77OS0000-02-2021-026258-62
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Москва 25 апреля 2022 года
Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михалевой Т.Д.,
при секретаре Гордеевой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-223/2022 по административному исковому заявлению Холмышевой Таисы Алексеевны о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
у с т а н о в и л :
Холмышева Т.А. обратилась в Московский городской суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, просила взыскать в рублях 1 462 EURO по курсу ЦБ РФ на дату перечисления.
В обосновании заявленных требований ссылается на то, что является участником строительства проблемного объекта – долгостроя, расположенного по адресу: г. Москва, г.о. Щербинка, микрорайон Новомосковский, ул. Овражная, дом 3.
Решением Пресненского районного суда г. Москвы по делу №02а-0090/2018 от 26.03.2019 постановлено обязать Москомстройинвест устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Холмышевой Т.А. и включить ее в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены по объекту долевого строительства, расположенному по адресу: Московская область, г. Щербинка, ул. 2-я Овражная, дом 3. Решение вступило в законную силу. Пресненским районным судом г.Москвы выдан исполнительный лист, в отношении Москомстройинвеста возбуждено исполнительное производство №91487/19/77039-ИП от 22.10.2019. Установленный должнику 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, уполномоченным органом был проигнорирован.
Нормы о признании реестра пострадавших граждан недействующим или утратившим силу федеральным законодателем не принималось, следовательно, в отношении участника строительства, как лица включённого в реестр пострадавших граждан, в силу положений статей 23.1 и 23.2 Федерального закона N 214-ФЗ (в редакции Федерального закона от 27.06.2019 N 151-ФЗ) также должны были быть проведены соответствующие мероприятия по восстановлению её прав, предусмотренных указанным законом.
Общая продолжительность производства по исполнению судебного постановления составляет уже более 2-х лет. Административный истец считает, что указанная продолжительность исполнение судебного акта со всей очевидностью нарушает его право на исполнение судебного акта в разумный срок.
В судебном заседании административный истец, его представитель требования поддержали в полном объеме.
Представитель Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (Москомстройинвест) просил в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на то, что после 27.06.2019 у Москомстройинвеста отсутствуют полномочия по ведению реестра пострадавших граждан.
Представитель Департамента финансов города Москвы подержал доводы письменных возражений, ссылаясь на то, что в соответствии с изменениями, внесенными в ФЗ от 30.12.2004 №214-ФЗ, с 27.06.2019 вместо реестра пострадавших граждан ведется единый реестр проблемных объектов.
Представители Министерства финансов Российской Федерации, Управления Федерального казначейства по городу Москве, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Федеральной службы судебных приставов в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав явившиеся стороны, исследовав письменные материалы данного административного дела, материалы административного дела № 2-90/2019, рассмотренного Пресненским районным судом города Москвы, суд приходит к следующему выводу.
Право на судебную защиту признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и включает в себя, в том числе, право на судопроизводство в разумный срок и право на исполнение судебного акта в разумный срок, которые реализуются посредством создания государством процессуальных условий для эффективного и справедливого рассмотрения дела, а также организации и обеспечения своевременного и эффективного исполнения судебных актов (статья 46 Конституции Российской Федерации, статья 14 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, пункт 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950).
Федеральный закон от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Закон о компенсации) предусматривает, что граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Статья 2 Закона о компенсации устанавливает, что компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В соответствии с частью 3 статьи 4 названного Закона компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, если такое нарушение было допущено органом или организацией, финансируемыми за счет средств соответствующего бюджета, либо должностным лицом этого органа или этой организации.
Из содержания положений статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Для обеспечения действенности данных прав Федеральным законом от 30.04.2010 N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" установлен специальный способ их защиты в виде присуждения компенсации, которая, как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных органов и их должностных лиц.
Согласно части 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок
В силу части 4 этой же статьи административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
В соответствии с частью 3 статьи 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом следующих обстоятельств: правовая и фактическая сложность дела; поведение административного истца и иных участников судебного процесса; достаточность и эффективность действий суда или судьи, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела; достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов; общая продолжительность судебного разбирательства по делу и неисполнения судебного акта.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абз. 5 пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», в случае, если исполнение судебного акта по неденежному требованию имущественного характера или требованию неимущественного характера осуществляется органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом или организацией, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим без выдачи судом исполнительного документа, возбуждения исполнительного производства и законодательством не установлен срок исполнения соответствующих требований, заявление о компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подается не ранее чем через шесть месяцев со дня вступления судебного акта в законную силу или истечения установленного судом срока его исполнения либо не позднее чем через шесть месяцев со дня завершения (окончания, прекращения) исполнения судебного акта (часть 8 статьи 3 Закона о компенсации, часть 4 статьи 250 КАС РФ, часть 3 статьи 222.1 АПК РФ).
В силу положений части 9 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).
В случае, если исполнение судебного акта по требованиям имущественного или неимущественного характера осуществляется органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом или организацией, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим без выдачи исполнительного документа и возбуждения исполнительного производства или производства по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня вступления в законную силу соответствующего судебного акта до дня завершения (окончания, прекращения) исполнения судебного акта.
При рассмотрении дела судом установлено, что решением Пресненского районного суда г. Москвы по делу №2а-0090/2018 от 26.03.2019, вступившим в законную силу 8 июля 2019 года, постановлено обязать Москомстройинвест устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Холмышевой Т.А. и включить ее в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены по объекту долевого строительства, расположенному по адресу: Московская область, г. Щербинка, ул. 2-я Овражная, д. 3.
