Дело №...
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 августа 2019 г. ...
Сегежский городской суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи Ронгонен М.А.
при секретаре Евтух Т.В.,
с участием административного истца Сапега А.В., представителя административного ответчика ФКУ СИЗО-№... УФСИН России по ... Макарова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством видеоконференц-связи административное дело по иску Сапега А.В. к федеральному казенному учреждению Следственный изолятор №... Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республики Карелия о признании действий незаконными,
установил:
Иск предъявлен в суд по тем основаниям, что более года истец содержится в камере или в карцере в учреждении административного ответчика, где за ним постоянно осуществляется видеонаблюдение, в том числе в зоне расположения его кровати. Указанные действия истец просит признать незаконными, поскольку они нарушают право на приватность. Кроме того, видеонаблюдение также осуществляется сотрудниками женского пола, что истец считает незаконным, нарушающим его права, поскольку перед сном истец раздевается и не хочет, чтобы за ним наблюдали женщины.
В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика ФКУ СИЗО-№... УФСИН России по ... (далее - СИЗО-№...) в судебном заседании полагал исковое заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению, поддержал письменные возражения на административное исковое заявление, в соответствии с которыми видеонаблюдение осуществляется ответчиком в целях осуществления надзора в местах содержания под стражей в соответствии со ст. 34 Федеральным законом № 103-ФЗ от 15.07.1995 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Во всех камерах режимного корпуса установлены камеры видеонаблюдения. Туалеты в камерах огорожены кабинами сплошного исполнения от пола до потолка, а в камерах карцеров имеется зона приватности, не позволяющая оператору поста системы охранного телевидения наблюдать за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными в период отправления естественных надобностей. Также в судебном заседании представитель ответчика пояснил, что законодательство не содержит запретов по участию женщин в видеонаблюдении за содержащимися под стражей и обвиняемыми лицами.
Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пп. 1, 2 п. 2 ст. 227 КАС РФ суд по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В силу ст. 15 Федерального закона № 103-ФЗ от 15.07.1995 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (Федеральный закон № 103-ФЗ) в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных УПК РФ.
В соответствии с положениями ст. 4 Федерального закона № 103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 103-ФЗ в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
В силу ст. 34 указанного закона подозреваемые и обвиняемые находятся в местах содержания под стражей под охраной и надзором и передвигаются по территориям этих мест под конвоем либо в сопровождении сотрудников мест содержания под стражей. В целях осуществления надзора может использоваться аудио- и видеотехника.
Судом установлено, что осужденный Сапега А.В. содержится в ФКУ СИЗО-№... в статусе осужденного, ожидающего вступления приговора в законную силу, прибыл в ФКУ СИЗО-№... 26.05.2018.
По прибытии в ФКУ СИЗО-№... с Сапега А.В. взята расписка о том, что он уведомлен о применении в отношении него средств аудио- и видеотехники для обеспечения надзора на основании ст. 34 Федерального закона № 103-ФЗ.
Как пояснил представитель ответчика, во всех камерах режимного корпуса установлены камеры видеонаблюдения. Туалеты в камерах огорожены кабинами сплошного исполнения от пола до потолка, а в камерах карцеров имеется зона приватности, не позволяющая оператору поста системы охранного телевидения наблюдать за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными в период отправления естественных надобностей.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 19.10.2010 № 1393-О-О указал на то, что право администрации исправительных учреждений и следственных изоляторов использовать технические средства контроля и надзора является частью механизма, обеспечивающего личную безопасность подозреваемых, обвиняемых, осужденных и персонала соответствующего учреждения, режим содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных, соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей (часть первая статьи 15 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и часть первая статьи 82 УИК Российской Федерации), а потому закрепление указанного права оспариваемыми нормами преследует конституционно значимые цели и не может рассматриваться как несоразмерно ограничивающее права заявителя.
Ограничений по возможности осуществления надзора, в том числе, путем видеонаблюдения, за обвиняемыми сотрудницами женского пола законодательство не содержит.
Таким образом, нарушений законодательства со стороны административного ответчика не допущено.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что факт содержания истца в условиях, не соответствующих установленным нормам, не установлен, оснований для удовлетворения заявленных Сапега А.В. требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Сапега А.В. отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Сегежский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья М.А. Ронгонен
Мотивированное решение в порядке ст. 177 КАС РФ составлено ХХ.ХХ.ХХ..