ступеньки) при входе в здание не продублирована пандусом или иным подъемным устройством (п. 4.1.14 СП59.13330.2012); 2) отсутствует кнопка вызова сотрудника, для оказания помощи (консультации) (п. 5.3.6 СП59.13330.2012); 3) отсутствует контрастная маркировка на краевых ступенях (п. 4.1.12 СП59.13330.2012); 5) отсутствуют средства информации, а именно: информация о назначении объекта, собственник, часы работы (п. 5.5.8 СП59.13330.2012). Названные обстоятельства подтверждаются письмом Управления социальной защиты населения в Центральном внутригородском районе г. Сочи. Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним нежилое помещение, площадью 32,3 кв.м., занимаемое магазином «Moncasa» по <адрес> г. Сочи, принадлежит на праве собственности Смокотину А.А. Согласно выписке из ЕГРИП от ДД.ММ.ГГГГ Смокотин А.А. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № по Краснодарскому краю. Таким образом, бездействие собственника нежилого помещения, в котором располагается магазин «Moncasa», по созданию надлежащих условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других категорий маломобильных граждан к указанному объекту инфраструктуры, расположенному по <адрес> г. Сочи, является незаконным, что свидетельствует о нарушении прав инвалидов по беспрепятственному доступу к объектам социальной инфраструктуры.
В судебном заседании истец помощник прокурора Центрального района города Сочи Барахович С.В. поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, на удовлетворении заявленных требований настаивала и просила суд удовлетворить в полном объеме.
Ответчик Смокотин А.А. исковые требования не признал, возражал против их удовлетворения, представил письменные возражения на исковое заявление, доводы которого поддержал, в которых указано на следующее. Ответчик, являясь собственником помещений объекта, обратился в Общественную организацию инвалидов-колясочников г. Сочи «Возрождение» с запросом о проведении обследования и выдачи заключения на предмет доступности объекта для маломобильных групп населения. Результаты экспертизы представлены ДД.ММ.ГГГГ. В ходе обследования выяснилось, что здание жилого дома, в котором расположен объект, расположено на территории в границах исторического поселения, признанного таковым в соответствии с Законом Краснодарского края «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края» от 23.07.2015 г. № 3223-K3. Любое изменение внешнего облика строения должно согласовываться с Управлением государственной охраны объектов культурного, наследия в соответствии с законом, и Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». В связи с этим, мероприятия по адаптации не должны затрагивать внешний облик зданий и сооружений. Таким образом, экспертное заключение, подготовленное в соответствии с положениями применимых норм закона и СНиП 35-01-2001, указывает, что в рамках «разумного приспособления» объекта, которое не должно стать несоразмерным или неоправданным бременем, ответчику необходимо провести следующие мероприятия должно обеспечивать по адаптации объекта для МГН: На боковой, внешней по отношению к маршу, поверхности поручней должны предусматриваться предупредительные полосы об окончании перил; На поступях краевых ступеней лестничного марша должны быть нанесены одна или несколько полос, контрастных с поверхностью ступени (например, желтого цвета), имеющие ширину в пределах 0,08-0,1 м; На входной группе в магазин необходимо установить кнопку вызова (беспроводной звонок) с тактильной табличкой и дублированной надписью шрифтом Брайля. Вход следует оборудовать доступными для МГН элементами информации на объекте. Таблички должны выполняться и монтироваться специализированными организациями. Кроме того, экспертное заключение подтверждает, что: нецелесообразно устройство пандуса, а также наклонного или вертикального подъемника; конструкция поручений входной группы соответствует требованиям СНиП 35-01-2001; кходные двери соответствуют требованиями СНиП 35-01-2001. Ответчик также обратился в товарищество собственников жилья «Роз-39», обслуживающее жилой дом, в котором находится объект, по вопросу согласования разрешения на строительство пандуса или специальной подъемной платформы для МГН. В ответ на запрос ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ «Роз-39» представило аргументированные возражения по вопросу строительства пандуса или подъемника и отказало в представлении согласия (Письмо № от ДД.ММ.ГГГГ, Приложение №). Кроме того, Реестр приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов в Центральном внутригородском районе городе-курорте Сочи на 2020 год не включает магазин «Moncasa», по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, <адрес>, д; 39 (источник: https://sochi.ш/zhizn-goroda/sp/prioritetnve-obektv/), что также подтверждается Письмом Управления Социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Краснодарского края в Центральном внутригородском районе города-курорта Сочи № от ДД.ММ.ГГГГ (Приложение №). Указанный реестр также согласован Общественной организацией инвалидов- колясочников «Возрождение» города Сочи. Таким образом, рассматриваемый объект не является объектом социальной инфраструктуры, соответственно требования Статьи 4 Закона Краснодарского края от 27.04.2007 года № 1229-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае» (с изменениями на 11 февраля 2.020 года) не применимы. Принимая во внимание вышеизложенное, ответчик во исполнение ч. 8 ст 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ (ред. от 02 12.2019) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" при согласовании с общественной организацией инвалидов-колясочников «Возрождение» к моменту представления настоящих возражений на исковое заявление предпринял все перечисленные в экспертном Заключении меры, а именно: Размещены предупредительные полосы об окончании перил на боковой поверхности поручней, внешней по отношению к маршу. На поступях краевых ступеней лестничного марша нанесены контрастные полосы желтого цвета (контрастная маркировка на краевых ступенях); На входной группе в магазин установлена кнопка вызова (беспроводной звонок) с тактильной табличкой и дублированной надписью шрифтом Брайля. Вход оборудован доступными для МГН элементами информации на объекте (о назначении объекта, собственнике, часах работы). Таблички выполнены и установлены специализированной организацией. Таким образом, нарушения со стороны ответчика в отношении принятия необходимых мероприятий по адаптации объекта для беспрепятственного доступа инвалидов в помещение магазина «Moncasa», по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, <адрес> соответствии с требованиями действующего законодательства отсутствуют. На основании вышеизложенного, ответчик просил суд в удовлетворении заявленных исковых требований Прокурора Центрального района г. Сочи отказать полностью.
Представитель третьего лица Управления социальной защиты населения в Центральном внутригородском районе города-курорта Сочи в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте назначенного судебного заседания извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, рассмотреть дело в свое отсутствие не просил.
В соответствии с ч.ч. 1,3 ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
При данных обстоятельствах, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие представителя третьего лица.
Заслушав доводы и пояснения сторон, изучив материалы дела и исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Прокуратурой Центрального района г. Сочи совместно с Управлением социальной защиты населения министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в Центральном внутригородском районе г. Сочи проведена проверка обращения гражданки Светличной А.А. по вопросу соблюдения законодательства, гарантирующего инвалидам право на беспрепятственный доступ к объектам социальной, экономической инфраструктуры, а именно магазина «Moncasa», расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, <адрес>.
В соответствии со ст. 22 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной ассамблеей ООН 10.12.1948, установлено, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях.
В силу положений Конвенции ООН о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13.12.2006, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах.
Согласно ст. 9 Конвенции о правах инвалидов, меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения, а также иные объекты инфраструктуры.
Согласно ст. 17 Конституции в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права в соответствии с Конституцией РФ. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
В соответствии с ч. 8 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах, в частности в Своде правил СП 59.13330.2012. СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения, утв. приказом Минрегиона России от 27.12.2011 №605 (в части включенных в Перечень национальных стандартов и сводов правил), СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 (утв. Приказом Минстроя России от 14.11.2016 № 798/пр).
В соответствии со ст. 2 Градостроительного Кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения
В соответствии со ст.ст. 4, 6, 46 Градостроительного Кодекса РФ, ст.ст. 36, 46 Федерального закона РФ № 184 от 27.12.2000 года «О техническом регулировании» Строительные Нормы и Правила являются обязательными к применению.
Несоблюдение данных требований закона является нарушением конституционных прав и свобод граждан, закрепленных ст.ст. 18, 19, 27, 41, 45 Конституции РФ.
Статьей 4 Закона Краснодарского края от 27.04.2007 года № 1229-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае» установлено, что организации независимо от их организационно-правовых форм осуществляют свою деятельность на условиях соблюдения прав маломобильных граждан на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Согласно п. 4.1.14 СП59.13330.2012 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20. Ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9-1,0 м. Пандус с расчетной длиной 36,0 м и более или высотой более 3,0 м следует заменять подъемными устройствами.
На основании п. 5.3.6 СП 59.13330.2012 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, на входной группе необходимо устанавливать кнопку вызова (беспроводной звонок) с тактильной табличкой и дублированной надписью шрифтом Брайля.
В соответствии с п. 4.1.12 СП 59.13330.2012 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, ширина лестничных маршей открытых лестниц должна быть не менее 1,35 м. Для открытых лестниц на перепадах рельефа ширину проступей следует принимать от 0,35 до 0,4 м, высоту подступенка - от 0,12 до 0,15 м. Все ступени лестниц в пределах одного марша должны быть одинаковыми по форме в плане, по размерам ширины проступи и высоты подъема ступеней. Поперечный уклон ступеней должен быть не более 2%.
Поверхность ступеней должна иметь антискользящее покрытие и быть шероховатой.
Не следует применять на путях движения МГН ступеней с открытыми подступенками.
Марш открытой лестницы не должен быть менее трех ступеней и не должен превышать 12 ступеней. Недопустимо применение одиночных ступеней, которые должны заменяться пандусами. Расстояние между поручнями лестницы в чистоте должно быть не менее 1,0 м.
Краевые ступени лестничных маршей должны быть выделены цветом или фактурой.
Перед открытой лестницей за 0,8-0,9 м следует предусматривать предупредительные тактильные полосы шириной 0,3-0,5 м.
В соответствии с п. 5.5.8 СП 59.13330.2012 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, информирующие обозначения помещений внутри здания должны дублироваться рельефными знаками и размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки и крепиться на высоте от 1,3 до 1,4 м.
На момент проведенной проверки было установлено, что в нарушение указанных выше требований доступ в магазин «Moncasa», расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, <адрес> не отвечает требованиям законодательства о социальной защите инвалидов, а именно:
1) наружная лестница (две ступеньки) при входе в здание не продублирована пандусом или иным подъемным устройством (п. 4.1.14 СП 59.13330.2012);
2) отсутствует кнопка вызова сотрудника, для оказания помощи (консультации) (п. 5.3.6 СП59.13330.2012);
3) отсутствует контрастная маркировка на краевых ступенях (п. 4.1.12 СП 59.13330.2012)
4) отсутствуют средства информации, а именно: информация о назначении объекта, собственник, часы работы (п. 5.5.8 СП 59.13330.2012).
Названные обстоятельства подтверждаются письмом Управления социальной защиты населения в Центральном внутригородском районе г. Сочи.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ, нежилое помещение, площадью 32,3 кв.м., занимаемое магазином «Moncasa» по <адрес> г. Сочи, принадлежит на праве собственности Смокотину А.А.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ДД.ММ.ГГГГ, Смокотин А.А. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № по Краснодарскому краю.
Таким образом, именно на ИП Смокотина А.А., как собственника нежилого помещения по <адрес> г. Сочи, занимаемого магазином «Moncasa», возложена обязанность осуществления доступности здания для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Ответчиком представлено заключение специалиста – эксперта в области обеспечения безбарьерной среды для маломобильных групп населения в соответствии с требованиями стандарта системы добровольной сертификации РОСС RU.3926.04ФЕА0 на основании протокола аттестации № от ДД.ММ.ГГГГ, согласованное с председателем общественной организации инвалидов-колясочников г. Сочи «Возрождение», от ДД.ММ.ГГГГ, в котором сделаны следующие выводы.
Для реализации требований Федерального закона Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Федерального закона от 29.12.2004 г. N 190-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации", Федерального закона от 27.12.2002 т. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Федерального Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.95, закона Краснодарского края №1229-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае», СП 59Д 3330.2016 "СНиП 354)1-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" для адаптации магазина «Деликатесы» с учетом доступности маломобильных групп населения, необходимо провести ряд мероприятий:
- устройство пандуса для адаптации магазина к требованиям по доступности МГН нецелесообразно, так же как и строительство наклонного или вертикального подъемника. Входная группа возле окон жилых квартир окружена большим количеством ценных деревьев и декоративных кустарников, принадлежащих придомовой территории ТСЖ «Роз-39». Руководством ТСЖ оформлено письмо с отказом от дополнительных строений на территории дома, включая пандусы и подъемники (письмо от 04.09.2012г.);
- конструкция поручней входной группы соответствуют требованиям СП 59.13330.2016. На боковой, внешней по отношений к маршу, поверхности поручней должны предусматриваться предупредительные полосы об окончании перил (п. 6.2.12 СП 59.13330.2016). На проступях краевых ступеней лестничного марша должны быть нанесены одна или несколько, полос, контрастных с поверхностью ступени, (например, желтого цвета), имеющие общую ширину в пределах 0,08-0,1 м.;
- при входной группе в магазин на случай экстренного вызова сотрудника необходимо установить кнопку вызова (беспроводной звонок) с тактильной табличкой и дублированной надписью шрифтом Брайля. Приказом по учреждению назначить ответственного за обслуживание МГН;
- вход в магазин следует оборудовать доступными для МГН элементами информации об объекте (п. 6.5 СП 59.13330.2016). Тактильные таблички изготавливаются из пластика и сочетает в себе плоско-выпуклые буквы и символы различного цвета с рельефно-точечным шрифтом Брайля. Продукция должна соответствовать ГОСТ Р 52131- 2003. Тактильную табличку с информацией о названии учреждения и режимом работы вне здания необходимо размещать на высоте не менее 1,5 м и не более 4,5 м от поверхности движения. Визуальная информация должна располагаться на контрастном фоне с размерами знаков, соответствующими расстоянию распознавания и располагаться на высоте не менее 1,5 м и не более 4,5 м от уровня пола (п. 6.5.4 СП 59.13330.2016). Таблички должны выполняться и монтироваться специализированными организациями;
- входные двери в магазин соответствуют требованиям СП 59.13330.2016.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, во исполнение ч. 8 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" при согласовании с общественной организацией инвалидов-колясочников «Возрождение» ответчик предпринял меры, направленные на организацию доступности здания для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, а именно:
1) Размещены предупредительные полосы об окончании перил на боковой поверхности поручней, внешней по отношению к маршу;
2) На поступях краевых ступеней лестничного марша нанесены контрастные полосы желтого цвета (контрастная маркировка на краевых ступенях);
3) На входной группе в магазин установлена кнопка вызова (беспроводной звонок) с тактильной табличкой и дублированной надписью шрифтом Брайля;
4) Вход оборудован доступными для МГН элементами информации на объекте (о назначении объекта, собственнике, часах работы). Таблички выполнены и установлены специализированной организацией.
