Решение по делу № 2-525/2021 ~ М-598/2021 от 15.09.2021

Дело №2-525/2021

УИД 04RS0019-01-2021-001442-81

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Турунтаево                                      06 октября 2021 года

Прибайкальский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Туравининой Ю.Ю., при секретаре Омутовой А.А., с участием представителя истца Дульской И.Г., представителя ответчикаПрибайкальской районной администрации Сычевой., представителя ответчика МКУ «Комитет по управлению муниципальным хозяйством» Башкирова., представителя ответчика МУП Ярцы Черепанова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Прибайкальского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Ярцы», Прибайкальской районной администрации, Комитету по управлению муниципальным хозяйством об обязании создать и поддерживать в течение отопительного сезона 2021-2022гг. общего 52-суточного нормативного запаса топлива для котельной,

УСТАНОВИЛ:

    Прокурор Прибайкальского района Республики Бурятия обращаясь в суд с иском к МУП «Ярцы», Прибайкальской районной администрации, Комитету по управлению муниципальным хозяйством, на основании положений ч. 4 ст. 14, ст. 24, 25 Федерального закона от 06октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст. 3, ч. 1, ч. 1.1 ст. 6, ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 27 июля 2010 г. №190-ФЗ «О теплоснабжении», п. 2.6.3, 2.6.10, 2.6.13 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г.№170, Распоряжение Правительства РБ от 22.07.2021 №390-р «О мерах по своевременной и качественной подготовке объектов теплоэнергетики, жилищно-коммунального комплекса и бюджетной сферы к отопительному сезону 2021/2022 года», Правил предоставления коммунальных услуг собственниками пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. №354, Порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, утвержденного приказом Минэнерго РФ от 10 августа 2012 г. №377, Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 г. №115, просит:

признать незаконным бездействие Прибайкальской районной администрации в виде непринятия, в целях надежного теплоснабжения населения <адрес>, мер по организации создания нормативного запаса твердого топлива на котельной МУП «Ярцы»;

обязать Прибайкальскую районную администрацию, МКУ «Комитет по управлению муниципальным хозяйством» выполнить возложенные федеральным законодательством обязанности по принятию мер по обеспечению и поддержанию в течение всего отопительного сезона 2021 - 2022 г.г. общего 52-суточного нормативного запаса топлива на котельной МУП «Ярцы».

    обязать МУП «Ярцы» выполнить возложенные федеральным законодательством обязанности по созданию и поддержанию в течение всего отопительного сезона 2021 - 2022 г.г. общего 52-суточного нормативного запаса топлива для котельной, обслуживающей <адрес>.

В интересах населения <адрес>, а также несовершеннолетних лиц, пребывающих на лечении в детском оздоровительном лагере круглогодичного действия «Байкальский бор», просит обратить решение к немедленному исполнению.

    Исковые требования мотивированы следующим. С целью обеспечения жизнедеятельности населения вышеуказанного населенного пункта за МУП «Ярцы» закреплено на праве хозяйственного ведения муниципальное имущество, в том числе котельная, расположенная в <адрес>.

    В соответствии с действующим законодательством энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, обязаны своевременно обеспечивать создание нормативных запасов топлива.

    Обязанности по обеспечению создания нормативного запаса топлива возложены как на ресурсоснабжающие организации, эксплуатирующие источники теплоты (котельные), так и на органы местного самоуправления в рамках исполнения ими полномочий по обеспечению надежного теплоснабжения потребителей, в том числе снабжения населения топливом.

    Прокурором в ходе проверки установлено, что до начала отопительного сезона и по настоящее время котельная МУП «Ярцы» не обеспечена топливом в размере 70% потребности в отопительном сезоне, что ставит под угрозу срыв отопительного сезона. Указанное, также свидетельствует о бездействии районной администрации по организации обеспечения надежного и бесперебойного теплоснабжения жителей населенного пункта и несовершеннолетних лиц, пребывающих на лечении в детском оздоровительном лагере круглогодичного действия «Байкальский бор».

    В судебном заседании представитель истца Дульская И.Г. исковые требования поддержала согласно доводов, изложенных в иске.

