Дело № 2-1629/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Зея Амурской области 16 октября 2015 года
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Ворсиной О.Б.,
при секретаре Перепелицыной Я.М.,
с участием прокурора Олиферова М.В., представителя ответчика Крапива Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зейского района в интересах Российской Федерации к ООО «Тепло 20» о признании незаконными действий по введению полного ограничения режима потребления тепловой энергии в отношении войсковой части № 30593-5 и возложении обязанности обеспечения бесперебойной поставки тепловой энергии в войсковую часть № 30593-5
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Зейского района в порядке, предусмотренном статьей 45 ГПК РФ, в интересах Российской Федерации обратился в суд с названным иском, просит признать незаконными действия ООО «Тепло 20» по введению полного ограничения режима потребления тепловой энергии в отношении войсковой части № 30593-5, расположенной по адресу: <адрес>, обязать ООО «Тепло 20» обеспечить бесперебойную поставку тепловой энергии в данную войсковую часть, обратить решение к немедленному исполнению, указав в обоснование своих требований следующие обстоятельства.
Прокуратурой Зейского района в рамках осуществляемого надзора за исполнением законодательства в сфере ТЭК и ЖКХ проведена проверка законности действий ООО «Тепло 20» по прекращению подачи тепловой энергии для нужд войсковой части № 30593-5 Министерства Обороны РФ.
Проверкой установлено, что на территории г.Зеи расположена войсковая часть радиотехнического батальона. В связи с организационными мероприятиями в соответствии с приказом командира войсковой части № 30593 от 08.11.2012 аннулировано наименование войсковой части <Номер обезличен> и введено наименование войсковой части радиотехнического батальона г.Зеи - «войсковая часть № 30593-5».
В соответствии с государственным контрактом <Номер обезличен> от 09.12.2014, заключенным между ООО «Тепло 20» и ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», ООО «Тепло 20» приняло на себя обязанность поставить через присоединенную тепловую сеть тепловую энергию по адресу: <адрес>, войсковая часть <Номер обезличен>.
Срок вышеуказанного государственного контракта истек, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» мер к заключению нового государственного контракта на поставку тепловой энергии для нужд войсковой части № 30593-5 не приняло.
30.07.2015 ООО «Тепло 20» направило в адрес ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», командира войсковой части, контролирующих органов уведомление о введении режима ограничения потребления тепловой энергии в горячей воде в связи с имеющейся задолженностью по оплате потребленной тепловой энергии 2718945,57 рублей.
ООО «Тепло 20» имеет статус единой теплоснабжающей организации. Сети теплоснабжения войсковой части № 30593-5 Министерства Обороны РФ технологически?
присоединены к тепловым сетям ООО «Тепло 20». Снабжение тепловой энергией объектов войсковой части № 30593-5 Министерства Обороны РФ от иной теплоснабжающей организации невозможно.
По состоянию на 08.10.2015 подача тепловой энергии в войсковую часть № 30593-5 не осуществляется.
Прокурор считает, что действия ООО «Тепло 20» по введению ограничения или прекращения подачи тепловой энергии в отношении войсковой части № 30593-5, являются незаконными, противоречащими Указу Президента РФ от 23.11.1995 N 1173 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства", требованиям ст. 546, 548 ГК РФ, Правилам организации теплоснабжения в Российской Федерации, создающими угрозу безопасности государства.
В судебном заседании прокурор Олиферов М.В. на удовлетворении исковых требований настаивал, пояснив о вышеизложенном.
Представитель ответчика – ООО «Тепло 20» Крапива Е.Ю. исковые требования не признала, пояснила, что между обществом с ограниченной ответственностью «Тепло 20» и ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» был заключен государственный контракт <Номер обезличен> от 09.12.2014 поставки тепловой энергии в войсковая часть № № 30593-5. 31 декабря 2014 года срок действия контракта истек, на 2015 год договор поставки тепловой энергии не заключался. ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» подало заявки на теплоснабжение войсковой части на январь и февраль 2015 года, фактически теплоснабжение данного объекта осуществлялось до окончания отопительного сезона в мае 2015 года. В июле 2015 года ООО «Тепло 20» направило в ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» для согласования государственный контракт на оказание услуг по теплоснабжению, однако контракт так и не был подписан. 30 июля 2015 года ООО «Тепло 20» направило в ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» и другие контролирующие органы уведомление о введении режима ограничения потребления тепловой энергии в горячей воде в связи с имеющейся задолженностью по оплате потребленной тепловой энергии 2718945,57 рублей без намерения фактически вводить режим ограничения, т.к. на тот момент ООО «Тепло 20» считало договорные отношения прекращенными в связи с нежеланием заключать государственный контракт из-за введения автономного теплоснабжения части. В сентябре 2015 года было обнаружено несанкционированное подключение теплоснабжения в\ч № 30593-5, которое через некоторое время было прекращено работниками ООО «Тепло 20». 12 октября 2015 года поступила заявка на теплоснабжение и проект госконтракта, который был подписан на следующий день и теплоснабжение в\ч № 30593-5 возобновлено.
Представитель третьего лица ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» в судебное заседание не явился по неизвестной причине, отзыв на иск не представил.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту Российской Федерации.
Согласно п.3 ст.35 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением, прокурор Зейского района действует в защиту интересов государства, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.
Указом Президента РФ от 23.11.1995 N 1173 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства" в целях осуществления устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства (воинских частей, учреждений, предприятий и организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба), исключения случаев, ставящих под угрозу выполнение возложенных на них задач, постановлено считать ограничение или прекращение отпуска топливно - энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды), оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, действиями, нарушающими безопасность государства.
Согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Пунктом 2 статьи 546 этого Кодекса предусмотрено, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 данного Кодекса, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
Таким образом, данная норма в исключение из общего правила о недопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательства (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации) допускает возможность подобного отказа, но ограничивает такую возможность случаями, установленными не только законом, но и иными правовыми актами, к каковым относятся и Указы Президента Российской Федерации.
Согласно п.2 ст.13 Закона Российской Федерации от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", потребители, подключенные к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию и (или) теплоноситель по регулируемым ценам или по ценам, определяемым соглашением сторон договора.
Согласно п.1 ст. 22 Закона о теплоснабжении, в случае наличия у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя в размере, превышающем размер платы за более чем один период платежа, установленный этим договором, теплоснабжающая организация вправе ввести ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Этими правилами определяются социально значимые категории потребителей и особенности введения в отношении них ограничения, прекращения подачи тепловой энергии, теплоносителя.
Пунктом 76 Правил теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 установлено, что ограничение и прекращение подачи тепловой энергии потребителям может вводиться, в том числе в случаях неисполнения потребителем обязательств по оплате тепловой энергии, прекращение обязательств сторон по договору теплоснабжения;
В п. 82 данных Правил указано, что ограничение режима потребления тепловой энергии может быть полным или частичным. Полное ограничение режима потребления влечет за собой прекращение подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителю путем осуществления переключений на тепловых сетях. При отсутствии такой возможности прекращение подачи тепловой энергии осуществляется путем отсоединения теплопотребляющих установок потребителя от тепловой сети.
При этом, согласно п. 95, 96 Правил в отношении социально значимых категорий потребителей, к каковым относятся воинские части Министерства обороны Российской Федерации, применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления.
Ограничение режима потребления социально значимых категорий потребителей применяется в следующем порядке:
теплоснабжающая организация направляет потребителю уведомление о возможном ограничении режима потребления в случае непогашения (неоплаты) образовавшейся у него задолженности по оплате тепловой энергии в определенный в уведомлении срок. В указанный срок такой потребитель обязан погасить (оплатить) имеющуюся задолженность или принять меры к безаварийному прекращению технологического процесса при условии обеспечения им безопасности людей и сохранности оборудования в связи с введением ограничения режима потребления до момента погашения образовавшейся задолженности;
теплоснабжающая организация обязана информировать о предполагаемых действиях одновременно с потребителем орган местного самоуправления, орган прокуратуры, федеральный орган по государственному энергетическому надзору, федеральный орган исполнительной власти по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям или их территориальные органы;
в случае непогашения (неоплаты) имеющейся задолженности потребителем до истечения установленного в уведомлении срока может быть введено частичное ограничение режима потребления. В случае если потребитель в указанный в уведомлении срок не предпринял меры к безаварийному прекращению технологического процесса, а также не обеспечил безопасность жизни и здоровья людей и сохранность оборудования, о чем он в обязательном порядке должен информировать теплоснабжающую (теплосетевую) организацию, указанная организация не вправе производить действия по полному ограничению режима потребления, а обязана повторно уведомить потребителя и орган местного самоуправления о дате введения такого ограничения режима потребления. Теплоснабжающая (теплосетевая) организация в указанный в повторном уведомлении срок обязана произвести действия по введению частичного ограничения режима потребления в присутствии представителей потребителя (с обязательным уведомлением указанных потребителей). При этом ответственность перед третьими лицами за убытки, возникшие в связи с введением ограничения режима потребления (кроме случаев, когда введение ограничения режима потребления признано в установленном порядке необоснованным), несет указанный потребитель;
если по истечении 10 дней со дня введения ограничения режима потребления потребителем не будет погашена (оплачена) задолженность либо не будут выполнены иные законные требования, указанные в уведомлении о частичном ограничении режима потребления, может быть введено полное ограничение режима потребления при условии обязательного предварительного уведомления потребителя и органа местного самоуправления о дне и часе введения полного ограничения режима потребления не позднее 1 дня до дня введения такого ограничения режима потребления. (п. 97 Правил).
Судом установлено, что в соответствии с государственным контрактом <Номер обезличен> от 09.12.2014, заключенным между ООО «Тепло 20» и ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», ООО «Тепло 20» приняло на себя обязанность поставить через присоединенную тепловую сеть тепловую энергию по адресу: <адрес>, войсковая часть № 30593-5. Срок вышеуказанного государственного контракта истек 31 декабря 2014 года, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» мер к заключению нового государственного контракта на поставку тепловой энергии для нужд войсковой части № 30593-5 не приняло. Фактически теплоснабжение данного объекта осуществлялось ответчиком до окончания отопительного сезона в мае 2015 года.
Из показаний свидетеля – <данные изъяты> <Номер обезличен> ФИО4 следует, что с января по май 2015 года проблем с теплоснабжением войсковой части не было, ООО «Тепло 20» 30 июля 2015 года направило в адрес войсковой части уведомление о введении режима ограничения потребления тепловой энергии в связи с имеющейся задолженностью по оплате потребленной тепловой энергии. Об этом он доложил по команде. Теплоснабжение войсковой части началось в сентябре 2015 года, кто подключал тепло, он не знает, 1 октября 2015 года теплоснабжение прекратилось, за пределами территории в\ч было обнаружено подпиливание двух труб на вводе. Он предпринял меры для решения вопроса теплоснабжения с участием заместителя главы города Зеи и главного инженера ООО «Тепло 20», направил уведомление об ограничении потребления тепловой энергии генеральному директору ООО «Тепло 20» и прокурору Зейского района. Теплоснабжение войсковой части было возобновлено 13 октября 2015 года в 14-00 часов. Трубы заваривали работники ООО «Тепло 20».
В соответствии с ч.1 ст.10 Гражданского кодекса РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Согласно ст.12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Статьей 14 ГК РФ, установлено, что способы самозащиты гражданских прав должны быть соразмерны нарушению прав и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.
Из материалов дела следует, что ООО «Тепло 20» имеет статус единой теплоснабжающей организации. Сети теплоснабжения войсковой части № 30593-5 Министерства Обороны РФ технологически присоединены к тепловым сетям ООО «Тепло 20». Снабжение тепловой энергией объектов войсковой части № 30593-5 Министерства Обороны РФ от иной теплоснабжающей организации невозможно.
С учетом изложенного, суд находит неправомерными действия ответчика по прекращению теплоснабжения объекта Министерства обороны РФ - в\ч № 30593-5, нарушающими безопасность государства.
В материалы дела представлено уведомление от 30.07.2015 о введении режима ограничения потребления тепловой энергии в горячей воде в связи с имеющейся задолженностью по оплате потребленной тепловой энергии 2718945,57 рублей, которое ООО «Тепло 20» направило в адрес ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», командира войсковой части, контролирующих органов.
В данном уведомлении указано, что в связи с наличием задолженности по оплате за поставленную без договора тепловую энергию в сумме 2718945.57 руб. ООО «Тепло 20» с 3 августа 20915 года вводит режим ограничения потребления тепловой энергии в горячей воде до погашения задолженности.
Из уведомления командира войсковой части № 30593-5 от 1 октября 2015 года о нарушении Указа Президента РФ от 23 ноября 1995 года № 1173, направленного генеральному директору ООО «Тепло 20», следует, что командир части настаивает на возобновлении поставки тепловой энергии в горячей воде для войсковой части.
С учетом изложенного, доводы представителя ответчика о прекращении в 2015 году договорных обязательств по теплоснабжению в\ч № 30593-5 являются несостоятельными.
Другие уведомления, предусмотренные вышеизложенным порядком ограничения режима потребления социально значимых категорий потребителей, ООО «Тепло 20» не направлялись, что свидетельствует о нарушении ответчиком процедуры ограничения режима теплоснабжения.
Анализируя вышеизложенное, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению, и принимает решение о признании действий ООО «Тепло 20» по введению полного ограничения режима потребления тепловой энергии в отношении войсковой части № 30593-5 и обязывает ООО «Тепло 20» обеспечить бесперебойную поставку тепловой энергии в войсковую часть.
Согласно ст.212 Гражданско-процессуального кодекса РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
До принятия решения по делу истцом заявлено ходатайство об обращении решения суда к немедленному исполнению.
Поскольку замедление исполнения данного решения может повлечь дальнейшее нарушение безопасности Российской Федерации и привести к значительному ущербу для государства, суд считает необходимым обратить решение суда к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Зейского района удовлетворить.
Признать незаконными действия ООО «Тепло 20» по введению полного ограничения режима потребления тепловой энергии в отношении войсковой части № 30593-5, расположенной по адресу: <адрес>.
Обязать ООО «Тепло 20» обеспечить бесперебойную поставку тепловой энергии в войсковую часть № 30593-5, расположенную по адресу: <адрес>.
Обратить решение суда к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий О.Б. Ворсина
Мотивированное решение составлено 19 октября 2015 года
Судья О.Б. Ворсина