Решение по делу № 2-36/2020 (2-478/2019;) ~ М-492/2019 от 17.12.2019

УИД: 11RS0018-01-2019-000841-81

УСТЬ-КУЛОМСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 28 февраля 2020 г. по делу N 2-36/2020

Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Ю.Н. Ерчина,

при секретаре судебного заседания О.Н. Решетиной,

с участием представителя истца Н.Н. Новокшоновой,

представителя ответчика АМР «Усть-Куломский» О.А. Генрих,

третьего лица Т.Г. Узун,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Парчиева Ш.Т. к администрации муниципального района «Усть-Куломский», Шуйскому М.В., Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми об устранении нарушений земельного законодательства,

установил:

Парчиев Ш.Т. обратился в суд с иском к администрации муниципального района «Усть-Куломский», Шуйскому М.В., Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, в котором просил: 1) признать схему расположения земельного участка с кадастровым номером несоответствующей требованиям земельного законодательства, то есть недействительной; 2) признать межевой план земельного участка с кадастровым номером несоответствующим требованиям земельного законодательства, то есть недействительным; 3) признать образование земельного участка с кадастровым номером несоответствующим требованиям земельного законодательства, то есть незаконным; 4) обязать администрацию МР «Усть-Куломский» отменить постановление от ДД.ММ.ГГГГ; 5) обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми исключить сведения о земельном участке с кадастровым номером из Единого государственного реестра недвижимости; 6) признать решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми о постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером недействительным в виду несоответствия требованиям законодательства документов–оснований для постановки земельного участка на кадастровый учет.

В обоснование заявленных требований истцом указано, что Схема расположения земельного участка с кадастровым номером выполнена с многочисленными нарушениями требований земельного законодательства, а именно описание местоположения земельного участка на утверждённой Схеме не соответствует его фактическому местоположению, своей северной стороной граничит с земельным участком . В нарушение п. 1 ч. 3 главы 19 Правил землепользования и застройки местоположение границ земельного участка с кадастровым номером указано на Схеме без учета местоположения границ смежного земельного участка, естественных границ земельного участка с кадастровым номером . Граница земельного участка с кадастровым номером на схеме в точках <данные изъяты> выполнена с частичным наложением на юго-восточную часть земельного участка с кадастровым номером . На схеме, выполненной по фактическому ограждению по стороне между точками <данные изъяты>, тогда как на местности фактическая ширина составляет всего 6 метров, ограничена с его южной стороны дренажной канавой, с северной стороны – южной границей земельного участка с кадастровым номером . В нарушение п. 2 ч. 16 статьи 11.10 ЗК РФ местоположение земельного участка с кадастровым номером на Схеме частично совпадает (с запада на восток более чем на 6 метров) с местоположением земельного участка с кадастровым номером , с видом разрешенного использования «ведение личного подсобного хозяйства», образуемого по заявлению истца в соответствии с ранее принятым постановлением администрации МР «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истёк. В нарушение ч. 2 статьи 11.10 ЗК РФ и Правил землепользования и застройки, подготовка Схемы расположения земельного участка выполнена без учета утвержденных документов территориального планирования в зоне Ж-1 на землях <данные изъяты>». На Схеме по коротким сторонам между точками <данные изъяты> указана ширина участка 8 метров, тогда как Правилами землепользования и застройки в зоне Ж-1 установлена минимальная ширина земельного участка – 10 метров. На Схеме вообще не отображена ЛЭП Вл-0,4Вт. В нарушение требований, установленных Правилами землепользования и застройки для санитарно-защитной зоны инженерных коммуникаций СЗЗ-2, которые указывают, что в «границах коридоров ЛЭП запрещается предоставление земель под дачные и садово-огороднические участки», на Схеме площадь земельного участка с кадастровым номером фактически накладывается на коридор <данные изъяты>. Схема, утвержденная постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, с указанными выше нарушениями, является «исходными данными» для межевого плана, исполненного ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером Шуйским М.В. Межевой план выполнен с нарушениями земельного законодательства и нарушает права истца, а именно не был уведомлен о проведении кадастровых работ и согласовании местоположения смежной границы, Акт согласования местоположения смежной границы не подписывал. В части 5 межевого плана отсутствуют сведения о смежном земельном участке с кадастровым номером и его правообладателе, которым является истец. На графической части межевого плана – схеме расположения земельных участков четко отображается смежная граница между земельными участками. Акт согласования местоположения границ образуемого земельного участка отсутствует. В разделе 3 межевого плана, части 4 «сведения о частях границ» указана ширина земельного участка с кадастровым номером , имеющего вытянутую форму, по границам <данные изъяты> меньше минимальной допустимой (10м) в территориальной зоне Ж-1 по действующим Правилами землепользования и застройки. В разделе 4 пункте 6 межевого плана приведены недостоверные сведения о предельных минимальных и максимальных размерах земельного участка, в соответствии с действующей редакцией Правил землепользования и застройки, минимально допустимая ширина участка 10 метров не указана. В нарушение ч. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельного участка с кадастровым номером привело к вклиниванию между красной линией дороги и южной границей земельного участка с кадастровым номером , что препятствует рациональному использованию смежного земельного участка с кадастровым номером .