    Представитель ответчика Прибайкальской районной администрации Сычева Т.В. в судебном заседании пояснила, что меры к надежному прохождению отопительного сезона, созданию нормативного запаса топлива принимаются, но финансовых средств не достаточно. Районная администрация также не бездействует, за лето неоднократно проводились встречи с ресурсоснабжащими организациями, давались поручения. Просила исключить из числа ответчиков Комитет по управлению муниципальным хозяйством, поскольку он является структурным подразделением районной администрации.

    В судебном заседании представитель ответчика Комитета по управлению муниципальным хозяйством Башкиров Н.И. пояснил, что меры к прохождению отопительного сезона. Просил исключить из числа ответчиков Комитет по управлению муниципальным хозяйством, поскольку он является структурным подразделением районной администрации.

    Представитель ответчика МУП «Ярцы» Черепанов А.А. в судебном заседании пояснил, что нормативного запаса топлива на котельной МУП «Ярцы» не создано, но меры принимаются, ДД.ММ.ГГГГ заключено новый контракт с поставщиком.

    Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

    Согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы организации теплоснабжения населения поселения решаются органами местного самоуправления района. Кроме того, органы местного самоуправления района принимают участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

    В соответствии с ч.1 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2010 г. №190-ФЗ «О теплоснабжении» общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются: обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами; соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 6, ч.1.1 чт. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 г. №190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочия органов местного самоуправления муниципального района в сфере теплоснабжения на территории сельского поселения в границах данного района отнесена организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления совместно с единой теплоснабжающей организацией, с которой в соответствующей системе теплоснабжения заключены договор теплоснабжения (ч.2 ст. 20 Федерального закона от 27 июля 2010 г. №190-ФЗ «О теплоснабжении».

В силу п. 2.6.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее Правила №170) контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления.

Согласно п.п. 2.6.10, 2.6.13 Правил №170 готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого - не ниже 70% потребности отопительного сезона; завоз твердого топлива - в расчете 70% потребности в отопительном сезоне, доложен быть осуществлен в летний период.

Во исполнение положений ст. 157 Жилищного кодекса РФ постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. №354 утверждены «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее Правила предоставления коммунальных услуг), согласно которым: исполнитель - это юридическое лицо независимо оторганизационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги (п. 2); исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства РФ и настоящими Правилами (пп. «а» п. 31); одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю является предоставление коммунальных услуг потребителю круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг (пп. «в» п. 3); потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества (пп. «а» п. 33).

В соответствии Распоряжением Правительства РБ от 22.07.2021 N 390-р «О мерах по своевременной и качественной подготовке объектов теплоэнергетики, жилищно-коммунального комплекса и бюджетной сферы к отопительному сезону 2021/2022 года» главам муниципальных образований в Республике Бурятия рекомендовано обеспечить создание запасов основного и резервного топлива в соответствии с установленными нормативами на теплоисточниках, находящихся в муниципальной собственности, осуществляющих теплоснабжение жилищного фонда и объектов социального назначения, до 1 сентября 2021 года.

При этом на глав муниципальных образований в Республике Бурятия возложена персональная ответственность за своевременную и качественную подготовку объектов теплоэнергетики, жилищно-коммунального комплекса и бюджетной сферы, а также жилищного фонда к отопительному сезону 2021/2022 года на территориях муниципальных районов, городских округов и поселений в Республике Бурятия.

Постановлением Прибайкальской районной администрации от 07.06.2018 г. № 438 утверждено Положение Комитета по управлению муниципальным хозяйством, согласно которому Комитет является самостоятельным структурным подразделением Прибайкальской районной администрации, является самостоятельным юридическим лицом и обладает обособленным имуществом, основными задачами которого являются в том числе, реализация полномочий органов местного самоуправления на территории Прибайкальского района в области строительства и жилищно-коммунального хозяйства, осуществление регулирования и координации деятельности всех заинтересованных субъектов по вопросам, связанным с развитием и устойчивым функционированием жилищно-коммунального комплекса, организация взаимодействия с предприятиями и организациями независимо от форм собственности по вопросам ЖКХ.

Комитет осуществляет контроль за состояние объектов ЖКХ, организует работы по содержанию, ремонту и строительству объектов инженерной инфраструктур, находящейся на балансе МО «Прибайкальский район».

Как следует из материалов дела предоставление коммунальных услуг по теплоснабжению потребителям <адрес> Республики Бурятия осуществляется МУП «Ярцы» на основании постановления Прибайкальской районной администрации от 02.06.2019 г. №668 «О закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием «Ярцы» и договора от ДД.ММ.ГГГГ о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, в соответствии с которыми МУП «Ярцы» передана совокупность объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, в том числе котельная <адрес>.

При таких обстоятельствах установленная законом обязанность по подготовке указанных котельных к отопительному сезону 2021-2022 гг., по созданию и поддержанию нормативного запаса твердого топлива на котельных возложена на МУП «Ярцы», как на организацию, обеспечивающую эксплуатацию котельных и тепловых сетей, и исполнителя коммунальных услуг по теплоснабжению жителям.

В соответствии с п. 2 Порядка определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, утвержденного Приказом Минэнерго России от 10.08.2012 N 377 норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ).

Расчетный размер ННЗТ определяется по среднесуточному плановому расходу топлива самого холодного месяца отопительного периода и количеству суток, определяемых с учетом вида топлива и способа его доставки (п.19 Порядка).

В соответствии с п. 20 Порядка для твердого топлива, доставляемого автотранспортом, ННЗТ рассчитывается на 7 суток.

Для расчета размера НЭЗТ по твердому топливу принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество 45 суток (п.21 Порядка).

Таким образом, общий нормативный запас топлива на котельных, эксплуатирующих твердое топливо, доставляемое автотранспортом, составляет 52 суток.

На момент рассмотрения данного гражданского дела на территории Прибайкальского района начат отопительный сезон.

Как установлено в ходе прокурорской проверки и подтверждается материалами дела до начала отопительного сезона и на дату рассмотрения гражданского дела котельные МУП «Ярцы» не обеспечены твердым топливом в размере 70% потребности в отопительном сезоне.

При рассмотрении данного дела ответчиками не представлены какие-либо доказательства отсутствия вины в неисполнении требований действующего законодательства в области жилищно-коммунального хозяйства как со стороны уполномоченных органов местного самоуправления района - Прибайкальской районной администрации, МКУ «Комитет по управлению муниципальным хозяйством», так и со стороны МУП «Ярцы», наличии обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих своевременному и надлежащему их исполнению, а также не представлено доказательств осуществления ответчиками в пределах их компетенции конкретных мер, направленных на исполнение указанных требований в ближайшее время в добровольном порядке, представленная копия договора на поставку <данные изъяты> т, при установленной потребности годовой <данные изъяты> т., не свидетельствуют о достаточности принятых мер, объем указанной поставки не обеспечит требуемый 52-суточный нормативный запас топлива. Согласно оперативной сводке на дату рассмотрения дела на котельных МУП «Ярцы» в наличии <данные изъяты> т.

Установленные обстоятельства свидетельствуют о несоблюдении ответчиками норм действующего законодательства в области жилищно-коммунального хозяйства, бездействии по вопросу надлежащей организации надежного теплоснабжения в <адрес>, что создает угрозу нарушению конституционных прав граждан на достойную жизнь, охрану здоровья, на получение коммунальных услуг в необходимом объеме и качестве, а также угрозу возникновения чрезвычайной ситуации.

Согласно статье 12 ГК РФ способом защиты нарушенных прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

При таких обстоятельствах требования прокурора о незаконности бездействия Прибайкальской районной администрации в виде непринятия, в целях надежного теплоснабжения населения <адрес>, мер по организации создания нормативного запаса твердого топлива на котельной МУП «Ярцы»; понуждении Прибайкальской районной администрации, МКУ «Комитет по управлению муниципальным хозяйством» выполнить возложенные федеральным законодательством обязанности по принятию мер по обеспечению и поддержанию в течение всего отопительного сезона 2021 - 2022 г.г. общего 52-суточного нормативного запаса топлива на котельной МУП «Ярцы»; понуждении МУП «Ярцы» выполнить возложенные федеральным законодательством обязанности по созданию и поддержанию в течение всего отопительного сезона 2021 - 2022 г.г. общего 52-суточного нормативного запаса топлива для котельной, обслуживающей <адрес>, являются обоснованными, заявленными в пределах предоставленных ст. 45 ГПК РФ полномочий, и подлежащими удовлетворению.

