Решение по делу № 2-671/2015 ~ М-369/2015 от 20.03.2015

Дело № 2-671/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Добрянка                             07 мая 2015 года

    Добрянский районный суд Пермского края в составе:

судьи Катаевой Т.В.

с участием представителей истца Огородова Д.М., Кошкина Д.О.

представителя ответчика Урнышевой Г.А.

при секретаре Каплуновой Л.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кетова ФИО8, Кетовой ФИО9 о возложении обязанности на администрацию Полазненского городского поселения Добрянского муниципального района Пермского края предоставить жилое помещение,

у с т а н о в и л:

    Кетов И.А., Кетова Р.Г. обратились в суд с иском о возложении на администрацию Полазненского городского поселения Добрянского муниципального района Пермского края обязанности предоставить истцам в общую долевую собственность жилое помещение общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м., жилой не менее чем <данные изъяты> кв.м., в границах <адрес>, пригодное для проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

    Требования мотивированы тем, что истцам принадлежит на праве общей долевой собственности <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м. в <данные изъяты> комнатной квартире общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>. Заключением межведомственной комиссии при администрации <данные изъяты> многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным, непригодным для постоянного проживания и подлежащим сносу, дом внесен в Программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края. Со ссылкой на п.3 ст.2, ст.16 ФЗ от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» истцы считают, что они имеют право на предоставление другого жилого помещения взамен помещения, признанного аварийным, непригодным для постоянного проживания и подлежащего сносу, состоящее из <данные изъяты> общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м., жилой площадью не менее <данные изъяты> кв.м., в границах <адрес>, пригодного для проживания, отвечающего санитарным и техническим требованиям.

    Истец Кетова Р.Г. в судебное заседание не явилась, ходатайствует о рассмотрении дела в ее отсутствие, на исковых требованиях настаивает в полном объеме.

    Истец Кетов И.А. в судебное заседание не явился, ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие.

    В судебном заседании представители истца Кетова И.А. на заявленных требованиях настаивали по указанным в иске основаниям.

    Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, поддержала письменный отзыв (л.д.26-30), пояснила, что <данные изъяты> этажный <данные изъяты> квартирный брусчатый жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании заключения межведомственной комиссии при администрации <данные изъяты>. Жильцы аварийного дома являются участниками Региональной адресной Программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края. Срок реализации Региональной Программы в части расселения жильцов <адрес> в <адрес> установлен ДД.ММ.ГГГГ. При этом равнозначность предоставления предполагает предоставление жилой площади исходя из стоимости квадратного метра, а не из занимаемой площади.

    Суд, выслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, пришел к следующему.

    В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ч.4 ст.15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Согласно п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

На основании ст.85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение признано непригодным для проживания.

В соответствии со ст.86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Согласно ст.87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

    Судом установлено, что истцы являются собственниками <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м. в <данные изъяты> комнатной квартире, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, в долевой собственности, доля в праве ?, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7-8)

    Из заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилые помещения, расположенные в <адрес>, признаны непригодными для проживания, многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. (л.д.9-1)

Жилой дом включен в перечень многоквартирных домов на территории <адрес>, признанных аварийными и подлежащими сносу и расселению, согласно адресной программе, утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края».

Обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, подлежащих выселению с предоставлением других благоустроенных жилых помещений, в том числе в случае его непригодности для проживания, возлагается на орган местного самоуправления, которым является администрация Полазненского городского поселения.

Включение дома, в котором проживают истцы, в перечень аварийных многоквартирных домов, подлежащих расселению, свидетельствует о реализации органом местного самоуправления своих полномочий в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище, и само по себе не исключает обязанность по переселению граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, проживание в которых угрожает жизни и здоровью граждан.

    При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истцы имеют права на предоставление им жилого помещения, поскольку после признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу, они не обеспечены пригодным для проживания жилым помещением.

    По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст.32 ЖК РФ.

Согласно ч.10 ст.32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. (ч.6 ст.32 ЖК РФ)

Согласно ч.8 ст.32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

На необходимость соблюдения при переселении граждан из аварийного жилищного фонда положений Жилищного кодекса РФ указывает также Федеральный закон от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ от 29.04.2014 г., собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.

В силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Таким образом, собственник жилого помещения в признанном аварийном и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.

Как следует из искового заявления, истцы выбрали способ обеспечения их жилищных прав в виде предоставления им другого жилого помещения на праве собственности.

Из норм жилищного законодательства не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания.

Таким образом, истцы являются лицами, нуждающимися в жилом помещении, поскольку жилой дом, в котором они проживают, признан в установленном законом порядке непригодным для проживания, вследствие чего у органов местного самоуправления в силу п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ возникла обязанность предоставить истцам жилое помещение на праве собственности в равных долях взамен ранее занимаемого, признанного непригодным для проживания.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди.

В соответствии с разъяснениями п.37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, гражданам предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому.

    Судом установлено, что до настоящего времени вопрос об отселении лиц, проживающих в указанном жилом помещении, ответчиком не решен, другое жилое помещение истцам не предоставлено.

Требование истцов о возложении обязанности на администрацию Полазненского городского поселения предоставить им в собственность другое благоустроенное равнозначное жилое помещение на территории <адрес> взамен жилого помещения, признанного аварийным и не пригодным для проживания, подлежит удовлетворению, поскольку жилой дом, в котором находится занимаемое истцами жилое помещение, признан непригодным и подлежащим сносу ввиду его аварийности, проживание в жилом помещении угрожает жизни и здоровью истцов.

Согласно материалам дела жилая площадь <данные изъяты>, принадлежащей истцам, составляет <данные изъяты> кв.м., следовательно, предоставлению истцам подлежит жилое помещение, состоящее из <данные изъяты>, жилой площадью не менее <данные изъяты> кв.м., общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м.

    Руководствуясь ст.ст.195-198 ГПК РФ,

р е ш и л:

    Обязать администрацию Полазненского городского поселения Добрянского муниципального района Пермского края предоставить Кетову ФИО10, Кетовой ФИО11 в общую долевую собственность по ? доле каждому благоустроенное равнозначное жилое помещение, состоящее не менее чем из <данные изъяты> жилой площадью не менее <данные изъяты> кв.м., общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м., в границах <адрес>, пригодное для проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Добрянский районный суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Судья              Т.В.Катаева

Решение не вступило в законную силу

2-671/2015 ~ М-369/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кетов Иван Андреевич
Кетова Роза Галиахметовна
Ответчики
Администрация Полазненского городского поселения
Другие
Огородов Дмитрий Михайлович
Суд
Добрянский районный суд Пермского края
Судья
Катаева Татьяна Викторовна
Дело на сайте суда
dobryan.perm.sudrf.ru
20.03.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.03.2015Передача материалов судье
08.04.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.04.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.04.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.04.2015Предварительное судебное заседание
07.05.2015Судебное заседание
09.05.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.05.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.06.2015Дело оформлено
10.06.2015Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее