Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 июня 2015 года Иркутский областной суд в составе: председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре Мархееве А.М., с участием представителей Панариной Н.В. – Андрущенко А.Н., действующего на основании доверенности от <дата изъята>, Хаирова М.Р., действующего на основании доверенности от <дата изъята>, представителя Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» – Яковлевой М.В., действующей на основании доверенности <данные изъяты>, рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 3-184-15 по исковому заявлению Панариной Н.В. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Правительству Иркутской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,
У С Т А Н О В И Л:
Панарина Н.В. обратилась в Иркутский областной суд с исковым заявлением, в обоснование которого указала, что она является собственником земельного участка <данные изъяты>. Право собственности Панариной Н.В. на указанный выше земельный участок подтверждается договором <данные изъяты>, свидетельством о государственной регистрации права <номер изъят>, выданным Управлением федеральной регистрационной службы по Иркутской области <дата изъята>.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке <данные изъяты>, выданной Федеральным государственным учреждением «Земельная кадастровая палата» по Иркутской области земельный участок <данные изъяты>.
Считает, что при проведении государственной кадастровой оценки принадлежащего ей на праве собственности земельного участка с кадастровым <номер изъят> была допущена ошибка в части определения его кадастровой стоимости, так как, полагает, необоснованно был применен удельный показатель кадастровой стоимости в размере *** руб./кв.м., относящийся к другому виду категорий земель – <данные изъяты> вместо <данные изъяты>, к которому относится данный земельный участок.
Считает, что при осуществлении государственной кадастровой оценки принадлежащего ей земельного участка фактически нарушен порядок перевода земель из одной категории в другую, установленный Федеральным законом от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ (в редакции от 19 июля 2011 года) «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую», так как она воли на перевод ее земельного участка из одной категории земель в другую не выражала, а использование для расчета кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым <номер изъят> удельного показателя кадастровой стоимости для земель <данные изъяты> является незаконным.
Постановлением Правительства Иркутской области от 3 февраля 2009 года № 15-пп «О результатах государственной оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Иркутской области» утверждены представленные средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель Иркутской области по муниципальным районам (городским округам).
Истица указывает, что в приложении № 2 вышеуказанного Постановления утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Иркутской области по группам видов использования земельных участков. В позиции <данные изъяты> кадастровая стоимость земель в разрезе групп видов разрешенного использования по *** группе указана в размере *** (рубля за 1 кв.м.).
Считает, что удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка <данные изъяты> составляет *** рубля за 1 кв.м.
В соответствии с пунктом *** Методики государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения, утвержденной приказом Федеральной службы земельного кадастра России <данные изъяты>, кадастровая стоимость земельных участков, отнесенных к *** группе, определяется путем умножения удельных показателей кадастровой стоимости указанных земельных участков на их площадь.
Поэтому кадастровая стоимость земельного участка <данные изъяты> составляет <данные изъяты>.
В связи с ошибочным применением удельного показателя кадастровой стоимости в размере *** рублей за 1 кв.м., кадастровая стоимость земельного участка внесена в государственный кадастр недвижимости в размере *** рублей вместо *** рублей, чем необоснованно значительно для нее увеличен земельный налог.
Ссылаясь на положения статьи 28.18 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», считает, что в государственном кадастре недвижимости подлежат исправлению ошибочно указанные сведения органом кадастрового учета.
Указывает, что в случае выявления кадастровой ошибки в определении удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка за 1 кв.м., установление судом кадастровой стоимости земельного участка возможно с даты, когда указанная ошибка была допущена, то есть с момента проведения государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения по состоянию на <дата изъята>.
С учетом заявления об уточнении исковых требований Панарина Н.В. просит суд исправить кадастровую ошибку в сведениях о кадастровой стоимости земельного участка <данные изъяты>, выразившуюся во внесении в государственный кадастр недвижимости недостоверной кадастровой стоимости земельного участка в размере *** и удельного показателя кадастровой стоимости в размере ***, установленных на основании ошибочного отнесения земельного участка в целях кадастровой оценки к «землям <данные изъяты>.
Также просит обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» в лице филиала по Иркутской области внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым <номер изъят> в размере *** и удельном показателе кадастровой стоимости в размере ***, установленных по состоянию на <дата изъята>, на кадастровую стоимость вышеуказанного земельного участка в размере *** с удельным показателем его кадастровой стоимости ***, утвержденных по состоянию на <дата изъята> Постановлением Правительства Иркутской области от 3 февраля 2009 года № 15-пп для «земель <данные изъяты> до момента внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым <номер изъят>, утвержденной Постановлением Правительства Иркутской области от 14 января 2014 года № 11-пп и измененной вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области <данные изъяты>.
В судебное заседание Панарина Н.В. не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
В судебном заседании представители истца Панариной Н.В. – Андрущенко А.Н. и Хаиров М.Р., действующие на основании доверенностей, заявленные исковые требования поддержали, просили их удовлетворить в полном объеме, суду пояснили, что общий срок исковой давности ПанаринойН.В. не пропущен, поскольку первое уведомление об уплате земельного налога, исчисленного в соответствии со спорной кадастровой стоимостью, получено от налогового органа <дата изъята>. Полагают, что статьей 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» сроки исковой давности для требований об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости не установлены.
Представитель ответчика – Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», ЯковлеваМ.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования Панариной Н.В. не признала, просила в их удовлетворении отказать, суду пояснила, что кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на <дата изъята> была установлена в соответствии с Приложением № 1 к Постановления Правительства Иркутской области от 3 февраля 2009 года №15-пп «О результатах государственной оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Иркутской области» правильно. Указала, что истцом пропущен срок исковой давности.
Ответчик – Правительство Иркутской области в судебное заседание своего представителя не направило, представило отзыв, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, в удовлетворении заявленных требований Панариной Н.В. отказать в полном объеме. Полагает, что не является надлежащим ответчиком по делу. Указывает, что на момент обращения истца в суд кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на <дата изъята> утверждена Постановлением Правительства Иркутской области от 14 января 2014 года №11-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Иркутской области», которое истцом не обжалуется.
Ответчик – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области в судебное заседание своего представителя не направило, представило отзыв, в котором просит в удовлетворении заявленных требований Панариной Н.В. отказать в полном объеме. Считает, что не является надлежащим ответчиком по делу. Указывает, что <дата изъята> в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым <номер изъят> в размере, равном его рыночной стоимости – ***, на основании решения Арбитражного суда Иркутской области <данные изъяты>. Земельный налог исчисляется из кадастровой стоимости, установленной данным решением, вид разрешенного использования не влияет на определение размера земельного налога, соответственно, права и законные интересы истца не нарушены. Полагает, что истцом пропущен срок исковой давности.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрация муниципального образования «Братский район», надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила, представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В возражениях на исковое заявление просит в удовлетворении заявленных требований Панариной Н.В. отказать. Указывает, что согласно вступившему в законную силу решению Арбитражного суда Иркутской области от <дата изъята> по делу <номер изъят> кадастровая стоимость земельного участка определена в размере рыночной стоимости по состоянию на <дата изъята>.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Восточно-Сибирский филиал ФГУП «Госземкадастрсъемка» - ВИСХАГИ, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, отзыв на исковые требования не представило.
С учетом мнения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, суд, не удаляясь в совещательную комнату, руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителей Панариной Н.В. – АндрущенкоА.Н. и Хаирова М.Р., поддержавших заявленные их доверителем исковые требования, объяснения представителя Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Яковлевой М.В., просившей в удовлетворении исковых требований отказать, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных Панариной Н.В. исковых требований.
Из статей 24.18, 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» следует, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, как в суде, так и в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, является, в том числе недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
К недостоверным сведениям относится искажение данных об объекте оценки, в том числе неправильное указание среднего удельного показателя при расчете кадастровой стоимости земельного участка.
Таким образом, недостоверность сведений об объекте недвижимости и заявление об исправлении этих сведений на достоверные также является оспариванием результатов определения кадастровой стоимости.
При разрешении дела суд исходит из того, что оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости относится к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих правоотношений являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решение о проведении кадастровой оценки земельных участков и впоследствии утвердившие их кадастровую стоимость, а также федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Как предусмотрено статьей 1 Положения об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года №457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
Согласно подпунктам *** Положения об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, утвержденного приказом <данные изъяты> Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области в установленной сфере деятельности осуществляет ведение государственного кадастра недвижимости, государственный кадастровый учет недвижимого имущества, предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости. При этом в Примечании к данному Положению указано, что Управление осуществляет указанные функции, если правом осуществления данного полномочия не наделено указанное в пункте *** Положения федеральное государственное учреждение.
Совместным приказом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области и Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Иркутской области <данные изъяты> «О передаче полномочий по ведению государственного кадастра недвижимости» функции по ведению государственного кадастра недвижимости возложены на Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Иркутской области.
В соответствии с Приказом Росреестра <данные изъяты> «О наделении Федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета», Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Иркутской области (в настоящее время филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Иркутской области) с <дата изъята> наделено полномочиями органа кадастрового учета в полном объеме.
Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Иркутской области не является филиалом либо иным структурным подразделением Управления, является филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».
ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» является отдельным юридическим лицом и осуществляет возложенные на него функции самостоятельно.
В соответствии с Уставом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», утвержденным приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии <данные изъяты>, целью деятельности ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» является, в том числе, осуществление полномочий по государственному кадастровому учету объектов недвижимого имущества, государственному техническому учету объектов капитального строительства и государственной кадастровой оценке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, чтогосударственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости.
Постановлением Правительства Иркутской области от 3 февраля 2009 года № 15-пп «О результатах государственной оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Иркутской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель Иркутской области по муниципальным районам (городским округам) по состоянию на <дата изъята>.
Постановлением Правительства Иркутской области от 4 июля 2012 года № 368-пп «О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости и расположенных на территории Иркутской области» установлено, что министерство имущественных отношений Иркутской области обеспечивает в установленном законодательством порядке проведение государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости и расположенных на территории Иркутской области.
Приложением к Постановлению Правительства Иркутской области от 4июля 2012 года № 368-пп установлены сроки проведения следующей государственной кадастровой оценки, в том числе для земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения – 2013 год (л.д. ***).
На основании государственного контракта <данные изъяты> и информации о перечне земельных участков указанной категории, предоставленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, работы по государственной кадастровой оценке земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Иркутской области выполнены <данные изъяты>.
Подготовленный <данные изъяты> отчет <данные изъяты> «Об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности и иного специального назначения на территории Иркутской области по состоянию на <дата изъята>» прошел экспертизу саморегулируемой организации оценщиков в установленном законом порядке.
Согласно положительному экспертному заключению <данные изъяты> отчет об оценке соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (л.д. ***).
Постановлением Правительства Иркутской области от 14 января 2014 года №11-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Иркутской области» утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель указанной категории на территории Иркутской области по кадастровым номерам земельных участков по состоянию на <данные изъяты>.
Главой III.1 «Государственная кадастровая оценка» Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установлены специальные правила определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
В соответствии со статьей 24.18 данного закона результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Анализируя указанные выше нормативные и локальные нормативные акты, суд приходит к выводу о том, что ответчиками по данному делу являются Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Правительство Иркутской области, а также Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».
Так, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, Правительство Иркутской области является органом государственной власти субъекта Российской Федерации, принявшим в рамках своих полномочий решение о государственной кадастровой оценке спорного земельного участка, относящегося к землям населенных пунктов на территории Иркутской области, выступившим заказчиком проведения работ по кадастровой оценке и утвердившим ее результаты, а Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице его филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области осуществляет делегируемые ему полномочия по государственному кадастровому учету объектов недвижимого имущества, государственному техническому учету объектов капитального строительства и государственной кадастровой оценке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что согласно договору <номер изъят> купли-продажи земельного участка от <дата изъята>, заключенному между муниципальным образованием «Братский район» Иркутской области в лице председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом, заместителя главы администрации <данные изъяты> (продавец) и ПанаринойН.В. (покупатель), Панарина Н.В. приобрела в собственность земельный участок, <данные изъяты>. Данный договор зарегистрирован в Управлении федеральной регистрационной службы по Иркутской области <дата изъята>, что никем из лиц, участвующих в деле, не оспаривается.
Право собственности Панариной Н.В. на указанный выше земельный участок также подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <данные изъяты>, выданным Управлением федеральной регистрационной службы по Иркутской области (л.д. ***).
Кадастровый адрес, площадь указанного выше земельного участка, а также категория земель, на которых он расположен, вид разрешенного использования подтверждается кадастровым паспортом <данные изъяты>, выданным филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Иркутской области (л.д. ***).
Из указанного кадастрового паспорта следует, что земельный участок <данные изъяты> поставлен на государственный кадастровый учет <дата изъята> с видом разрешенного использования: <данные изъяты>.
На основании государственного акта <данные изъяты>, выданного Администрацией Братского района Специализированному союзному государственному тресту «Братскспецстрой» ГПО «Братсгосстрой», за последним закреплено в бессрочное и бесплатное пользование *** гектаров земли для строительства горнолыжной трассы со строительством подъездной автодороги и высоковольтной линии ЛЭП-35 кв (л.д. ***). Указанные обстоятельства также подтверждаются кадастровым планом земельного участка (выпиской из государственного земельного кадастра) <данные изъяты>.
Согласно Приложению <номер изъят> к Постановлению Правительства Иркутской области от 3 февраля 2009 года № 15-пп «О результатах государственной оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Иркутской области» удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым <номер изъят> установлен в размере *** за 1 кв.м., соответственно, кадастровая стоимость этого земельного участка по состоянию на <дата изъята> составила <данные изъяты>.
В соответствии с Приложением <номер изъят> к Постановлению Правительства Иркутской области от 14 января 2014 года № 11-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Иркутской области» удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым <номер изъят> установлен в размере *** за 1 кв.м., в связи с чем кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на <дата изъята> составила <данные изъяты>.
В судебном заседании обозревались материалы арбитражного дела <номер изъят> по исковому заявлению Панариной Н.В. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости земельного участка, об обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости, из которых следует, что Панарина Н.В. обращалась в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ей на праве собственности земельного участка, равной рыночной стоимости.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от <дата изъята> исковые требования Панариной Н.В. удовлетворены, кадастровая стоимость земельного участка, <данные изъяты> признана равной рыночной – в размере ***, определенной по состоянию на <дата изъята>, с момента вступления решения в законную силу, на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» возложена обязанность внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка, равной его рыночной стоимости.
Размер кадастровой стоимости на момент рассмотрения дела подтверждается указанным выше кадастровым паспортом, а также кадастровой справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости <данные изъяты>.
Нарушение своего права Панарина Н.В. усматривает в том, что Постановлением Правительства Иркутской области от 3 февраля 2009 года №15-пп «О результатах государственной оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Иркутской области» принадлежащий ей на праве собственности земельный участок с кадастровым <номер изъят> был отнесен ко *** группе видов разрешенного использования (<данные изъяты>) с удельным показателем кадастровой стоимости *** за 1 кв.м. Полагает, что он относится к *** группе видов разрешенного использования (<данные изъяты>) с удельным показателем кадастровой стоимости *** за 1 кв.м.
По смыслу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменения его кадастровой стоимости.
Таким образом, федеральным законом установлен специальный срок для подачи заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, и этот срок является пресекательным.
В силу статьи 196, части 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, общий срок исковой давности составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Поскольку Федеральным законом установлен иной срок для подачи заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, он подлежит применению к заявлению Панариной Н.В.
При этом суду необходимо установить обстоятельства, связанные с внесением в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки, а также необходимо иметь в виду, что судом может быть пересмотрена только та кадастровая стоимость, которая на момент вынесения решения является действующей.
На момент обращения Панариной Н.В. с настоящим исковым заявлением (<дата изъята>) действовали новые результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Иркутской области, утвержденные Постановлением Правительства Иркутской области от 14января 2014 года № 11-пп.
При этом Панарина Н.В. в судебном порядке оспорила указанные результаты государственной кадастровой оценки. На основании решения Арбитражного суда Иркутской области от <дата изъята> в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым <номер изъят> в размере рыночной стоимости – ***.
Из статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» следует, что датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случае государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекших за собой необходимость определения кадастровой стоимости.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ПанаринаН.В. уже реализовала свое право оспаривания кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым <номер изъят>, установив в судебном порядке в отношении него кадастровую стоимость, равную рыночной стоимости. Исковое заявление об оспаривании кадастровой стоимости данного земельного участка в связи с недостоверностью сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости об удельном показателе кадастровой стоимости, установленном Постановлением Правительства Иркутской области от 3февраля 2009 года №15-пп «О результатах государственной оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Иркутской области», подано Панариной Н.В. с пропуском срока, установленного статьей 24.18 Федерального закона от 29июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», а оспариваемая ею кадастровая стоимость земельного участка на момент рассмотрения дела не является действующей.
Доводы истца о том, что она узнала о нарушении своего права в <дата изъята>, так как первое уведомление об уплате земельного налога, исчисленного в соответствии со спорной кадастровой стоимостью, по независящим от нее причинам она получила <дата изъята>, суд находит несостоятельными в связи со следующим.
В судебном заседании обозревались материалы гражданского дела <номер изъят> по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Иркутской области к Панариной Н.В. о взыскании задолженности по земельному налогу за <данные изъяты>, из которых следует, что действительно <дата изъята> Панарина Н.В. получила налоговое уведомление о подлежащей уплате в <данные изъяты> сумме земельного налога за земельный участок с кадастровым <номер изъят>.
Вместе с тем, указанные обстоятельства не влияют на исчисление специального срока обращения в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости, установленного статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Кроме того, в обоснование своих исковых требований Панарина Н.В. представила суду кадастровую выписку о земельном участке <данные изъяты>, переписку с Восточно-Сибирским филиалом ФГУП «Госземкадастрсъемка» - ВИСХАГИ, Братским территориальным отделом Управления Роснедвижимости по Иркутской области, ФГУ «Земельная кадастровая палата по Иркутской области».
Из указанных документов следует, что Панарина Н.В. с <данные изъяты> знала о нарушении своих прав, однако мер к их восстановлению в судебном порядке не предпринимала, поэтому доводы ее представителей об уважительности причин пропуска срока обращения в суд не могут быть приняты судом во внимание.
Как предусмотрено частью 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации, истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Оценив в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации собранные по делу доказательства, суд, руководствуясь статьей 24.18 Федерального закона от 29июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», частью 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации, находит не подлежащими удовлетворению в полном объеме исковые требования Панариной Н.В. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Правительству Иркутской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области об исправлении кадастровой ошибки в сведениях о кадастровой стоимости земельного участка <данные изъяты>, выразившейся во внесении в государственный кадастр недвижимости недостоверной кадастровой стоимости земельного участка в размере *** и удельного показателя кадастровой стоимости в размере ***, установленных на основании ошибочного отнесения земельного участка в целях кадастровой оценки к «землям <данные изъяты>, возложении на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» в лице филиала по Иркутской области обязанности внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым <номер изъят> в размере *** и удельном показателе кадастровой стоимости в размере ***, установленных по состоянию на <дата изъята>, на кадастровую стоимость вышеуказанного земельного участка в размере *** с удельным показателем его кадастровой стоимости ***, утвержденных по состоянию на <дата изъята> Постановлением Правительства Иркутской области от 3 февраля 2009 года № 15-пп для «земель <данные изъяты>, до момента внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым <номер изъят>, утвержденной Постановлением Правительства Иркутской области от 14 января 2014 года №11-пп и измененной вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области <данные изъяты>, в связи с пропуском срока обращения в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении исковых требований Панариной Н.В. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Правительству Иркутской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский областной суд.
Судья А.С. Папуша