Дело № 2-409/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Шимановск 27 сентября 2018 года.
<данные изъяты>
Шимановский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Михайлова С. А., с участием представителя истца помощника прокурора <адрес> Романова А. Д., представителя ответчика ЗАО «Холдинг» Лебедева Д. С., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика администрации <адрес> Хабировой Т. А., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, при секретаре Меланиной А. В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора <адрес> Яковлева А. Я., в защиту прав и интересах неопределенного круга лиц к ЗАО «Холдинг» о возложении обязанности обеспечить наличие нормативного запаса угля не менее 11538 тыс. тонн к ДД.ММ.ГГГГ на котельных: котельная № расположенная по адресу <адрес>; центральная котельная <адрес> расположенная по адресу амурская область <адрес>, обращение решения суда к немедленному исполнению,
УСТАНОВИЛ:
В Шимановский районный суд <адрес> с исковым заявлением, в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к ЗАО «Холдинг» о возложении обязанности обеспечить наличие нормативного запаса угля не менее 11538 тыс. тонн к ДД.ММ.ГГГГ на котельных: котельная № расположенная по адресу <адрес>; центральная котельная <адрес> расположенная по адресу амурская область <адрес>, обращение решения суда к немедленному исполнению обратился и.о. прокурора <адрес> Яковлев А. Я.
Из искового заявления усматривается, что прокуратурой <адрес> проведена проверка готовности объектов ТЭК и ЖКХ к предстоящему отопительному сезону 2018-2019 гг. Проведенной проверкой установлено, что в силу ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Федерации никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ и другими федеральными законами. Подпунктом 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Статья 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» также относит к вопросам местного значения поселения участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. На основании п. 1 ч. 1 ст. 3, 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении», общим принципом организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов. Под теплоснабжением понимается обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержанием мощности. В соответствии с ч. 5 ст. 20 ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжающие организации и тепловые организации обязаны обеспечить надежное теплоснабжение потребителей. На основании п. 2 Порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) утвержденного приказом Министерства энергетики РФ от ДД.ММ.ГГГГ № норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее по тексту ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее по тексту НЭЗТ). В соответствии с п.п. 3, 21 вышеуказанного Порядка ННЗТ определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме «выживания» с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года. Для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток: по твердому топливу - 45 суток; по жидкому топливу - 30 суток. Согласно п. 11 указанного Порядка НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива. Пунктами 12,13 Порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) устанавливают, что расчет НЭЗТ производится ежегодно для каждой котельной, сжигающей или имеющей в качестве резервного твердое или жидкое топливо (уголь, мазут, торф, дизельное топливо). Расчетный размер ННЗТ определяется по среднесуточному плановому расходу топлива самого холодного месяца отопительного периода и количеству суток, определяемых с учетом вида топлива и способа его доставки. Так, согласно п. 20 Порядка при доставке твердого топлива автотранспортом объем ННЗТ рассчитывается на 7 суток. НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива. Подпунктом «а» п. 33 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354 закреплено, что потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества. Согласно пп. «а» п. 31 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг. Муниципальные котельные администрации <адрес> и объект теплоснабжения, находятся в пользовании у ЗАО «Холдинг» на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно приложению № договора аренды, в пользовании у ЗАО «Холдинг» находятся следующие объекты теплоснабжения: котельная № расположенная по адресу: <адрес>; центральная котельная <адрес> расположенная по адресу: <адрес>. Посредством обозначенных котельных осуществляется теплоснабжение населения, объектов социальной инфраструктуры, административных зданий, расположенных на территории <адрес>. Согласно информации администрации <адрес> ННЗТ на ДД.ММ.ГГГГ на котельных должен составлять 11538 тыс. тонн. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ запас топлива составляет 2607 тыс. тонн. Сложившаяся ситуация в сфере обеспечения котельных расположенных на территории <адрес> топливом свидетельствует о ненадлежащем исполнении ЗАО «Холдинг» принятых на себя обязательств в качестве теплоснабжающей организации, что создает реальную угрозу срыва отопительного сезона на территории <адрес> и нарушении прав неопределенного круга лиц на получение коммунальной услуги по отоплению надлежащего качества. Данная ситуация недопустима и подлежит устранению. Предупреждение чрезвычайных ситуаций включает в себя комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения (ст. 1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»). Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. В соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительном) ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. На основании изложенного просит на ответчика возложить обязанность обеспечить наличие нормативного запаса угля не менее 11538 тыс. тонн к ДД.ММ.ГГГГ на котельных: котельная № расположенная по адресу <адрес>; центральная котельная <адрес> расположенная по адресу амурская область <адрес>, обращение решения суда к немедленному исполнению.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Романов А. Д. уточнив исковые требований об обеспечении наличие нормативного запаса угля не менее 11263 тыс. тонн, настаивал на удовлетворении требовании по основаниям указанным в исковом заявлении. Просит возложить на ЗАО «Холдинг» обязанность обеспечить наличие нормативного запаса угля не менее 11263 тыс. тонн к ДД.ММ.ГГГГ на котельных: котельная № расположенная по адресу <адрес>; центральная котельная <адрес> расположенная по адресу амурская область <адрес>, обратить решения суда к немедленному исполнению.
В судебном заседании представитель ответчика ЗАО «Холдинг» Лебедев Д. С. с требованиями истца не согласился, пояснив, что полагают, что требования прокуратуры <адрес> сформулированы ненадлежащим образом, так как из указанных требований невозможно сделать вывод какие конкретно действия необходимо выполнить ЗАО «Холдинг» для создания нормативного запаса на котельных. Так, в целях регулярного и бесперебойного снабжения котельных ЗАО «Холдинг» необходимым объемом топлива (угля), предприятием заключен договор на поставку угля № от ДД.ММ.ГГГГ с АО «Торговый дом «Энергетические угли». Этим же договором согласован график поставки угля позволяющий котельным предприятия работать в нормальном, стабильном режиме в течение всего отопительного периода. В соответствии с п. 2 Порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, утв. приказом Министерства энергетики РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, нормативный запас топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ). Согласно п. 6 вышеуказанного Порядка, ННЗТ рассчитывается один раз в три года. В соответствии с п. 12 Порядка, расчет НЭЗТ производится ежегодно для каждой котельной, сжигающей или имеющей в качестве резервного твердое и жидкое топливо (уголь, мазут, торф, дизельное топливо). Расчеты производятся на 1 октября планируемого года. Согласно п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении», утверждение нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ. В исковом заявлении прокуратуры района ссылки на документ, которым состоялось утверждение нормативов запасов топлива для каждой котельной ЗАО «Холдинг» не имеется, соответствующий документ к заявлению не приложен. В ЗАО «Холдинг» указанный документ также отсутствует. Из представленного при подготовке к судебному заседанию прокуратурой района распоряжения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р, что ОНЗТ по городу Шимановску на ДД.ММ.ГГГГ составляет 11538 тонн, из них муниципальные котельные 11263 тонны. Однако данным документом не указанно, какое количество топлива необходимо заготовить именно для ЗАО «Холдинг», в том числе и на каждую котельную предприятия. По мнению ответчика, исковые требования прокурора содержат в себе необходимость заготовки нормативно запаса топлива в количестве 11538 тыс. тонн для каждой указанной в исковом заявлении котельной, однако такие требования ничем не обоснованны. Кроме того, не представляется возможным определить, какой именно из запасов необходимо заготовить - общий, неснижаемый или эксплуатационный. Полагаем, что при изложенных обстоятельствах, в случае удовлетворения судом требований прокуратуры <адрес> исполнение решения суда повлечет возникновение ряда вопросов и споров. Не согласна сторона ответчика и с требованием прокуратуры района об обращении решения суда к немедленному исполнению. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. <адрес> заявлено об обращении решения суда к немедленному исполнению, однако обоснования такого заявления не приведено. Вместе с тем, ответчиком при подготовке к судебному разбирательству представлены суду доказательства наличия на складах, а также отгрузки в адрес предприятия - 10300 тонн угля на ДД.ММ.ГГГГ. Из произведенных расчетов расхода угля по котельным ЗАО «Холдинг» следует, что в сентябре 2018 года расход составляет - 978,5 тонн, в октябре - 2949,87 тонн, в ноябре - 4475,05 тонн, в декабре - 5842,83 тонны. Таким образом, имеющегося в распоряжении ЗАО «Холдинг» запаса угля, даже при условии нормальной работы котельной хватит как минимум на 2,5 месяца работы, а при условии работы котельных в режиме «выживания» на весь отопительный период. С учетом поставок по договору поставки угля № от ДД.ММ.ГГГГ по 4760 тонн в октябре, ноябре и декабре 2018 ежемесячно, запасов угля достаточно до марта 2018 года. При изложенных обстоятельствах полагаем, что основания для обращения решения суда к немедленному исполнению отсутствуют. На основании изложенного ЗАО «Холдинг» просит суд отказать в удовлетворении заявленных прокуратурой <адрес> требований.
Представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика администрации <адрес> Хабирова Т. А. суду пояснила, что не видит основания согласиться с требованиями прокурора, поскольку на сегодняшний день население города обеспечено теплом. Каких либо претензий к ЗАО «Холдинг» администрация <адрес> не имеет, поскольку каждую неделю по данному вопросу проводятся совещания. Договор поставки угля заключен, по которому в 2018 году поставка угля будет исполнена в срок. В настоящее время известно, что уголь в размере 8000 тонн уже отгружен и находится в пути. На днях в ЗАО «Холдинг» будет находиться запас угля в районе 10300 тонн, чего будет достаточно до марта 2018 года. Просит требования и. о. прокурора <адрес> А. Я. Яковлева оставить без удовлетворения.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии с пп. 11 ст. 2 ФЗ "О теплоснабжении" теплоснабжающей организацией является организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
В соответствии с п. 5 ст. 20 ФЗ "О теплоснабжении" проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.
Согласно п. п. 2, 15 Порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), утвержденного приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ N 377, норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ). ОНЗТ определяются не позднее 1 октября года, предшествующего планируемому.
Согласно п. 3 Порядка ННЗТ определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме "выживания" с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года.
Согласно п.п. 11,12 НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива.
Расчет НЭЗТ производится ежегодно для каждой котельной, сжигающей или имеющей в качестве резервного твердое или жидкое топливо (уголь, мазут, торф, дизельное топливо). Расчеты производятся на 1 октября планируемого года.
В силу п.п. 19,20,21 требований расчетный размер ННЗТ и НЭЗТ определяется по среднесуточному плановому расходу топлива и количеству суток, в случае с ННЗТ определяемых с учетом вида топлива и способа его доставки, в случает с НЗТ в количестве 45 суток по твердому топливу.
Из указанных нормативных актов, регулирующих спорные правоотношения, судом не установлено требование о наличии на котельных до 01 октября предшествующего планируемому отопительному периоду общего нормативного эксплуатационного запаса (ОЗНТ), рассчитанного на весь период отопления. В силу установленных требований, по состоянию на начало планируемого года теплоснабжающими организациями должно обеспечиваться создания ОЗНТ в виде 14 суточного запаса угля (ННЗТ) и в виде 45 суточного запаса угля (НЭЗТ)
В судебном заседании установлено, что ЗАО «Холдинг» является теплоснабжающей организацией населения, объектов социально-культурного назначения, административных зданий на территории <адрес>. Согласно сведений ЕГРЮЛ основным видом деятельности ЗАО «Холдинг» является производство пара и горячей воды (тепловой энергии).
Согласно договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, для выполнения указанных функций Комитетом по управлению муниципальной собственности администрации <адрес> переданы ЗАО «Холдинг» в аренду котельная № расположенная по адресу <адрес> и центральная котельная <адрес>.
Из договора от ДД.ММ.ГГГГ заключенному между ЗАО «Холдинг», именуемым покупатель и АО «Торговый дом «Энергетические угли», именуемый поставщик усматривается, что поставщик обязуется поставить покупателю уголь в период с январь по декабрь 2018 года. Дополнительными соглашениями к договору установлено, что поставщик обязуется передать покупателю 8000 тонн угля. Отгрузка производится в сентябре 2018 год, поставка продукции осуществляется железнодорожным транспортом до станции назначения.
Из сообщения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на требования прокурора от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на котельных территории муниципального образования <адрес> у ЗАО «Холдинг» имеется запас 2607 тонн угля. В срок до ДД.ММ.ГГГГ в ЗАО «Холдинг» планируется поставка 8000 тонн угля.
Из имеющейся в материалах дела служебной записки главного инженера ЗАО «Холдинг» ФИО1 усматривается, что расчет баланса производства ЗАО «Холдинг» был произведен в 2016 году, со сроком действия 3 года. В соответствии с указанным балансом, расход топлива на котельных ЗАО «Холдинг» в сентябре 2018 года составляет -978,5 тонн, в октябре 2949,87 тонн, в ноябре 4475,05 тонн, в декабре 5842, 83 тонн.
При изучении служебной записки судом сделан расчет, что на начало отопительного сезона в ЗАО «Холдинг» должен быть обеспечен 45 суточный запас угля и 14 суточный запас угля, который исходя из среднесуточного расхода топлива на октябрь (31день) и ноябрь (14), составляет 6605,66 тонн, где 5038,22 тонн это 45 суточный запас и 14 суточный запас 1567,45 тонн.
В судебном заседании представитель ответчика пояснил, что на момент рассмотрения настоящего спора на складе обществе имеется 2300 тонн угля, кроме того в адрес предприятия отгружено 8000 тонн угля, которые уже поставлены на баланс предприятия. Таким образом, на начало отопительного сезона за обществом числиться нормативный запас топлива в размере 10300 тонн угля.
Доказательств, опровергающих утверждение представителя ответчика, о том, что на момент рассмотрения дела на балансе предприятия числиться нормативный запас топлива в размере 10300 тонн угля, помощником прокурора в материалы дела не предоставлены. Тогда как утверждения представителя ответчика нахождении на балансе предприятия 10300 тонн угля подтверждаются пояснениями представителя администрации о том, что ситуация находится на контроле, по спорному вопросу проводятся еженедельные совещания, на последнем совещании было установлено, что в адрес ЗАО «Холдинг» по договору о поставке угля отгружено 8000 тонн угля, который со дня на день будет получен ответчиком и разгружен, и который уже поставлен на баланс предприятия. Также пояснения представителя ответчика подтверждаются договором на поставку угля от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительными соглашениями к нему от 08 августа и ДД.ММ.ГГГГ, заявкой ЗАО «Холдинг» об отгрузке в сентябре 2018 года в адрес предприятия 8000 тонн угля.
При указанных обстоятельствах суд находит, что ЗАО «Холдинг» обеспечив на балансе предприятия на начало отопительного сезона нормативный запас топлива в размере 10300 тонн, надлежащим образом выполнило свои обязанности теплоснабжающей организации, по своевременному принятию меры к обеспечению на начало отопительного периода необходимый нормативный запас угля, в связи с чем требования исполняющего обязанности прокурора <адрес> А. Я. Яковлева о возложении обязанности обеспечить наличие нормативного запаса угля не менее 11,263 тыс. тонн к ДД.ММ.ГГГГ на котельных: котельная № расположенная по адресу <адрес>; центральная котельная <адрес> расположенная по адресу амурская область <адрес>, обращение решения суда к немедленному исполнению не подлежат удовлетворению.
Довод помощника прокурора <адрес> Романова Д. <данные изъяты> о том, что ответчик обязан обеспечить наличие нормативного запаса угля не менее 11,263 тыс. тонн к ДД.ММ.ГГГГ, поскольку это прямо предусмотрено п. 10 распоряжения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р суд не принимает, поскольку в указанном пункте распоряжение <адрес> рекомендует главам муниципальных образований <адрес> создать стопроцентный объем общего нормативного запаса топлива необходимого на начала отопительного сезона в размере 11,263 тонн, но не возлагает обязанность, кроме того ответчик не является муниципальным образованием.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исполняющему обязанности прокурора <адрес> А. Я. Яковлеву в удовлетворении исковых требований к ЗАО «Холдинг» о возложении обязанности обеспечить наличие нормативного запаса угля не менее 11,263 тыс. тонн к ДД.ММ.ГГГГ на котельных: котельная № расположенная по адресу <адрес>; центральная котельная <адрес> расположенная по адресу амурская область <адрес>, обращение решения суда к немедленному исполнению отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Шимановский районный суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Председательствующий: