Дело № 2а-333/2021
УИД 10RS0003-01-2021-001262-58
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 октября 2021 года г. Кемь
Кемский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Яшковой И.С.,
при секретаре Леськовой В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Кемского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-коммуникационной сети «Интернет», информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено,
установил:
Прокурор Кемского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с названным административным исковым заявлением по тем основаниям, что в ходе мониторинга информационно-коммуникационной сети «Интернет» установлено, что на странице сайта <адрес> содержится информация, пропагандирующая проституцию, а именно на сайте размещены фотографии эротического содержания с прейскурантом цен, приведены характеристики лиц, вовлеченных в занятие проституцией. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен.
В судебном заседании прокурор Г.А.А. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске.
Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Карелия представителя в судебное заседание не направило, уведомлено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. В представленном отзыве полагают возможным признать рассматриваемый сайт информацией запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, указали, что сведения о рассматриваемом сайте по состоянию на 19.10.2021 включены в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-коммуникационной сети «Интернет» содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено», на основании определения Кемского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, указанный сайт не функционирует, в связи с чем оценить его содержание на предмет наличия противоправной информации не представляется возможным.
Суд, заслушав административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 2.2 ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с взаимосвязанными положениями ч. 2 ст. 17, ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом неотчуждаемо и принадлежит каждому от рождения.
В силу ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ), передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 1, п. 1 ст. 3 Федерального закона № 149-ФЗ указанным Федеральным законом регулируются отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, правовое регулирование которых основывается на принципах свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом.
Согласно ст. 38 Конституции Российской Федерации детство находится под защитой государства.
Статьей 17 «Конвенции о правах ребенка» провозглашено, что государства-участники поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию.
Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлено, что целью государственной политики в интересах детей является, в том числе, защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции, табачных изделий или никотинсодержащей продукции, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2010 №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» информационная безопасность детей - состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.
За занятие проституцией и получение дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Уголовным кодексом Российской Федерации также предусмотрена уголовная ответственность за такие деяния, как вовлечение в занятие проституцией и организация занятием проституцией.
Согласно п. 6 ст. 10 Федерального Закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Судом установлено, что прокуратурой Кемского района проведен мониторинг информационно-коммуникационной сети «Интернет», в ходе которого установлено, что в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на страницах сайта <адрес> содержатся сведения, пропагандирующие проституцию, размещены фотографии девушек, информация о предоставлении различного рода интимных услуг, связанных с проституцией, с указанием контактных телефонов, видом интимных услуг и цен.
Доступ к указанному сайту является свободным для неопределенного круга лиц, не требует предварительной регистрации и ввода пароля, ознакомиться с содержанием ресурса и воспользоваться информацией может любой интернет-пользователь, в том числе и несовершеннолетние, ограничения на передачу, копирование и распространения отсутствуют.
Информация, размещенная на сайте с URL-адресом: <адрес> носит противоправный характер, противоречит принципам морали, оказывает негативное влияние на нравственное, духовное, психическое развитие граждан, в том числе несовершеннолетних, на вышеуказанных страницах сайтов допускается размещение информации о деятельности, за которую предусмотрена административная, а также уголовная ответственность.
Сведения о собственнике сайта, разработчиках, а также какие-либо контактные адреса на указанных интернет страницах отсутствуют.
В силу ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Создание, формирование и ведении реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» формирование и ведении единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра – организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в соответствии с критериями, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228.
На момент проверки сведения об указанной странице сайта в Едином реестре доменных имен, указателей сайтов в сети «Интернет» отсутствуют.
Основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, являются согласно п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Из представленных административным истцом скриншотов сайта на 09 час. 18 минут 25.10.2021 сайт функционирует, его содержание не изменилось.
С учетом установленных по делу обстоятельств и положений вышеуказанных норм права, суд приходит к выводу, что информация, содержащаяся на спорном сайте, является информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В соответствии со ст. 12 Гражданского процессуального кодекса РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
На основании изложенного, суд полагает необходимым признать информацию, размещенную в информационно-коммуникационной сети «Интернет» по сетевому адресу <адрес> - информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, решение суда направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указателя интернет страницы с URL-адресом: <адрес> в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Руководствуясь ст.ст. 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление прокурора Кемского района удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в информационно-коммуникационной сети «Интернет» по сетевому адресу <адрес> - информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение суда направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указателя интернет страницы с URL-адресом: <адрес> в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано через Кемский городской суд Республики Карелия:
- в апелляционном порядке - в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме;
- в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья И.С. Яшкова
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