Доводы представителя ответчика Прибайкальской районной администрации о том, что доступные и достаточные меры в целях надежного теплоснабжения населения администрацией принимались, подлежат отклонению, поскольку в силу п. 1 ч. 1 ст. 6, ч.1.1 чт. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 г. №190-ФЗ «О теплоснабжении» ответственность неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств по обеспечению надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений несет орган местного самоуправления муниципального района.

Прибайкальской районной администрацией не представлено доказательств того, что все необходимые и возможные меры в целях надежного теплоснабжения населения были приняты.

Оснований для признания Комитета по управлению муниципальным хозяйством ненадлежащим ответчиком суд не находит, поскольку в соответствии с Положением о Комитете, Комитете является самостоятельным структурным подразделением Прибайкальской районной администрации, осуществляющим контроль за состояние объектов ЖКХ, самостоятельно организует работы по содержанию, ремонту и строительству объектов инженерной инфраструктур, находящейся на балансе МО «Прибайкальский район», а также реализует полномочия органов местного самоуправления на территории Прибайкальского района в области строительства и жилищно-коммунального хозяйства, осуществление регулирование и координацие деятельности всех заинтересованных субъектов по вопросам, связанным с развитием и устойчивым функционированием жилищно-коммунального комплекса, организация взаимодействия с предприятиями и организациями независимо от форм собственности по вопросам ЖКХ.

При таких обстоятельствах, в силу возложенных на Комитет по управлению муниципальным хозяйством полномочий, он также является ответственным органом за обеспечение надежного и бесперебойного теплоснабжения населенных пунктов, расположенных на территории Прибайкальского района.

Поскольку на момент рассмотрения гражданского дела, отопительный сезон уже начат, учитывая климатический пояс территории, на которой расположен Прибайкальский район, на основании ч.1 ст. 212 ГПК РФ, суд полагает необходимым обратить решение к немедленному исполнению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Прибайкальского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Ярцы», Прибайкальской районной администрации, Комитету по управлению муниципальным хозяйством об обязании создать и поддерживать в течение отопительного сезона 2021-2022гг. общего 52-суточного нормативного запаса топлива для котельной, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Прибайкальской районной администрации в виде непринятия, в целях надежного теплоснабжения населения <адрес>, мер по организации создания нормативного запаса твердого топлива на котельной МУП «Ярцы».

Обязать Прибайкальскую районную администрацию, МКУ «Комитет по управлению муниципальным хозяйством» выполнить возложенные федеральным законодательством обязанности по принятию мер по обеспечению и поддержанию в течение всего отопительного сезона 2021 - 2022 г.г. общего 52-суточного нормативного запаса топлива на котельной МУП «Ярцы».

    Обязать МУП «Ярцы» выполнить возложенные федеральным законодательством обязанности по созданию и поддержанию в течение всего отопительного сезона 2021 - 2022 г.г. общего 52-суточного нормативного запаса топлива для котельной, обслуживающей <адрес>.

Обратить решение к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Прибайкальский районный суд Республики Бурятия.

Судья                                        Ю.Ю. Туравинина

Решение в окончательной форме изготовлено 12 октября 2021 года.

Судья                                             Ю.Ю. Туравинина

2-525/2021 ~ М-598/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Прибайкальского района Республики Бурятия
Дульская Ирина Геннадьевна
Ответчики
Комитет по управлению муниципальным хозяйством
Муниципальное унитарное предприятие " Ярцы"
Прибайкальская районная администрация
Другие
Черепанов Антон Андреевич
Башкиров Николай Иванович
Сычева Татьяна Валерьевна
Суд
Прибайкальский районный суд Республики Бурятия
Судья
Туравинина Юлия Юрьевна
Дело на странице суда
pribaikalsky--bur.sudrf.ru
15.09.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.09.2021Передача материалов судье
16.09.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.09.2021Подготовка дела (собеседование)
27.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.10.2021Судебное заседание
12.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее