Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-512/2016 ~ М-494/2016 от 26.09.2016

              дело № 2-512/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с.Каратузское                                                          25 ноября 2016 года

Каратузский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего - судьи Криндаль Т.В.,

при секретаре - Трофимове Г.В.,

с участием ответчика Красильникова В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства лесного хозяйства Красноярского края к Красильникову В. Н. о взыскании ущерба, причиненного государственному лесному фонду вследствие нарушения лесного законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Министерство лесного хозяйства <...> обратилось в суд с иском к Красильникову В.Н. о взыскании ущерба, причиненного государственному лесному фонду вследствие нарушения лесного законодательства в размере 52 180 рублей 20 копеек.

В обоснование заявленных требования указало, что между министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края и ИП Красильниковым В.Н. заключен договор купли-продажи лесных насаждения для собственных нужд <...> от 29.08.2014, <...> от 12.11.2014, согласно которому Министерство продает Лесопользователю лесные насаждения, общей площадью 17,0 га, расположенные: Красноярский край, Каратузский район, Каратузское участковое лесничество, КГБУ «Каратузское лесничество», квартал <...>, выдел <...> Каратузское участковое лесничество, КГБУ «Каратузское лесничество». Заготовка древесины Лесопользователем производилась на основании договора купли-продажи от 29.08.2014 <...>, в период с 29.08.2014 по 31.03.2015. Заготовка древесины на основании договора купли-продажи от 12.11.2014 <...> производилась в период с 12.11.2014 по 30.12.2015. 15.05.2015 в ходе рейдового мероприятия специалистами Каратузского участкового лесничества, КГБУ «Каратузское лесничество» проведен осмотр лесного участка в квартале <...>, в выделе <...>, квартале <...> в выделах <...>, и в ходе осмотра лесосеки установлено, что при осуществлении лесозаготовительной деятельности Лесопользователем допущено нарушение требований лесного законодательства, выраженное в захламлении мест рубок на площади 12,0 га. За нарушение требований лесного законодательства Лесопользователю начислен ущерб за захламление мест рубок в размере 52 180 рублей 20 копеек.

Истец просит исковые требования удовлетворить в полном объеме, взыскать с Красильникова В. Н. в пользу Российской Федерации, в доход федерального бюджета ущерб в размере 52 180 рублей 20 копеек, причиненный государственному лесному фонду вследствие нарушения лесного законодательства.

Истец Министерство лесного хозяйства Красноярского края в суд своего представителя не направил, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, исковые требования поддерживают в полном объеме.

Ответчик Красильников В. Н. в судебном заседании исковые требования признал частично, суду пояснил, что действительно между ним и министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края были заключены договора купли-продажи лесных насаждения для собственных нужд <...> от 29.08.2014, <...> от 12.11.2014, согласно которому Министерство продает Лесопользователю лесные насаждения, общей площадью 17,0 га, расположенные: Красноярский край, Каратузский район, Каратузское участковое лесничество, КГБУ «Каратузское лесничество», квартал <...>, выдел <...> Каратузское участковое лесничество, КГБУ «Каратузское лесничество», для заготовки древесины. Было предоставлено дополнительное время для очистки лесосеки, он все условия выполнил, и предоставленная лесосека была сдана без замечаний. В 2015 году на него были наложены административные штрафы, за несвоевременную очистку лесосеки, которые были в последующем оплачены, протоколы об административном правонарушении им не оспаривались. Не согласен с площадью захламления.

Представитель третьего лица КГКУ «Лесная охрана», будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, причины неявки суду не известны, каких-либо заявлений о рассмотрении в свое отсутствие, либо об отложении судебного заседания от него не поступало.

С учетом изложенного и руководствуясь положениями ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие неявившегося третьего лица.

Свидетель <Р.И.Н.>, допрошенный в судебном заседании, пояснил, что является <...> КГКУ «Каратузское лесничество», 15 мая 2015 года государственный инспектор <В.Т.С.> заместитель руководителя КГБУ «Каратузское лесничество» <Л.О.Е.>. и лесничий Каратузского участкового лесничества <С.С.А.> ездили и проверяли территорию по рейдовому заданию на основании приказа руководителя КГКУ «Лесная охрана» <...> от 05.3.2015. Так как ответчиком Красильниковым В.Н. очистка лесосеки производилась не во время заготовкой леса, было выявлено захламление территории, на основании чего и были составлены акты осмотра мест рубок (мест заготовок древесины). Территория захламления определялась при помощи специального измерительного прибора GPS. Затем Красильниковым В.Н. нарушения были устранены, и 25 мая 2015 года при повторном обследовании территории были составлены акты осмотра мест рубок (мест заготовок древесины) без замечаний.

Свидетель <В.Т.С.>, допрошенная в судебном заседании, пояснила, что она является <...>, 15 мая 2015 года совместно с заместителем руководителя КГБУ «Каратузское лесничество» <Л.О.Е.> и лесничим Каратузского участкового лесничества <С.С.А.> ездили и проверяли территорию по рейдовому заданию на основании приказа руководителя КГКУ «Лесная охрана» <...> от 05.3.2015. Было выявлено захламление территории, на основании чего и были составлены акты осмотра мест рубок (мест заготовок древесины). Затем Красильниковым В.Н. нарушения были устранены, и 25 мая 2015 года при повторном обследовании территории были составлены акты осмотра мест рубок (мест заготовок древесины) без замечаний.

Выслушав объяснения лиц, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 2 ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом иными правовыми актами, а также действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии со ст. 307 ГК РФ в силу обязательств, одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. В качестве основания возникновения обязательств ст. 307 ГК РФ называет договоры и сделки.

В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

С 01.01.2007 на территории Российской Федерации введен в действие Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ.

Согласно ч. 9 ст. 74 ЛК РФ от 04.12.2006, заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81-84 Кодекса.

Исходя из положения ч. 1 ст. 82 ЛК РФ от 04.12.2006, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся, в том числе, полномочия по владению, пользованию, распоряжению лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 4 ЛК РФ, от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в переделах своих полномочий установленных нормативными правовыми актами.

Постановлением Правительства края от 26.07.2016 № 374-п образовано Министерство лесного хозяйства Красноярского края (далее – Министерство), действующее на основании Положения о Министерстве лесного хозяйства Красноярского края.

Министерство является органом исполнительной власти Красноярского края, который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Красноярского края, законов Красноярского края, правовых актов Губернатора Красноярского края и Правительства Красноярского края осуществляет надзор (контроль) в области лесных отношений.

Согласно п. 3.51 Положения о Министерстве, Министерство вправе предъявлять иски о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области лесных отношений, обращаться в суд с требованием об ограничении, приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

В силу ст.100 ЛК РФ лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке; таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.

По своей правовой природе, предусмотренная ст. 100 ЛК РФ имущественная ответственность, носит гражданско-правовой характер, вследствие чего к спорным отношениям помимо специальных положений лесного законодательства применимы также и нормы гражданского законодательства.

Ст. 12 ГК РФ среди способов защиты гражданских прав называет защиту гражданских прав, которая осуществляется путем возмещения убытков.

В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

П. 2 ст. 15 ГК РФ определено, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Главой 59 ГК РФ регулируются вопросы возникновение обязательств, вследствие причинения вреда.

Ст. 1064 ГК РФ установлено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившем вред.

Лицо, причинившее вред, освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Ст. 1082 ГК РФ предусмотрено то, что, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд, в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (п. 2 ст. 15 ГК РФ).

Из смысла приведенных норм Кодекса следует, что для возникновения права на возмещение убытков, истец обязан доказать совокупность таких обстоятельств, как: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между наступлением вреда и противоправным поведением причинителя вреда, вина причинителя вреда.

При этом недоказанность хотя бы одного обстоятельства является основанием для отказа в иске.

Согласно ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» загрязнение окружающей среды – это поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду; негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводит к негативным изменениям качества окружающей среды.

Из положений ст. 55 ЛК РФ следует, что в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются, в том числе санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).

Захламление лесов порубочными остатками представляет собой вид загрязнения, которое в силу количественных и качественных характеристик способно привести к негативному изменению качества объекта природной среды в смысле требований санитарных и противопожарных правил.

В соответствии со ст. 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде, в том числе в результате ее загрязнения, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Согласно ст. 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п. 3 ст. 16 ЛК РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

Приказом Рослесхоза от 01 августа 2011 № 337 «Об утверждении Правил заготовки древесины» опубликован 20.01.2012 и вступил в действие 31.01.2012. В соответствии с п. 61 «Правил заготовки древесины», очистка мест рубок от порубочных остатков проводится одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 N 414 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах. В соответствии с п. 39 Правил при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах. В соответствии с п. 16 Правил при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

Очистка лесосеки является заключительной стадией лесозаготовок и важным лесохозяйственным требованием.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 утверждены таксы и методика для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства.

Таким образом, вред, причиненный лесонарушениями, возмещается в соответствии с утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 таксами и методиками.

Как следует из материалов дела, в период с 29.08.2014 по 31.03.2015 ИП Красильниковым В.Н. на основании договора купли-продажи <...> от 29.08.2014 производилась заготовка древесины на территории Каратузского района Красноярского края, Каратузского лесничества, Каратузского участкового лесничества, квартал <...> выдел <...> (л.д. 13-20) В период с 12.11.2014 по 30.12.2015 ИП Красильниковым В.Н. на основании договора купли-продажи <...> от 12.11.2014 производилась заготовка древесины на территории Каратузского района Красноярского края, Каратузского лесничества, Каратузского участкового лесничества, квартал <...> выдел <...>, квартал <...> выдел <...> (л.д. 30-42).

15.05.2015 в ходе рейдового мероприятия специалистами Каратузского участкового лесничества, КГБУ «Каратузское лесничество» проведен осмотр лесного участка в квартале <...>, в выделе <...>, квартале <...>, в выделах <...>, <...> и установлено допущенное нарушение требований лесного законодательства, выраженное в захламление мест рубок.

Согласно акту осмотра рубок (мест заготовки древесины) от 15.05.2015, по окончании срока действия договора купли-продажи <...> от 12.11.2014, проведена проверка качества разработки лесосеки квартала <...> выделов <...>, <...> на территории Каратузского района Красноярского края, Каратузского лесничества, Каратузского участкового лесничества (л.д. 48-50). В ходе приемки установлено, что при осуществлении лесопользования ИП Красильниковым В.Н. допущено нарушение требований лесного законодательства, выразившееся в захламлении мест рубок. Абрисом расположения лесонарушения зафиксированы результаты замеров, произведенных на местности, направление линий замеров, в масштабе отмечена площадь захламления лесосеки, которая составила 12 га.

Согласно п. «е, ж» п. 4.4 договоров купли-продажи лесных насаждений <...> от 2.11.2014 и <...> от 29.08.2014, арендатор обязан соблюдать правила пожарной безопасности, правил санитарной безопасности, правил заготовки древесины, а также выполнять другие обязанности, предусмотренные лесным законодательством РФ, возмещать вред, причиненный лесами вследствие нарушения лесного законодательства, в соответствии со ст. 100 ЛК РФ в добровольном порядке (л.д. 15, 32).

За нарушение требований лесного законодательства ИП Красильникову В.Н. предъявлен ущерб в размере 52180 руб. 20 коп., исчисленный в соответствии с порядком установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении вреда причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства", п. 7 размер ущерба вследствие загрязнения или захламления лесов коммунально-бытовыми и промышленными отходами, бытовым и строительным мусором равен 5-ти кратному размер затрат, связанных с очисткой территории и приведением ее в состояние, пригодное для дальнейшего использования. По КГБУ «Каратузское лесничество» размер затрат на очистку 1 га территории от порубочных остатков вручную при крутизне клона до 15 градусов (сезонность работ – лето, осень) составляет 869 рублей 67 копеек.

Доказательства невозможности соблюдения ответчиком ИП Красильниковым В.Н. Правил заготовки леса в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно н могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в судебном заседании не представлены.

Установленные правила осуществления лесопользования предусматривают обязанность по очистке мест рубок от порубочных остатков способами, предписанными технологической картой, разработанными с учетом снижения негативного воздействия на природный объект в ходе лесозаготовительной деятельности. Несоблюдение предписанного способа очитки мест рубок способствует возникновению факторов, негативно влияющих на санитарную и пожарную безопасность лесов.

К тому же, захламление лесного участка само по себе свидетельствует об ухудшении экологической обстановки лесного объекта, а следовательно, о причинении вреда объекту природной среды. В данном случае наличие вреда презюмируется, если не доказано иное.

Доводы ответчика о неправильном указании площади мест захламления (12 га) суд находит не состоятельными, так как акт осмотра мест рубок (мест заготовки древесины) был составлен 15 мая 2015 года, и стороной ответчика не оспаривался, к тому же, как пояснил сам ответчик, им были уплачены административные штрафы, в связи с нарушением лесного законодательства. Так же факт захламления лесного участка подтверждаются свидетельскими показаниями <Р.И.Н.> и <В.Т.С.> данными в ходе судебного заседания. 28 июня 2016 года Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края в адрес Красильникова В.Н. была направлена претензия о добровольном возмещении ущерба, где отражена площадь 12 га.

Согласно выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, Красильников В.Н. на основании собственного решения 17 июля 2015 года прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, о чем 17.07.2015 была внесена запись <...> (л.д. 52).

В силу ст. 23, 24 ГК РФ утрата гражданином государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя лишает его право осуществлять предпринимательскую деятельности, но не освобождает от обязанности отвечать по своим обязательствам.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заявленные истцом требования к Красильникову В.Н. о взыскании ущерба, причиненного государственному лесному фонду вследствие нарушения лесного законодательства, основаны на законе и подлежат полному удовлетворению.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, так как истец на основании ст. 333.37 НК РФ от ее уплаты освобожден.

На основании изложенного, руководствуясь ст.193-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Министерства лесного хозяйства Красноярского края удовлетворить.

Взыскать с Красильникова В. Н. в пользу Российской Федерации ущерб, причиненный государственному лесному фонду вследствие нарушения лесного законодательства в размере 52 180 (пятьдесят две тысячи сто восемьдесят) рублей 20 копеек.

Взыскать с Красильникова В. Н. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Каратузский районный суд.

Председательствующий

2-512/2016 ~ М-494/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство лесного хозяйства Красноярского края
Ответчики
Красильников Виктор Николаевич
Другие
КГКУ "Лесная охрана"
Суд
Каратузский районный суд Красноярского края
Судья
Криндаль Татьяна Владимировна
Дело на странице суда
karatuz--krk.sudrf.ru
26.09.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.09.2016Передача материалов судье
28.09.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.09.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.10.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.11.2016Судебное заседание
15.11.2016Судебное заседание
25.11.2016Судебное заседание
30.11.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.12.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.01.2017Дело оформлено
19.09.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее