Дело №2-8519/2017
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 июня 2017 Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Яниевой А.А.,
при секретаре Долговой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Российской Федерации в лице Министерства лесного хозяйства Красноярского края к Обществу с ограниченной ответственностью «Ресурс-Лес» об устранении нарушения лесного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Российская Федерация в лице Министерства лесного хозяйства Красноярского края обратилась в суд с исковым заявлением к ООО «Ресурс-Лес» с требованием обязать последнего произвести работы по очистке лесосеки от порубочных остатков на площади 0,45 га на лесосеке №, расположенной в выделе № квартала № <адрес> в течение одного месяца со дня вступления в законную силу судебного решения.
Требования мотивированы тем, что между Агентством лесной отрасли Красноярского края и ООО «Ресурс-Лес» заключен договор аренды лесных участков от 07.12.2009 года №-з. Согласно указанному договору Агентство лесной отрасли Красноярского края передает ООО «Ресурс-Лес» лесные участки общей площадью 8053 га, расположенные, в том числе: Красноярский край, КГБУ «Пировское лесничество», Болышекетское участковое лесничество, квартал № предназначенные для заготовки древесины. Заготовка древесины на указанном участке ООО «Ресурс-Лес» производилась в период с 27.01.2015 года по 26.01.2016 года. Лесопользователем 02.12.2016г. получено извещение о явке представителя для принятия участия в осмотре мест рубок по лесной декларации, действующей в период с 27.01.2015 года по 26.01.2016 года. Способ очистки лесосеки согласно технологической карты: Укладка порубочных остатков на волоки с целью их укрепления и предохранения почвы от сильного уплотнения и повреждения при трелевке. Укладка с оставлением на перегнивание на месте рубки. Специалистами КГБУ «Пировское лесничество» в ходе натурного осмотра лесосеки установлено, что при осуществлении лесозаготовительной деятельности лесопользователем допущено нарушение требований лесного законодательства, выраженное в невыполнении работы по очистке лесосеки от порубочных остатков (неочистке) на площади 0,45 га, о чем составлены: сообщение о нарушениях требований лесного законодательства от 26.12.2016 года №; акт осмотра мест рубок (мест заготовки древесины) от 26.12.2016 года№; акт натурного осмотра лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ; схема месторасположения лесонарушения; расчет ущерба. Схемой месторасположения лесонарушения зафиксированы результаты замеров, произведенных на местности, направление линий замеров, в масштабе отмечена площадь захламления лесосеки. В нарушение норм, предусмотренных технологической картой разборки лесосеки, лесопользователем порубочные остатки с территории погрузочных площадок не убраны.
В судебное заседание представитель истца не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно, надлежащим образом.
Ответчик ООО «Ресурс-Лес» в зал судебного заседания своего представителя не направил, о дне и месте слушания дела извещался путем направления почтовым отправлением судебных уведомлений по имеющемуся в материалах дела адресам, заказные письма возвратились в адрес суда с почтовой отметкой по истечению срока хранения.
Представитель третьего лица КГБУ «Пировское лесничество» в зал судебного заседания не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и надлежащим образом.
Рассматривая вопрос о последствиях неявки в судебное заседание ответчика, суд учитывает положения ст.35 ГПК РФ, предусматривающей обязанность лиц, участвующих в деле, добросовестно пользоваться всеми принадлежащими ем процессуальными правами. Из изложенного следует, что использование процессуальных прав лицами, участвующими в деле, не может нарушать процессуальные права иных лиц, участвующих в деле. Суд принимает во внимание право истца на рассмотрение иска в установленный законом срок, уведомление ответчика о времени и месте судебного заседания, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика в порядке заочного судопроизводства.
В соответствии со ст.ст.167, 233 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившегося ответчика с согласия представителя истца в порядке заочного судопроизводства.
Суд, исследовав материалы дела, полагает возможным иск удовлетворить по следующим основаниям.
В соответствии со ст.ст.42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст.307 ГК РФ в силу обязательств, одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. В качестве основания возникновения обязательств ст.307 ГК РФ называет договоры и сделки.
В силу ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно ст.100 ЛК РФ лица причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.
Захламление лесов порубочными остатками представляет собой вид загрязнения, которое в силу количественных и качественных характеристик способно привести к негативному изменению качества объекта природной среды в смысле требований санитарных и противопожарных правил.
Согласно ст.2 ЛК РФ лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.3 ст.16 ЛК РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
В соответствии с п.61 «Правил заготовки древесины» № от 01.08.2011 года, очистка мест рубок от порубочных остатков проводится одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 года № утверждены Правила санитарной безопасности в лесах.
В соответствии с п.39 Правил при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 года №417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с п.16 Правил при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. Очистка лесосек является заключительной стадией лесозаготовок и важным лесохозяйственным требованием.
Согласно ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» загрязнение окружающей среды - это поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Из положений ст.55 ЛК РФ следует, что в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются, в том числе, санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
Согласно ст.75 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Как установлено судом между Агентством лесной отрасли Красноярского края и ООО «Ресурс-Лес» заключен Договор аренды лесных участков от 07.12.2009 года №-з.
Согласно указанному договору Агентство лесной отрасли Красноярского края передает ООО «Ресурс-Лес» лесные участки общей площадью 8053 га, расположенные, в том числе: <адрес>, <адрес>
Заготовка древесины на указанном участке ООО «Ресурс-Лес» производилась в период с 27.01.2015 года по 26.01.2016 года.
Лесопользователем 02.12.2016г. получено извещение о явке представителя для принятия участия в осмотре мест рубок по лесной декларации, действующей в период с 27.01.2015 года по 26.01.2016 года.
Специалистами КГБУ «Пировское лесничество» в ходе натурного осмотра лесосеки установлено, что при осуществлении лесозаготовительной деятельности лесопользователем допущено нарушение требований лесного законодательства, выраженное в невыполнении работы по очистке лесосеки от порубочных остатков (неочистке) на площади 0,45 га, о чем составлены: сообщение о нарушениях требований лесного законодательства от 26.12.2016 года №; акт осмотра мест рубок (мест заготовки древесины) от 26.12.2016 года №; акт натурного осмотра лесного участка; схема месторасположения лесонарушения.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.22 ГПК РФ, судьи рассматривают и разрешают исковые дела о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов возникающих из экологических правоотношений с участием органов государственной власти.
Статья 12 ГК РФ предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе: принуждение к исполнению обязанности в натуре, а также иными способами предусмотренными законом.
В соответствии со ст.76 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.
Согласно ч.2 ст.4 ЛК РФ, от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Распоряжением Правительства Красноярского края от 13.07.2016 года №-р образовано Министерство лесного хозяйства <адрес>, действующее на основании Положения.
В соответствии с пунктами 3.33, 3.35 Положения о Министерстве, последний осуществляет, в том числе лесной надзор (лесную охрану), пожарный надзор в лесах на землях государственного лесного фонда.
Оценивая представленные и исследованные в судебном заседании доказательства, суд принимает во внимание, что доказательств невозможности соблюдения ООО «Ресурс-Лес» правил заготовки древесины в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, не представлено. Установленные правила осуществления лесопользования предусматривают обязанность по очистке мест рубок от порубочных остатков способами, предписанными технологической картой, разработанными с учетом снижения негативного воздействия на природный объект в ходе лесозаготовительной деятельности. Несоблюдение предписанного способа очистки мест рубок способствует возникновению факторов, негативно влияющих на санитарную и пожарную безопасность лесов.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования Российской Федерации в лице Министерства лесного хозяйства Красноярского края являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу ч.2 ст.88 ГПК РФ размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.
Государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от ее уплаты, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Взысканная сумма зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации (ч.1 ст.103 ГПК РФ).
Таким образом, с учетом положений ст.333.19 НК РФ, с ООО «Ресурс-Лес» в доход бюджета городского округа г.Красноярска подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Российской Федерации в лице Министерства лесного хозяйства Красноярского края к Обществу с ограниченной ответственностью «Ресурс-Лес» об устранении нарушения лесного законодательства – удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Ресурс-Лес» произвести работы по очистке лесосеки от порубочных остатков на площади 0,45 га на лесосеке №, расположенной в выделе № квартала № <адрес> в течение одного месяца со дня вступления в законную силу судебного решения.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Ресурс-Лес» в доход бюджета городского округа <адрес> государственную пошлину в размере 6 000 рублей.
Заявление об отмене заочного решения может быть подано ответчиком в Советский районный суд <адрес> в течение 7 дней со дня получения копии заочного решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения, а в случае, если такое заявление подано, в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: А.А. Яниева
Дата изготовления мотивированного текста решения – ДД.ММ.ГГГГ.