дело № 2-2096/2016
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
01 сентября 2016 года г. Орск
Октябрьский районный суд г.Орска Оренбургской области в составе
председательствующего судьи Радаевой О.И.,
при секретаре Топильчук И.С.,
с участием
представителя истца Журавлевой О.В.
представителя ответчика Белика А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области в лице Юго-Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал города Орска» о понуждении исполнения требований санитарного законодательства,
у с т а н о в и л:
Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области обратилось в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ООО «Водоканал города Орска», в котором указало, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая выездная проверка в отношении ответчика с целью обеспечения санитарного законодательства.
По результатам проверки установлено, что ответчиком нарушены санитарно-эпидемиологические требования.
Просит суд признать незаконным бездействие ООО «Водоканал города Орска»: по не проведению работ по гидроизоляции камеры скважины водозабора п<адрес>; по не проведению работ в первом поясе ЗСО (строгого режима) водозабора (скважины) в п<адрес> по ограждению, озеленению, обустройству дорожками к скважине с твердым покрытием; по не оборудованию скважины в п<адрес> аппаратурой для систематического контроля дебита скважины.
Также просит обязать ООО «Водоканал города Орска»: провести работы по гидроизоляции камеры скважины водозабора <адрес>; провести работы в первом поясе ЗСО (строгого режима) водозабора (скважины) в <адрес> по ограждению, озеленению, обустройству дорожками к скважине с твердым покрытием; оборудовать скважину в <адрес> аппаратурой для систематического контроля дебита скважины.
Представитель ответчика Белик А.А. /доверенность от ДД.ММ.ГГГГ/ с требованиями иска не согласился в части. Полагал, что требования Управления Роспотребнадзора в части обязания ООО «Водоканал города Орска» провести работы по озеленению первого пояса ЗСО (строгого режима) водозабора (скважины) необоснованны, поскольку СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» не содержит определения понятию озеленение. Фактически спорный участок скважины оснащен природной растительностью в виде кустарников и зеленой травы, в связи с чем предпринимать дополнительные меры для озеленения не требуется. Также просил с учетом финансового положения общества установить срок для проведения работ по устранению выявленных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель истца Журавлева О.В. /доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ/ не возражала в установлении ответчику срока для устранения выявленных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В остальном доводы представителя ответчика считает необоснованными.
Исследовав доказательства, суд удовлетворяет требования иска.
Статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Закон) одним из основных средств обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения является обязательное соблюдение юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Статьей 11 Закона определено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В силу ч. 1 ст. 18 Закона водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Согласно ч. 3 ст. 39 Закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В судебном заседании установлено, что распоряжением администрации г.Орска № от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии объектов инженерных сетей и коммуникаций <адрес> в муниципальную собственность г.Орска» в муниципальную собственность г.Орска приняты объекты инженерных сетей и коммуникаций <адрес>: водозаборная скважина, водонапорная башня, водопроводные сети, D=100 мм из стальных и чугунных труб, протяженностью <данные изъяты> п/м.
Во исполнение указанного распоряжения заключено дополнительное соглашение к договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между КУИ г.Орска и ООО «Орск Водоканал», на обслуживание и содержание объектов инженерных сетей и коммуникаций, указанных выше.
Согласно дополнительному соглашению № к договору № от ДД.ММ.ГГГГ. аренды муниципального движимого имущества скважина <адрес> преданна в аренду ООО "Орск Водоканал".
В соответствии п. 2.3.4 договора аренды движимого муниципального имущества № от ДД.ММ.ГГГГ. в обязанности арендатора входят обязанности по проведению за свой счет и в счет арендной платы аварийно-восстановительных, текущих, капитальных ремонтов и реконструкции (модернизации) арендуемого имущества.
Из материалов дела усматривается, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Юго-Восточным территориальным отделомУправления Роспотребнадзора по Оренбургской области проведена плановая выездная проверка деятельности ООО "Орск Водоканал".