В судебном заседании представитель истца Новокшонова Н.Н., /по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ/, настаивала на удовлетворении исковых требований по основаниям, указанным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что План-Схема расположения земельного участка не имеет всех реквизитов необходимых для постановки на кадастровый учет, более того границы указанного земельного участка наложились на земельный участок, правообладателем которого является истец, что подтверждается актом выноса поворотных точек. При проведении кадастровых работ произошло именно уточнение границ земельного участка, при этом в межевом плане отсутствует акт согласования смежных границ земельного участка. Кадастровый инженер не встречался с заказчиком кадастровых работ, не показал им границы. Межевой план проведен без согласования границ по фактическому ограждению. Кадастровые работы проведены с нарушением прав истца, которые до сих пор не восстановлены. Размеры земельного участка в межевом плане не соответствуют требованиям законодательства. Образование указанного земельного участка приводит к вклиниванию и препятствованию рациональному использованию истцом своего земельного участка. Кадастровый инженер Шуйский М.В. в судебном заседании по уголовному делу подтвердил факт наложения границ земельных участков, о чем сообщил в администрацию муниципального района «Усть-Куломский». Администрация МР «Усть-Куломский» никаких мер по данному факту не приняла.

Представитель ответчика администрации муниципального района «Усть-Куломский» Генрих О.А. выразила несогласие с исковыми требованиями по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление. Дополнительно пояснила что, что в План-Схеме земельного участка, а также из выписки ЕГРН наложения на земельный участок Парчиева Ш.Т. земельного участка Узун Т.Г. не просматривается. Кадастровый инженер возможно заметил, что была накладка земельных участков, устранил её документально и постановка на кадастровый учет земельного участка произошла без всяких наложений. Права Парчиева Ш.Т. не нарушены и интересы его не затрагивает. При утверждении Плана-Схемы земельного участка за основу взято его схематичное расположение на публичной карте. Практикуется, что после утверждения схемы расположения земельного участка с одной площадью, а потом вносятся изменения, если площадь меняется при межевании земельного участка. Правилами землепользования и застройки на территории МО <данные изъяты>» требования к предоставлению земельных участков определенных размеров предъявляются к застройщикам и при реконструкции объектов капитального строительства.

В письменном отзыве АМР «Усть-Куломский» по существу иска указало, что на основании постановления Главы муниципального района «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ «О прекращении права аренды у ФИО1 и предоставлении земельного участка Узун Т.Г.» был утвержден проект границ и предоставлен в аренду земельный участок из категории земель населенных пунктов, находящийся по адресу: <адрес>, в 40 метрах севернее <адрес>, площадью 300 кв.м., для огородничества, сроком на 49 лет. Между Ответчиком и Узун Т.Г. был заключен договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ на данный участок. На заявление Узун ТТ. (от ДД.ММ.ГГГГ вход. ) о незаконном захвате земельного участка, ответчиком был дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ , где было рекомендовано Узун Т.Г. провести кадастровые работы и уточнить границы используемого земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ вход. , от администрации сельского поселения «<данные изъяты> поступила план - схема расположения земельного участка по месту расположения: <адрес>, граничащий с западной стороны с земельным участком с кадастровым номером , с видом разрешенного использования: огородничество, площадью <данные изъяты> кв.м. для рассмотрения на Техническом совете администрации района. Данная план-схема согласована со службами района без замечаний. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика от Узун Т.Г. поступило заявление об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка из категории земель населенных пунктов на кадастровой карте (плане) территории «<данные изъяты> расположенного в кадастровом квартале в территориальной зоне Ж-1 зона жилой застройки усадебного и коттеджного типа. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Узун Т.Г. направлены документы для выполнения кадастровых работ. ДД.ММ.ГГГГ между Узун Т.Г. и кадастровым инженером Шуйским М.В. заключен договор подряда на проведение кадастровых работ в отношении земельного участка. При осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка со стороны Управления федеральной службы, государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета в отношении данного земельного участка в адрес ответчика не поступало. Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости, об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ данный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет и присвоен кадастровый .    

Ответчик - Управление Росреестра по Республике Коми, извещенный о времени и месте рассмотрения дела просил о рассмотрении дела в отсутствие их представителя. В письменном отзыве по существу иска Парчиева Ш.Т. указали, что с иском не согласны по тому основанию, что Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Обязание Управления (административный орган) осуществить снятие с государственного кадастрового учета объекта недвижимости возможно лишь в рамках административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) Управления (часть 9 статьи 227 КАС РФ), но не в рамках гражданского дела. Считают, что имеются основания для прекращения производства по делу, предусмотренные абзацем вторым статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса). В случае несогласия с решением о государственной регистрации права необходимо обратиться в суд с административным исковым заявлением. Ни статьей 12 ГК РФ, ни нормами иных законов не предусмотрен такой способ защиты права как обязание административного органа исключить из ЕГРН сведения о земельном участке. Заявляя о признании решения Управления о постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером недействительным, считают, что истец в настоящем случае вправе обратиться с самостоятельным административным исковым заявлением. Представленные для государственного кадастрового учета документы соответствовали требованиям Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации), иных нормативных правовых актов. Оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета, предусмотренных статьей 26 Закона о регистрации, в том числе пересечения границ земельного участка с границами земельного участка с кадастровым номером , не имелось. Отсутствие пересечения границ земельных участков и однозначно свидетельствует о том, что при постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером права собственника земельного участка с кадастровым номером нарушены не были.

Ответчик Шуйский М.В. при надлежащем извещении в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменных возражениях указал, что согласно Договору подряда от ДД.ММ.ГГГГ на проведение кадастровых работ был образован земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: <адрес>, граничащий с западной стороны с земельным участком с кадастровым номером и сведения о нем внесены в Единый Государственный реестр недвижимости (далее ЕГРН). На основании постановления администрации муниципального района «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ и геодезической съемки, проведенной в ДД.ММ.ГГГГ, был подготовлен межевой план для внесения сведений о земельном участке в ЕГРН. Акт согласования в межевой план не включался, так как согласно Кадастрового плана территории от ДД.ММ.ГГГГ имелся только один смежный земельный участок с кадастровым номером , а так как сведения о его границах (характерных точек) имеются в ЕГРН, то согласно Федерального закона «О кадастровой деятельности» от 24.07.2007 № 221-ФЗ, ст.39 п. 1, согласование не проводится, Акт согласования не оформляется, так как местоположение границы смежного земельного участка с кадастровым номером не изменялось и не уточнялось. В связи с этим считает, что нарушения земельного законодательства и прав истца как землепользователя допущено не было.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, на стороне ответчиков Узун Т.Г. не согласилась с иском, пояснила, что пользовалась земельным участком как огородом для выращивания культур, платила вовремя аренду. Оплатила за межевание земельного участка, подала документы на оформление.

Заслушав лиц, участвующих в судебных заседаниях по делу, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Постановлением главы муниципального района «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ Узун Т.Г. в аренду предоставлен земельный участок из категории земель населенных пунктов, находящийся по адресу: <адрес>, в 40 метрах севернее <адрес>. площадью <данные изъяты> кв.м. для огородничества сроком на 49 лет.

Согласно пунктам, 1, 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, если отсутствует утвержденный проект межевания территории (с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи).

Постановлением администрации муниципального района «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ в рамках своих полномочий утверждена схема расположения земельного участка из категории земель населенных пунктов на кадастровой карте (плане) территории сельского поселения «Усть-Кулом», расположенного в кадастровом квартале , в территориальной зоне Ж-1 - зона жилой застройки усадебного и коттеджного типа, с местоположением: <адрес>, граничащий с западной стороны с земельным участком с кадастровым номером , площадью 300 кв.м., с видом разрешенного использования: ведение огородничества согласно приложению.

К постановлению приложена Схема расположения вышеуказанного земельного участка. Земельный участок имеет смежную границу с земельным участком с кадастровым номером . При этом какого-либо «наложения» одного земельного участка на другой на схеме не отражено. В межевом плане земельного участка Схема расположения земельных участков также не имеет «наложений» земельных участков, чем не нарушает прав истца в использовании своего земельного участка по назначению (л.д. 21).

