№2–1154/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«28» декабря 2011 года с. Выльгорт
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Колесниковой Д.А.,
при секретаре Аббасовой И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пайц К.Д. к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Пайц К.Д. обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение в размере не менее <данные изъяты> кв.м. В обоснование требований указал, что является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать лишена родительских прав в отношении него и его брата и сестры, отец в последующем умер. С 1985 года воспитывался в <адрес> детском доме в <адрес> и находился на полном государственном обеспечении. С 2001 года по август 2003 года проходил службу в Российской Армии, с сентября 2004 года по июнь 2005 года учился в <данные изъяты> <адрес> по специальности электромонтер <данные изъяты> До настоящего времени истец зарегистрирован в <адрес>. За истцом закреплено жилье в <адрес>, но в настоящий момент данное жилье непригодно для проживания. В октябре 2011 года Пайц К.Д. обратился в администрацию МО МР «Сыктывдинский» с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилья по договору социального найма, в чем ему было отказано. Истец считает, что данный отказ не основан на законе и полагает, что согласно действующему законодательству ему, как лицу из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть предоставлено жилое помещение.
Истец Пайц К.Д., надлежащим образом извещенный о дне, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направил своего представителя.
В судебном заседании представитель истца Пайц К.Д. Аралина В.З., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала в полном объеме, уточнив их требованием о предоставлении благоустроенного жилого помещения вне очереди, согласно ст. 57 ЖК РФ. Дополнительно пояснила, что Пайц К.Д. является лицом из числа детей сирот, который воспитывался в детском доме с. <адрес> и находился на полном государственной обеспечении. Указала, что жилье было закреплено за истцом, его братом и сестрой в <адрес>, а из предоставленных документов <адрес> сельсовета муниципальный орган следует, что жилье, закрепленное за детьми находилось в ведении сплавной конторы и данное жилье в органы местного самоуправления не передавалось, что свидетельствует об отсутствии фактически закрепленного за истцом жилого помещения. Истец был зарегистрирован в <адрес> детском доме, и в настоящее время он фактически является бездомным. Считает, что отказ в постановке Пайц К.Д. на учет противоречит нормам действующего законодательства. Так же при выходе из детского дома органы опеки не разъяснили о правах истца, как ребенка, оставшегося без попечения родителей, куда и когда было необходимо обратиться, что повлекло нарушение его прав. Истец с 2001 года практически является бездомным.
Представитель ответчика администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Камышев И.В., действующий по доверенности, исковые требования не признал, пояснив, что истец с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не обращался. В настоящее время Пайц К.Д. не может быть поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как лицо, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с достижением последним 23 лет.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено и не оспаривается сторонами по делу, что истец Пайц К.Д. имеет статус лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать последнего ФИО1. решением Троицко-Печорского районного суда Республики Коми от 14.11.1985 лишена родительских прав, в том числе в отношении истца.
В судебном заседании установлено, что истец Пайц К.Д. воспитывался в <адрес> детском доме в <адрес> и находился на полном государственном обеспечении. До настоящего времени зарегистрирован в <адрес>.
Из материалов дела следует, что решением исполкома <адрес> сельского Совета народных депутатов двадцатого созыва №8 от 09.02.1990 за несовершеннолетними детьми, в том числе Пайц К.Д. сохранено право пользования жилым помещением по адресу прежнего проживания: <адрес> или обеспечение равноценной жилой площадью по окончании срка пребывания в государственных детских учреждениях.
Из ответа администрации муниципального образования муниципального района «<адрес>» от 26.12.2011 следует, что Пайц К.Д. на учете нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилого фонда как лицо, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в администрации не состоит. Закрепленное за Пайц К.Д. жилое помещение в п.<адрес> в муниципальную собственность от прежнего собственника, деятельность которого в настоящее время прекращена, не передавалось, обследования в отношении жилого помещения на предмет его пригодности (непригодности) не проводилось.
