Судья Щелчков А.Н. Дело № 7-384/2020
Решение
Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Машкина Н.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске 09 декабря 2020 года жалобу Л.М.Р. на решение судьи Малопургинского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
постановлением заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кировской области и Удмуртской Республики от 20 августа 2020 года Л.М.Р. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Решением судьи Малопургинского районного суда Удмуртской Республики от 06 ноября 2020 года постановление должностного лица административного органа от 20 августа 2020 года оставлено без изменения, жалоба Л.М.Р. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Удмуртской Республики, Л.М.Р. просит решение судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения. Жалобу мотивирует тем, что материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о том, что проверка проводилась в отношении земельного участка принадлежащего ей на праве собственности.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что на основании приказа заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по <адрес> и Удмуртской Республики от 07 февраля 2020 года в отношении Л.М.Р. была проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля за соблюдением требований законодательства в области государственного земельного надзора.
По результатам проверки составлен Акт № В/Р от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому установлено, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, площадью 3,9 га расположенный: Удмуртская Республика, <адрес>, координаты контрольных точек фиксирования: № <данные изъяты> зарос многолетней сорной растительностью: сухие остатки цикория обыкновенного, кипрея узколистного, полыни обыкновенной, зверобоя продырявленного и древесно-кустарниковой растительностью: сосна, ива, берёза высотой выше 2 м. На земельном участке площадью 3,9 га следы обработки почвы путем вспашки, применения иной почвообрабатывающей сельскохозяйственной техники, наличие посевов сельскохозяйственных культур отсутствуют. Собственником земельного участка является Л.М.Р.
По факту допущенных нарушений в отношении Л.М.Р. составлен протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по <адрес> и Удмуртской Республики вынесено постановление по делу об административном правонарушении, согласно которого Л.М.Р. привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Частью 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям), ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные указанным Кодексом, федеральными законами.
В силу статьи 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы земельных участков обязаны, в числе прочего, осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.
Таким образом, в силу прямого указания действующего законодательства в сфере земельных отношений обязанность не допускать зарастание сельскохозяйственных угодий сорными растениями, деревьями и кустарниками и обязанность по проведению соответствующих мероприятий возложена на собственников сельскохозяйственных земель.
Невыполнение землепользователями (владельцами), в том числе вышеуказанных обязательных мероприятий по защите земель влечет административную ответственность по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как установлено должностным лицом административного органа и судьей районного суда, на земельном участке, принадлежащим на праве собственности Л.М.Р. не выполнялись обязательные мероприятия по защите земель, что привело к зарастанию сельскохозяйственных угодий многолетней сорной растительностью.
Таким образом, вывод судьи районного суда о том, что бездействие заявителя образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правомерным.
Фактическое состояние земельного участка отраженно в акте проверки № В\р от ДД.ММ.ГГГГ и фототаблицах 1-4, приобщенных к акту.
Приведенные в жалобе доводы аналогичны доводам при обжаловании постановления должностного лица административного органа, которые были предметом исследования и оценки судьи районного суда, получили надлежащую и правильную правовую оценку. Необоснованность доводов, изложенных в жалобе, отражена в обжалуемом решении с изложением соответствующих мотивов.
Правовых аргументов, ставящих под сомнение правильность выводов о виновности Л.М.Р. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доводы жалобы не содержат, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судьей районного суда при рассмотрении жалобы и получили надлежащую правовую оценку, оснований сомневаться в правильности которой не имеется.
Административное наказание назначено Л.М.Р. с учетом требований статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в размере менее минимального размера штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является справедливым.
Назначенное административное наказание адекватно общественной опасности совершенного правонарушения, противоправной направленности совершенных действий, направлено на предупреждение совершения новых правонарушений и воспитание добросовестного отношения к исполнению обязанностей по соблюдению земельного законодательства, является обоснованным и отвечает принципам соразмерности и справедливости.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Оценивая в совокупности исследованные доказательства, принимая во внимание установленные обстоятельства, оснований для прекращения производства по делу не имеется.
Лицо, привлечено к административной ответственности в сроки, установленные статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалоба подана с соблюдением сроков на ее подачу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.2 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кировской области и Удмуртской Республики от 20 августа 2020 года и решение Малопургинского районного суда Удмуртской республики от 06 ноября 2020 года оставить без изменения, жалобу Л.М.Р. – без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в соответствии с требованиями статей 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Н. Ф. Машкина
Копия верна: судья Н. Ф. Машкина