Порядок подготовки схемы расположения участка на кадастровом плане территории регулируется статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ).

В части 1 статьи 11.10 ЗК РФ установлено, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

В соответствии с пунктом 2 указанной статьи такая подготовка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ч. 3 ст. 11.10 ЗК РФ).

Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 утверждены Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе.

Между администрацией МО МР «Усть-Куломский» и администрацией МО СП «<данные изъяты>» заключено соглашение о совместной деятельности по вопросам землепользования от ДД.ММ.ГГГГ. В рамках данного соглашения АСП «<данные изъяты> обеспечивает подготовку план-схемы земельного участка и его согласование представителями ресурсоснабжающих организаций на местах.

Администрация муниципального района «Усть-Куломский» постановлением утвердила схему расположения спорного земельного участка, указав, что земельный участок находится в территориальной зоне Ж-1 (зона жилой застройки усадебного и коттеджного типа), а также фактический вид разрешенного использования, соответствующий виду разрешенного использования объекта на этом участке – ведение огородничества, что соответствует положениям ст. 11.10 ЗК РФ.

Правилами землепользования и застройки на территории МО СП «Кебанъёль» (в редакции. Решения совета муниципального района «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ № XXXI-461) в Ж-1 — зона жилой застройки усадебного и коттеджного типа, установлены предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Вместе с тем к вспомогательным видам разрешенного использования земельных участков для выращивания ягодных, овощных или иных сельскохозяйственных культур и картофеля не предъявляются ограничительные требования по площади и минимальным размерам ширины земельного участка.

Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории соответствует форме и требованиям к подготовке, утвержденным Приказом Министерства экономического развития РФ от 27.11.2014 года N 762.

В судебном заседании представитель ответчика Генрих О.А. пояснила, что фактически земельные участки с кадастровыми номерами и имеют смежную границу, при этом наложений земельных участков друг на друга ни на Схемах (в том числе точка н3-н-4), ни фактически с учетом формирования участка для использования не имеется. Такие данные подтверждаются исследованными судом доказательствами.

Решением Усть-Куломского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ (Т-1 л.д. 114-123) было установлено, что Узун Т.Г. правомерно является арендатором земельного участка согласно постановлению главы МР «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ . При этом права, свободы и законные интересы Парчиева Ш.Т. нарушены не были.

Использование Узун Т.Г. земельного участка в определенных ею границах было предметом рассмотрения по гражданскому делу (решение Усть-Куломского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ (Т-2 л.д.69-71)), где было установлено, что земельный участок, предоставленный Узун Т.Г. не был сформирован (индивидуализирован), как этого требуют нормы земельного законодательства.

С доводами истца по оспариванию правомерности Схемы земельного участка (л.д. 68,69) суд не может согласиться, поскольку по существу данная схема составляется в целях образования земельного участка и его изображение границ не может фактически нарушать права пользователя смежного земельного участка, так как данная схема не служит основанием для его использования в определенных границах и целях. Оспариваемый размер земельного участка на схеме не нарушает Правила землепользования на территории <данные изъяты>», поскольку его назначение огородничество и не связано с индивидуальным жилищным строительством или ведением личного подсобного хозяйства предоставляемых в зоне Ж-1. Утверждение истца о наличии совпадения части земельного участка с запада на восток более чем на 6 метров с ранее принятым постановлением АМР «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек, не может служить самостоятельным основанием неправомерности оспариваемой Схемы, в виду того, что по сути не влечет спора об их границах, к тому же до настоящего времени земельные участки находятся в муниципальной собственности. Оспариваемая Схема имеет все согласования, в том числе и с Усть-Куломская <данные изъяты>» (л.д. 72). Приложение к Постановлению от ДД.ММ.ГГГГ Схемы расположения земельного участка с характерными точками границы достаточной точности (л.д.85) не являются нарушениям требований законодательства, поскольку местоположение схемы земельного участка фактически не изменено и по существу является уточняющим дополнением.

Доказательств обратного истцом не представлено, следовательно, требование истца о признании Схемы расположения земельного участка с кадастровым номером не соответствующей требованиям земельного законодательства, а также о возложении обязанности на администрацию муниципального района «Усть-Куломский» об отмене постановления от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворению не подлежит.

Согласно Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляется одновременно. Основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на земельный участок является, в частности, межевой план. Требования к межевому плану содержатся в статье 22 Закона N 218-ФЗ.

ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером Шуйским М.В., являющимся членом <данные изъяты>» подготовлен межевой план в результате выполнения кадастровых работ земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного <адрес>, граничащий с западной стороны с земельным участком с кадастровым номером

Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости, об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанному земельному участку присвоен кадастровый , а также поставлен на государственный кадастровый учет.

По вышеуказанным документам земельный участок с кадастровым номером с западной стороны граничит (в координатах точек <данные изъяты> с земельным участком с кадастровым номером .

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 8 декабря 2015 г. N 921 утверждены требования к подготовке межевого плана (далее - Требования), согласно пункту 7 обязательному включению в состав межевого плана независимо от вида кадастровых работ (за исключением случая подготовки межевого плана в отношении земельного участка, образуемого в результате объединения земельных участков) подлежат следующие разделы: общие сведения о кадастровых работах; исходные данные; сведения о выполненных измерениях и расчетах; схема расположения земельных участков; Чертеж.

В силу ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Согласно данным межевого плана исходными данными для образования земельного участка, предоставленного Узун Т.Г. явились: кадастровый план территории от ДД.ММ.ГГГГ выдан (составлен) Филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по республике Коми; решение от ДД.ММ.ГГГГ выдан (составлен) Советом сельского поселения <данные изъяты>»; постановление от ДД.ММ.ГГГГ.

Смежным земельным участком к образуемому участку является земельный участок с кадастровым номером сведения о его границах (характерных точек) имеются в Едином государственном реестре недвижимости.

В соответствии с пунктом 60 Требований к подготовке межевого плана, в реквизит "5" раздела "Сведения об образуемых земельных участках", в реквизит "4" раздела "Сведения об уточняемых земельных участках" включаются сведения о смежных земельных участках, границы которых уточнены в результате выполнения кадастровых работ.

Пунктом 80 Требований к подготовке межевого плана установлено, что в случае если межевой план оформляется в результате кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка (земельных участков) или в результате кадастровых работ по образованию земельных участков уточнено местоположение границ смежных земельных участков, на обороте Чертежа оформляется Акт согласования.

Как указано выше, решением Усть-Куломского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что земельный участок как объект не сформирован. Межевание по определению границ земельного участка (утвержденного постановлением от ДД.ММ.ГГГГ) ранее не проводилось.

Таким образом, в данном случае при образовании земельного участка не происходит уточнение местоположения границ образуемого земельного участка или смежных с ним земельного участка, следовательно, в соответствии с положениями статьи ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" указания в межевом плане на смежный земельный участок, а также акта согласования не требуется.

Указание представителя истца на несоответствие в межевом плане сведений заказчике кадастровых работ и кадастровом инженере (Т-1, л.д. 19 и 236) не являются основанием для признания его недействительным, поскольку в данном случае эти сведения не влияют на местоположение земельного участка, исходные данные и координаты земельного участка в межевых планах идентичны.

С учетом указанного выше межевой план земельного участка с кадастровым номером соответствует вышеуказанным нормам Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" и Требований к подготовке межевого плана. Исковые требования Парчиева Ш.Т. о признании межевого плана земельного участка с кадастровым номером не соответствующим требованиям земельного законодательства, по мнению суда несостоятельны.

Статьей 70 ЗК РФ установлено, что государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", вступившим в силу с 1 января 2017 г., Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Частью 7 названной статьи предусмотрено, что государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (часть 1 статьи 3 этого же федерального закона).

Кадастр недвижимости содержит сведения об объекте недвижимости, включающий, в числе прочих, описание местоположения объекта недвижимости, площадь земельного участка (часть 4 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").

Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что сущность кадастрового учета заключается в фиксации сведений об объекте недвижимого имущества, а кадастровый учет фактически является способом систематизации данных об объектах недвижимого имущества в целях создания федерального государственного информационного ресурса.

В соответствии со статьей 13 названного Федерального закона внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав:

1) в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации;

2) в порядке межведомственного информационного взаимодействия - при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, при внесении сведений в реестр границ, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях сведений о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, а также лице, в пользу которого установлены ограничения права, обременения объекта недвижимости;

3) в уведомительном порядке - при внесении в установленных настоящим Федеральным законом случаях дополнительных сведений, внесение которых в Единый государственный реестр недвижимости не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости.

Порядок осуществления государственной регистрации прав регламентирован статьей 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и включает, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Согласно части 4 данной статьи орган регистрации прав при отсутствии оснований для возврата представленных заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов без рассмотрения осуществляет государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав - в случае отсутствия оснований для отказа в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, в том числе после устранения причин, которые препятствовали осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Исходя из сообщения Управления Росреестра по Республике Коми, представленные для государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером документы соответствовали требованиям Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ. Оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета, предусмотренного статьей 26 Закона о регистрации, в том числе пересечения границ земельного участка с границами земельного участка с кадастровым номером , не имелось (Т-2 л.д.64). В отношении вышеуказанных земельных участков проведено межевание, поставлены на кадастровый учет. При этом межевые планы не содержат данных, подтверждающих доводы истца о наложении границ земельных участков. Представленные суду документы подтверждают указанные доводы ответчика.

Согласно статьи 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции РФ и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    Утверждение Новокшоновой Н.Н. на наличие наложения земельного участка с кадастровым номером (предоставленного в аренду Узун Т.Г.) на земельный участок Парчиева Ш.Т. не может быть принято во внимание в качестве оснований для удовлетворения иска по заявленным требованиям, поскольку не подтверждено доказательствами и данными оспариваемого межевого плана, которым сформирован земельный участок как объект правоотношений.

Истец просит исключить сведения о земельном участке с кадастровым номером из государственного кадастра недвижимости, снять с кадастрового учета, в то время как нарушение прав истца, в том числе наложение границ земельных участков материалами дела не подтверждается.

Порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости утвержден Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 года N 943 и оснований полагать, что Управление Росреестра в рассматриваемых правоотношениях отступило от него либо нарушило требования Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости, не имеется. Таких данных истцом не представлено и материалы дела таких сведений не содержат. Поскольку постановка спорного земельного участка на кадастровый учет произведена в соответствии с приведенными правовыми нормами, в установленном законом порядке, следовательно, правовых оснований для признания решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми о постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером недействительным и исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о нём, не имеется.

На основании статей 3, 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации защите подлежит лишь нарушенное право.

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Согласно статье 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Заявляя вышеуказанные исковые требования, истцом не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов.

С учетом всех обстоятельств установленных судом, анализируя вышеуказанные нормы права, суд приходит к выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером 11:07:4501003:312 был поставлен на кадастровый учет с соблюдением требований законодательства, в связи с чем не усматривается оснований для удовлетворения заявленных Парчиевым Ш.Т. исковых требований.

Принятые по делу меры по обеспечению иска определением от ДД.ММ.ГГГГ в виде запрета производить государственную регистрацию прав на земельный участок с кадастровым номером установлены до вступления в законную силу судебного решения по делу.

Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Парчиева Ш.Т. к Администрации муниципального района «Усть-Куломский», Шуйскому М.В., Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми: 1) признать схему расположения земельного участка с кадастровым номером несоответствующей требованиям земельного законодательства, то есть недействительной; 2) признать межевой план земельного участка с кадастровым номером несоответствующим требованиям земельного законодательства, то есть недействительным; 3) признать образование земельного участка с кадастровым номером несоответствующим требованиям земельного законодательства, то есть незаконным; 4) обязать администрацию МР «Усть-Куломский» отменить постановление от ДД.ММ.ГГГГ; 5) обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми исключить сведения о земельном участке с кадастровым номером из Единого государственного реестра недвижимости; 6) признать решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми о постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером недействительным в виду несоответствия требованиям законодательства документов–оснований для постановки земельного участка на кадастровый учет, отказать в полном объеме.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд Республики Коми.

Председательствующий – подпись.

Мотивированное решение составлено 06.03.2020.

Копия верна: судья -                                 Ю.Н. Ерчин

2-36/2020 (2-478/2019;) ~ М-492/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Парчиев Шамиль Темерланович
Ответчики
Администрация муниципального района "Усть-Куломский"
Шуйский Михаил Владимирович
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми
Другие
Новокшонова Надежда Николаевна
Узун Тамара Георгиевна
Суд
Усть-Куломский районный суд Республики Коми
Судья
Ерчин Ю.Н.
Дело на странице суда
ukolomsud--komi.sudrf.ru
17.12.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.12.2019Передача материалов судье
20.12.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.12.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
26.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.01.2020Судебное заседание
10.02.2020Судебное заседание
21.02.2020Судебное заседание
27.02.2020Судебное заседание
28.02.2020Судебное заседание
06.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.12.2020Дело оформлено
23.12.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее