12-164/2021
УИД 26RS0№-55
РЕ Ш Е Н И Е
06 октября 2021 года город-курорт Кисловодск
Судья Кисловодского городского суда Ставропольского края Пожидаев В.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Дорсервис» Зозуля В.Г. на постановление старшего государственного инспектора Кавминводского комплексного отдела, государственного инспектора в области охраны окружающей среды <адрес> ФИО2 по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.2 Кодекса РФ об АП,
УСТАНОВИЛ.
ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором Кавминводского комплексного отдела, государственным инспектором в области охраны окружающей среды <адрес> ФИО2 вынесено постановление № о привлечении директора общества с ограниченной ответственностью «Дорсервис» Зозуля В.Г. к административной ответственности за совершение административного правонарушения в области природоохранного законодательства, предусмотренное ч.4 ст. 8.2 Кодекса РФ об АП и ему назначено наказание в виде административного штрафа на сумму 20 000 рублей.
Основанием для привлечения к административной ответственности послужила прокурорская проверка, которой установлено, что в результате выполнения работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в <адрес> у ООО «Дорсервис» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ образовался отход 4 класса опасности: лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий (код ФККО ; 30 200 01 71 4) в количестве 439,9 тонн.
Согласно информации ООО «Дорсервис» от ДД.ММ.ГГГГ муниципальным контрактом на выполнение работ по ремонт} автомобильных дорог общего пользования местного значения <адрес> и в городе-курорте <адрес> №А-20 от ДД.ММ.ГГГГ, образование и работа с отходами не предусмотрены.
ДД.ММ.ГГГГ в 10-00 часов в служебном кабинете Ставропольской межрайонной прокуратуры по адресу: <адрес>: <адрес> каб. 116, установлено, что юридическим лицом ООО «Дорсервис» осуществлявшим работы по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в <адрес> и в городе- курорте Железноводске по <адрес> и на автодороге от трассы <адрес> до микрорайона Бештау (+0,0 до +0,376), в результате которых образовался отход 4 класса опасности: лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий (код ФККО 8 30 200 01 71) в количестве 439, 9 тонн, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, осуществлено размещение названных отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, доказательств размещения отходов в установленном порядке не представлено.
Проверяющим органом установлены в действиях должностного лица - ООО «Дорсервис» признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 8.2 Кодекса РФ об АП.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается: муниципальным контрактом №А-20, Актами о приемке выполненных работ (форма КС-2) от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, справками о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № и другими доказательствами по делу, приобщенными к постановлению.
Доказательства принятия юридическим лицом всех зависящих от него мер по недопущению выявленных нарушений также как и наличие объективных препятствий для исполнения обязанности по соблюдению законов, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, не представлены.
Обстоятельств отягчающих или смягчающих вину в совершении административного правонарушения, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.
Действия (бездействия) лица создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среды и, как следствие нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированных ст. 42 Конституции РФ.
На основании изложенного принято постановление о привлечении к административной ответственности Общества.
Не согласившись с вынесенным постановлением, директор ООО «ДОРСЕРВИС» Зозуля В.Г. обратился в суд с жалобой, в котором просит суд прекратить производство по административному делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование своих доводов сослался на то, что вывод о совершении административного правонарушения был сделан лишь на основании факта заключения муниципального контракта на ремонт дорог, при этом данный факт сам по себе не может служить доказательством совершения административного правонарушения.
В судебном заседании представитель должностного лица ФИО3 жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица - Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> ФИО2, представители: заинтересованных лиц Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратуры, администрации города-курорта Железноводска извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Заслушав объяснения представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения; об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление; об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление; об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
В соответствии с положениями ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные могут быть установлены актом обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также показаниями специальных технических средств, вещественных доказательств.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Судом установлено, что ООО «Дорсервис» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц ИНН 262022455, ОГРЮЛ 1072647001382.
С ДД.ММ.ГГГГ Общество состоит на налоговом учете по месту -нахождения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес>, юридический адрес Общества: 357430, <адрес>, директор Зозуля В.Г..
Статьей 42 Конституции РФ закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», которым регулируются отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Статьей 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и статьей 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I-IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.
Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; накоплением отходов признается временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Согласно ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, индивидуальные предприниматели, юридические лица обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В соответствии с ч.7 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Частью 4 статьи 8.2 Кодекса РФ об АП предусмотрена административная ответственность юридических лиц за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ между Управлением городского хозяйства администрации города-курорта <адрес> в лице начальника Управления городского хозяйства администрации города-курорта <адрес> ФИО4, действующего на основании Положения (Заказчик) и ООО «Дорсервис» в лице директора Зозуля В.Г., действующего на основании Устава (Подрядчик) с соблюдением требований ГК РФ, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и иного законодательства Российской Федерации и <адрес>, по итогам аукциона в электронной форме № (протокол комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №) заключен муниципальный контракт №А-20 (далее Контракт).
Согласно п. 1.1 Предметом контракта является выполнение работ Подрядчиком по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в поселке Иноземцево и в городе-курорте <адрес>.
В силу п. 1.2 Контракта место и сроки выполнения работ: 357415, Российская Федерация, <адрес>, город-курорт Железноводск, с момента заключения контракта до ДД.ММ.ГГГГ. Цена Контракта 7 007 571,80 рублей (п. 2.2 Контракта).
В соответствии с п.7.2 Технического задания, являющегося приложением № к муниципальному контракту №А-20, все применяемые на объекте строительные материалы, изделия и устанавливаемое оборудование должны соответствовать ГОСТам, иметь соответствующие действующие сертификаты, сертификаты пожарной безопасности, технические паспорта, гарантийные талоны. Применяемые строительные материалы и изделия должны быть новыми, не использованными и не имеющими дефектов, которые не были в употреблении, в ремонте, в том числе, которые не были восстановлены, в которых не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства. Подрядчик несет ответственность за соответствие используемых материалов государственным стандартам и техническим условиям.
Работы по муниципальному контракту №А-20 исполнены, что подтверждается Актами о приемке выполненных работ (форма КС-2) от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, справками о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с Актом о приемке выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ №, ООО «Дорсервис» по <адрес> выполнены работы по снятию деформированных асфальтобетонных покрытий самоходными холодными фрезами с шириной фрезерования 500 - 1 000 мм и толщиной слоя до 50 мм на общей площади 2 643,18 кв.м, и перевозка грузов автомобилями - самосвалами грузоподъемностью 10 т, работающих вне карьера, на расстоянии до 5 км 1 класс груза общей массой 261,7 тонн.
В соответствии с Актом о приемке выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «Дорсервис» на автодороге от трассы <адрес> до микрорайона Бештау (+0,0 до + 0,376) выполнены работы по снятию деформированных асфальтобетонных покрытий самоходными холодными фрезами с шириной фрезерования 500-1 000 мм и толщиной слоя до 50 мм на общей площади 1 800 кв.м, и перевозка грузов автомобилями - самосвалами грузоподъемностью 10 т, работающих вне карьера, на расстоянии до 5 км 1 класса груза общей массой 178,2 тонн.
В силу Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ №, отход: лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий отнесен к 4 классу опасности (код ФККО 8 30 200 01 71 4).
ДД.ММ.ГГГГ заместителем Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора советником юстиции ФИО5 после рассмотрения материалов проверки исполнения законодательства об административных правонарушениях, возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ООО «Дорсервис», о чем вынесено постановление.
ДД.ММ.ГГГГ директор Общества привлечено к административной ответственности по ч.4 ст. 8.2 Кодекса РФ об АП и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Согласно обжалуемому постановлению вина лица, совершившего административное правонарушение подтверждается: муниципальным контрактом №А-20, Актами о приемке выполненных работ (форма КС-2) от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, справками о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №.
Вместе с тем, суд приходит к выводу о том, что представленные доказательства не подтверждают факт совершения директором Общества действий, образующих объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, на основании следующего.
В соответствии со статьей 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Согласно пункту 1 статьи 754 ГК РФ подрядчик несет ответственность перед заказчиком за допущенные отступления от требований, предусмотренных в технической документации и в обязательных для сторон строительных нормах и правилах, а также за недостижение указанных в технической документации показателей объекта строительства, в том числе таких, как производственная мощность предприятия.
Согласно п. 1 ст. 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
Кроме того, в силу ст. 702 ГК РФ предмет работ отнесен к существенным условиям договора подряда.
Таким образом, условия об объеме подлежащей выполнению работы относятся к существенным условиям государственного контракта.
Согласно ч. 2 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ, при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и ст. 95 настоящего Федерального закона
Судом установлено, что ни условиями муниципального контракта №А-20 от ДД.ММ.ГГГГ ни техническим заданием не установлена обязанность Общества проводить соответствующие работы по утилизации отходов.
Приведенные в качестве доказательств вины директора Общества документы не содержат конкретных сведений о том, какой именно организацией утилизируются отходы, на какой именно полигон они вывозятся.
Кроме того, исходя из представленных документов, проверка была документарной. Материалы дела не содержат сведений о выявлении административным органом непосредственно лиц, допущенных к обращению с отходами, их фамилиях, должностях, о проверке документов, по результатам которых было бы установлено нарушение требований.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что административным органом не представлено неоспоримых и безусловных доказательств наличия в деяниях директора Общества состава вмененного ему административного правонарушения.
При таких обстоятельствах постановление старшего государственного инспектора Кавминводского комплексного отдела, государственного инспектора в области охраны окружающей среды <адрес> ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении о привлечении директора общества с ограниченной ответственностью «Дорсервис» Зозуля В.Г. к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.2 Кодекса РФ об АП подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь п.2 ч.1 ст. 24.5, ст.ст. 30.6, 30.7 КРФ об АП, суд,
решил:
постановление старшего государственного инспектора Кавминводского комплексного отдела, государственного инспектора в области охраны окружающей среды <адрес> ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении о привлечении директора общества с ограниченной ответственностью «Дорсервис» Зозуля В.Г. к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.2 Кодекса РФ об АП, - отменить, производство по делу прекратить на основании п.2 4.1 ст. 24.5 Кодекса РФ об АП, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение десяти суток со дня его вручения или получения.
Судья ФИО6