Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1912/2013 от 25.07.2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Самарский районный суд г. Самары в составе судьи Кривицкой О.Г., при секретаре Сафроновой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Жданов А.И. к Управлению Федеральной миграционной службе России по Самарской области, Министерству финансов России, Пограничному управлению Федеральной службы безопасности России по Саратовской и Самарской областям о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда.

УСТАНОВИЛ:

Жданов А.И. обратился в суд с иском ( л.д.32) к Управлению Федеральной миграционной службы России по Самарской области, Министерству финансов России о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда, указав, что ДД.ММ.ГГГГ получил загранпаспорт в Отделе УФМС России по Самарской области в г. Тольятти по адресу: <адрес>, 26. В заявлении о выдаче паспорта нового поколения все свои данные указал правильно, без ошибок. Загранпаспорт оформлялся в связи с планированием семейного отдыха в Таиланде с ноября 2012 года, в связи с чем заключил Договор о реализации туристского продукта от ДД.ММ.ГГГГ на всех членов семьи (4 человека). Общая сумма затрат на путевку составила 160 000 рублей (12 дней). До приобретения путевки истец перенес тяжелую операцию (онкология), нуждался в реабилитации и отдыхе в кругу своей семьи. ДД.ММ.ГГГГ при прохождении паспортного контроля (когда уже был сдан багаж, определены места в самолете) одним из сотрудников отряда пограничного контроля «Поволжье» была обнаружена опечатка в паспорте истца - в графе «пол» вместо мужского пола был указан женский пол. Истец был снят с рейса и лишен возможности выехать на отдых со своей семьей. Данная ситуация произошла накануне дня рождения Жданов А.И. В сложившейся ситуации истец испытал огромный стресс.

На основании изложенного просит обязать Отдел УФМС по Самарской области в г. Тольятти безвозмездно выдать истцу загранпаспорт с правильно указанными данными. Взыскать с Министерства финансов РФ в пользу истца в качестве компенсации материального ущерба денежную сумму в размере 41 250 рублей, и в качестве компенсации морального вреда денежную суму в размере 20000 рублей. Обязать Министерства финансов РФ возместить истцу расходы по оплате госпошлины в размере 200 рублей, и расходы по оплате адвоката в размере 4000 рублей.

    В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО4 поддержала исковые требования по изложенным в нем основаниям.

    Представители ответчиков ( представитель УФМС России по Самарской области ФИО5, представитель Министерства финансов РФ по доверенности ФИО6, представитель пограничного управления ФСБ России по Саратовской и Самарской области ФИО7, привлеченного судом в качестве соответчика по своей инициативе л.д.42) возражали против удовлетворения исковых требований, просила в удовлетворении исковых требований отказать, как не основанных на законе.

Суд полагает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.11 Закона РФ от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных производится в установленных и открытых в соответствии со статьей 12 настоящего Закона пунктах пропуска через Государственную границу и заключается в признании законности пересечения Государственной границы лицами, транспортными средствами, прибывшими на территорию Российской Федерации, перемещения через Государственную границу грузов, товаров, животных на территорию Российской Федерации либо в разрешении на пересечение Государственной границы лицами, транспортными средствами, убывающими из пределов Российской Федерации, перемещение через Государственную границу грузов, товаров, животных за пределы Российской Федерации.

Основанием для пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных является наличие действительных документов на право въезда лиц в Российскую Федерацию или выезда их из Российской Федерации, документов на транспортные средства, грузы, товары и животных.

Пропуск лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу включает осуществление пограничного и таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иных видов контроля.

Содержание, средства и методы контроля, порядок его осуществления устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 4 июня 2012 г. N 546 "Об утверждении Положения о содержании пограничного контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации" под пограничным контролем понимается государственный контроль, который заключается в проведении комплекса действий по признанию законности пересечения государственной границы лицами, въезжающими в Российскую Федерацию, либо в разрешении на пересечение государственной границы лицами, выезжающими из Российской Федерации, а также в осуществлении действий по обнаружению и задержанию нарушителей правил пересечения государственной границы, выявлению источников ионизирующего излучения в пунктах пропуска через государственную границу с государствами - членами Таможенного союза, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, - по обнаружению и задержанию грузов, товаров и животных, запрещенных законодательством Российской Федерации к ввозу в Российскую Федерацию или вывозу из Российской Федерации.

Пограничный контроль включает: контроль лиц для установления оснований на право выезда из Российской Федерации или въезда в Российскую Федерацию.

В ходе пограничного контроля осуществляется: проверка действительности документов у лиц, следующих через государственную границу, на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации.

Содержание, последовательность и продолжительность контрольных действий при осуществлении пограничного контроля отражается в технологической схеме пограничного контроля лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, разрабатываемой в пограничном органе в порядке, определенном нормативными актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию граждане Российской Федерации осуществляют по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации. Порядок оформления, выдачи и изъятия этих документов определяется настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст. 9. Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" для оформления паспорта гражданин Российской Федерации в письменном заявлении о выдаче паспорта установленного образца должен указать свои фамилию, имя, отчество (в том числе ранее имевшиеся), пол, дату и место рождения, место жительства, место работы (службы, учебы) в течение последних десяти лет и представить основной документ, удостоверяющий его личность.

Ст. 15 Постановления Правительства РФ от 14.03.1997 N 298 "Об утверждении образцов и описания бланков основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации" определено, что внутренняя страница задней части обложки (задний форзац) предназначена для размещения персональных данных владельца паспорта.

Страница состоит из двух частей:

нижняя четверть страницы - машиносчитываемая зона, в двух строках которой располагается машиносчитываемая запись - буквенно-цифровой код, содержащий в соответствии с международным стандартом основную информацию, имеющуюся в этом документе;

верхние три четверти страницы - визуальная зона, в которой размещаются фотография владельца паспорта размером 35 х 45 мм и следующие реквизиты паспорта и персональные данные его владельца:

«Российская Федерация

Паспорт / Passport

Тип / Typ

З (для паспорта гражданина Российской федерации); D (для дипломатического паспорта); S (для служебного паспорта)

Код государства выдачи RUS /Code of issuing State

N паспорта /Passport No

Фамилия / Surname

Имя / Give names

Гражданство / Nationality

Российская Федерация / Russian Federation

Личный код /Personal No

Дата рождения / Date of birth

Место рождения / Place of birth

Пол / Sex

Дата выдачи / Date of issue

Дата окончания срока действия / Date of expiry

Орган, выдавший документ / Authority»

Кроме того, данная норма также имеется в ст.9 Постановления Правительства РФ от 18.11.2005 N 687 "Об утверждении образцов и описания бланков паспорта гражданина Российской Федерации, дипломатического паспорта гражданина Российской Федерации и служебного паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронные носители информации", а именно:

Страница 2, являющаяся оборотом пластикового вкладыша, предназначена для размещения персональных данных владельца паспорта и состоит из двух частей:

нижняя четверть страницы - машиночитаемая зона, в которой располагается машиночитаемая запись, состоящая из комбинации букв и цифр, содержащая в соответствии с международными требованиями и стандартами, предъявляемыми к машиночитаемым проездным документам, основную информацию, имеющуюся в этом документе;

верхние три четверти страницы - визуальная зона, в которой размещаются следующие реквизиты, выполненные офсетным способом печати:

Российская Федерация / Russian Federation

Паспорта /Passport

Тип / Typ

Код государства выдачи RUS /Code of issuing State

Номер паспорта /Passport

Фамилия / Surname

Имя / Give names

Гражданство / Nationality

Российская Федерация / Russian Federation

Дата рождения / Date of birth

Учетная запись

Личный код /Personal No

Пол / Sex

Место рождения / Place of birth

Дата выдачи / Date of issue

Орган, выдавший документ / Authority»

Дата окончания срока действия / Date of expiry

Подпись владельца / Holder’s signature»Таким образом, указанным нормативно-правовым актом установлены требования, предъявляемые к действительному документу. В соответствии с п.34 Приказа ФСБ РФ от 8 ноября 2012 г. №562 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по осуществлению пограничного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации" основаниями для отказа в пропуске через государственную границу являются представление лицами недействительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации. В дальнейшем при выявлении оснований, указанных в пункте 34 Административного регламента, должностное лицо сообщает об этом своему непосредственному начальнику и передает ему представленные документы на право пересечения государственной границы. Непосредственный начальник должностного лица приглашает лицо, представившее документы на право пересечения государственной границы, в помещение подразделения пограничного контроля пограничного органа в пункте пропуска, повторно проверяет наличие и действительность необходимых документов на право пересечения государственной границы, а также наличие оснований, указанных в пункте 34 Административного регламента, при необходимости получает объяснения от указанного лица. При подтверждении оснований, указанных в пункте 34 Административного регламента, непосредственным начальником должностного лица принимается решение об отказе в пропуске через государственную границу, о чем сообщается лицу, представившему документы на право пересечения государственной границы, с указанием основания отказа и государственного органа, решение которого послужило таким основанием. В данном случае Жданов А.И. был представлен недействительный документ для выезда за пределы территории Российской Федерации, поскольку изложенные в нем данные о личности гражданина не соответствовали фактическим. ( в части указания пола), противоречили иным сведениям ( фамилия, имя, отчество гражданина указаны в мужском роде, не вызывают сомнения в принадлежности лица к мужскому полу, тогда как пол указан в документе женский). ( л.д.5,6,7) Таким образом, поскольку указанная ошибка была допущена Управлением ФМС России, не обнаружена своевременно при получении паспорта лицом, ответственным за его выдачу, в связи с чем Жданов А.И. не был допущен к пересечению границы, то суд полагает, что материальный ущерб, выразившийся в затрате денежных средств на приобретение тура в <данные изъяты> и невозможностью им воспользоваться, был причинен истцу по вине должностных лиц Управления ФМС России по Самарской области. Ссылка представителя УФМС на то, что указанная ошибка является технической и подлежит исправлению по обращению гражданина при подаче им соответствующего заявления, также как и довод о том, что работниками ФСБ не была проведена проверка по факту выдачи недействительного документа не исключает правильность действий работников отряда пограничного контроля, принявших решение об отказе Жданов А.И. в пересечении государственной границы, и не является основанием полагать, что выданный Жданов А.И. паспорт является действительным. Довод ответчиков о том, что Жданов А.И. не были приняты меры для скорейшего обращения с заявлением в органы УФМС об исправлении технической ошибки, и тем самым была упущена возможность использовать часть дней тура, также не являются основанием для отказа в иске. Жданов А.И. было отказано в пересечении государственной границы ввиду допущенной ошибки в документах. Таким образом, принято решение компетентными органом, которое Жданов А.И. исполнил. Принятие мер для скорейшего устранения ошибки является правом гражданина, а не обязанностью, поскольку не закреплен в каком-либо нормативно-правовом акте срок обращения гражданина с заявлением об исправлении технической ошибки. В данной ситуации Жданов А.И. был вправе отказаться от использования тура. Ссылка представителя Министерства финансов РФ на то, что в данном случае материальную ответственность перед гражданин должно нести Управление ФМС как работодатель за неправомерные действия своего работника/ основана на неправильном толковании положений ст. 1069 Гражданского кодекса РФ. В соответствии со ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет ( соответственно) казны Российской Федерации. Жданов А.И. обратился с заявлением в государственный орган о выдаче паспорта. Таким образом, у него сложились правоотношения с Управлением ФМС, а не конкретно с каким-либо работником, состоящим в трудовых отношениях с Управлением ФМС. Жданов А.И. имел право на получение документа, соответствующего указанным выше требованиям нормативно-правового акта. Однако должностными лицами Управления ФМС было фактически допущено незаконное действие, выдача документа с нарушением требований закона. Таким образом, ссылка ответчика на то, что указанная норма права, ст. 1069 ГК РФ подлежит применению лишь в случае принятия решения об отказе в выдаче документа, основана на неправильном толковании закона. Тем более, что Управление ФМС является государственным органом, исполнение судебных решений о взыскании денежных сумм возможно за счет бюджетных средств.

Довод ответчика о том, что истцом не заявлены требования о признании незаконными действий должностных лиц, не исключает возможность удовлетворения иска в указанной части.

Истцу принадлежит право формирования требований в суд. Тем более, что в данном случае не исключена возможность удовлетворения его иска в части возмещения материального ущерба без принятия самостоятельного решения об оценке действий должностных лиц.

Более того, представитель Управления ФМС сам пояснил в суде, что проверка по данному факту в Управление не проводилась, установить конкретное должностное лицо, ответственное за допущенную ошибку в документе, в настоящее время не возможно, поскольку бланк паспорта был заполнен в Федеральной миграционной службе России в г. Москве.

В соответствие с пунктом 106 Приказа Федеральной миграционной службы от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина за пределами территории Российской Федерации» в случае выявления технического брака или несоответствия персональных данных, отметок и записей на момент выдачи паспорта оформляется новый паспорт без повторного представления гражданином документов, предусмотренных Административным регламентом ( за исключением личной фотографии владельца паспорта), в том числе без повторного взимания государственной пошлины.

Исправление технической ошибки осуществляется незамедлительно по требованию гражданина.

Жданов А.И. обратился с заявлением в УФМС о возмещении материальных затрат ( л.д.15), заявление о замене паспорта им не подавалось. Таким образом, исполнение его требований о выдаче нового паспорта возможно лишь при поступлении от гражданина соответствующего заявления.

Факт подтверждения материальных затрат на приобретение утра подтверждается договором на оказание туристского продукта ( л.д.8), туристкой путевкой ( л.д.13).

Между тем, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в части компенсации морального вреда как не основанных на законе.

Статьей 151, 1099 ГК РФ определены основания компенсации морального вреда. В данном случае таких оснований не имеется. Управлением ФМС не была нарушены неимущественные права и нематериальные блага Жданов А.И. Ссылка на несостоявшийся отдых не может быть принята во внимание, поскольку Управлением ФМС оказывалась государственная услуга по выдаче документа, при этом Управление ФМС не принимало на себя обязательства по предоставлению отдыха. В связи с чем доводы истца о переживаниях, вызванных в связи с невозможностью реализовать свое желание отдохнуть в Таиланде совместно с членами своей семьи, не могут быть приняты во внимание.

Законных оснований для взыскании компенсации морального вреда не имеется.

В соответствии со ст.100 ГПК РФ с ответчика подлежат расходы по оплате услуг представителя в сумме 12 000 рублей.( квитанции представлены). Оснований для снижения указанной суммы суд не находит, полагает ее обоснованной и разумной, учитывает сложность дела, степень участия представителя, количество судебных заседаний, отдаленность места проживания истца от места рассмотрения спора.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

     Р Е Ш И Л :

Исковые требований Жданов А.И. к Управлению Федеральной миграционной службе России по Самарской области, Министерству финансов России, Пограничному управлению Федеральной службы безопасности России по Саратовской и Самарской областям о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Обязать Управление Федеральной миграционной службы России по Самарской области в г. Тольятти выдать Жданов А.И. паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации с правильно указанными данными о личности гражданина по обращению его с соответствующим заявлением.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Жданов А.И. в возмещение материального ущерба 41 250 рублей, в счет возврата государственной пошлины 200 рублей, оплаты услуг представителя 12 000 рублей, а всего 53 450 рублей.

В удовлетворении исковых требований в части взыскания компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Самарский районный суд г.Самары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья О.Г. Кривицкая

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

2-1912/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Жданов А.И.
Ответчики
Управление федерального казначейства по Самарской области
Пограничное управление по Саратовской и Самарской областям
УФМС России по Самарской области
Суд
Самарский районный суд г. Самары
Судья
Кривицкая О.Г.
Дело на странице суда
samarsky--sam.sudrf.ru
25.07.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
25.07.2013Передача материалов судье
29.07.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.08.2013Предварительное судебное заседание
06.09.2013Судебное заседание
16.10.2013Судебное заседание
21.10.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.10.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее