Дело № 2-3479/21
УИД: 51RS0003-01-2021-002225-24
Решение в окончательной форме изготовлено 01 октября 2021 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 сентября 2021 года город Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Лучника А.В.,
при помощнике судьи Гунченко В.Ю.,
с участием:
истца ФИО1,
представителя истца ФИО6,
представителя ответчика ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске о включении периодов работы в страховой стаж, стаж работы в районах Крайнего Севера, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мурманске (далее УПФР в г. Мурманске) о включении периодов работы в страховой стаж, стаж работы в районах Крайнего Севера, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости.
В обоснование заявленных требований истцом указано, что с октября 2016 года он неоднократно обращался в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в городе Мурманске с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
С 18 апреля 2019 года истец добровольно вступил в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и производит уплату страховых взносов на страховую пенсию.
Решениями пенсионного органа № 270794/16 от 02 февраля 2017 года, № 271513/18 от 03 апреля 2019 года, № 321224/19 от 13 марта 2020 года, № 217138/20 от 28 августа 2020 года, № 286599/20 от 16 октября 2020 года истцу было отказано в назначении страховой пенсии по старости.
Как следует из представленных пенсионным органом истцу сведений, при подсчете стажа истца были исключены периоды работы с 03 июля 1979 года по 30 ноября 1979 года, с 01 января 1980 года по 29 февраля 1980 года, с 01 августа 1980 года по 04 ноября 1980 года в связи с отсутствием сведений о начислениях заработной платы.
При этом в архивной справке от 12.04.2016 года № 827 содержится информация со ссылкой на приказы о приеме на работу с 03.07.1979 года и увольнении с 05.11.1980 в связи с призывом в Советскую Армию.
Полагает, что отсутствие в архивной справке сведений о заработной плате не должно исключать периоды с 03.07.1979 по 30.11.1979, с 01.01.1980 по 29.02.1980, с 01.08.1980 по 04.11.1980 из трудового стажа, необходимого для назначения пенсии.
В нарушение Постановления от 25 марта 1968 года № 181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, Старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени Действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и в Местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях» период прохождения истцом службы в Советской Армии с 24.10.1980 по 31.10.1982 не включен в стаж работы в районах Крайнего Севера.
Также не включен в стаж работы в районах Крайнего Севера период прохождения истцом военных сборов с 31.03.1985 по 19.04.1985.
Просит обязать ответчика включить в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера периоды работы с 03.07.1979 по 30.11.1979, с 01.01.1980 по 29.02.1980, с 01.08.1980 по 04.11.1980; включить в стаж работы в районах Крайнего Севера период прохождения службы в Советской Армии с 24.10.1980 по 31.10.1982, период прохождения военных сборов с 31.03.1985 по 19.04.1985; обязать ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права; взыскать судебные расходы по оплате юридических услуг в размере 35 000 рублей.
Истец и его представитель в судебном заседании поддержали заявленные требования по основаниям и доводам, приведенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении иска по основаниям и доводам, приведенным в письменных возражениях на исковое заявление.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы настоящего гражданского дела, обозрев материалы пенсионного дела (отказного) в отношении ФИО1, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая - для некоторых категорий граждан - льготные условия назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.).
Отношения в сфере пенсионного обеспечения последовательно регулировались Законом СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», Законом СССР от 15.05.1990 «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Законом Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
С 01 января 2015 года введен в действие Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 4 Федерального закона № 400-ФЗ).
В силу части 1 статьи 11 Федеральный закон от 28.12.2013 №400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии со статьей 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В соответствии с пунктом 6 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях» перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе требовать от физических и юридических лиц предоставления документов, необходимых для назначения страховой пенсии, а также проверять в соответствующих случаях обоснованность выдачи указанных документов.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. № 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, истец ФИО1, 18 октября 1961 года рождения, обратился в пенсионный орган с заявлением от 12 октября 2020 года о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением УПФР в г. Мурманске № 286599/20 от 16 октября 2020 года истцу было отказано в досрочном назначении пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием у заявителя требуемого размера страхового стажа.