В ходе проверки водозабора <адрес> установлены следующие нарушения:
1. Гидроизоляция устья скважины не обеспечена, так как бетонный колодец просто лежит на грунте, бетонного дна колодец не имеет, через отверстия в бетонном кольце в колодец могут проникать талые воды, что является нарушением пункта 3.2.1.4. санитарных правил и норм СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»,согласно котороговодопроводные сооружения, расположенные в первом поясе зоны санитарной охраны, должны быть оборудованы с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин, люки и переливные трубы резервуаров и устройства заливки насосов.
2. Первый пояс ЗСО (строгого режима) скважины не огражден, озеленения не имеет, дорожки к скважине твердым покрытием не оборудованы, что является нарушением пункта 3.2.1.1. санитарных правил и норм СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», согласно котороготерритория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.
3.Водозабор (скважина) не оборудован аппаратурой для систематического контроля дебита скважины, что является нарушением пункта 3.2.1.5 санитарных правил и норм СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», согласно которого все водозаборы должны быть оборудованы аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, предусмотренной при его проектировании и обосновании границ ЗСО.
В соответствии с пунктами 1.4, - 1.6, 1.10, 1.15, 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. ЗСО организуются в составе трех поясов, первый (строгого режима), из которых включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения.
Согласно п. 1.15 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», санитарные мероприятия должны выполняться в пределах первого пояса ЗСО - органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов.
Пунктом 3.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» установлены мероприятия на территории ЗСО подземных источников водоснабжения.
Согласно пунктам 2.2.1.1, 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора - при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м - при использовании недостаточно защищенных подземных вод.
В силу ст. 7 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях её использования была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Сторонами не оспаривается, что ООО «Водоканал города Орска» не в полном объеме исполняются требования санитарного законодательства.
Поскольку целью мероприятий на территории зоны санитарной охраны подземных источников водоснабжения является сохранение постоянства природного состава воды в водозаборе путем устранения и предупреждения возможности ее загрязнения, то выявленные в ходе проверки нарушения являются потенциальной угрозой причинения вреда здоровью граждан, проживающих в <адрес> МО г.Орск. Поэтому суд приходит к выводу, что требования иска подлежат удовлетворению в полном объеме.
Ссылка представителя ответчика Белик А.А. на невозможность исполнения решения суда в срок, указанный в иске, суд признает обоснованной. Учитывая период рассмотрения дела, вступления решения суда в законную силу, мнение представителя истца, суд полагает, что выявленные нарушения должны быть устранены в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы представителя ответчика в той части, что территория зоны санитарной охраны скважины не требует озеленения, поскольку на ней имеется природная растительность, суд признает несостоятельными по следующим основанием.
В силу п.1.1.1. Приказа Госстроя РФ от 15.12.1999 N 153 "Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации" зеленый фонд города является составной частью природного комплекса города и включает в себя озелененные и лесные территории всех категорий и видов, образующие систему городского озеленения в пределах городской черты, а также озелененные территории, лесные территории за пределами городской черты, если эти территории решениями федеральных органов управления или органов управления субъектов Федерации переданы в ведение местного городского самоуправления для экологической защиты и организации рекреации городского населения.
Согласно п.2.2.7. указанного Приказа на городских объектах озеленения встречаются пять групп грунтов, одним из которых является естественный плодородный грунт, не нуждающийся в добавлении растительной земли.
Согласно п.6 Приказа землепользователи озелененных территорий, в том числе, обязаны обеспечить сохранность насаждений, обеспечить квалифицированный уход за насаждениями и пр.
Следовательно, в понятие озеленение территории входит не только обязанность землепользователя по насаждению территории растительностью, но и выполнение ряда мероприятий, направленных на сохранение, восстановление или улучшение выполнения насаждениями определенных функций. Соответственно в силу прямого указания закона о необходимости озеленения, требования иска в этой части обоснованны.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика ООО «Водоканал города Орска» в доход бюджета муниципального образования «город Орск» подлежит взысканию государственная пошлина в сумме <данные изъяты> руб.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░»: ░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░.░░░░; ░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ (░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░) ░ <░░░░░> ░░ ░.░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░; ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░: ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░.░░░░; ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ (░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░) ░ <░░░░░> ░░ ░.░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░ ░.░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░- ░░░░░ ░.░.░░░░░░░ (░░░░░░░)
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 06 ░░░░░░░░ 2016 ░░░░