СПИ МОСП по ОИПНХ ГУФССП России по г. Москве 22.10.2019 на основании исполнительного листа № ФС 029924350 от 10.10.2019, выданного во исполнение решения Пресненского районного суда г. Москвы от 26.03.2019, возбуждено исполнительное производство №91487/19/77039-ИП, установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
В соответствии с частью 7 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ «Oб участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» в редакции, действующей до 27.06.2019. контролирующий opган (Москомстройинвест) осуществлял признание в соответствии с установленными уполномоченным органом критериям граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и вел реестр таких граждан.
Федеральным законом от 27.06.2019 №151-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерациич.7 ст.23 ФЗ от 30.12.2004 №214-ФЗ признана утратившей силу.
В соответствии с изменениями, внесенными в ФЗ от 30.12.2004 №214-ФЗ, с 27.06.2019 вместо реестра пострадавших граждан ведется единый реестр проблемных объектов (пп.«в» п.1 и пп.«в»п.16 ст.1 ФЗ от 27.06.2019 №151-ФЗ).
В связи с указанными обстоятельствами 05.03.2020 Москомстройинвест обратился в суд заявлением о прекращении указанного исполнительного производства, обосновывая требования тем, что с июня 2019 года в полномочия заявителя не входит признание граждан пострадавшими соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены пострадавшими, а также Федерального закона от 37 июня 2019 года № 151-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ которым признана утратившей часть 7 статьи 23 названного закона, на основании которого контролирующий орган признавал в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и вел реестр таких граждан, а также принятие постановления Правительства Москвы от 17 октября 2019 года № 1359-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 26 апреля 2011 года № 157-ПП, которым признан утратившим силу пункт 4.3(1) названного постановления, согласно которому Москомстроинвест осуществлял полномочия по признанию граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и вел реестр таких граждан.
Определением Пресненского районного суда города Москвы от 22.06.2020 исполнительное производство № 91487/19/77039-ИП, возбужденное 22.10.2019 на основании исполнительного листа от 10.10.2019 ФС № 029924350, прекращено в связи с утратой возможности исполнения.
Апелляционным определением Московского городского суда 30.07.2020 определение Пресненского районного суда г. Москвы от 22.06.2020 отменено.
Кассационным определением Второго кассационного суда общей юрисдикции от 29.12.2020 апелляционное определение от 30.07.2020 оставлено без изменения.
Москомстройинвестом 29.01.2021 подана кассационная жалоба в Верховный суд Российской Федерации.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 18.03.2021 Москомстройинвесту отказано в передаче кассационный жалобы для рассмотрения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Таким образом, при рассмотрении данного дела установлено, что до настоящего времени решение суда не исполнено, общий срок исполнения превышает 2 года.
Принимая во внимание длительный срок неисполнения решения, суд приходит к выводу о том, что общий срок исполнения судебного акта не отвечает требованию разумности, и соответственно, нарушает права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок, что является основанием для удовлетворения административного искового заявления о присуждении компенсации за указанное нарушение.
Следует отметить, что Верховный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на то, что при правильном исполнении административным ответчиком требований законодательства, регулирующих возникшие отношения, с учётом Правил ведения реестра пострадавших граждан (действующих на момент возникновения спорных правоотношений), обязывающих контролирующий орган принять решение по заявлению о включении в Реестр пострадавших граждан в течение 14 рабочих дней с даты его поступления, пострадавший участник строительства подлежал бы включению в период действия соответствующего закона. Нормы о признании Реестра пострадавших граждан недействующим или утратившим силу федеральным законодателем не принималось, следовательно, в отношении участника строительства, как лица включённого в реестр пострадавших граждан, в силу положений статей 23.1 и 23.2 Федерального закона N 214-ФЗ (в редакции Федерального закона от 27.06.2019 N 151-ФЗ) также должны были быть проведены соответствующие мероприятия по восстановлению прав, предусмотренных указанным законом (кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 20.01.2021 N 9-КАД20-7-К1).
Доводы представителя Москомстройинвеста о том, что решение было исполнено путем включения объекта долевого строительства по адресу: Московская область, г. Щербинка, ул. 2-я Овражная, дом 3 в реестр проблемных объектов, не свидетельствует об исполнении решения Пресненского районного суда города Москвы, поскольку порядок и способ исполнения указанного решения не изменялся.
Определяя размер компенсации, суд учитывает разъяснения, приведенные в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", согласно которым компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещения имущественного вреда, причиненного ему незаконными действиями (бездействием) государственных органов, а также длительный срок неисполнения решения, отсутствие обстоятельств, препятствующих его исполнению, и уважительных причин его неисполнения, исходя из принципов разумности и справедливости, а также значимости принятого решения для административного истца, считает необходимым взыскать в пользу последнего компенсацию в размере сумма. Указанная сумма, по мнению суда, позволит в полном объеме компенсировать установленный судом факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок.
На основании требований пункта 3 статьи 4 от 30.04.2010 N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", постановления Правительства Москвы от 22 февраля 2011 года N 43-ПП Об утверждении положения о Департаменте финансов города Москвы указанная компенсация присуждается за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Московский городской суд,
р е ш и л :
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░: 40817810038067317292 ░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░ ░░░░░░░░ ░░░: 044525225 ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░: 30101810400000000225 ░░░: 773643001 ░░░: 7707083893 ░░░░: 57972160 ░░░░: 1027700132195.
░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 11 ░░░ 2022 ░░░░
1