Дата регистрации ФИО1 в системе государственного пенсионного страхования – 10 марта 2016 года. Документально подтвержденный стаж составил: страховой стаж – 23 года 09 месяцев 22 дня (необходимых 25 лет не выработано); стаж работы в районах Крайнего Севера – 11 лет 05 месяцев 08 дней (при требуемом не менее 07 лет 06 месяцев).
Из данных о стаже истца, содержащихся в материалах пенсионного дела, следует, что истцом, в числе прочего, в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, при вынесении решения № 286599/20 от 16 октября 2020 года включены периоды с 01.12.1979 по 31.12.1979, с 01.03.1980 по 31.07.1980, с 13.11.1982 по 07.04.1984; в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера – периоды с 07.05.1984 по 08.08.1984, с 24.08.1984 по 15.10.1984, с 18.10.194 по 03.11.1984, с 06.11.1984 по 30.03.1985, с 20.04.1985 по 02.07.1985; только в страховой стаж – период прохождения службы в армии с 24.10.1980 по 30.10.1982, периоды с 16.10.1984 по 17.10.1984, с 04.11.1984 по 05.11.1984, с 31.03.1985 по 19.04.1985.
Как следует из решения пенсионного органа и материалов пенсионного дела, в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера не включены периоды с 03.07.1979 по 30.11.1979, с 01.01.1980 по 29.02.1980, с 01.08.1980 по 04.11.1980; в стаж работы в районах Крайнего Севера не включен период прохождения службы в Советской Армии с 24.10.1980 по 31.10.1982, период прохождения военных сборов с 31.03.1985 по 19.04.1985.
Указанные выше обстоятельства подтверждены материалами дела и сторонами в ходе судебного разбирательства оспорены не были.
В соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Проверяя законность действий ответчика в части исключения из стажа истца периодов работы с 03.07.1979 по 30.11.1979, с 01.01.1980 по 29.02.1980, с 01.08.1980 по 04.11.1980, суд приходит к следующему.
Как установлено частью 1 статьи 14 Федерального закона № 400-ФЗ, при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ при назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 настоящей статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года.
В соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным Постановлением Совмина СССР от 10.11.1967 № 1029, Онежский район Архангельской области относится к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
В силу пункта 6 Перечня документов, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. № 958н, для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы:
а) подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 41, ст. 5545);
б) об индивидуальном пенсионном коэффициенте.
Согласно пункту 12 указанного Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы, в том числе: н) о работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункты 2 и 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, согласно подпункту «а» пункта 2 которых в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Правил при подсчете страхового стажа подтверждаются:
а) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 данных Правил, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
б) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно пункту 10 Правил периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 данных Правил.
В силу пункта 11 Правил документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Согласно отзыву пенсионного органа, представленному стороной ответчика, основанием для невключения указанных спорных периодов послужило то обстоятельство, что в архивной справке отсутствуют начисления заработной платы за данные периоды, трудовая книжка истцом не была представлена.
Как следует из объяснений стороны истца, данных в ходе судебного разбирательства, трудовая книжка, подтверждающая факт работы истца в спорный период, была утрачена одним из работодателей истца.
Из представленного суду и пенсионному органу дубликата трудовой книжки ФИО1 следует, что 07.05.1984 истец был принят на работу трактористом 3 разряда в Ковдорский горно-обогатительный комбинат (г. Ковдор Мурманской области), где отработал на различных должностях по 31 октября 1993 года. Сведений о внесении более ранних периодов работы истца дубликат трудовой книжки не содержит.
Кроме того, из архивных справок администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» следует, что в документах архивного фонда «Онежская ПМК-7» в приказах по личному составу значится ФИО1, 18 октября 1961 года рождения.
В приказе № 36-к от 03.07.1979 записано: «Принять на работу по комсомольской путевке на Онежский участок трактористом 3 разряда выпускника Онежской средней школы № 4, получившего удостоверение тракториста 3 класса, ФИО1, 18.10.1961 г.р., с предоставлением подростку до 18 лет установленных законом льгот».
В приказе № 43-к от 20.08.1979 записано: «ФИО1 уволить по личному желанию в связи с поступлением на учебу во Всеволжский сельскохозяйственный техникум с 20.08.1979».
В приказе № 8-к от 18.02.1980 записано: «ФИО1 принять трактористом 3 разряда на Онежский участок с 21.02.1980».
В приказе № 64-к от 04.11.1980 записано: «ФИО1 уволить в связи с призывом в Совесткую Армию (п.3 ст. 29 КзОТ РСФСР) с 05.11.1980».
Онежская ПМК-7 находилась в Онежском районе Архангельской области, территория которого включена в перечень местностей, приравненных к районам Крайнего Севера.
Также из архивной справки ГАПОУ ЛО «Всеволжский агропромышленный техникум», представленной по запросу суда, следует, что в документах архивного фонда Всеволжского агропромышленного техникума значатся приказы по личному составу учащихся очной формы обучения: приказ № 127 от 21.09.1979 о зачислении ФИО1, 18 октября 1961 года рождения, на 2-й курс по специальности «Механизация гидромелиоративных работ» с 01 сентября 1979 года; приказ № 23 от 29.01.1980 об отчислении из техникума ФИО1 со 2-го курса в связи с прекращением обучения и неявкой на зимнюю экзаменационную сессию с 29 января 1980 года. Сведений о направлении ФИО1 на производственную практику не имеется, производственная практика для учащихся техникума по указанной выше специальности предусматривалась с 3-го курса обучения.
Пунктом 3 статьи 36 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ предусмотрено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Исходя из буквального толкования приведенной нормы права Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» может применяться только для расчета страховой пенсии за период трудовой деятельности, осуществляемой до 01.01.2015.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 3 названного Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При этом приведенная норма п. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2007 № 9-П признана несоответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой она позволяет не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.
На основании п. 1 ст. 9 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию (включая пенсионное) с момента заключения трудового договора с работодателем.
В силу п. 2 ст. 14 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» обязанность по страхованию работника, по своевременной и в полном объеме уплате за него страховых взносов в бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации и по ведению учета, связанного с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет, возложена на страхователя.
Согласно п. 2 ст. 13 указанного Федерального закона страховщик обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета.
Кроме того, согласно разъяснениям, данным в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношений по обязательному социальному страхованию (ст. ст. 1, 22 Трудового кодекса РФ), невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.
Таким образом, на застрахованное лицо не может быть возложен риск исполнения либо неисполнения страхователем своей обязанности, возложенной на него Федеральным законом по перечислению страховщику страховых сумм.
Кроме того, положениями ранее действовавшего (до 01.01.2002 года) Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» не предусматривалось включение периодов работы или иной деятельности в страховой стаж при условии обязательной уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Данное условие возникло после введения в действие Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно ст. 89 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшей до 1 января 2002 года, в общий трудовой стаж подлежала включению любая работа в качестве рабочего, служащего, члена колхоза или другой кооперативной организации.
Таким образом, отсутствие в архивных сведениях данных о начислении истцу заработной платы в части периодов само по себе не может являться основанием для возложения на ФИО1 неблагоприятных последствий в области пенсионного обеспечения и лишать истца права на зачет спорных периодов работы в страховой стаж, поскольку действующее законодательство не содержит норм, которые бы обязывали застрахованных лиц контролировать своевременную и правильную уплату страхователем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование либо ставили в зависимость выплату обязательного страхового обеспечения от исполнения застрахованным лицом такой обязанности.
Кроме того, доказательств бесспорно свидетельствующих об отсутствии у работодателя истца «Онежской ПМК-7» финансово-хозяйственной деятельности в спорные периоды стороной ответчика не представлено, равно как и не представлено доказательств того, что в указанные выше периоды истец не состоял в трудовых отношениях с указанным лицом.
Кроме того, материалами дела подтверждено, что истец в спорный период проходил обучение во Всеволжском сельскохозяйственном техникуме.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ среди периодов, которые подлежат включению в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, действительно, период обучения не предусмотрен.
Согласно части 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Названная норма распространяется на порядок исчисления страхового стажа и не меняет правовое регулирование в отношении периодов, подлежащих зачету в страховой стаж.
Это значит, что периоды работы (деятельности) застрахованного лица могут включаться в страховой стаж последовательно с учетом пенсионного законодательства, действовавшего в период выполнения данной работы (деятельности): с 01 октября 1956 года до 01 января 1992 года – по Закону СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях»; с 01 января 1992 года по 31 декабря 2001 года – по Закону Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации»; с 01 января 2002 года по 31 декабря 2014 года – по Федеральному закону от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; с 01 января 2015 года – по Федеральному закону от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Как установлено судом, истец в период с 01.09.1979 по 29.01.1980 проходил обучение во Всеволжском сельскохозяйственном техникуме. Данное обстоятельство сторонами в ходе судебного разбирательства опровергнуто не было.
В период обучения истца в училище системы профессионально-технического образования действовали Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях», а также Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утв. Постановлению Совмина СССР от 03.08.1972 № 590, подпунктом «и» пункта 109 которого было предусмотрено, что кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также обучение в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях (техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д.), партийных школах, совпартшколах, школах профдвижения, на рабфаках; пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре.
При назначении пенсий по старости периоды, указанные в подпункте «и», засчитываются в стаж при условии, если этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, или иная служба, указанная в подпункте «к» (абзац 13 пункта 109 Положения).
Таким образом, учитывая, что периоду прохождения истцом обучения предшествовал период работы, спорный период с 01.09.1979 по 30.11.1979, с 01.01.1980 по 29.01.1980 подлежит включению в страховой стаж истца.
В силу пункта 48 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015, в случае совпадения по времени периодов работы и (или) иной деятельности, предусмотренных подпунктами «а» и «б» пункта 2 настоящих Правил, с иными периодами органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, при установлении пенсии в страховой стаж застрахованного лица включается (засчитывается) период, учет которого дает право на страховую пенсию и (или) на определение величины индивидуального пенсионного коэффициента в более высоком размере. Лицо, обратившееся за установлением пенсии, может указать в заявлении выбранный им для включения (зачета) в страховой стаж период.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что исковые требования ФИО1 о включении спорных периодов в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера подлежат частичному удовлетворению.
Суд полагает возможным удовлетворить исковые требования в части включения в страховой стаж, стаж работы в местностях, приравненных к районах Крайнего Севера, периоды работы ФИО1 с 03.07.1979 по 20.08.1979, с 21.02.1980 по 29.02.1980, с 01.08.1980 по 23.10.1980, а также включить в страховой стаж периоды обучения ФИО1 с 01.09.1979 по 30.11.1979, с 01.01.1980 по 29.01.1980.
Оснований для включения в страховой стаж периода с 24.10.1980 по 04.11.1980 суд не усматривает, поскольку данный период уже включен ответчиком в страховой стаж истца по более выгодному для истца варианту (в двойном размере как период прохождения военной службы по призыву), при этом повторное включение в страховой стаж периодов, уже включенных в страховой стаж пенсионным органом, законодательством не предусмотрено.
Оснований для включения спорных периодов в стаж работы в районах Крайнего Севера суд не усматривает, поскольку место работы истца располагалось в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. При этом суд не усматривает также оснований для включения периодов обучения ФИО1 в стаж работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, так как ни ранее предшествующим, ни ныне действующим законодательством не предусмотрена возможность включения периодов обучения в техникуме в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях.
Оснований для включения периодов с 21.08.1979 по 31.08.1979, с 30.01.1980 по 20.02.1980 в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера суд не усматривает, поскольку представленными в материалы дела доказательствами не подтвержден факт осуществления истцом трудовой деятельности в спорные периоды либо прохождения им обучения.
Проверяя законность действий ответчика в части исчисления периода прохождения истцом военной службы по призыву с 24.10.1980 по 31.10.1982, суд приходит к следующему.
Отношения в сфере пенсионного обеспечения последовательно регулировались Законом СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», Законом СССР от 15.05.1990 «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Законом Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
С 01 января 2015 года введен в действие Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
В силу части 1 статьи 13 Федерального закона № 400-ФЗ исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени периодов, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением страховой пенсии.
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (часть 8 указанной статьи).
Названная норма распространяется на порядок исчисления страхового стажа и не меняет правовое регулирование в отношении периодов, подлежащих зачету в страховой стаж.
Это значит, что периоды работы (деятельности) застрахованного лица могут включаться в страховой стаж последовательно с учетом пенсионного законодательства, действовавшего в период выполнения данной работы (деятельности): с 01 октября 1956 года до 01 января 1992 года – по Закону СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях»; с 01 января 1992 года по 31 декабря 2001 года – по Закону Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации»; с 01 января 2002 года по 31 декабря 2014 года – по Федеральному закону от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; с 01 января 2015 года – по Федеральному закону от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П указал, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
На момент приобретения истцом права, о защите которого он заявляет, с учетом изложенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действовали Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях» и Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590, постановление Совмина СССР от 25.03.1968 № 181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях»
В частности, постановлением Совмина СССР от 25.03.1968 № 181 установлено, что солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г., если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Как следует из материалов дела и не было оспорено сторонами в ходе судебного разбирательства, истец в период с 24.10.1980 по 31.10.1982 проходил военную службу в районах Крайнего Севера.
Также материалами дела подтверждено, что ФИО1 приказом № 63-к от 09.11.1982, то есть в течение трех месяцев после увольнения с военной службы, принят на работу водителем 3 класса с 13 ноября 1982 года в совхоз «Онежский», данный период работы истца учтен пенсионным органом как работа в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Таким образом, законодательство, действовавшее в спорный период с 24.10.1980 по 31.10.1982, действительно предусматривало возможность включения периода военной службы по призыву в стаж работы в районах Крайнего Севера.
Вместе с тем, не отрицая указанного обстоятельства и права истца на включение спорного периода в стаж работы в районах Крайнего Севера по ранее действующему законодательству, стороной ответчика заявлено об уменьшении размера стажа истца в случае поэтапного применения законодательства при решении вопроса о назначении пенсии.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Аналогичные положения были закреплены в ранее действовавшем Федеральном законе № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 7).
Стаж работы в местностях в районах Крайнего Севера, является специальным стажем работы.
Из пункта 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» следует, что решая вопрос о праве лица на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подпунктов 2 и 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона № 173-ФЗ, следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1 статьи 28.1 названного Федерального закона при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 10 и 16-18 пункта 1 статьи 27 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516.
Данные Правила не предусматривают включения в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы.
Из изложенного следует, что действующее пенсионное законодательство не содержит норм, указывающих на возможность учета периода военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Исчисление общего трудового стажа – продолжительность периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 года производится в календарном порядке по их фактической продолжительности.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено, что период прохождения военной службы включается в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в специальный страховой стаж работы в районах Крайнего Севера при определении права на пенсию в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ.
По ранее действовавшему пенсионному законодательству время военной службы также засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный стаж, что следует из смысла статей 14, 88 и 90 Закона РФ от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации», статей 11, 28, 30 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 25.01.2012 года № 19-О-О решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы с тяжелыми условиями труда, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2006 года № 380-О и от 29 сентября 2011 года № 1040-О-О).
Из Определения Конституционного Суда РФ от 26.05.2016 № 1166-О, следует, что закрепляя новый порядок исчисления обязательного страхового обеспечения, в целях сохранения ранее приобретенных пенсионных прав застрахованных лиц законодатель при определении размера страховой пенсии по старости предусмотрел в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» возможность выбора застрахованным лицом варианта исчисления расчетного размера его трудовой пенсии (статья 30), один из которых, в частности, в целях определения расчетного размера трудовой пенсии позволяет учитывать продолжительность общего трудового стажа, под которой понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года…Подпункт 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (аналогичная норма установлена пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях»), определяющий условия назначения трудовой пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста лицам, осуществляющим трудовую деятельность в районах Крайнего Севера, в том числе закрепляющий минимальную продолжительность стажа работы в указанных районах, выступает элементом механизма досрочного пенсионного обеспечения названной категории граждан. Разрешение же вопроса об одновременном зачете в страховой стаж и в выслугу лет периода военной службы в районах Крайнего Севера требует внесения соответствующих изменений в действующее правовое регулирование.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абз. 7 п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15.05.1990 «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Как следует из пояснений стороны ответчика и материалов пенсионного дела, при вынесении оспариваемого решения с 24.10.1980 по 31.10.1982 исчисление стажа истца произведено с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П, так как применение поэтапного варианта, предусмотренного частью 8 статьи 13 Федерального закона № 400-ФЗ наименее выгодно истцу. Так, при включении периода прохождения истцом военной службы по призыву в стаж работы истца в районах Крайнего Севера пенсионный орган сможет применить только поэтапный порядок исчисления стажа, то есть с учетом того законодательства, которое действовало в период выполнения истцом соответствующих работ, что приведет к уменьшению стажа истца. В частности, период прохождения истцом военной службы в таком случае может быть включен в страховой стаж истца в одинарном размере (02 года 07 дней), поскольку возможность учета указанного стажа в двойном размере (04 года 14 дней) была предусмотрена Законом РФ от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и не была предусмотрена действовавшим в спорный период законодательством.
Данные выводы пенсионного органа, с учетом положений Федерального закона № 400-ФЗ, суд считает обоснованными.
Таким образом, поскольку пенсионное законодательство не предусматривает смешанного применения действующего и утратившего силу нормативного регулирования одних и тех правоотношений, а оспариваемое решение пенсионного органа предусматривает наиболее выгодный для истца вариант, из двух возможных, то прав заявителя данное решение в рассматриваемой части не нарушает и является обоснованным.
Факт того, что при оценке пенсионных прав застрахованного лица, пенсионный орган предоставил ФИО1 право выбора наиболее выгодного расчетного размера страховой пенсии, не оспаривается истцом.
Как следует из системного толкования ч. 1, 2 ст. 22, ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 № 958н, пенсионный орган не вправе произвольно произвести перерасчет пенсии по старости, без соответствующего волеизъявления пенсионера, который для реализации соответствующего права должен одновременно представить необходимый пакет документов, на основании которых возможно исчисление пенсионного обеспечения в ином порядке.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований о включении периода военной службы истца по призыву с 24.10.1980 по 31.10.1982 в стаж работы в районах Крайнего Севера.
Разрешая требование истца о включении в стаж работы в районах Крайнего Севера периода нахождения на военных сборах с 31.03.1985 по 19.04.1985, суд приходит к следующему.
Материалами дела подтверждено, что в спорный период истец находился на военных сборах с оплатой по положению. Архивной справкой подтвержден факт начисления истцу заработной платы за период нахождения на военных сборах. Указанный период включен пенсионным органом в страховой стаж работы истца.
В соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным Постановлением Совмина СССР от 10.11.1967 № 1029, Мурманская область и город Мурманск относится к районам Крайнего Севера.
Из отзыва стороны ответчика следует, что спорный период не включен в стаж работы в районах Крайнего Севера, поскольку граждане проходящие военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы. Военная служба засчитывается только в страховой стаж, тогда как включение данного периода в указанный стаж не предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516.
Вместе с тем, суд не может согласиться с данными доводами ответчика, по следующим основаниям.
В силу пункта 109 Положения о порядке назначения и выплате государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 года № 590, действовавшего в период нахождения истца на военных, при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями, труда и горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты «а» и «б» пункта 16) период службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивался по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Таким образом, действовавшее в период прохождения истцом военных сборов правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его права в области пенсионного обеспечения.
В силу положений статьи 72 Закона СССР «О всеобщей воинской обязанности», за рабочими, служащими и колхозниками, призванными на сборы или привлеченными к командирским занятиям, сохранялась за время сборов (командирских занятий), включая и время следования в пути до воинской части и обратно, занимаемая должность (работа) и выплачивался средний заработок.
Положения главы 9 указанного Закона устанавливали права, обязанности и ответственность военнослужащих и призванных на сборы военнообязанных, вытекающие из условий воинской службы.
Действующий в настоящее время Федеральный закон от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военные сборы также включает в воинскую обязанность гражданина (статья 1), а граждане, проходящие военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы (статья 37).
Кроме того в силу статьи 109 названного Положения при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности, рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты «а» и «б» пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а, также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт «в» пункта 16) периоды, указанные в подпунктах «к» и «л», приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Таким образом, действовавшее в период прохождения истцом военных сборов правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его права в области пенсионного обеспечения.
Учитывая, что в период нахождения истца на военных сборах с 31.03.1985 по 19.04.1985 истец работал в Ковдорском горно-обогатительном комбинате, указанный период следовал за периодом работы, который включен пенсионным органом в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера, также указанный период предшествовал работе истца, который также включен пенсионным органом в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера, суд приходит к выводу, что спорный период также подлежит включению в стаж работы в районах Крайнего Севера.
Разрешая исковые требования о возложении на ответчика обязанности по досрочному назначению страховой пенсии по старости, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно пункту 47 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015, исчисление продолжительности периодов работы, в том числе на основании свидетельских показаний, и (или) иной деятельности и иных периодов производится в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней периодов работы и (или) иной деятельности и иных периодов переводятся в месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы.
Подсчет продолжительности каждого периода, включаемого (засчитываемого) в страховой стаж, производится путем вычитания из даты окончания соответствующего периода даты начала этого периода с прибавлением одного дня.
Периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды включаются (засчитываются) в страховой стаж по день, предшествующий дню обращения за установлением страховой пенсии, а в случаях, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях», - по день, предшествующий дню назначения страховой пенсии.
Учитывая, что учтенный пенсионным органом при вынесении решения № 286599/20 от 16 октября 2020 года составил: страховой стаж – 23 года 09 месяцев 22 дня; стаж работы в районах Крайнего Севера – 11 лет 05 месяцев 08 дней, а также тот факт, что при рассмотрении настоящего гражданского дела в страховой стаж истца включены периоды работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с 03.07.1979 по 20.08.1979 (01 месяц 18 дней х 1,5 = 02 месяца 12 дней), с 21.02.1980 по 29.02.1980 (09 дней х 1,5 = 14 дней), с 01.08.1980 по 23.10.1980 (02 месяца 23 дня х 1,5 = 04 месяца 05 дней), а также периоды обучения с 01.09.1979 по 30.11.1979 (03 месяца), с 01.01.1980 по 29.01.1980 (29 дней), общий размер страхового стажа истца на дату обращения в пенсионный орган составляет 24 года 08 месяцев 22 дня, то есть менее требуемых 25 лет. Доказательств наличия оснований для включения в страховой стаж периодов, протекавших после обращения истца в пенсионный орган, в материалы дела не представлено.
Ввиду отсутствия у истца требуемого размера страхового стажа на момент обращения за пенсией суд не находит оснований для возложения на ответчика обязанности по назначению истцу досрочной страховой пенсии по старости с момента возникновения права. В этой части суд отказывает истцу в удовлетворении требований.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также с учетом приведенных норм права и установленных обстоятельств, оценив объяснения, данные сторонами в ходе судебного разбирательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске о включении периодов работы в страховой стаж, стаж работы в районах Крайнего Севера, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости подлежат частичному удовлетворению.
В силу статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно статье 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.
Согласно части 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Истцом понесены расходы по оплате услуг представителя и его издержек в размере 35 500 рублей, что подтверждено договором на оказание юридических услуг от 28.09.2020 и распиской об оплате исполнителю денежных средств в указанном размере.
Учитывая характер и категорию рассматриваемого судом дела, время, затраченное представителем истца, объем проделанной работы, количество судебных заседаний, в которых принято участие представителем истца, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований, однако считает необходимым снизить взыскиваемые судебные расходы, связанные с оказанием услуг, в пределах разумного до 30 000 рублей. Указанную сумму суд находит разумной и справедливой, соответствующей размеру проделанной представителем работы.
Поскольку исковые требования истца удовлетворены, то с ответчика в соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске о включении периодов работы в страховой стаж, стаж работы в районах Крайнего Севера, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости – удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске включить в страховой стаж, стаж работы в местностях, приравненных к районах Крайнего Севера, периоды работы ФИО1 с 03.07.1979 по 20.08.1979, с 21.02.1980 по 29.02.1980, с 01.08.1980 по 23.10.1980.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске включить в страховой стаж периоды обучения ФИО1 с 01.09.1979 по 30.11.1979, с 01.01.1980 по 29.01.1980.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске включить в стаж работы ФИО1 в районах Крайнего Севера период нахождения на военных сборах с 31.03.1985 по 19.04.1985.
Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске в пользу ФИО1 судебные расходы по оплате юридических услуг в размере 30 000 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, а всего взыскать 30 300 рублей.
В удовлетворении требований ФИО1 в остальной части – отказать.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья А.В. Лучник