Данные обстоятельства по делу сторонами не оспаривались, в связи с чем, не подлежат дальнейшему доказыванию.
Из материалов дела так же следует, что Пайц К.Д. с заявлением в Агентство Республики Коми по социальному развитию о постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как лица, относящегося к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не обращался, на учет не принимался.
Из объяснений как представителя истца, так и представителя ответчика администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» установлено, что с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий истец обратился лишь 26.10.2011.
Администрацией муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» 25.11.2011 Пайц К.Д. отказано в предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, что и послужило основаниям для обращения истца в суд с исковым заявлением.
Рассматривая исковые требования суд исходит из следующего.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту – Закон) определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Абзац четвертый статьи 1 названного Закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан.
Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с положениями Закона и ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации право внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма предоставлено исключительно детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством).
В силу абз.2 п.1 ст.8 Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Таким образом, данный Закон направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан, что предопределяет и соответствующие объемы необходимого финансирования.
Однако обеспечение жильем данной категории граждан ограничивается возрастом. По смыслу закона, только до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений по месту регистрации (месту жительства), поскольку после достижения указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Законом Республики Коми от 22.11.2010 №139-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» (далее – Закон №139–РЗ) закреплено право на предоставление жилого помещения по договору социального найма детям вышеуказанной категории.
В соответствии с положениями статьи 2 Закон №139–РЗ, действие которого распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года, жилыми помещениями обеспечиваются граждане, не имеющие закрепленного жилого помещения или имеющие закрепленное жилое помещение, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации. Обеспечение граждан жилыми помещениями осуществляется по окончании пребывания в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В случае если на дату окончания пребывания в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания, либо на дату окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, гражданин достиг возраста 23 лет, право на обращение по вопросу обеспечения жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом сохраняется в течение двух месяцев со дня наступления указанных обстоятельств.
Анализ приведенных норм материального закона позволяет сделать вывод о том, что право на внеочередное обеспечение жилым помещением принадлежит лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, которые не имеют закрепленного за ними жилого помещения и признаны нуждающимися в предоставлении жилья.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены положениями ст.51 ЖК РФ.
Учитывая вышеприведенные нормы закона, суд приходит к выводу, что правовых оснований для постановки на учет и предоставления во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма лицу, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не поставленному на учет до достижения им возраста 23 лет, не имеется, в связи с чем, а так же принимая во внимание неоспариваемое представителем истца Пайц К.Д. обстоятельство, при котором последний до настоящего времени на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не поставлен, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», о возложении обязанности предоставить жилое помещение.
При этом суд не принимает доводы представителя истца о бездействии органов опеки, образовательных и иных учреждений, выразившемся в неразъяснении прав истца, как ребенка, оставшегося без попечения родителей, поскольку истец Пайц К.Д. как по окончанию службы в рядах Вооруженных Сил РФ, так и по окончанию обучения в <данные изъяты>, хотя и сохранял статус лица, оставшегося без попечения родителей, вместе с тем, достиг совершеннолетия и имел возможность самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.
Суд так же находит несостоятельными доводы представителя истца о том, что спорное помещение непригодно для проживания, как не имеющими, в данном случае, правового значения, поскольку данное обстоятельство не лишает истца возможности обратиться в суд по иным основаниям, не связанным с реализацией мер по социальной поддержке детей-сирот.
Принимая во внимание вышеизложенное, а так же учитывая, что в судебном заседании достоверно установлено, что на момент рассмотрения дела судом истец достиг 29-летнего возраста и на учете сирот, нуждающихся в жилом помещении в органах местного самоуправления Сыктывдинского района и <адрес>, Агентстве Республики Коми по социальному развитию не состоит, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Пайц К.Д.
Руководствуясь ст.194–199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Пайц К.Д. к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке с составом семьи один человек отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение 10 дней со дня его принятия его в окончательной форме – 30 декабря 2011 года.
Судья Д.А. Колесникова