Дело № 2-1093/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Клин Московской области 14 мая 2021 г.
Клинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Кручининой К.П.,
при секретаре Ложкиной В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Акимовой Т. Н. к ГУ ПФР №1 по г. Москве и Московской области о признании недействительным решения об отказе в установлении пенсии, об обязании принять к зачету специальный педагогический стаж,
УСТАНОВИЛ:
Акимова Т.Н. обратилась с исковыми требованиями к ГУ ПФР №1 по г. Москве и Московской области об обязании включить в стаж работы периоды работы с /дата/ по /дата/ в МП «Визит» и произвести перерасчет пенсии с /дата/ с учетом включенного периода.
В обоснование исковых требований указала, что /дата/ обратилась к ответчику за перерасчетом пенсии с даты назначения /дата/, однако ответчиком не принят к зачету период работы в МП «Визит» в должности художника декоративной росписи по дереву за период с /дата/ по /дата/, в связи с нарушениями при внесении записей в трудовую книжку. Считает указанный отказ незаконным, поскольку печать организации имеется, а ненадлежащее проставление печати организации указывает на небрежность при ее заполнении работодателем, что не может служит основанием для нарушения её прав.
В судебном заседании истица Акимова Т.Н. поддержала исковые требования.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представлен письменный отзыв на иск.
Выслушав истца, проверив представлены материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Конституция РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 ч. 1). Осуществляя правовое регулирование, позволяющее реализовать конституционные гарантии в социальной сфере, законодатель вправе устанавливать виды обеспечения, порядок и условия приобретения права пользования ими, круг получателей тех или иных социальных выплат.
На основании ст. 8 ФЗ от /дата/ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Судом установлено, что /дата/ Акимова Т.Н. /дата/ года рождения обратилась в ГУ Пенсионного фонда РФ № 23 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении ей страховой пенсии по старости.
Решением от /дата/ Акимовой Т.Н. с /дата/ назначена пенсия по старости в соответствии со ст. 8 Закона /номер/ – ФЗ (л.д. 37).
/дата/ Акимова Т.Н. обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии с даты назначения с /дата/.
Решением об обнаружении ошибки, допущенной при установлении пенсии от /дата/ учтен период работы Акимовой Т.Н. с /дата/ по /дата/ (л.д. 43).
Из ответа ГУ ПФР №1 по г. Москве и Московской области следует, что произведен перерасчет пенсии с даты назначения /дата/. При перерасчете учтен период работы в Торговом КООП «Визит» в должности художника декоративной росписи по дереву с /дата/ по /дата/ При назначении пенсии был учтен период работы в указанной организации с /дата/ по /дата/ Доплата пенсии за период с /дата/ по /дата/ будет произведена в /дата/ г. Не принят к зачету период работы в МП «Визит» в должности художника с /дата/ по /дата/, так как запись в трудовой книжке внесена с отступлением от правил установленных Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях и организациях, а именно: в записи об увольнении отсутствует печать организации (л.д. 7).
Согласно Справке ГБУ «ЦГАТО Москвы» /номер/ от /дата/, документы МП Визит» на хранение в ГБУ «ЦГАТО Москвы» не поступали и местонахождение их архиву неизвестно.
Такой же ответ поступил на запрос суда (л.д. 56).
Из трудовой книжки следует, что /дата/ Акимова Т.Н. принята на должность художника декоративной росписи по дереву в МП «Визит».
/дата/ Акимова Т.Н. уволена по собственному желанию.
Согласно пункту 11 Правил от /дата/ N 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Пунктом 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от /дата/ N 258н, установлено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от /дата/ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от /дата/ N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от /дата/ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (абзац второй пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от /дата/ N 30).
Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от /дата/ N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Исходя из изложенного, по общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (например архивными данными, справками работодателя, уточняющими занятость работника в соответствующих должностях и учреждениях, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости). Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. При этом работодатели несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, а также несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае возникновении спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, в том числе в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа (в данном случае факт выполнения работы в определенной должности и в определенном структурном подразделении учреждения здравоохранения в целях льготного исчисления страхового стажа) могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязанностью лица, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Поскольку записи в трудовой книжке Акимовой Т.Н. не содержат исправлений о датах приема и увольнения за период работы в МП «Визит», нумерация записей (/номер/, /номер/) по отношению к предшествующему и последующему периодам работы не нарушена, расположение текста на странице не дает оснований сомневаться в подлинности записей, принимая также во внимание, что допущенные работодателем нарушения Инструкции о порядке ведения трудовых книжек, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от /дата/ /номер/, не могут лишить истца права на зачет спорного периода работы в страховой стаж для перерасчета пенсии.
Доводы ответчика об отсутствии иных документов, помимо трудовой книжки, подтверждающих факт работы Акимовой Т.Н. в МП «Визит», судом не могут быть приняты в качестве оснований для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку факт прекращения деятельности МП «Визит» не может лишить права истца на включение периода работы в указанной организации в трудовой стаж.
Определяя дату перерасчета пенсии, суд, с учетом п. 2 ч. 1 статьи 23 Федерального закона от /дата/ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", исходит из того, что, поскольку на момент обращения к ответчику - /дата/ с заявлением о перерасчете пенсии истец имела право на включение спорных периодов работы в подсчет трудового и страхового стажа, то пенсия подлежит перерасчету с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера пенсии в сторону увеличения, а именно с /дата/.
Доводы истца о том, что перерасчет необходимо произвести с /дата/ сводятся к неверному толкованию норм законодательства.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ № 1 по г. Москве и Московской области включить в стаж работы Акимовой Т. Н. период работы в МП «Визит» с /дата/ по /дата/ и произвести перерасчет пенсии с /дата/.
В удовлетворении иска в части обязании произвести перерасчёт с /дата/ отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Судья К.П. Кручинина
Мотивированное решение суда составлено 20 мая 2021 г.
Судья К.П. Кручинина