Данные обстоятельства подтверждаются в частности представленными ответчиком фотоматериалами.
Учитывая изложенное, суд отказывает истцу в удовлетворении требований об обязании ответчика установить кнопку вызова сотрудника, для оказания помощи (консультации), установить контрастную маркировку на краевых ступенях, обеспечить доступность информации о назначении объекта, собственнике, часах работы.
Однако, требование пункта 4.1.14 СП59.13330.2012 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, предписывающее оборудовать пандус (съезд/заезд) или иное подъемное устройство, дублирующее наружную лестницу, ответчиком не исполнено до настоящего времени.
Доказательств, подтверждающих то обстоятельство, что нежилое помещение, площадью 32,3 кв.м., занимаемое магазином «Moncasa» по <адрес> г. Сочи, невозможно оборудовать пандусом (съезд/заезд) или иным подъемным устройством, дублирующим наружную лестницу, суду не представлено.
В представленном заключении специалиста от ДД.ММ.ГГГГ, содержится только вывод о нецелесообразности устройства пандуса для адаптации магазина к требованиям по доступности МГН, так же как и строительства наклонного или вертикального подъемника, однако не сделано обоснованного вывода о невозможности их устройства.
Таким образом, бездействие собственника нежилого помещения, в котором располагается магазин «Moncasa», по созданию надлежащих условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других категорий маломобильных граждан к указанному объекту инфраструктуры, расположенному по <адрес> г. Сочи, в части неустановления пандуса или подъемного устройства, является незаконным, что свидетельствует о нарушении прав инвалидов по беспрепятственному доступу к данному объекту социальной инфраструктуры.
Статья 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты права называет пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Учитывая изложенное, принимая во внимание то, что ответчиком частично устранены выявленные нарушения, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных истцом требований.
В силу требований ст. ст. 27, 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор обязан принять меры по предупреждению и пресечению нарушенных прав и свобод человека и гражданина.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Пунктом 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" и ст. 45 ГПК РФ определены полномочия прокурора в силу действующего процессуального законодательства Российской Федерации на обращение с заявлением в суд, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Судебная защита прокурором интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации является одной из форм осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации в целях пресечения любых фактов нарушения законности.
В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в силу действующего процессуального законодательства Российской Федерации полномочен обратиться с заявлением в суд, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового Кодекса РФ, по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для организаций – 6000 рублей.
В силу пп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Согласно пп. 8 п. 1 ст. 333.20 Налогового Кодекса РФ, по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции государственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей: в случае, если истец, административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком, административным ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, административных исковых требований, а в случаях, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, в полном объеме.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Следовательно, с ответчика ИП Смокотина А.А. подлежит взысканию в доход бюджета госпошлина в размере 6000 рублей за подачу иска в суд Военного прокурора Сочинского гарнизона.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Прокурора Центрального района города Сочи в интересах неопределенного круга лиц к ИП Смокотину А. А.овичу об обязании создать надлежащие условия для беспрепятственного доступа инвалидов – удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие индивидуального предпринимателя Смокотина А. А.овича, выразившееся в непринятии необходимых мероприятий по адаптации объекта для беспрепятственного доступа инвалидов в помещение магазина «Moncasa», по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, <адрес>.
Обязать индивидуального предпринимателя Смокотина А. А.овича осуществить следующие мероприятия в соответствии с требованиями действующего законодательства по адаптации объекта для беспрепятственного доступа инвалидов в помещение магазина «Moncasa», по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, <адрес>: оборудовать пандус (съезд/заезд) или иное подъемное устройство, дублирующее наружную лестницу.
В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.
Взыскать с Смокотина А. А.овича в доход бюджета государственную пошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей за подачу иска в суд.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Центральный районный суд города Сочи в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья Н.С. Шевелев
Мотивированное решение суда составлено и подписано судьей 09.06.2020 года.
«Решение в законную силу на момент опубликования не вступило»
"Согласовано"