Председательствующий: Валитова М.С. Дело № 33а-2663/2020
2а-491/2020
55RS0005-01-2020-000206-39
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе
председательствующего Усовой Е.И.,
судей областного суда Старостиной Г.Г., Шукеновой М.А.
при секретаре Даниловой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 11 июня 2020 года административное дело по административному исковому заявлению Романенко О. Г., Шевченко Т. В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о признании решения незаконным
по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области на решение Первомайского районного суда г. Омска от 11 февраля 2020 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи областного суда Шукеновой М.А., судебная коллегия
установила:
Романенко О.Г., Шевченко Т.В. обратились в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о признании решения незаконными.
В обоснование указали, что 29 декабря 2018 года на основании распоряжения Администрации ЦАО г. Омска № <...> принадлежащий им на праве общей долевой собственности индивидуальный жилой дом с кадастровым номером <...> по адресу: <...> общей площадью 109,5 кв.м переведен в нежилой фонд для использования в качестве магазина товаров первой необходимости.
10 января 2019 года им выдано уведомление о переводе жилого дома в нежилое помещение с указанием о выполнении работ по перепланировке и переустройству объекта в соответствии с согласованным проектом, по завершении которых нежилое помещение принято в эксплуатацию согласно акту <...> от 21 января 2019 года.
Однако при обращении в Управление Росреестра по Омской области 15 ноября 2019 года им было отказано в осуществлении государственного кадастрового учета принадлежащего им объекта в связи с отсутствием разрешения на строительство (реконструкцию) и разрешения на ввод в эксплуатацию.
Ссылаясь на незаконность отказа, административные истцы отмечали, что в принадлежащем им объекте недвижимости были выполнены работы исключительно по изменению назначения помещений (монтаж дверей и дверных проемов), что полностью соответствует понятиям перепланировки и переустройства, а также изменено функциональное назначение помещений в связи с переводом жилого дома в нежилое помещение.
Просили признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области от 15 ноября 2019 года об отказе государственного кадастрового учета изменений основных характеристик объекта недвижимости с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области внести изменения в основные характеристики объекта недвижимости с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>.
Решением суда первой инстанции постановлено:
«Исковые требования удовлетворить. Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области от 15 ноября 2019 года об отказе государственного кадастрового учета изменений основных характеристик объекта недвижимости с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области внести изменения в основные характеристики объекта недвижимости с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, на основании заявления представителя Романенко О. Г., Шевченко Т. В. от 06 августа 2019 года».
В апелляционной жалобе Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области просит решение суда отменить, принять новое. Указывает, что судом не были учтены положения части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", которые определяет понятие здания как результата строительства, представляющего собой объемную строительную систему, а также понятие помещения как части объема здания или сооружения, имеющей определенное назначение и ограниченной строительными конструкциями. Отмечает, что отнесение нежилых зданий к нежилым помещениям действующим законодательством не предусмотрено. Если для строительства, реконструкции объекта недвижимости в соответствии с законодательством в области градостроительной деятельности требуется разработка проектной документации, получение соответствующего разрешения на строительство или реконструкцию и последующий ввод в эксплуатацию объекта недвижимости, то технический план такой объект недвижимости должен быть подготовлен кадастровым инженером на основании таких документов.
Административными истцами относительно доводов апелляционной жалобы принесены возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Шевченко Т.В. и Романенко О.Г. на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <...> общей площадью <...> кв.м (категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - магазины товаров первой необходимости), а также расположенный в его границах жилой дом общей площадью <...> кв.м. с кадастровым номером <...>, имеющий адрес: г. Омск, <...> (л.д. 84-97).
На основании распоряжения администрации ЦАО г. Омска от 29 декабря 2018 года № <...> был осуществлен перевод жилого помещения (жилого дома) с кадастровым номером <...> в нежилое (л.д. 66).
В целях использования жилого дома в качестве магазина товаров первой необходимости собственниками в соответствии с проектной документацией «Проект перепланировки и перевода жилого дома <...>», разработанным ООО «<...>», были выполнены перепланировка и переустройство (л.д.67).
Окончание перевода помещения в нежилое подтверждает акт приемки в эксплуатацию от 21 января 2019 года № <...> (л.д.74).
6 августа 2019 года представитель административных истцов Новоселов А.В. обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером <...> в связи изменением сведений о его назначении, приложив распоряжение администрации ЦАО г. Омска от 29 декабря 2018 года № <...>, акт приемки в эксплуатацию <...> № <...>, уведомление администрации ЦАО г. Омска от 10 января 2019 года № б/н и технический план от 22 июля 2019 года (л.д. 80-84).
