Дело (УИД) № 37RS0002-01-2021-000277-63.
Производство № 2-248/2021.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации.Город Вичуга, Ивановской области. 05.05.2021 год.
Вичугский городской суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Беззубова В.Н.,
с участием истца Карабаева В.М., представителя ответчика Бурова И.С.,
при секретаре судебного заседания Петуховой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело, возбужденное по иску Карабаева В.М., предъявленному к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Вичуга Ивановской области (межрайонному) об оспаривании решения об отказе в назначении досрочно страховой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
18.08.2020 года Карабаев В.М. обратился в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Вичуга Ивановской области (межрайонное) с заявлением о назначении ему досрочно страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – ФЗ «О страховых пенсиях»).
Решением ответчика № от 01.12.2020 года в установлении пенсии Карабаеву В.М. отказано по причине недостаточности требуемого специального стажа работы. По подсчетам ответчика, специальный стаж истца, необходимый для назначения досрочно страховой пенсии по указанным основаниям, составил по состоянию на 18.08.2020 года 29 лет 05 месяцев 17 дней, при требуемом стаже 30 лет и не истечении после выработки этого стажа необходимого срока.
В специальный стаж работы истца не зачтены периоды нахождения на курсах повышения квалификации, на которые он направлялся во время работы в должности фельдшера отделения скорой медицинской помощи ОБУЗ «<адрес> ЦРБ»:с 12.05.1998 года по 26.06.1998 года;с 13.05.2003 года по 27.06.2003 года;с 11.02.2008 года по 25.03.2008 года; с 14.01.2013 года по 20.02.2013 года; с 20.02.2018 года по 11.04.2018 года, а всего 7 месяцев 14 дней. Карабаев В.М. обратился в суд с иском, в котором просил признать решение ответчика об отказе в назначении досрочно страховой пенсии незаконным, обязать включить в его специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации и обязать ответчика назначить досрочно страховую пенсию по старости.
Истец Карабаев В.М. иск поддержал и сообщил, что на курсы повышения квалификации он направлялся на основании изданных работодателем приказов, в эти периоды за ним сохранялось рабочее место, выплачивалась средняя заработная плата, от которой производилось отчисление взносов на обязательное пенсионное страхование. Периодическое повышение квалификации и получение соответствующего сертификата является основанием допуска к работе. Истец был согласен с тем, что при включении в его специальный стаж указанных в иске курсов повышения квалификации необходимо, чтобы с момента выработки специального стажа истекло 1,5 года. Просил признать решение ответчика об отказе в назначении досрочно страховой пенсии незаконным, обязать включить в его специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации и обязать ответчика назначить досрочно страховую пенсию по старости.
Представитель ответчика Буров И.С. иск не признал, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве и сообщил, что решением Управления ПФР истцу отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы. Специальный стаж Карабаева В.М. на момент обращения составил 29 лет 5 месяцев 17 дней при требуемом стаже для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в городах, сельской местности и поселках городского типа, либо только в городах не менее 30 лет.
Условия и порядок предоставления пенсионного страхования регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Списки должностей, учреждений, правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, утверждаются Правительством РФ, которым принято постановление от 16.07.2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Пунктом 1 Постановления № 665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются Список и правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781.
Пунктом 3 Постановления № м664 установлено, что исчисление периодов работы, дающее право на досрочное назначение страховой пенсии по старости осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516. Возможность включения периодов нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж указанными Правилами не предусмотрена. Сохранение среднего заработка за работником за периоды нахождения на курсах повышения квалификации, с отрывом от работы, дает право засчитывать эти периоды только в общий стаж.
Периоды нахождения на курсах повышения квалификации не могут рассматриваться как соответствующая профессиональная деятельность, связанная с повышенной интенсивностью, сложностью, психоэмоциональной, физической и прочей нагрузкой, ведущей к утрате профессиональной пригодности. В этот период сохраняются только трудовые отношения, при этом лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не осуществляется.
В соответствии с частью 1.1. статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия лицам, имеющим право на её получение независимо от возраста в соответствии с пунктом 19 части 1 настоящей статьи назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Приложением 7 определено, что в 2020 году страховая пенсия назначается не ранее, чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
Граждане, которые в период с 01.01.2019 года по 31.12.2020 года приобрели необходимый стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, могут получать страховую пенсию по старости на 6 месяцев раньше наступления сроков, предусмотренных приложением 7 к Федеральному закону № 400-ФЗ.
Представитель ответчика сообщил, что всего Карабаев В.М. находился на курсах повышения квалификации 7 месяцев 14 дней. В случае включения в его специальный стаж указанных в иске периодов нахождения на курсах повышения квалификации, пенсия ему может быть назначена ориентировочно 18.01.2022 года.
Заслушав участников процесса, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему. В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Истец Карабаев В.М. осуществлял лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в городах и сельской местности, поэтому для приобретения права на досрочную страховую пенсию по старости его страховой стаж должен составить 30 лет.На основании частей 1 и 3 статьи 35 ФЗ «О страховых пенсиях» в 2020 году страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 18,6, соответствующий страховой стаж и индивидуальный пенсионный коэффициент у истца имеются, что ответчиком не оспаривается.
Во время направления на курсы повышения квалификации в периоды 1998-2018 годов, истец работал в должности фельдшера отделения скорой медицинской помощи ОБУЗ «<адрес> ЦРБ» и ОБУЗ «<адрес> ЦРБ», то есть в должности, предусмотренной Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, что подтверждается его трудовой книжкой (л.д. 23-28).
При направлении истца на курсы повышения квалификации его работодателем издавались исследованные судом приказы. Курсы повышения квалификации истцом успешно пройдены, что подтверждается представленными им свидетельствами, удостоверениями и сертификатами(л.д. 29-39).
Статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе, наличием необходимой квалификации у медицинских работников.
На основании статей 77-73 того же Федерального закона, медицинские и фармацевтические работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством РФ. Они обязаны оказывать медицинскую помощь в соответствии со своей квалификацией, должностными инструкциями, служебными и должностными обязанностями. В силу статьи 79 того же Закона, медицинская организация обязана обеспечивать профессиональную подготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством РФ.
В соответствии подпунктом «а» пункта 25 Приказа Минздрава СССР от 30.12.1976 года № 1250 «Об утверждении «Инструкции по порядке исчисления заработной платы работников здравоохранения и социального обеспечения» и других документов по оплате труда работникам здравоохранения», в стаж работы по специальности лицам, занимающим должности медицинского и фармацевтического персонала и должности специалистов, приравненных к ним по оплате труда, засчитываются также следующие периоды приусловии, если им предшествовала и за ними непосредственно следовала работа, подлежащая зачету в стаж: время учебы на курсах усовершенствования, специализации или повышения квалификации.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27-28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 года установлено, что в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Периодическое повышение квалификации медицинскими работниками является необходимым и связано с высокой степенью их ответственности за результаты своего труда. Поэтому, периодическое, в установленном порядке по направлению работодателя повышение медицинскими работниками своей квалификации, по своим правовым последствиям приравнивается к работе без каких-либо исключений.
Курсы повышения квалификации истцом были успешно пройдены, их расписание и режим от него не зависели, поэтому следует считать, что, находясь на курсах, истец был занят в течение полного рабочего дня.
Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 года, на которые ссылается ответчик, запрета на включение указанных периодов в специальный трудовой стаж не содержат.
Поскольку курсы повышения квалификации являются составной частью работы, следует считать, что возможность их включения в специальный трудовой стаж прямо предусмотрена Законом. Указанные в иске периоды повышения истцом своей квалификации, всего 7 месяцев 14 дней, следует включить в его специальный стаж, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости. Поэтому иск Карабаева В.М. в части установления ответчику обязанности включить периоды нахождения на курсах повышения квалификации в его специальный стаж подлежит удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, не имеющих отношения к рассматриваемой ситуации, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на эту пенсию.
С учетом настоящего решения, на момент обращения истца к ответчику с заявлением о назначении досрочно страховой пенсии, его специальный стаж превысил необходимые 30 лет.
Однако, в соответствии с частью 1.1. статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия лицам, имеющим право на её получение независимо от возраста в соответствии с пунктом 19 части 1 настоящей статьи назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Приложением 7 определено, что в 2020 году страховая пенсия назначается на ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
Граждане, которые в период с 01.01.2019 года по 31.12.2020 года приобрели необходимый стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, могут получать страховую пенсию по старости на 6 месяцев раньше наступления сроков, предусмотренных приложением 7 к Федеральному закону № 400-ФЗ.
Истец имеет право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, так как им выработан необходимый специальный стаж. Однако с учетом положений действующего законодательства в сфере пенсионного обеспечения, это право может быть реализовано им по истечению 18 месяцев с того дня, когда в 2020 году был выработан необходимый 30-летний стаж, ориентировочно 18.01.2022 года. Поэтому достаточные основания для установления ответчику обязанности назначить истцу досрочно страховую пенсию по старости со дня обращения за ней отсутствуют, в удовлетворении иска в этой части должно быть отказано.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░), ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ 20 ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 30 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 28.12.2013 ░░░░ № 400-░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░» ░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░»:
- ░ 12.05.1998 ░░░░ ░░ 26.06.1998 ░░░░;
- ░ 13.05.2003 ░░░░ ░░ 27.06.2003 ░░░░;
- ░ 11.02.2008 ░░░░ ░░ 25.03.2008 ░░░░;
- ░ 14.01.2013 ░░░░ ░░ 20.02.2013 ░░░░;
- ░ 20.02.2018 ░░░░ ░░ 11.04.2018 ░░░░, ░ ░░░░░ 7 ░░░░░░░ 14 ░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (12.05.2021 ░░░░).
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░.