Дело 12-47/2017
Р Е Ш Е Н И Е
г. Лахденпохья Республика Карелия 19 декабря 2017 года
Судья Лахденпохского районного суда Республики Карелия Сущевская Е.А.,
при секретаре Николаевой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Государственного унитарного предприятия Республики Карелия «Сортавальское дорожно-строительное управление» на постановление заместителя главного государственного лесного инспектора по Республике Карелия – заместителя начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия по делу об административном правонарушении,
у с т а н о в и л:
Постановлением заместителя главного государственного лесного инспектора по Республике Карелия – заместителя начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия <данные изъяты> от 17.11.2017 Государственное унитарное предприятие Республики Карелия «Сортавальское дорожно-строительное управление» (далее – ГУП РК «Сортавальское ДРСУ») привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.9 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
В поданной жалобе исполняющий обязанности директора ГУП РК «Сортавальское ДРСУ» Казымов М.К. просит отменить постановление должностного лица и прекратить производство по делу, мотивируя свои доводы тем, что информация о проводимых работах по выемке грунта на полосе отвода автодороги «Элисенваара-госграница» была сообщена руководству ГУП РК «Лахденпохское центральное лесничество». В мае-июне 2017 года при согласовании планов работ на летний период по произведению вырубки древесно-кустарниковой растительности и выемки грунта на подсыпку дороги, было получено устное одобрение руководства ГУП РК «Лахденпохское центральное лесничество» о том, что при начале работ необходимо будет вызвать лесничего и установить границы с выемкой. В связи с тем, что вырубка древесно-кустарниковой растительности не улучшила ситуацию с видимостью, то предприятие не только произвело вырубку древесно-кустарниковой растительности, но и осуществило выемку грунта с места вырубки. При этом на этих площадках, где проводились работы, не было ценных пород деревьев. Все выполненные работы были зафиксированы в журнале производства работ и в Информации по Лахденпохскому и Сортавальскому району за 19.09.2017 года, передаваемой в КУ РК «Управтодор РК». Податель жалобы полагает, что ГУП РК «Сортавальское ДРСУ» действовало в рамках закона, в границе полосы отвода данного земельного участка автомобильной дороги, поэтому факта правонарушения не имеется.
В судебном заседании представитель ГУП РК «Сортавальское ДРСУ» - и.о. директора Казымов М.К. жалобу поддержал в полном объеме по изложенным в ней основаниям. Пояснил, что не оспаривает факт совершенного правонарушения. Вместе с тем просил учесть, что предприятие действовало с целью улучшения видимости дороги для безопасности дорожного движения, наличие различных согласований на использование земельного участка лесного фонда требует значительных временных и денежных затрат. В настоящее время в учреждении сложилась очень затруднительная ситуация, связанная с отсутствием денежных средств, и назначенный учреждению штраф является серьезной мерой ответственности.
Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении - заместитель главного государственного лесного инспектора по Республике Карелия – заместитель начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия ФИО4, в судебном заседании полагал жалобу не подлежащей удовлетворению.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, ФИО5, в судебном заседании полагал жалобу не подлежащей удовлетворению.
Заслушав участвующих в деле лиц, показания свидетеля ФИО6, исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.
Ответственность по ст. 7.9 КоАП РФ предусмотрена за самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.
Объективная сторона данного правонарушения выражается как в самовольном занятии лесных участков (т.е. активные действия, состоящие в фактическом завладении лесным участком, которое может приобретать различную форму в зависимости от времени, других условий), так и в использовании лесного участка без специальных разрешений, т.е. в активных действиях, нарушающих установленные правила использования лесных участков.
Лесным участком является земельный участок, границы которого определены с учетом общих положений о проведении лесоустройства, о проектировании лесных участков, включенный в государственный земельный кадастр в результате их государственного кадастрового учета.
В ст. 7 Земельного кодекса РФ в качестве категорий, на которые подразделяются земли в Российской Федерации по целевому назначению, указаны земли обороны, безопасности, земли лесного фонда (подп. 3, 5 п. 1). Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно ст. 9 Лесного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено Лесным Кодексом РФ.
Частями 1 и 2 статьи 71 Лесного Кодекса РФ предусмотрено, что в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное пользование - гражданам. Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Лесным Кодексом РФ.
Согласно ст. 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
В силу ст. ст. 6, 7, 10 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. ст. 67, 69 и 92 Лесного кодекса РФ. Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.
В соответствии со ст.93 ЛК РФ права собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.97 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Использование лесов осуществляется на основании заключенного договора аренды, проекта освоения лесов, утвержденного регламента лесничества, а также поданной в органы государственной власти лесной декларации в соответствии с проектом освоения лесов (статьи 26, 86-88 ЛК РФ).
В ходе рассмотрения жалобы установлено, что выемка песка ГУП РК «Сортавальское ДРСУ» осуществлялась на лесном участке ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество».
Основанием привлечения ГУП РК «Сортавальское ДРСУ» к административной ответственности послужило выявленное 19.09.2017 в ходе осмотра лесного участка в квартале 46 выдел 10 Лахденпохского участкового лесничества незаконное использование земель лесного фонда в целях разработки месторождения общераспространенных полезных ископаемых (песка). Было установлено, что разработка производилась на площади 0,006 га (17х3,5), высота выемки составила 3,0 м, объем добытого песка - 180 кбм. Добыча и погрузка песка производились фронтальным погрузчиком гос. номер 4870км/10 rus, на автомашине КАМАЗ г. номер м048ер10rus, к586он10rus.
На момент указанного осмотра разрешительные документы на право использования земель лесного фонда в соответствии с действующим законодательством (Договор аренды земельного участка, поданная и принятая в установленном порядке лесная декларация, проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной экспертизы) у ГУП РК «Сортавальское ДРСУ» отсутствовали.
Указанные обстоятельства и вина ГУП РК «Сортавальское ДРСУ» в совершении административного правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении, актом осмотра №1/3 от 19.09.2017, заявлением начальника ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество», фототаблицей, копией постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 27.09.2017.
Факт отсутствия разрешительных документов представителем Учреждения не оспаривается, каких-либо разрешительных документов на право использования лесного участка в квартале 46 выдел 10 Лахденпохского участкового лесничества в соответствии с действующим законодательством в дело не представлено.
Вопреки доводам жалобы доказательств, подтверждающих невозможность принятия Учреждением мер для выполнения приведенных выше требований законодательства, в дело не представлено.
Ссылка представителя Учреждения на устную договоренность с руководством ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество» является голословной, своего подтверждения не нашла, опровергается показаниями свидетеля ФИО6
При таких обстоятельствах в действиях ГУП РК «Сортавальское ДРСУ» правомерно усмотрен состав административного правонарушения, предусмотренного ст.7.9. КоАП РФ, и Учреждение обоснованно привлечено к административной ответственности.
Вместе с тем, согласно положениям ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ юридическим лицам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ.
В силу ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда, в том числе жизни и здоровью людей, безопасности государства и т.д.
Статья 7.9 КоАП РФ не включена в перечень статей КоАП РФ, за которые административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение.
Анализ взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, с учетом того, что ГУП РК «Сортавальское дорожно-строительное управление» ранее к административной ответственности за совершение однородных правонарушений не привлекалось, факт совершенного правонарушения не оспаривало, добровольно возместило причиненный материальный ущерб в размере 1543 рубля, прихожу к выводу о возможности применения при назначении административного наказания в отношении ГУП РК «Сортавальское дорожно-строительное управление» нормы ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Таким образом, обжалуемое постановление в части назначенного наказания подлежит изменению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
Изменить постановление заместителя главного государственного лесного инспектора по Республике Карелия – заместителя начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия ФИО4 от 17 ноября 2017 года в части назначения ГУП РК «Сортавальское дорожно-строительное управление» административного наказания в виде штрафа в размере 100000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.9 КоАП РФ, заменив наказание в виде административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей на предупреждение.
В остальной части постановление заместителя главного государственного лесного инспектора по Республике Карелия – заместителя начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия ФИО4 от 17 ноября 2017 года оставить без изменения, а жалобу ГУП РК «Сортавальское дорожно-строительное управление» – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд в десятидневный срок со дня вручения или получения копии решения.
Судья: Е.А. Сущевская