15 августа 2019 года государственным регистратором принято решение о приостановлении осуществления действий по изменению основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав сроком до 15 ноября 2019 года со ссылкой на несоответствие формы и (или) содержания документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета, не соответствует требованиям законодательства РФ. По мнению регистратора, действующее законодательство предусматривает возможность перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение только в отношении помещений, как одного из видов объектов недвижимости; здание не относится к нежилым помещениям, в связи с чем для его эксплуатации в качестве нежилого необходимо оформление разрешительных документов на реконструкцию и ввод его в эксплуатацию в порядке, предусмотренном статьями 51, 55 ГрК РФ. Кроме того, разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером <...> не соответствует изменяемому наименованию объекта (л.д. 51-54).15 ноября 2019 года Управлением принято решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета. Основанием для принятия решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости явилось истечение срока приостановления осуществления государственного кадастрового учета и неустранение обстоятельств, послуживших основанием для приостановления (л.д. 43-46, 47-50).
Несогласие с названным отказом послужило поводом для обращения заявителей в суд с настоящим административным иском.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений, перечень которых содержится в ч. 4 ст. 8 вышеуказанного федерального закона. В силу ч. 3 ст. 8 Федерального закона № 218-ФЗ к дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 – 3 статьи 38 данного Закона вносятся в уведомительном порядке.
К числу дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, подлежащих внесению в кадастр недвижимости относится назначение здания (нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение), если объектом недвижимости является здание (п. 9 ч. 5 ст. 8 вышеуказанного закона).
Здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных, которые идентифицируются наряду с другими по такому признаку как назначение (п. 6 ч. 2 ст. 2, п. 1 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»).
До принятия Федерального закона от 03.07.2016 № 361-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2017 года, назначение здания определялось как нежилое и жилое, после указанной даты - нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение.
По правилам п. 3 ст. 288 ГК РФ перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 19 ЖК РФ одной из форм собственности жилищного фонда является индивидуальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами - собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами - собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования.
К жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната (ч. 1 ст. 16 ЖК РФ).
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (ч. 2 ст. 16 ЖК РФ).
Из изложенного следует, что к жилым помещениям относится жилой дом, представляющий собой индивидуально-определенное здание.
Условия и порядок перевода жилого помещения, к которым относится и жилой дом, в нежилое, установлены ст. ст. 22-23 ЖК РФ.
Выдача заявителям решений о переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение относится к компетенции администраций административных округов города Омска (п. 4 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение, находящегося на территории города Омска», утв. постановлением Администрации города Омска от 30.03.2012 г. № 494-п).
Таким образом, действующим законодательством прямо предусмотрено, что перевод жилого помещения в нежилое производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.
В данной связи государственный регистратор вследствие ошибочного толкования норм материального права, определяющих понятие жилого помещения, а также условия и порядок признания жилого помещения нежилым, пришел к неправильному выводу о том, что принадлежащий заявителям индивидуальный жилой дом, не является жилым помещением.
Поскольку назначение здания относится к числу дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, подлежащих внесению в кадастр недвижимости, и представителем административного истца были представлены документы, выданные органом местного самоуправления, подтверждающие перевод жилого помещения в нежилое, суд первой инстанции верному исходил из того, что требование государственного регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о необходимости получения разрешительной документации в порядке, предусмотренном положениями ГрК РФ, на нормах права не основан.
Кроме того, судом учтено, что спорный объект недвижимости согласно Карте градостроительного зонирования территорий города Омска Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных решением Омского городского Совета от 10 декабря 2008 года № 201, определяется в территориальной зоне индивидуальной жилой застройки Ж1-1384. В свою очередь, градостроительным регламентом, установленным для указанной территориальной зоны, магазины товаров первой необходимости являются основными видами разрешенного использования.
Оснований не соглашаться с выводами суда не имеется.
Доводы, имеющие правовое значение, были проверены в ходе производства по делу, не нашли своего подтверждения и правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемом решении.
Ссылка представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области на положения ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» приведенная без учета 1 ч. 1 ст. 4 этого же закона как невозможность изменения назначения здания с жилого на нежилое в рамках процедуры перевода, установленного ЖК РФ, с учетом вышеприведенного подлежит отклонению.
Суд пришел к правильному выводу, что проектом перевода жилого дома под магазин товаров первой необходимости, выполненным ООО «Проектный институт», реконструкция не предусмотрена и в результате перевода жилого помещения (жилого дома) в нежилое помещение изменения параметров объекта капитального строительства (жилого дома), его частей не произошло (не изменились его высота, количество этажей, площадь и объем), не были осуществлены его надстройка, перестройка, расширение, а также не были затронуты его несущие строительные конструкции.
Таким образом, судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству, в результате чего постановлено законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░ ░░ 11 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░