Дело № 2-3565/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 ноября 2016 года Адлерский районный суд г.Сочи
Краснодарского края в составе:
председательствующего Надрага В.Л.,
при секретаре Шогеновой М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО, ФИО, ФИО, ФИО к ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
ФИО, ФИО, ФИО, ФИО обратились в Адлерский районный суд г. Сочи с исковым заявлением к ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации.
В обоснование своих исковых требований истцы указали, что в 2010 году в порядке обмена приобрели на праве пользования 3- комнатную квартиру № общей площадью 43,6 кв.м., жилой площадью 30,4 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.
04.05.2010 года Хостинская КЭЧ района №, в ведомстве которой находился дом, заключила с ФИО., как основным квартиросъемщиком, договор социального найма жилого помещения.
В настоящее время все зарегистрированы квартире и проживают в ней до сих пор.
В 2014 году истцы решили приватизировать занимаемую квартиру на праве общей долевой собственности.
Однако при оформлении документов выяснилось, что в связи с реорганизацией полномочия КЭЧ в отношении имущества, находящегося у нее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в том числе жилого дома по <адрес>, были прекращены.
По сведениям ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны от 28.02.2014 года жилое помещение по <адрес> на его балансе не состоит. Также не значится оно в реестре объектов муниципальной собственности гор. Сочи, что подтверждается письмом Департамента имущественных отношений администрации гор. Сочи от 16.01.2014.
Как следует из письма ответчика - ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» от 07.05.2015 года жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, от ФГУ «Хостинская КЭЧ района» передан на баланс ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ. Однако полномочий по передаче жилых помещений в собственность в ФГКУ не имеется.
По существу, истцам отказано в заключении договора приватизации квартиры и рекомендовано обратиться в суд с соответствующим требованием. По этой причине ГУП КК «Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ» по гор. Сочи не может изготовить технический паспорт на квартиру.
Указанные обстоятельства не позволяют реализовать свое право на приватизацию жилья, в связи с чем, истцы вынуждены обратиться в суд с настоящим иском.
Тот факт, что жилой дом, в котором находится квартира, до настоящего времени в муниципальную собственность не передан, не может ограничивать право граждан на приватизацию занимаемых ими помещений.
С 2010 года истцы пользуются квартирой, оплачивают коммунальные услуги, ранее свое право на приватизацию не использовали, что подтверждается справкой ГУП КК «Краевая техническая инвентаризация- Краевое БТИ» по гор. Сочи от 05.02.2015 года № 203, а также уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на кв. № по <адрес>.
Квартира, в которой проживают истцы, не находится в аварийном состоянии, не является ни жилым помещением в общежитии ни служебным жилым помещением, иных ограничений для приватизации квартиры законом не предусмотрено.
Поэтому указанная квартира может быть передана на праве собственности в порядке приватизации.
Представитель истцов ФИО., ФИО., ФИО., ФИО – ФИО в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Представитель ответчика ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» в судебное заседание не явился, о дне слушания дела был уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть данное гражданское дело в отсутствии представителя, представил возражение, согласно которому просил в случае непредставления документов, подтверждающих факт приобретения спорного жилого помещения в порядке обмена в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.
Суд, выслушав представителя истцов, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 04.05.2010 года между ГУ Хостинская КЭЧ района № и ФИО был заключен договор социального найма жилого помещения, 3- комнатной квартиры № общей площадью 43,6 кв.м., жилой площадью 30,4 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>.
Согласно справке № от 26.02.2015 года, выданной МУП г.Сочи «Городской информационно-вычислительный центр» Краснодарского края, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО зарегистрированы по адресу: <адрес>.
Истцы решили приватизировать занимаемую квартиру на праве общей долевой собственности.
Однако при оформлении документов выяснилось, что в связи с реорганизацией полномочия КЭЧ в отношении имущества, находящегося у нее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в том числе жилого дома по <адрес>, были прекращены.
По сведениям ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны от 28.02.2014 года жилое помещение по <адрес> на его балансе не состоит. Также не значится оно в реестре объектов муниципальной собственности гор. Сочи, что подтверждается письмом Департамента имущественных отношений администрации гор. Сочи от 16.01.2014.
Как следует из письма ответчика - ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» от 07.05.2015 года жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, от ФГУ «Хостинская КЭЧ района» передан на баланс ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ. В связи с тем. Что Уставом ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ не предусмотрены полномочия по передаче жилых помещений в собственность, заключение соответствующего договора на передачу указанного имущества не входит в компетенцию территориального управления.
Ранее свое право на приватизацию жилого помещения истцы не использовали, что подтверждается справкой ГУП КК «Краевая техническая инвентаризация- Краевое БТИ» по гор. Сочи от 05.02.2015 года №, а также уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на кв. № по <адрес>.
В соответствии со ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В силу ст.ст.6, 7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В настоящее время правообладателем спорного жилого помещения является ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ.
Вместе с тем, Уставом ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России не предусмотрены полномочия по передаче жилых помещений в собственность, заключение соответствующего договора на передачу указанного имущества не входит в компетенцию территориального управления, в связи с чем, истцам рекомендовано обратиться в суд с соответствующими требованиями о признании права собственности на указанное жилое помещение.
Как установлено судом, Указом Президента России «О некоторых мерах по организации управления федеральным имуществом» от 17 ноября 2008 года Министерство обороны России определено уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил России и подведомственных организаций.
Согласно п.п.68 п.7 «Положения о Министерстве обороны РФ», утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 г. № 1082 (в ред. Указов Президента РФ от 05.09.2005 г. № 1049, от 27.06.2007 г. № 817, от 23.10.2008 г. № 1517, от 17.11.2008 г. № 1624, от 17.11.2008 г. № 1625, от 19.05.2009 г. № 569, от 01.09.2009г. № 985, от 14.05.2010 г. № 589, от 06.07.2010 г. № 845, от 26.08.2010 г. № 1070, от 02.01.2011 г. № 21, от 08.04.2011 г. № 420, от 07.06.2011 г. № 716, от 08.07.2011 г. № 917, от 26.07.2011 № 1007, от 10.08.2011 г. № 1081, от 22.11.2011 г. № 1526, от 29.02.2012 г. № 256) на Министерство обороны РФ возложены полномочия по распоряжению жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, для реализации которых в 2009 году в военном ведомстве был создан Департамент имущественных отношений.
Таким образом, Министерство обороны РФ делегировало свои полномочия по управлению имуществом, специально созданному Департаменту имущественных отношений а именно, 30 апреля 2009 года Приказом Министра Обороны России №355 «Об утверждении Положения о Департаменте имущественных отношений Министерства Обороны Российской Федерации» было утверждено Положение о Департаменте, который был наделён полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся в оперативном управлении Минобороны РФ, в том числе с правом отчуждения имущества.
При этом Приказом Министерства обороны РФ от 5 июля 2010 года №756 было создано Федеральное государственное учреждение «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, которое является структурным подразделением Департамента имущественных отношений и осуществляет представительские функции Министерства обороны на территории Северо-Кавказского региона по вопросам федерального имущества.
При таком положении, принимая во внимание, что спорная квартира находится на территории Северо-Кавказского региона, жилищные правоотношения в сфере социального найма и передачи жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации бесплатно, которые предполагают отчуждение этого имущества из федеральной собственности и прекращение права оперативного управления, находятся в сфере деятельности ответчика.
В связи с чем, Федеральное государственное казенное учреждение «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации является правопреемником квартирно-эксплуатационной части по вопросам распоряжения имуществом МО РФ.
В силу ст.217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
При этом в соответствии со ст.11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз.
Из представленной выписки из ЕГРП Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии № от 22.07.2015 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на кв. № по <адрес>.
Таким образом, принимая во внимание, что жилищный фонд по <адрес> находится в оперативном управлении и состоит на балансе ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, передача жилого помещения – квартиры № в собственность в порядке бесплатной приватизации истцам находится в ведении ответчика в соответствии с вышеуказанными нормами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». В противном случае будет нарушено право истцов на бесплатное приобретение в собственность жилого помещения, предусмотренное Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», целью которого является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.
Удовлетворяя исковые требования, суд также принимает во внимание, что приоритет при разрешении настоящего спора имеет Закон РФ от 4 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», поскольку при приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные ГК РФ и иными законами положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
В этой связи Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории РФ, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище. Вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.
На основании ст.244 ГК РФ имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).
При таких обстоятельствах суд считает возможным признать за ФИО, ФИО, ФИО, ФИО право общей долевой собственности на квартиру № по <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО, ФИО, ФИО, ФИО к ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации - удовлетворить.
Признать за ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, в порядке приватизации право общей долевой собственности на квартиру общей площадью 43,6 кв.м., жилой площадью 30,4 кв.м. по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Адлерский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья/подпись/