№ 2-717/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 июня 2014 года г. Усть-Джегута
Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего - судьи Айбазовой И.Ю.,
при секретаре судебного заседания - Эрикеновой С.Р.,
с участием:
прокурора - помощника Усть-Джегутинского межрайонного прокурора Сакиевой А.А.
представителя органа, чьи действия обжалуются - администрации Усть-Джегутинского муниципального района - Каппушева К.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний в здании Усть-Джегутинского районного суда гражданское дело по заявлению Усть-Джегутинского межрайонного прокурора в порядке ст.ст. 45, 254 ГПК РФ о признании бездействия администрации Усть-Джегутинского муниципального района незаконным выразившегося в непринятии нормативного правового акта, утверждающего порядок получения подарков в связи со служебной деятельностью,
УСТАНОВИЛ:
Усть-Джегутинский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в порядке ст.ст. 45, 254 ГПК РФ о признании бездействия администрации Усть-Джегутинского муниципального района незаконным выразившегося в непринятии нормативного правового акта, утверждающего порядок получения подарков в связи со служебной деятельностью.
В ходе судебного заседания прокурор поддержала требования, изложенные в заявлении, и показала, что Усть-Джегутинской межрайонной прокуратурой во исполнение п.12 приказа прокурора КЧР от 16.08.2012 №61 «О порядке осуществления надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции органами прокуратуры КЧР» проведена проверка соблюдения на поднадзорной территории исполнительными органами местного самоуправления антикоррупционного законодательства, в ходе, которой проведен мониторинг нормативных правовых актов, принятых поднадзорными органами местного самоуправления, где 26.05.2014 года выявлено, что органами местного самоуправления администрацией Усть-Джегутинского муниципального района до настоящего времени не принят нормативный правовой акт, утверждающий порядок получения подарков лицами, замещающими муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе.
Вместе с тем, одним из главных направлений государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу является совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с коррупцией в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».
Таким образом, бездействие администрации Усть-Джегутинского муниципального района противоречит одному из основных направлений государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности, противодействия коррупции.
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273 - ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закона) противодействие коррупции это деятельность органов местного самоуправления в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).
Правовую основу противодействия коррупции, составляют, в том числе, и муниципальные правовые акты (статья 2 Закона от 25.12.2008).
В соответствии со ст. 3 Закона, противодействие коррупциив РФ основывается на ряде основных принципов: законности, публичности и открытости деятельности органов местного самоуправления, комплексном использовании организационных, информационно-пропагандистских, правовых, специальных и иных мер, приоритетное применение мер по предупреждению коррупции, которые осуществляются в пределах полномочий (п. 4 ст. 5 Закона).
В соответствии с п.10 ст. 12 ФЗ от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в основные обязанности муниципального служащего входит: соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Муниципальному служащему в связи с прохождением муниципальной службы в соответствии п.5 ч.1 ст.14 ФЗ от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», запрещается получать в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные муниципальным служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются муниципальной собственностью и передаются муниципальным служащим по акту в орган местного самоуправления, избирательную комиссию муниципального образования, в которых он замещает должность муниципальной службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом РФ.
Статьей 575 Гражданского кодекса РФ установлен запрет дарения, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей.
Данный запрет распространяется на правоотношения с участием лиц, замещающим муниципальные должности и муниципальных служащих.
Установленный запрет на дарение лицам, замещающим муниципальные должности, муниципальным служащим, не распространяется на случаи дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями. Подарки, которые получены лицами, замещающими муниципальные должности, муниципальными служащими, и стоимость которых превышает три тысячи рублей, признаются соответственно муниципальной собственностью и передаются служащим по акту в орган, в котором указанное лицо замещает должность.
Согласно п.7 ч.3 ст. 12.1 Закона, лица, замещающие муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, не вправе получать в связи с выполнением служебных (должностных) обязанностей не предусмотренные законодательством РФ вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) и подарки от физических и юридических лиц. Подарки, полученные в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются собственностью соответственно РФ, муниципального образования и передаются по акту в соответствующий муниципальный орган. Лицо, замещавшее должность главы муниципального образования, муниципальную должность, замещаемую на постоянной основе, сдавшее подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, со служебной командировкой и с другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ.
Совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с коррупцией является обязанностью органа местного самоуправления, в полномочия которого входит принятие муниципальных правовых актов (ст. 7 и п. 38 ч.1 ст. 14 ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Вместе с тем, бездействие муниципального органа - администрации МР, выразившееся в непринятии НПА, утверждающего порядок получения муниципальными служащими подарков и их соответствующей передачи свидетельствует о не проведении органом местного самоуправления деятельности, направленной: на повышение эффективности противодействия коррупции, на ведение единой государственной политики в области противодействия коррупции, на принятие законодательных и иных мер для установление единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области (ст. 7 Закона).
Вместе с тем, необходимо отметить, для исключения коррупционно-составляющего фактора, названный НПА подлежит публичному размещению, для общего доступа физических и юридических лиц, для привлечения граждан и юридических лиц к более активному участию в противодействии коррупции, по формированию в обществе негативного отношения к коррупционному поведению, а также введению антикоррупционных стандартов. Просила суд признать бездействие администрации Усть-Джегутинского муниципального района, выразившееся в непринятии нормативного правового акта, утверждающего порядок получения подарков в связи со служебной деятельностью, их принятия, признания собственностью муниципального образования, передачи в собственность соответствующего муниципального органа, их оценки и реализации, а также зачислении средств, вырученных от их реализации, незаконным, обязав администрацию Усть-Джегутинского муниципального района в соответствии с требованиями закона разработать и принять нормативный правовой акт, утверждающий порядок получения подарков в связи со служебной деятельностью, их принятия, признания собственностью муниципального образования, передачи в собственность соответствующего муниципального органа, их оценки и реализации, а также зачислении средств, вырученных от их реализации.
Представитель администрации Усть-Джегутинского муниципального района не возражал против удовлетворения заявленных требований, считая их законными и обоснованными, и признал их в полном объеме.
Суд, выслушав прокурора, представителя администрации Усть-Джегутинского муниципального района, исследовав и оценив материалы дела, принял признание требований представителем администрации Усть-Джегутинского муниципального района, поскольку признание заявленных требований представителем заинтересованного лица, наделенным соответствующим правом, заявлено добровольно, соответствует требованиям статьи 39 ГПК РФ и не нарушает законные права и интересы, как заинтересованного лица, так и Российской Федерации, в чьих интересах прокурор обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Данное заявление подано прокурором в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГП РФ в интересах неопределенного круга лиц, так как бездействие исполнительного органа - администрации Усть-Джегутинского муниципального района по принятию данного НПА, противоречит одному из основных направлений государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности, противодействия коррупции, что создает условия для роста коррупционных правонарушений со стороны муниципальных служащих.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст.254 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд заявлением об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц.
По смыслу норм, закрепленных в главах 23 и 25 ГПК РФ, возможность принятия судом признания заинтересованным лицом заявления по данной категории дел не исключается.
В соответствии с частью 3 статьи 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии с частью 4 статьи 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Признание требований представителем администрации Усть-Джегутинского муниципального района оформлено судом, как того требует ст. 173 ГПК РФ, к делу приобщено его письменное заявление об этом, за его личной подписью.
В соответствии со ст. 258 ГПК РФ, в суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.
Решение исполняется по правилам, указанным в части второй статьи 206 ГПК РФ. Так, в случае, неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░.░░. 45, 254 ░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░