Дело № 2-1605/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 февраля 2013 года Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи - Татарниковой Е.В.,
при секретаре – Репп О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Сергеевой Людмилы Викторовны об оспаривании действий (бездействия) администрации Советского района г. Красноярска, Управления образования администрации Советского района г.Красноярска о возложении обязанности обеспечить несовершеннолетнего местом в дошкольном учреждении,
УСТАНОВИЛ:
Сергеева Л.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) администрации Советского района г. Красноярска, Управления образования администрации Советского района г.Красноярска, не организовавших предоставление общедоступного дошкольного образования несовершеннолетнему ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Свои требования мотивирует тем, что имеет сына ФИО1, состоит на очереди на получении места в детском саду. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в <данные изъяты> с заявлением о предоставлении направления в группу полного дня детского сада. Вместе с тем на свое заявление получила отказ со ссылкой на то, что ее ребенок в этом году не будет направлен в МДОУ в связи с отсутствием (нехваткой) свободных мест в МДОУ Советского района г. Красноярска. Полагает, что действиями заинтересованных лиц нарушены права ее сына на образование, ее права на труд и достойное содержание семьи. Просит заявленные требования удовлетворить в полном объеме с возложением на администрацию Советского района г. Красноярска обязанность организовать предоставление ее сыну общедоступного бесплатного дошкольного образования путем открытия свободного места в группе 10-12 часового пребывания муниципального образовательного учреждения, реализующего общеобразовательную программу дошкольного образования, расположенной в соответствии с санитарно-эпедимиологическими требованиями к пешеходной доступности дошкольных учреждений, в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Заявитель Сергеева Л.В. заявленные требования поддержала. Представитель заинтересованного лица Управления образования администрации Советского района г. Красноярска Михашенок Д.В., действующая на основании доверенности от 28.01.2013 года, возражала против удовлетворения заявленных требований. Представитель заинтересованного лица администрации Советского района г. Красноярска в зал суда не явился, о дне и месте слушания дела извещался своевременно, должным образом.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившегося представителя администрации Советского района г. Красноярска в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает требования Сергеевой Л.В. необоснованными и неподлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.ч.1,2 ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П указано, что применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства это означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.
Положения статьи 43 Конституции Российской Федерации, гарантирующей право на дошкольное образование, находятся во взаимосвязи с положениями ее статьи 38, согласно которым материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1), а забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (часть 2). Эти предписания, адресованные одновременно родителям и государству, предопределяют - исходя из того, что естественное право и обязанность родителей воспитывать и содержать детей не исключает конституционную обязанность государства заботиться о воспитании детей, - многоплановую роль публичной власти в этой сфере.
В силу п.п.1,3 ст. 18 Закона РФ «Об образовании» от ДД.ММ.ГГГГ № родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
Согласно утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, данные учреждения реализуют общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности; в них предусмотрены группы детей дошкольного возраста, которые различаются по времени детей и функционируют в режиме полного дня (12-часового пребывания), сокращенного дня (8 - 10-часового пребывания), продленного дня (14-часового пребывания), кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день) и круглосуточного пребывания (п.8). В группах установлена предельная наполняемость групп, в зависимости от категории детей и их возраста (п.32).
В соответствии с п.13 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Согласно ст. 68 Устава города Красноярска, функции и полномочия учредителя в отношении муниципального учреждения осуществляет администрация города Красноярска.
Во исполнение данных полномочий постановлением Администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений и дошкольных групп комплектования муниципальных образовательных учреждений г. Красноярска, которым предусмотрено осуществление учета и регистрации детей для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения Управлением образования администрации районов в городе, а также выдача направлений в данные учреждения в соответствии с датой постановки ребенка на учет.
Как следует из Положения об Управлении образования администрации Советского района в г. Красноярске, утвержденного Приказом администрации района в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, Управление образования района, помимо иных функций, осуществляет учет и регистрацию детей, состоящих на очереди, комплектование, выдачу направлений родителям (законным представителям) детей для определения в дошкольные группы муниципальных образовательных учреждений и муниципальных образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего возраста, в муниципальные дошкольные учреждения, в том числе учреждения компенсирующего, комбинированного вида в соответствии с правовыми актами города.
Судом установлено, что родителями ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются ФИО6 и Сергеева Л.В.
ДД.ММ.ГГГГ Сергеева Л.В. обратилась в <данные изъяты> с заявлением, в котором просила направить несовершеннолетнего ФИО1 в МДОУ по месту жительства с целью получения общедоступного бесплатного дошкольного образования.
Из ответа <данные изъяты> <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что ФИО1 внесен в Книгу регистрации детей для постановки на очередь для предоставления места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении (далее по тексту МДОУ) ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный номер № До настоящего времени место в дошкольное учреждение ребенку не предоставлено. Заявителю Сергеевой Л.В. разъяснено право на получение услуги по дошкольному образованию в МДОУ в группе кратковременного пребывания с режимом работы 5 дней в неделю по 3 часа, при этом очередь в группу полного дня сохраняется. Посещая данную группу ребенок получит услугу по дошкольному образованию в полном объеме.
Согласно справке о составе семьи, выданной <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, Сергеева Л.В. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> вместе с членами своей семьи: дочерью ФИО7, мужем ФИО6 и сыном ФИО1
Приказом <данные изъяты> №ок-а от ДД.ММ.ГГГГ Сергеевой Л.В. предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с выплатой компенсации на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании заявитель, поддерживая требования, суду пояснила, что является матерью ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который в январе 2010 года был поставлен в очередь на получение места в ДОУ. В июле 2012 года она обратилась с заявлением в Управление образования администрации Советского района г. Красноярска за получением информации о перспективе получения места в детском саду. Специалистом Управления образования администрации Советского района г.Красноярска ей было сообщено, что место ребенку в МДОУ предоставлено не будет в связи с нехваткой на тот период времени свободных мест. Считая бездействие заинтересованных лиц в не обеспечении ее ребенка местом в МДОУ незаконным, просит заявленные требования удовлетворить в полном объеме. В настоящее время ее ребенок посещает группу кратковременного дня, однако, по ее мнению, пребывание ребенка в ДОУ в течение только трех часов не обеспечивает получение ее ребенком надлежащего дошкольного образования, а также возможность получить не только определенные знания, но и возможность научиться общаться со сверстниками и получения других навыков, которые он мог бы приобрести, если бы посещал группу полного дня.
Представитель Управления образования администрации Советского района г.Красноярска, возражая против требований заявителя, суду пояснила, что районное управление образования осуществляет учет и регистрацию детей, состоящих на очереди, комплектование, выдачу направлений родителям для определения детей в дошкольные учреждения в порядке, определенном правовыми актами города. Положением о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений и дошкольных групп образовательных учреждений <адрес>, утвержденным постановлением Главы города № от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что места в ДОУ предоставляются в порядке очереди. Учет детей ведется по году рождения. Комплектование ДОУ осуществляется с 01.04. по 01.09 каждого года, доукомплектование происходит при наличии вакантных мест и норм наполняемости учреждений. ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, внесен в журнал регистрации детей для постановки на очередь для предоставления места в ДОУ <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный №. В настоящее время текущий номер очереди ФИО1 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ №, который может увеличиться в случае предоставления документов, подтверждающих льготу гражданами возрастной группы от 1,5 до 3-х лет и уменьшаться в период комплектования при определении в МДОУ детей, состоящих на очереди перед ФИО1 Права на внеочередное или первоочередное получение места в ДОУ у ФИО1 не имеет, документов подтверждающее такое право ею не представлено. Конституцией гарантируется общедоступное бесплатное дошкольное образование, без указания его вида. Типовым положением предусмотрено несколько вариантов получения дошкольного образования, как в режиме полного дня, так и посредством кратковременного пребывания. Обеспечение детей дошкольным образованием в форме кратковременного пребывания осуществляется на основании заявления родителя при предоставлении медицинских документов на ребенка без снятия с очереди на получение места в ДОУ. В этом случае ребенок направляется в ДОУ района сразу. Просит в удовлетворении требований отказать.
Оценивая имеющиеся доказательства, суд учитывает, что в соответствии с действующим законодательством конституционное право граждан на общедоступное бесплатное дошкольное образование реализуется через сеть муниципальных дошкольных образовательных учреждений в порядке, определяемом учредителем этих учреждений.
Образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении определяется образовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой им самостоятельно. Группы различаются по времени пребывания детей и функционируют в режиме полного дня (12-часвого пребывания), сокращенного дня (8-10 пребывания), продленного дня (14-часового пребывания), кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день) и круглосуточного пребывания. Группы функционируют в режиме пятидневной и шестидневной недели. Стандарт образовательных программ в группах одинаков. Режим полного дня включает в себя помимо образования уход и содержание, которые не являются безусловной обязанностью государства и муниципального образования в рамках образовательного процесса. Предоставление возможности реализовать право на образование в одной из указанных форм в полной мере обеспечивает реализацию конституционного права на дошкольное образование. Само по себе наличие очереди в группы полного дня не свидетельствуют о нарушении права граждан на образование. Родители ребенка как первые воспитатели самостоятельно выбирают форму образования, которая не ограничивается предоставлением образования в ДОУ муниципального образования.
В Советском районе г. Красноярска дошкольное образование организовано посредством формирования групп полного дня, места в которых предоставляются в порядке очереди и групп кратковременного пребывания, места в которых предоставляются по обращению и представлению необходимого пакета документов, что свидетельствует о том, что в Советском районе г. Красноярска имеется действующий механизм реализации конституционного права граждан на дошкольное образование.
Учитывая, что ФИО1 состоит на очереди на предоставление места в группе полного дня, не относится к категории граждан, которые в соответствии с действующим федеральным и муниципальным законодательством имеют право на внеочередное и первоочередное предоставление мест в дошкольном образовательном учреждении, оснований предоставления места ее ребенку в МДОУ в порядке очередности нет, так как текущая очередь ФИО1 составляет №, что свидетельствует о том, что еще более 700 детей ожидают место в детском саду. Таким образом, предоставление ребенку заявителя места в дошкольном образовательном учреждении вне зависимости от очередности, повлечет нарушение прав других граждан, стоящих в очереди на определение в дошкольное учреждение.
Кроме того, как следует из материалов дела и не оспаривалось заявителем, Сергеева Л.В. была поставлена в известность о возможности посещения ее ребенком группы кратковременного пребывания с режимом работы 5 дней в неделю по 3 часа с целью получения услуги по дошкольному образованию в полном объеме, с сохранением очереди в группу полного дня. Реализовала данное право, в настоящее время, как показала заявитель, ее ребенок посещает группу кратковременного пребывания.
Следовательно, несовершеннолетнему сыну заявителя не отказано в реализации права на получение дошкольного образования, так как в соответствии с Положением о группах кратковременного пребывания в муниципальных образовательных учреждениях города Красноярска, утвержденным постановлением Администрации города Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ №, основными функциями групп кратковременного пребывания являются: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение интеллектуального и личностного развития детей; коррекция физического и психического развития; формирование готовности детей к школьному обучению.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что объективно Сергеевой Л.В. не отказано в реализации права ее сына ФИО1 на получение дошкольного образования, каких-либо препятствий к осуществлению прав не создано, предоставление заявителю места для ее сына незамедлительно повлекло бы незаконное нарушение прав других граждан, стоящих в очереди на определение в дошкольное образовательное учреждение, установление которой не противоречит действующему законодательству.
Помимо прочего, превышение количества воспитанников в детских учреждениях более установленных норм приведет к нарушению требований <данные изъяты><данные изъяты>, которыми определено допустимое количество детей в группах. Прием в МДОУ детей свыше установленных предельных норм повлечет нарушение условий лицензии и, как следствие, применение установленных санкций к МДОУ вплоть до приостановления деятельности детского учреждения.
Довод заявителя о том, что в результате не обеспечения ее ребенка местом в детском саду лишает ее возможности трудиться не имеет правового значения для разрешения возникшего спора.
Таким образом, поскольку судом не установлено нарушения прав заявителя и действующего законодательства органами местного самоуправления, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Сергеевой Л.В.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Сергеевой Людмилы Викторовны о признании незаконным действия (бездействия) администрации Советского района г. Красноярска, Управления образования администрации Советского района г.Красноярска не организовавших предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования ФИО1, о возложении обязанности предоставить возможность получения бесплатного дошкольного образования отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения суда.
Текст мотивированного решения суду будет изготовлен 20.02.2013 года.
Председательствующий Е.В. Татарникова