Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-176/2018 (2-5479/2017;) ~ М-4635/2017 от 20.09.2017

Дело № 2-176/2018

Строка 2.200

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 января 2018 года                                                                          город Воронеж

Ленинский районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи Гусевой Е.В.,

при секретаре Колесниковой Я.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Иванова Владислава Борисовича, Сычевой Надежды Михайловны, Кругловой Галины Валентиновны, Липатниковой Людмилы Николаевны, Грибановой Светланы Валерьевны, Овчаровой Светланы Владимировны к Управлению главного архитектора городского город Воронеж, Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о предоставлении схемы раздела земельного участка, разработке проекта схемы раздела земельного участка и направлении схемы на утверждение,

УСТАНОВИЛ:

Первоначально истцы Иванов В.Б., Сычева Н.М., Круглова Г.В., Липатникова Л.Н., Грибанова С.В., Овчарова С.В. обратились в суд с иском к Управлению главного архитектора администрации городского округа город Воронеж об истребовании утвержденной в установленном порядке схемы раздела земельного участка с кадастровым номером , площадью 7048 кв.м, на которой фактически расположен введенный в эксплуатацию <адрес>.

    В обоснование заявленных требований указали, что являются собственниками квартир в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, расположенном на земельном участке с кадастровым номером , площадью 7048 кв.м. Жители данного многоквартирного жилого дома были переселены из аварийного жилого <адрес> также расположенного на вышеуказанном земельном участке.

Данный объект введен в эксплуатацию на основании разрешения № от ДД.ММ.ГГГГ выданного застройщику ООО «Павловскгранит-Жилстрой». Земельный участок, на котором расположен вышеуказанный многоквартирный жилой дом по <адрес> первоначально был предоставлен ООО «Павловскгранит-Жилстрой» на праве аренды, которое в настоящий момент перешло к ООО <данные изъяты>, несмотря на то, что договор аренды земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом прекращается на основании ст.413 ГК РФ с момента регистрации права собственности первого лица на любое из помещений такого многоквартирного жилого дома.

09.02.2017г. состоялось совещание у руководителя Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области ФИО9 Согласно протоколу повестка дня: о формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом по <адрес>; об оформлении земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии со ст.16 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

Согласно п.2.1. решения совещания от 09.02.2017г., рекомендовано совету дома обратиться с заявлением в Управление главного архитектора городского округа город Воронеж по поводу раздела земельного участка; рекомендовано Управлению главного архитектора городского округа город Воронеж рассмотреть обращение жителей <адрес> и в письменном виде подготовить заключение гражданам о возможности раздела земельного участка, рассмотреть и предложить возможные варианты раздела (не менее трех) путем составления межевого плана территории в соответствии с действующим законодательством (п.2.2); после проведения кадастровых работ по установлению границ земельного участка рекомендовано Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области рассмотреть вопрос об обращении в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области с заявлением о постановке на кадастровый учет земельных участков в соответствии с действующим законодательством (п.2.4).

14.06.2017г. члены совета вышеуказанного многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, обратились с письмом к руководителю Управления главного архитектора администрации городского округа город Воронеж, в котором указали на необходимость образования земельного участка фактически занимаемого данный многоквартирным жилым домом путем раздела земельного участка с кадастровым номером и подготовки соответствующего межевого плана с последующим осуществлением государственного кадастрового учета образованных в результате такого раздела земельных участков. Кроме того, члены вышеуказанного многоквартирного жилого дома просили назначить соответствующего специалиста для подготовки всей необходимой документации с целью формирования земельного участка фактически занимаемого домом <адрес>, поскольку провести кадастровые работы без утвержденного в установленном порядке межевого плана невозможно.

В сообщении из Управления главного архитектора администрации городского округа город Воронеж за исх. от ДД.ММ.ГГГГ указано, что в ответ на коллективное обращение жителей многоквартирного дома по адресу: <адрес> о формировании земельного участка фактически занимаемого вышеуказанным домом в результате раздела земельного участка с кадастровым номером , ответчиком подготовлена вышеупомянутая схема и направлена в адрес Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области.

Однако, как указывают истцы, схема раздела обозначенного земельного участка, т.е. необходимый межевой план жителям вышеуказанного многоквартирного жилого дома не предоставлена, что препятствует проведению кадастровых работ и нарушает тем самым права и законные интересы собственников.

Впоследствии в порядке ст.39 ГПК РФ истцы уточнили заявленные исковые требования, указав в качестве соответчика также Департамент имущественных и земельных отношений, в окончательном варианте (с учетом уточнений в протокольной форме от 23.01.2018г.) просили обязать Управление главного архитектора администрации городского округа город Воронеж предоставить схему раздела земельного участка с кадастровым номером площадью 7048 кв.м. согласно проекту, по которому <адрес> введен в эксплуатацию и разработать проект схемы раздела земельного участка с кадастровым номером площадью 7048 кв.м, на котором фактически расположен введенный в эксплуатацию <адрес> в соответствии с действующим градостроительным законодательством, согласно санитарным нормам и правилам и с учетом нормативов противопожарной безопасности; передать для утверждения в установленном порядке в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области схему раздела и проекта схемы раздела земельного участка с кадастровым номером площадью 7048 кв.м, на которой фактически расположен введенный в эксплуатацию <адрес>.

В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела определением суда от 23.01.2018г., принятым в протокольной форме, истцам отказано в удовлетворении их ходатайства о принятии поданного 22.01.2018г. уточненного искового заявления, поскольку заявленные истцами исковые требования направлены на изменение предмета и основания ранее заявленного иска и содержат новые требования, что законом не предусмотрено (л.д. ).

В судебном заседании истцы Иванов В.Б., Круглова Г.В., Овчарова С.В. заявленные исковые требования с учетом уточнений поддержали, просили их удовлетворить в полном объеме.

Истец Липатникова Л.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Истец Сычева Н.М. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Истец Грибанова С.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель ответчика Управления главного архитектора администрации городского округа город Воронеж по доверенности Прихожаева И.Г. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований с учетом уточнения, просила в их удовлетворении отказать в полном объеме.

Представитель ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель третьего лица Администрации городского округа город Воронеж по доверенности Нечаев И.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных исковых требований с учетом уточнения, просил в их удовлетворении отказать в полном объеме.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Иванов В.Б., Сычева Н.М., Круглова Г.В., Липатникова Л.Н., Грибанова С.В., Овчарова С.В. являются собственниками квартир в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> (л.д. ), который расположен на земельном участке по адресу: <адрес>, с кадастровым номером площадью 7048 кв.м.

31.10.2012г. Администрацией городского округа город Воронеж ООО «Павловскгранит-Жилстрой» (застройщику) было выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, жилой дом (I очередь строительства), расположенный по адресу: <адрес>; в качестве объекта производственного назначения указана трансформаторная подстанция по <адрес>, общая площадь которой 53,9 кв.м (л.д.7-9 ).

Из материалов дела следует, что на вышеуказанном земельном участке также имеется многоквартирный жилой <адрес>, признанный на основании Постановления администрации г.Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ непригодным для постоянного проживания, из которого жильцы были переселены в вышеуказанный жилой дом.

Данный земельный участок был предоставлен ООО «Павловскгранит-Жилстрой» для проектирования и строительства жилых домов по <адрес> в аренду сроком на четыре года на основании Постановления администрации г.Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ. , что послужило основанием для заключения ДД.ММ.ГГГГ между сторонами договора аренды земельного участка с кадастровым номером .

На основании дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды земельного участка , приказа Главного управления государственного имущества Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ срок договора был продлен до ДД.ММ.ГГГГ

Судом в ходе судебного разбирательства установлено, что на основании заявления ООО «Павловскгранит-Жилстрой» приказом департамента имущественных и земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером был разделен на следующие земельные участки:

-площадью 150 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> с разрешенным использованием: жилые дома (фактически занимаемый ТП);

-площадью 145 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> с разрешенным использованием: жилые дома (фактически занимаемый ТП);

-площадью 2506 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> с разрешенным использованием: жилые дома (фактически занимаемый жилым домом);

-площадью 4247 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> с разрешенным использованием: жилые дома (фактически занимаемый жилым домом). Право аренды на образованные земельные участки не были перерегистрированы. Однако образованные в результате такого раздела вышеуказанные земельные участки были сняты с государственного кадастрового учета в установленном порядке (л.д. ).

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 27.05.2014г. ООО «Павловскгранит-Жилстрой» признано несостоятельным (банкротом) и открыто конкурсное производство. При инвентаризации имущества общества в опись имущества было включено в том числе и право аренды земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>.

Из сообщения Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области за исх. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что права и обязанности по вышеуказанному договору аренды земельного участка перешли к ООО <данные изъяты> на основании протокола об итогах аукциона в рамках реализации имущественного комплекса в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В настоящее время права арендатора перешли к ООО <данные изъяты> в соответствии с заключением между сторонами договора переуступки прав и обязанностей по данному договору (л.д. 26-27).

Таким образом, в настоящий момент на земельном участке по адресу: <адрес> с кадастровым номером площадью 7048 кв.м фактически расположено несколько объектов недвижимости, в том числе два многоквартирных дома по адресу: <адрес> и <адрес> а соответственно.

     В соответствии с частью 5 статьи 40 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при государственной регистрации права собственности на квартиру или нежилое помещение в многоквартирном доме одновременно осуществляется государственная регистрация доли в праве общей собственности на помещения и земельный участок, составляющие общее имущество в нем.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Как предусмотрено частью 5 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, переход земельного участка в общую долевую собственность (момент возникновения права общей долевой собственности на него) собственников помещений в многоквартирном доме связан с наступлением определенного события - осуществления государственного кадастрового учета такого земельного участка. При этом принятие каких-либо решений со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления не требуется, что также подтверждается правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28 мая 2010 года №12-П.

Исходя из положений, указанных в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 года №12-П, а также в пунктах 66 и 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», можно сделать вывод о том, что в нормах пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации подразумевается земельный участок, на котором расположен один многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.

Таким образом, в условиях, когда земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не образован (не сформирован), либо в условиях, когда на одном земельном участке расположено несколько многоквартирных домов, положения части 5 статьи 40 Закона №218-ФЗ в части необходимости осуществления одновременно с государственной регистрацией права собственности на квартиру или нежилое помещение в многоквартирном доме также и государственной регистрации права собственности на земельный участок, относящийся к общему имуществу в многоквартирном доме, не могут быть применены ввиду факта отсутствия самого земельного участка, который относится к общему имуществу в конкретном многоквартирном доме. В этой связи в указанных условиях отсутствие (непредставление) заявления об осуществлении государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок не должно препятствовать осуществлению государственной регистрации права на жилое (нежилое) помещение в многоквартирном доме.

    Как указано в п.67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 января 2010 года №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.

Согласно части 4 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие жилищного кодекса Российской Федерации» формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. При этом необходимо отметить, что с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 года №12-П с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным домом в органы местного самоуправления или в органы государственной власти вправе обратиться собственник помещения в многоквартирном доме.

Судом установлено и следует из пояснений сторон, данных в ходе судебного разбирательства, что с целью оформления прав на расположенный под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес> земельный участок жители дома обратились в Управление главного архитектора администрации городского округа город Воронеж для разработки и подготовки схемы раздела земельного участка.

Из сообщения руководителя аппарата Уполномоченного по правам человека в Воронежской области исх. от ДД.ММ.ГГГГ и ответа Управления главного архитектора администрации городского округа город Воронеж исх. от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда следует, что последним была подготовлена схема раздела спорного участка (кадастровый ) с образованием следующих земельных участков:

-площадью 2666 кв.м, фактически занимаемый домом <адрес>;

-площадью 3773 кв.м, фактически занимаемый домом <адрес>;

-площадью 150 кв.м, фактически занимаемый зданием трансформаторной подстанции;

-площадью 459 кв.м для благоустройства территории, предполагаемой для предоставления в муниципальную собственность. Однако по результатам выездного осмотра с участием главы городского округа город Воронеж принято решение о нецелесообразности такого раздела. Альтернативная схема раздела в настоящее время не разработана (л.д. ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено названной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии со ст.11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно ч.1 ст.11.3 Земельного кодекса РФ, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

2) проектная документация лесных участков;

3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи (ч.2).

При разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (ч.6 ст.11.4 Земельного кодекса РФ).

Согласно ст. 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (п. 1).

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (п. 2).

Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п. 3).

Статьей 39.2 Земельного кодекса РФ определено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

Таким образом, в силу п.3 ст.11.10 ЗК РФ, ст.39.2 ЗК РФ и с учетом положений ст.ст.9-11 ЗК РФ в действующей на момент рассмотрения спора редакции полномочиями по подготовке схемы расположения земельного участка обладает тот исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, который осуществляет предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

По общему правилу, закрепленному в п. 3 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, подготовка схемы расположения земельного участка относится к компетенции исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления. Перечень исключений из общего правила и случаи, при которых обязанность по составлению схемы расположения земельного участка может быть возложена на орган, ответственный за кадастровый учет недвижимости, или гражданина перечислены в ст. 11.10 Земельного кодекса РФ.

Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами в ходе судебного разбирательства, в соответствии с данными публичной кадастровой карты земельный участок площадью 7048 кв.м. по <адрес> учтен в Едином государственном реестре недвижимости с кадастровым номером с разрешенным использованием «жилые дома». В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированные права на земельный участок по <адрес> с кадастровым номером , отсутствуют, в связи с чем данный земельный участок относится к земельным участкам, право государственной собственности на которые не разграничено (л.д. 24-25).

В соответствии с Положением об управлении главного архитектора городского округа администрации городского округа город Воронеж, утв.решением Воронежской городской Думы от 26.09.2012г. №908-III, управление главного архитектора городского округа осуществляет организацию подготовки проектов решений об утверждении схем расположения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий, в связи с чем, подготовка схемы расположения земельного участка, образуемого в результате раздела земельного участка, право государственной собственности на который не разграничено, не относится к полномочиям главного архитектора городского округа.

Исполнительным органом государственной власти, осуществляющим предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков на территории Воронежской области является Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, который действует на основании Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденного Постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009г. №365. Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Воронежской области в пределах своей компетенции.

В соответствии с п.5.36 вышеуказанного Положения Департамент обязан принимать решения об утверждении схемы расположения земельных участков (земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, а также земельных участков, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена) на кадастровом плане территории.

Согласно ст.2 Закона Воронежской области от 30.12.2014г. №217-ОЗ «О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительных органов государственной власти Воронежской области» Правительство Воронежской области определяет уполномоченные исполнительные органы государственной власти Воронежской области, которые осуществляют следующие полномочия органов местного самоуправления городского округа город Воронеж: 1) распоряжение земельными участками, расположенными на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена; 2) утверждение схемы расположения земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, на кадастровом плане соответствующей территории.

В соответствии с п.п. 3.1.20, 3.3.21 Положения в соответствии с возложенными задачами Департамент исполняет следующие государственные функции: распоряжение земельными участками, расположенными на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Законом Воронежской области от 30.12.2014 №217-ОЗ «О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительных органов государственной власти Воронежской области»; Департамент предоставляет следующие государственные услуги: утверждение схемы расположения земельных участков, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена на кадастровом плане территории.

Таким образом, Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области на территории городского округа город Воронеж в данном случае является уполномоченным органом по утверждению схемы расположения земельного участка (в том числе образуемого в результате раздела) на кадастровом плане территории.

           В уточненном исковом заявлении, истцами в качестве соответчика указан и Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, однако все требования адресованы к Управлению главного архитектора администрации городского округа город Воронеж. Вместе с тем, последний не осуществляет полномочий по подготовке и разработке схемы.

Как следует из сообщений Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области за исх. от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ и не оспаривалось сторонами в ходе судебного разбирательства, ни истцы, ни другие жильцы многоквартирного дома по адресу: <адрес> с заявлением в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области об утверждении схемы расположения земельного участка в целях эксплуатации многоквартирного жилого дома на кадастровом плане территории, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером 36:34:0401034:6 с сохранением исходного в измененных границах не обращались.

В соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 24 октября 2013 года №1626-0 в силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности только истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право (часть первая статьи 4 ГПК РФ), к кому предъявлять иск (пункт 3 части второй статьи 131 ГПК РФ) и в каком объеме требовать от суда защиты (часть третья статьи 196 ГПК РФ).

          В соответствии с ч. 1 ст. 11 Гражданского кодекса РФ суды осуществляют защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.

         Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, избирая способы защиты гражданских прав, предусмотренных ст. 12 ГК РФ, однако правовой результат удовлетворения заявленных требований или отказа в таком удовлетворении зависит от того, насколько будут доказаны обстоятельства, на которые ссылается истец, основаны ли его требования на законе, предъявлены ли они к надлежащему ответчику и верно ли заявителем избран способ защиты.

Из положений ст. 46 Конституции РФ и требований ч. 1 ст. 3 ГПК РФ следует, что судебная защита прав заинтересованного лица возможна только в случае реального нарушения права, свобод и законных интересов, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенного права и характеру нарушения.

           Таким образом, суд приходит к выводу, что истцами не доказан факт нарушения их прав, свобод либо охраняемых законом интересов действиями ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области.

Вместе с тем, в случае обращения истцов с соответствующим заявлением в вышеуказанный уполномоченный орган, они не лишены возможности защитить нарушенное право предусмотренным законом способом, в случае отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.

           С учетом установленных обстоятельств, суд считает, что требования истцов являются не обоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме.

          На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Иванова Владислава Борисовича, Сычевой Надежды Михайловны, Кругловой Галины Валентиновны, Липатниковой Людмилы Николаевны, Грибановой Светланы Валерьевны, Овчаровой Светланы Владимировны к Управлению главного архитектора городского город Воронеж, Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о предоставлении схемы раздела земельного участка, разработке проекта схемы раздела земельного участка и направлении схемы на утверждение, - отказать.

    Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

    Судья                                                                                Е.В. Гусева

Решение в окончательной форме изготовлено 29 января 2018 г.

Дело № 2-176/2018

Строка 2.200

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 января 2018 года                                                                          город Воронеж

Ленинский районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи Гусевой Е.В.,

при секретаре Колесниковой Я.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Иванова Владислава Борисовича, Сычевой Надежды Михайловны, Кругловой Галины Валентиновны, Липатниковой Людмилы Николаевны, Грибановой Светланы Валерьевны, Овчаровой Светланы Владимировны к Управлению главного архитектора городского город Воронеж, Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о предоставлении схемы раздела земельного участка, разработке проекта схемы раздела земельного участка и направлении схемы на утверждение,

УСТАНОВИЛ:

Первоначально истцы Иванов В.Б., Сычева Н.М., Круглова Г.В., Липатникова Л.Н., Грибанова С.В., Овчарова С.В. обратились в суд с иском к Управлению главного архитектора администрации городского округа город Воронеж об истребовании утвержденной в установленном порядке схемы раздела земельного участка с кадастровым номером , площадью 7048 кв.м, на которой фактически расположен введенный в эксплуатацию <адрес>.

    В обоснование заявленных требований указали, что являются собственниками квартир в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, расположенном на земельном участке с кадастровым номером , площадью 7048 кв.м. Жители данного многоквартирного жилого дома были переселены из аварийного жилого <адрес> также расположенного на вышеуказанном земельном участке.

Данный объект введен в эксплуатацию на основании разрешения № от ДД.ММ.ГГГГ выданного застройщику ООО «Павловскгранит-Жилстрой». Земельный участок, на котором расположен вышеуказанный многоквартирный жилой дом по <адрес> первоначально был предоставлен ООО «Павловскгранит-Жилстрой» на праве аренды, которое в настоящий момент перешло к ООО <данные изъяты>, несмотря на то, что договор аренды земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом прекращается на основании ст.413 ГК РФ с момента регистрации права собственности первого лица на любое из помещений такого многоквартирного жилого дома.

09.02.2017г. состоялось совещание у руководителя Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области ФИО9 Согласно протоколу повестка дня: о формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом по <адрес>; об оформлении земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии со ст.16 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

Согласно п.2.1. решения совещания от 09.02.2017г., рекомендовано совету дома обратиться с заявлением в Управление главного архитектора городского округа город Воронеж по поводу раздела земельного участка; рекомендовано Управлению главного архитектора городского округа город Воронеж рассмотреть обращение жителей <адрес> и в письменном виде подготовить заключение гражданам о возможности раздела земельного участка, рассмотреть и предложить возможные варианты раздела (не менее трех) путем составления межевого плана территории в соответствии с действующим законодательством (п.2.2); после проведения кадастровых работ по установлению границ земельного участка рекомендовано Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области рассмотреть вопрос об обращении в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области с заявлением о постановке на кадастровый учет земельных участков в соответствии с действующим законодательством (п.2.4).

14.06.2017г. члены совета вышеуказанного многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, обратились с письмом к руководителю Управления главного архитектора администрации городского округа город Воронеж, в котором указали на необходимость образования земельного участка фактически занимаемого данный многоквартирным жилым домом путем раздела земельного участка с кадастровым номером и подготовки соответствующего межевого плана с последующим осуществлением государственного кадастрового учета образованных в результате такого раздела земельных участков. Кроме того, члены вышеуказанного многоквартирного жилого дома просили назначить соответствующего специалиста для подготовки всей необходимой документации с целью формирования земельного участка фактически занимаемого домом <адрес>, поскольку провести кадастровые работы без утвержденного в установленном порядке межевого плана невозможно.

В сообщении из Управления главного архитектора администрации городского округа город Воронеж за исх. от ДД.ММ.ГГГГ указано, что в ответ на коллективное обращение жителей многоквартирного дома по адресу: <адрес> о формировании земельного участка фактически занимаемого вышеуказанным домом в результате раздела земельного участка с кадастровым номером , ответчиком подготовлена вышеупомянутая схема и направлена в адрес Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области.

Однако, как указывают истцы, схема раздела обозначенного земельного участка, т.е. необходимый межевой план жителям вышеуказанного многоквартирного жилого дома не предоставлена, что препятствует проведению кадастровых работ и нарушает тем самым права и законные интересы собственников.

Впоследствии в порядке ст.39 ГПК РФ истцы уточнили заявленные исковые требования, указав в качестве соответчика также Департамент имущественных и земельных отношений, в окончательном варианте (с учетом уточнений в протокольной форме от 23.01.2018г.) просили обязать Управление главного архитектора администрации городского округа город Воронеж предоставить схему раздела земельного участка с кадастровым номером площадью 7048 кв.м. согласно проекту, по которому <адрес> введен в эксплуатацию и разработать проект схемы раздела земельного участка с кадастровым номером площадью 7048 кв.м, на котором фактически расположен введенный в эксплуатацию <адрес> в соответствии с действующим градостроительным законодательством, согласно санитарным нормам и правилам и с учетом нормативов противопожарной безопасности; передать для утверждения в установленном порядке в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области схему раздела и проекта схемы раздела земельного участка с кадастровым номером площадью 7048 кв.м, на которой фактически расположен введенный в эксплуатацию <адрес>.

В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела определением суда от 23.01.2018г., принятым в протокольной форме, истцам отказано в удовлетворении их ходатайства о принятии поданного 22.01.2018г. уточненного искового заявления, поскольку заявленные истцами исковые требования направлены на изменение предмета и основания ранее заявленного иска и содержат новые требования, что законом не предусмотрено (л.д. ).

В судебном заседании истцы Иванов В.Б., Круглова Г.В., Овчарова С.В. заявленные исковые требования с учетом уточнений поддержали, просили их удовлетворить в полном объеме.

Истец Липатникова Л.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Истец Сычева Н.М. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Истец Грибанова С.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель ответчика Управления главного архитектора администрации городского округа город Воронеж по доверенности Прихожаева И.Г. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований с учетом уточнения, просила в их удовлетворении отказать в полном объеме.

Представитель ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель третьего лица Администрации городского округа город Воронеж по доверенности Нечаев И.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных исковых требований с учетом уточнения, просил в их удовлетворении отказать в полном объеме.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Иванов В.Б., Сычева Н.М., Круглова Г.В., Липатникова Л.Н., Грибанова С.В., Овчарова С.В. являются собственниками квартир в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> (л.д. ), который расположен на земельном участке по адресу: <адрес>, с кадастровым номером площадью 7048 кв.м.

31.10.2012г. Администрацией городского округа город Воронеж ООО «Павловскгранит-Жилстрой» (застройщику) было выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, жилой дом (I очередь строительства), расположенный по адресу: <адрес>; в качестве объекта производственного назначения указана трансформаторная подстанция по <адрес>, общая площадь которой 53,9 кв.м (л.д.7-9 ).

Из материалов дела следует, что на вышеуказанном земельном участке также имеется многоквартирный жилой <адрес>, признанный на основании Постановления администрации г.Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ непригодным для постоянного проживания, из которого жильцы были переселены в вышеуказанный жилой дом.

Данный земельный участок был предоставлен ООО «Павловскгранит-Жилстрой» для проектирования и строительства жилых домов по <адрес> в аренду сроком на четыре года на основании Постановления администрации г.Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ. , что послужило основанием для заключения ДД.ММ.ГГГГ между сторонами договора аренды земельного участка с кадастровым номером .

На основании дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды земельного участка , приказа Главного управления государственного имущества Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ срок договора был продлен до ДД.ММ.ГГГГ

Судом в ходе судебного разбирательства установлено, что на основании заявления ООО «Павловскгранит-Жилстрой» приказом департамента имущественных и земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером был разделен на следующие земельные участки:

-площадью 150 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> с разрешенным использованием: жилые дома (фактически занимаемый ТП);

-площадью 145 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> с разрешенным использованием: жилые дома (фактически занимаемый ТП);

-площадью 2506 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> с разрешенным использованием: жилые дома (фактически занимаемый жилым домом);

-площадью 4247 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> с разрешенным использованием: жилые дома (фактически занимаемый жилым домом). Право аренды на образованные земельные участки не были перерегистрированы. Однако образованные в результате такого раздела вышеуказанные земельные участки были сняты с государственного кадастрового учета в установленном порядке (л.д. ).

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 27.05.2014г. ООО «Павловскгранит-Жилстрой» признано несостоятельным (банкротом) и открыто конкурсное производство. При инвентаризации имущества общества в опись имущества было включено в том числе и право аренды земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>.

Из сообщения Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области за исх. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что права и обязанности по вышеуказанному договору аренды земельного участка перешли к ООО <данные изъяты> на основании протокола об итогах аукциона в рамках реализации имущественного комплекса в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В настоящее время права арендатора перешли к ООО <данные изъяты> в соответствии с заключением между сторонами договора переуступки прав и обязанностей по данному договору (л.д. 26-27).

Таким образом, в настоящий момент на земельном участке по адресу: <адрес> с кадастровым номером площадью 7048 кв.м фактически расположено несколько объектов недвижимости, в том числе два многоквартирных дома по адресу: <адрес> и <адрес> а соответственно.

     В соответствии с частью 5 статьи 40 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при государственной регистрации права собственности на квартиру или нежилое помещение в многоквартирном доме одновременно осуществляется государственная регистрация доли в праве общей собственности на помещения и земельный участок, составляющие общее имущество в нем.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Как предусмотрено частью 5 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, переход земельного участка в общую долевую собственность (момент возникновения права общей долевой собственности на него) собственников помещений в многоквартирном доме связан с наступлением определенного события - осуществления государственного кадастрового учета такого земельного участка. При этом принятие каких-либо решений со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления не требуется, что также подтверждается правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28 мая 2010 года №12-П.

Исходя из положений, указанных в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 года №12-П, а также в пунктах 66 и 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», можно сделать вывод о том, что в нормах пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации подразумевается земельный участок, на котором расположен один многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.

Таким образом, в условиях, когда земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не образован (не сформирован), либо в условиях, когда на одном земельном участке расположено несколько многоквартирных домов, положения части 5 статьи 40 Закона №218-ФЗ в части необходимости осуществления одновременно с государственной регистрацией права собственности на квартиру или нежилое помещение в многоквартирном доме также и государственной регистрации права собственности на земельный участок, относящийся к общему имуществу в многоквартирном доме, не могут быть применены ввиду факта отсутствия самого земельного участка, который относится к общему имуществу в конкретном многоквартирном доме. В этой связи в указанных условиях отсутствие (непредставление) заявления об осуществлении государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок не должно препятствовать осуществлению государственной регистрации права на жилое (нежилое) помещение в многоквартирном доме.

    Как указано в п.67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 января 2010 года №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.

Согласно части 4 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие жилищного кодекса Российской Федерации» формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. При этом необходимо отметить, что с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 года №12-П с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным домом в органы местного самоуправления или в органы государственной власти вправе обратиться собственник помещения в многоквартирном доме.

Судом установлено и следует из пояснений сторон, данных в ходе судебного разбирательства, что с целью оформления прав на расположенный под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес> земельный участок жители дома обратились в Управление главного архитектора администрации городского округа город Воронеж для разработки и подготовки схемы раздела земельного участка.

Из сообщения руководителя аппарата Уполномоченного по правам человека в Воронежской области исх. от ДД.ММ.ГГГГ и ответа Управления главного архитектора администрации городского округа город Воронеж исх. от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда следует, что последним была подготовлена схема раздела спорного участка (кадастровый ) с образованием следующих земельных участков:

-площадью 2666 кв.м, фактически занимаемый домом <адрес>;

-площадью 3773 кв.м, фактически занимаемый домом <адрес>;

-площадью 150 кв.м, фактически занимаемый зданием трансформаторной подстанции;

-площадью 459 кв.м для благоустройства территории, предполагаемой для предоставления в муниципальную собственность. Однако по результатам выездного осмотра с участием главы городского округа город Воронеж принято решение о нецелесообразности такого раздела. Альтернативная схема раздела в настоящее время не разработана (л.д. ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено названной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии со ст.11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно ч.1 ст.11.3 Земельного кодекса РФ, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

2) проектная документация лесных участков;

3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи (ч.2).

При разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (ч.6 ст.11.4 Земельного кодекса РФ).

Согласно ст. 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (п. 1).

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (п. 2).

Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п. 3).

Статьей 39.2 Земельного кодекса РФ определено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

Таким образом, в силу п.3 ст.11.10 ЗК РФ, ст.39.2 ЗК РФ и с учетом положений ст.ст.9-11 ЗК РФ в действующей на момент рассмотрения спора редакции полномочиями по подготовке схемы расположения земельного участка обладает тот исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, который осуществляет предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

По общему правилу, закрепленному в п. 3 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, подготовка схемы расположения земельного участка относится к компетенции исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления. Перечень исключений из общего правила и случаи, при которых обязанность по составлению схемы расположения земельного участка может быть возложена на орган, ответственный за кадастровый учет недвижимости, или гражданина перечислены в ст. 11.10 Земельного кодекса РФ.

Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами в ходе судебного разбирательства, в соответствии с данными публичной кадастровой карты земельный участок площадью 7048 кв.м. по <адрес> учтен в Едином государственном реестре недвижимости с кадастровым номером с разрешенным использованием «жилые дома». В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированные права на земельный участок по <адрес> с кадастровым номером , отсутствуют, в связи с чем данный земельный участок относится к земельным участкам, право государственной собственности на которые не разграничено (л.д. 24-25).

В соответствии с Положением об управлении главного архитектора городского округа администрации городского округа город Воронеж, утв.решением Воронежской городской Думы от 26.09.2012г. №908-III, управление главного архитектора городского округа осуществляет организацию подготовки проектов решений об утверждении схем расположения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий, в связи с чем, подготовка схемы расположения земельного участка, образуемого в результате раздела земельного участка, право государственной собственности на который не разграничено, не относится к полномочиям главного архитектора городского округа.

Исполнительным органом государственной власти, осуществляющим предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков на территории Воронежской области является Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, который действует на основании Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденного Постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009г. №365. Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Воронежской области в пределах своей компетенции.

В соответствии с п.5.36 вышеуказанного Положения Департамент обязан принимать решения об утверждении схемы расположения земельных участков (земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, а также земельных участков, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена) на кадастровом плане территории.

Согласно ст.2 Закона Воронежской области от 30.12.2014г. №217-ОЗ «О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительных органов государственной власти Воронежской области» Правительство Воронежской области определяет уполномоченные исполнительные органы государственной власти Воронежской области, которые осуществляют следующие полномочия органов местного самоуправления городского округа город Воронеж: 1) распоряжение земельными участками, расположенными на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена; 2) утверждение схемы расположения земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, на кадастровом плане соответствующей территории.

В соответствии с п.п. 3.1.20, 3.3.21 Положения в соответствии с возложенными задачами Департамент исполняет следующие государственные функции: распоряжение земельными участками, расположенными на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Законом Воронежской области от 30.12.2014 №217-ОЗ «О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительных органов государственной власти Воронежской области»; Департамент предоставляет следующие государственные услуги: утверждение схемы расположения земельных участков, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена на кадастровом плане территории.

Таким образом, Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области на территории городского округа город Воронеж в данном случае является уполномоченным органом по утверждению схемы расположения земельного участка (в том числе образуемого в результате раздела) на кадастровом плане территории.

           В уточненном исковом заявлении, истцами в качестве соответчика указан и Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, однако все требования адресованы к Управлению главного архитектора администрации городского округа город Воронеж. Вместе с тем, последний не осуществляет полномочий по подготовке и разработке схемы.

Как следует из сообщений Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области за исх. от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ и не оспаривалось сторонами в ходе судебного разбирательства, ни истцы, ни другие жильцы многоквартирного дома по адресу: <адрес> с заявлением в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области об утверждении схемы расположения земельного участка в целях эксплуатации многоквартирного жилого дома на кадастровом плане территории, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером 36:34:0401034:6 с сохранением исходного в измененных границах не обращались.

В соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 24 октября 2013 года №1626-0 в силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности только истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право (часть первая статьи 4 ГПК РФ), к кому предъявлять иск (пункт 3 части второй статьи 131 ГПК РФ) и в каком объеме требовать от суда защиты (часть третья статьи 196 ГПК РФ).

          В соответствии с ч. 1 ст. 11 Гражданского кодекса РФ суды осуществляют защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.

         Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, избирая способы защиты гражданских прав, предусмотренных ст. 12 ГК РФ, однако правовой результат удовлетворения заявленных требований или отказа в таком удовлетворении зависит от того, насколько будут доказаны обстоятельства, на которые ссылается истец, основаны ли его требования на законе, предъявлены ли они к надлежащему ответчику и верно ли заявителем избран способ защиты.

Из положений ст. 46 Конституции РФ и требований ч. 1 ст. 3 ГПК РФ следует, что судебная защита прав заинтересованного лица возможна только в случае реального нарушения права, свобод и законных интересов, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенного права и характеру нарушения.

           Таким образом, суд приходит к выводу, что истцами не доказан факт нарушения их прав, свобод либо охраняемых законом интересов действиями ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области.

Вместе с тем, в случае обращения истцов с соответствующим заявлением в вышеуказанный уполномоченный орган, они не лишены возможности защитить нарушенное право предусмотренным законом способом, в случае отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.

           С учетом установленных обстоятельств, суд считает, что требования истцов являются не обоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме.

          На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Иванова Владислава Борисовича, Сычевой Надежды Михайловны, Кругловой Галины Валентиновны, Липатниковой Людмилы Николаевны, Грибановой Светланы Валерьевны, Овчаровой Светланы Владимировны к Управлению главного архитектора городского город Воронеж, Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о предоставлении схемы раздела земельного участка, разработке проекта схемы раздела земельного участка и направлении схемы на утверждение, - отказать.

    Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

    Судья                                                                                Е.В. Гусева

Решение в окончательной форме изготовлено 29 января 2018 г.

1версия для печати

2-176/2018 (2-5479/2017;) ~ М-4635/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Овчарова Светлана Владимировна
Грибанова Светлана Валерьевна
Липатникова Людмила Николаевна
Сычёва Надежда Михайловна
Иванов Владислав Борисович
Круглова Галина Валентиновна
Ответчики
ДИЗО Воронежской области
Управление главного архитектора городского округа г. Воронеж
Другие
Администрация г.о.г. Воронеж
Суд
Ленинский районный суд г. Воронежа
Судья
Гусева Екатерина Валериевна
Дело на странице суда
lensud--vrn.sudrf.ru
20.09.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.09.2017Передача материалов судье
25.09.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.09.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.09.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.10.2017Предварительное судебное заседание
21.11.2017Судебное заседание
07.12.2017Судебное заседание
11.01.2018Судебное заседание
23.01.2018Судебное заседание
29.01.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.03.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.05.2019Дело оформлено
28.05.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее