Дело № 2-953/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20сентября 2017года г.Старая Русса
Старорусский районный суд Новгородской областив составе председательствующего судьи Самсонова А.А.,при секретаре Зориной М.А.,с участием прокурора Дмитриевой Ю.С.,соистца Спировой А.В.,представителя ответчика Кустовой Н.Г.,рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Старая Русса Новгородской области гражданское дело по исковому заявлению Старорусского межрайонного прокурора Новгородской области в защиту интересов Спировой А.В. к администрации Старорусского муниципального района Новгородской области об обязании совершить определённые действия,
УСТАНОВИЛ:
Старорусский межрайонный прокурор Новгородской области старший советник юстиции Д.А.Викторов в защиту интересов Спировой А.В.,ДД.ММ.ГГГГ года рождения,обратился в суд с исковым заявлением к администрацииСтарорусского муниципального района Новгородской области о возложении обязанности совершить определённые действия.
Требования мотивированы тем,что в Старорусскую межрайонную прокуратуру Новгородской области обратилась Спирова А.В. Проведена проверка соблюдения в деятельности администрации Старорусского муниципального района требований законодательства,регулирующего правоотношения по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,а также лиц из числа детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей.
В ходе проверки установлено,что Спирова А.В.,ДД.ММ.ГГГГ рождения,относится к категории лиц из числа детей-сирот.Приказом департамента образования и молодёжной политики Новгородской области отДД.ММ.ГГГГ №Спирова А.В.включена во внеочередной список предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям,оставшимся без попечения родителей.
По достижении совершеннолетия Спировой А.В.жилое помещение ей не предоставлено,с заявлением о переносе срока обеспечения жилым помещением ввиду наличия обстоятельств,предусмотренных абзацем третьим пункта1статьи8Федерального закона от21декабря1996г.№159-ФЗ,в администрацию района она не обращалась.
Приоритетным нормативным правовым актом,регулирующим право детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,а также лиц из числа детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,на обеспечение жилыми помещениями,является Федеральный закон от21декабря1996года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей»,определяющий общие принципы,содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В пунктах1и3статьи8Федерального закона от21декабря1996года №159-ФЗ закреплено,что детям-сиротам,которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений,а также детям-сиротам,которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений,в случае,если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным,органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации,на территории которого находится место жительства указанных лиц,в порядке,установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации,однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются таким лицам по достижении ими возраста18лет,а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия и после окончания срока пребывания в образовательных организациях,организациях социального обслуживания,учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях,создаваемых в установленном законом порядке для детей -сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,а также по завершении получения профессионального образования,либо окончания прохождения военной службы по призыву,либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях,по их письменному заявлению.
Общий список детей-сирот,достигших14-летнего возраста,которые подлежат обеспечению жилыми помещениями,формируется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Приводит нормативную базу,регулирующую правоотношения в сфере вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей.
В статье7Конституции Российской Федерации,в том числе,определено о государственной поддержке семьи,материнства,отцовства и детства,развитии системы социальных служб,об установлении государственных пенсий,пособий и иных гарантий социальной защиты.Такую поддержку и защиту Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов (пункт «Ж» части1статьи72),что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти,так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
В статье27Конвенции о правах ребёнка закреплено право каждого ребёнка на уровень жизни,необходимый для его физического,умственного,духовного,нравственного и социального развития.
В подпункте24пункта2статьи26.3Федерального закона от06октября1999года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» указано,что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения,осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета),относится,в том числе,решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей (за исключением детей,обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
Статьей11областного закона Новгородской области от05.09.2014 №618-ОЗ «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,лиц из числа детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,а также усыновителей»,предусмотрено,что детям-сиротам,указанным в пункте1статьи8Федерального закона от21декабря1996г.№159-ФЗ,предоставляется право на однократное обеспечение по месту жительства на территории Новгородской области благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не менее нормы предоставления площади жилого помещения,которая составляет28квадратных метров.
Органы местного самоуправления муниципальных районов Новгородской области наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению в порядке,установленном областным законодательством,благоустроенными жилыми помещениями лиц,указанных в части1статьи11областного закона от05.09.2014 № 618-ОЗ,согласно пункта2части1статьи1областного закона Новгородской области от24.12.2013 №431-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов,городского округа отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,а также лиц из числа детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей».
Прокурор считает,что бездействие ответчика влечет нарушение права истца на жилище в муниципальном жилищном фонде. Просит обязать администрацию Старорусского муниципального района предоставить Спировой А.В.благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не менее нормы предоставления площади жилого помещения,отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям.
В судебном заседании прокурор Дмитриева Ю.С.исковые требования поддержал по основаниям,указанным в исковом заявлении.
Истец Спирова А.В.исковые требования поддержала в полном объёме.
Представитель администрации Старорусского муниципального района Кустова Н.Г.,действующая на основании доверенности № отДД.ММ.ГГГГ,в судебном заседании требования признала и пояснила,чтозаконодательством предусмотрена обязанность обеспечения жилыми помещениями детей из числа сирот,однако квоты на строительство новых многоквартирных или индивидуальных домов государством для этих целей не выделены. Свободного жилого помещения на балансе администрации не числится.Освободившиеся жилые помещения заселяются в соответствии с очерёдностью,нарушить которую невозможно.Спировой А.В.будет выделено жилье в соответствии с очередью.
По определению судьи отДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц,не заявляющих самостоятельных требований,привлечены департамент образования и молодёжной политики Новгородской области и департамент финансов Новгородской области,представители которых о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом,что следует из письменных уведомлений.
Письменный отзыв № ДД.ММ.ГГГГ департамента образования и молодёжной политики Новгородской области содержит сведения о том,что Спирова А.В.,ДД.ММ.ГГГГ рождения,включена в список детей-сирот,которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по приказу департамента №ДД.ММ.ГГГГ.Возражений относительно заявленного иска не заявлено.Изложена просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя департамента по письменному заявлению № отДД.ММ.ГГГГ.
Представитель департамента финансов Новгородской области в судебное заседание не явился, об уважительности причины неявки и каких-либо пояснений по поводу заявленного требования не представил.
С соблюдением правил статьи167ГПК РФ гражданское дело рассматривается без не явившихся лиц,надлежащим образом уведомлённых о месте и времени судебного разбирательства.
Выслушав объяснения сторон, проанализировав имеющиеся в деле доказательства,суд считает заявленныеисковыетребования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Основным законом государства-Конституцией РФ,принятой всенародным голосованием12декабря2004года каждому гражданину гарантируется право на охрану его жизни и здоровья,а малоимущим,иным указанным в законе гражданам,нуждающимся в жилище,оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных,муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.3ст.40).
Вопросы социальной поддержки детей-сирот,безнадзорных детей и детей,оставшихся без попечения родителей,в соответствии с подпунктом24пункта2статьи26.3 №184-ФЗгод от06октября1999года« Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации,осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Предоставление жилых помещений таким детям по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В п.1ст.8ФЗ №159от21декабря1996года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей» предусмотрено,чтодетям-сиротам и детям,оставшимся без попечения родителей,лицам из числа детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений,а также детям-сиротам и детям,оставшимся без попечения родителей,лицам из числа детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений,в случае,если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным,органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации,на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке,установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации,однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Все вопросы,связанные с обеспечением детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,а также детей,находящихся под опекой(попечительством), в Новгородской области регулируется областным законом Новгородской области от05.09.2014 №618-ОЗ «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,лиц из числа детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,а также усыновителей».
Статьей11 областного законаНовгородской области от05.09.2014 №618-ОЗзакреплено право на однократное обеспечение по месту жительства на территории Новгородской области благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не менее нормы предоставления площади жилого помещения,которая составляет28квадратных метров.
В нем отражены обстоятельства предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям,оставшихся без попечения родителей.
Органы местного самоуправления муниципальных районов Новгородской области наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению в порядке,установленном областным законодательством,благоустроенными жилыми помещениями лиц,указанных в части1статьи11областного закона от05.09.2014 № 618-ОЗ,согласно пункта2части1статьи1областного закона Новгородской области от24.12.2013 №431-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов,городского округа отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,а также лиц из числа детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей».
Петрова А.В.,ДД.ММ.ГГГГ рождения, родилась в <адрес>.В качестве отца значится ФИО1,а матерью ФИО2,что следует из свидетельства о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ.,выданного администрацией Медниковского сельсовета <адрес>.
Петрова А.В.,ДД.ММ.ГГГГ рождения и Спиров В.Г. заключили бракДД.ММ.ГГГГ,после заключения брака жене присвоена фамилия Спирова,о чем выдано свидетельство о заключении брака1-№.ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС <адрес> комитета ЗАГС и ООДМС <адрес>.
В паспорте Петровой А.В.,родившейсяДД.ММ.ГГГГ в <адрес>,она зарегистрирована по адресу:<адрес>.
Приказом департамента образования и молодёжной политики Новгородской области №ДД.ММ.ГГГГ. Спирова (Петрова) А.В.,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, включена в список детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,а также лиц из числа детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
По информации администрации Старорусского муниципального района Новгородской области № ДД.ММ.ГГГГ. Петрова А.В.,ДД.ММ.ГГГГ рождения, зарегистрирована по адресу:<адрес> включена в список детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,а также лиц из числа детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей на обеспечение жилым помещением в...г..
Для принятия решения о включении в указанный список предшествовала определённая работа по собиранию доказательств,в частности:
-по постановлению администрации <адрес> №ДД.ММ.ГГГГ.над несовершеннолетней Петровой А.В.назначен опекун;
-уполномоченной комиссией ДД.ММ.ГГГГ..обследовано помещение-жилой дом по адресу:<адрес>,который по заключению межведомственной комиссией признан не соответствующим требованиям,предъявляемым к жилым помещениям,находится в аварийном состоянии и подлежит сносу,в связи с физическим износом в процессе его эксплуатации;
-принято заключение о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания №отДД.ММ.ГГГГ,расположенного по адресу:<адрес>.
Сведений о зарегистрированных правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества на территории Новгородской <адрес> за правообладателем Петровой А.В.,ДД.ММ.ГГГГ.р.,не имеется,о чем выдано уведомление №-ДД.ММ.ГГГГ уведомление №отДД.ММ.ГГГГ.
Аналогичные сведения имеются в Старорусском отделении Новгородского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ»(№отДД.ММ.ГГГГ).
В судебном заседании установлено,что помещение,расположенное по адресу:<адрес>,где зарегистрирована Спирова А.В.,значится непригодным.Эти сведения не опровергнуты в судебном заседании.Другого жилья Спирова А.В.не имеет.
Анализируя в совокупности все представленные доказательства,следует вывод о том,что совершеннолетняя Спирова (Петрова) А.В.,ДД.ММ.ГГГГ рождения,включена в список детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,а также лиц из числа детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,которые подлежат обеспечению жилыми помещениями,однако,отдельное жилое помещение,пригодное для проживания,до настоящего времени ей не предоставлено.
Государство признаёт охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей,о чём отражено в ФЗ №323от21.11.2011г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Отсутствие жилого помещения,соответствующего всем предусмотренным стандартам и нормам,ущемляет права совершеннолетней Спировой А.В. на гармоничное развитие её личности,что противоречит действующему законодательству.
Все исследованные доказательства позволяют суду принять решение об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст.194-199ГПК РФ,суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию Старорусского муниципального района Новгородской области предоставить Спировой А.В.,ДД.ММ.ГГГГ рождения,благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не менее нормы предоставления площади жилого помещения,отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Старорусский районный суд в течение месяца с момента составления мотивированного решения с10октября2017года.
Председательствующий А.А.Самсонов