Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-417/2022 (2-6490/2021;) ~ М-6486/2021 от 09.11.2021

Дело №2-417\2022                    16 февраля 2022 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Волжский городской суд Волгоградской области в составе:

председательствующего Платоновой Н.М.

при секретаре Тимофеевой Е.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волжском

16 февраля 2022 года

дело по иску Кондрашовой Н.С. к Государственному автономному учреждению здравоохранения «Волгоградская областная дезинфекционная станция» о признании незаконным приказа об отстранении от работы, взыскании среднего заработка за период вынужденного простоя, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

    Кондрашова Н.С., уточнив в порядке ст.39 ГПК РФ исковые требования, обратилась в суд с иском к ГАУЗ «Волгоградская областная дезинфекционная станция» о признании незаконным приказа об отстранении от работы, взыскании среднего заработка за период вынужденного простоя, компенсации морального вреда. В обоснование требований указав, что во исполнение письма комитета здравоохранения <адрес> от "."..г. №..., Постановления Главного государственного санитарного врача по <адрес> от "."..г. №... «О проведении профилактических прививок отдельным гриппам граждан по эпидемическим показаниям» и иных нормативно-правовых документов в ГАУЗ «Волгоградская областная дезинфекционная станция» был издан ознакомительный приказ №... «О проведении вакцинации от новой коронавирусной инфекции COVID-19». В указанном приказе, в качестве основания, дающих право и наделяющих полномочиями администрацию Учреждения обязывать проходить вакцинацию, указаны следующие документы: письмо комитета здравоохранения <адрес> от "."..г. №..., Постановление от "."..г. №... «О проведении профилактических прививок отдельным граппам граждан по эпидемическим показаниям», подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от "."..г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункт 2 статьи 10 Федерального закона от "."..г. №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний», пункт 18.3 СП 3.1.3.2.3 146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», приказ Минздрава России от "."..г. №...н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям». Однако, к приказу №... не были приложены для ознакомления копии документов, взятые за основания для обязательной вакцинации сотрудников, поскольку с некоторыми документами, в частности приказом Комитета, в открытом доступе ознакомиться не представляется возможным. "."..г. ей было предоставлено Уведомление №... «О вакцинации от новой коронавирусной инфекции», в котором сообщалось, что она, как работник медицинской организации, должна пройти вакцинацию от COVID-19 однокомпонентной вакциной или первым компонентом двухкомпонентной вакцины до "."..г., вторым компонентом – до "."..г.. Из абз.5 Уведомления также следует, что в случае отсутствия документального подтверждения о прохождении вакцинации к установленному сроку или в случае отказа от её прохождения без уважительной причины, издается приказ об отстранении от работы без сохранения заработной платы. Однако данное Уведомление, по своему содержанию, не содержит ни одной законодательной нормы, которая бы регламентировала непосредственно сторону трудовых отношений между работником и работодателем, в частности вопрос отстранения от выполняемой работы. Ввиду отсутствия ссылок в Уведомлении на действующее трудовое законодательство, ею была составлена служебная записка на имя специалиста по кадрам Учреждения, содержащая в себе вопросы касательно трудового законодательства, ответ на которую ею был получен "."..г., то есть в день отстранения от работы. "."..г. Учреждением был издан приказ №№...-лс «Об отстранении от работы» с "."..г., без сохранения заработной платы, с которым она была не согласна, выразив свое несогласие в письменной форме. Исполнение ею должностных обязанностей не связано с осуществлением контакта с людьми, не подразумевает под собой оказания услуг широкому кругу лиц, вся работа происходит посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; учреждение не является лечебно-профилактическим, в нем нет пациентов, врачебная помощь не оказывается. Также из текста Постановления от "."..г. №... «О проведении профилактических прививок отдельным гриппам граждан по эпидемическим показаниям» каких-либо требований об обязательном отстранении работников, не прошедших вакцинацию против COVID-19, от выполняемых ими работ, главный государственный санитарный врач <адрес> не постановил и не выдвин<адрес> отстранения работников по требованию должностного лица (должностных лиц) предусмотрена положениями ч.2 ст.3 Федерального закона от 30 марта 199 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Считает отстранение от работы со стороны руководителя дискриминацией, поскольку работодатель счел себя уполномоченным издавать дискриминирующий по своему содержанию приказ в части отсутствия четких временных границ периода отстранения. Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит суд признать незаконным приказ №№...-лс от "."..г. «Об отстранении от работы», взыскать с ГАУЗ «Волгоградская областная дезинфекционная станция» в её пользу сумму среднего заработка за период вынужденного простоя в размере 104300 рублей, компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.

В судебном заседание истец Кондрашова Н.С. исковые требования, с учетом из уточнения поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении по основаниям, изложенным в иске. Указала, что она является <...> в ГАУЗ «Волгоградская областная дезинфекционная станция», работа не связана с контактами с людьми, риск заболевания инфекцией отсутствует. На момент её отстранения, коллективный иммунитет ГАУЗ «Волгоградская областная дезинфекционная станция» составлял более 80%. С действиями работодателя не согласна, так как работодатель, в силу требований действующего трудового законодательства, не может самостоятельно отстранить работника от работы, так как отстранение может быть осуществлено лишь Главным государственным санитарным врачом, а также выполняемая сотрудником работа должна входить в Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок. Она является аллергиком, но медицинского отвода не имеет. Категорически против вакцинации от коронавирусной инфекции, поскольку полагает, что нет достаточных подтверждений отсутствия вреда ее здоровью.

Представитель ответчика ГАУЗ «Волгоградская областная дезинфекционная станция» – директор Кудряков Р.Ш. в судебном заседании исковые требования не признал, поддержав доводы, изложенные в отзыве, дополнительно пояснив, что согласно постановлению главного государственного санитарного врача по <адрес> от "."..г. №... «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» их медицинское учреждение было обязано осуществить проведение профилактических прививок против коронавируса. Они издали соответствующий приказ, с которым ознакомили всех работников. Однако истец отказались от вакцинации и не представила медицинское заключение о наличии противопоказаний к профилактической прививке. После чего Кондрашова Н.С. была уведомлена о возможном отстранении от работы, а потом соответствующим приказом отстранена от работы. На момент отстранения истца от работы вакцинированных работников ГАУЗ «Волгоградская областная дезинфекционная станция» было 80% и организация является медицинским учреждением, а истец его работником.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в судебное заседание не явился, в представленном отзыве представитель Управления Кольке В.В. просит дело рассмотреть в его отсутствие, отказать Кондрашовой Н.С. в удовлетворении исковых требований, поскольку в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям в части прививки против коронавирусной инфекции к приоритету 1-го уровней относятся, в том числе взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники медицинских организаций.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

В силу ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Также в соответствии с ч. 2 ст. 21 Конституции РФ никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

При этом согласно ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения – публично-правовая обязанность государства, обусловленная необходимостью реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Формами обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения согласно ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ) среди прочего являются государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, выполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательное соблюдение гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Статьей 1 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее – ФЗ от 17.09.1998 № 157-ФЗ) предусмотрено, что иммунопрофилактикой инфекционных болезней является система мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней путем проведения профилактических прививок, а профилактические прививки - введение в организм человека иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики в целях создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням.

В соответствие с абз. 4 п. 2 ст. 5 ФЗ от 17.09.1998 № 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечет, в том числе отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

В Определении Конституционного Суда РФ от 21.11.2013 № 1867-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Гунтаишвили Валентины Захаровны на нарушение ее конституционных прав Федеральным законом «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» высказана правовая позиция, согласно которой предусмотренные абзацем четвертым пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» установление правила о правовых последствиях отсутствия профилактических прививок в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлено необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц и, следовательно, отвечает конституционно закрепленным целям возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации) и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения публично-правовая обязанность государства, обусловленная необходимостью реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Формами обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения согласно ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" среди прочего являются государственное санитарно- эпидемиологическое нормирование, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, выполнение     санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательное соблюдение гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Статьей 1 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" предусмотрено, что иммунопрофилактикой инфекционных болезней является система мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней путем проведения профилактических прививок, а профилактические прививки - введение в организм человека иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики в целях создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням.

В соответствие с абз. 4 п. 2 ст. 5 ФЗ от 17.09.1998 № 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечет, в том числе отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что истец Кондрашова Н.С. с "."..г. на основании трудового договора №... работает в ГАУЗ «Волгоградская областная дезинфекционная станция» на должности (по профессии) <...>, что подтверждается копией трудового договора (том №... л.д.37-46).

Согласно подп. 6 п. 1 ст. 51 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются, в том числе полномочиями при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.

Статьями 10, 11 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ установлены обязанности граждан и юридических лиц, в том числе выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; не осуществлять действий, влекущих за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

Постановлением Главного государственного санитарного врача по Волгоградской области от 27.07.2021 № 01/3 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» в связи с ухудшением эпидемиологической ситуации по заболеваемости новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) в регионе и продолжающейся угрозой распространения новой коронавирусной инфекции определено осуществить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Волгоградской области следующим категориям (группам) граждан, подлежащих обязательной вакцинации: работающим на основании трудового договора, гражданского -правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере, в том числе здравоохранения. Руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Волгоградской области, в сферах, установленных пунктом 1 настоящего Постановления: в срок до 30.08.2021 организовать проведение профилактических прививок работникам первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 30.09.2021 – вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции (COVID-19), прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации (копия том №1 л.д.137-138).

28 июля 2021 года Комитет здравоохранения Волгоградской области направил в адрес медицинских организаций, подведомственных Комитету, для руководства в работе и исполнения Постановления Главного государственного санитарного врача по Волгоградской области от 27 июля 2021 года №01/3 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» (копия том 311 л.д.130, 131-1232, 133-136).

В целях противодействия распространения новой коронавирусной инфекции среди работников в ГАУЗ «Волгоградская областная дезинфекционная станция» и для обеспечения бесперебойной работы учреждения, ГАУЗ «Волгоградская областная дезинфекционная станция» "."..г. издало приказ №...-лс «О предоставлении дополнительного дня отдыха с сохранением заработной платы работникам за добровольную вакцинацию от новой коронавирусной инфекции (COVID-19), с которым истец Кондрашова Н.С. была ознакомлена под роспись (копия том №... л.д.144-145).

"."..г. ГАУЗ «Волгоградская областная дезинфекционная станция», во исполнение письма Комитета здравоохранения <адрес> от "."..г. №..., Постановления Главного государственного санитарного врача по <адрес> от "."..г. №... «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям», п.п.6 п.11 ст.51 Федерального закона от "."..г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.2 ст.10 Федерального закона от "."..г. №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», п.18.3 СП 3.1.3.2.3 146-13 «общие требования по профилактике инфекционных и паразитических болезней», приказа Минздрава России от "."..г. №...н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» издало приказ №... «О проведении вакцинации от новой коронавирусной инфекции COVID-19», согласно которого всем сотрудникам Учреждения поручено в срок до "."..г. провести вакцинацию первым компонентом вакцины или однокомпонентной вакциной, в срок до "."..г. вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции COVID-19 (копия том №... л.д.146-148).

С указанным приказом №... от "."..г. Кондрашова Н.С. также была ознакомлена под роспись.

"."..г. ГАУЗ «Волгоградская областная дезинфекционная станция» выдало Кондрашовой Н.С. уведомление о вакцинации от новой коронавирусной инфекции COVID-19 (копия том №... л.д.143).

Ввиду того, что Кондрашова Н.С. в сроки, установленные приказом №... от "."..г. не вакцинировалась, не представив сертификат о ранее проведенной вакцинации либо медицинское заключение о наличии противопоказаний к вакцинации, "."..г. ГАУЗ «Волгоградская областная дезинфекционная станция» издало приказ №...-лс об отстранении Кондрашовой Н.С. от работы с "."..г. до момента её прохождения, без сохранения заработной платы (копия том №... л.д.149).

Указанный приказ был вручен Кондрашовой Н.С. под роспись "."..г., что следует из отметки в приказе, в котором истец также указала, что с приказом не согласна.

Указанные обстоятельства истцом не оспаривались в судебном заседании.

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что приоритет профилактики в сфере охраны здоровья как один из основных принципов охраны здоровья обеспечивается путем осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними.

Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации установлены Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 157-ФЗ государственная политика в области иммунопрофилактики направлена на предупреждение, ограничение распространения и ликвидацию инфекционных болезней.

Новая коронавирусная инфекция COVID-19 является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» отнесен ко II группе патогенности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» коронавирусная инфекция COVID-19 включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Постановлением Губернатора Волгоградской области от 15.03.2020 N 179 на территории Волгоградской области введен режим повышенной готовности функционирования органов управления, сил и средств территориальной подсистемы Волгоградской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее- Федеральный закон № 52-ФЗ) профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Статьей 9 Федерального закона № 157-ФЗ предусмотрено, что национальный календарь профилактических прививок включает в себя профилактические прививки против гепатита В, дифтерии, коклюша, кори, краснухи, полиомиелита, столбняка, туберкулеза, эпидемического паротита, гемофильной инфекции, пневмококковой инфекции и гриппа.

Национальный календарь профилактических прививок, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. № 825 утвержден перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона № 157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (часть 3 статьи 10 Федерального закона № 157-ФЗ).

Приказом Министра здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 г. № 125н, действовавшим на момент издания работодателем приказа об отстранении от работы, утвержден национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

Согласно п.п. 18.1., 18.3. СП 3.1/3.2.3146-13. Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.12.2013 № 65 (действовавшим в период возникновения спорных правоотношений) профилактические прививки проводятся гражданам для предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Перечень инфекционных болезней, иммунопрофилактика которых предусмотрена национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом действующих нормативных правовых и методических документов и складывающейся эпидемиологической ситуации.

Аналогичные нормы содержатся и в пп. 64, 66 Санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 4.

В силу части 2 статьи 10 Федерального закона № 157-ФЗ решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации.

Пунктом 6 части 1 статьи 51 Федерального закона № 52-ФЗ установлено, что главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.

Из смысла приведенных норм в их системном толковании следует, что прививки против новой коронавирусной инфекции COVID-19 отнесены к профилактическим прививкам по эпидемическим показаниям, то есть проводятся гражданам, когда существует реальная угроза возникновения и распространения инфекционного заболевания. Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации и главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации. Если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного государственного санитарного врача об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей), то для работников, которые указаны в таком постановлении, вакцинация является обязательной.

27 июля 2021 года Главным государственным санитарным врачом по Волгоградской области принято постановление № 01/3 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям», 20 октября 2021 года постановлением Главного государственного санитарного врача по Волгоградской области № 1/06 расширен перечень отдельных групп граждан, которые обязаны пройти вакцинацию по эпидемическим показаниям против новой коронавирусная инфекция COVID-19.

В календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям в части прививки против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 к приоритету 1-го уровней относятся, в том числе, взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники медицинских организаций.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (том №... л.д.15-31) в качестве основного и дополнительного вида деятельности ГАУЗ «Волгоградская областная дезинфекционная станция» указано: дезинфекция, дезинсекция, дератация зданий, промышленного оборудования; деятельность в области медицины прочая, не включенная в другие группировки.

Согласно разъяснений по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процентов вакцинированных, для контроля за эпидемическим процессом и стабилизации ситуации по заболеваемости COVID-19 необходимо обеспечить уровень коллективного иммунитета не менее 80% от списочного состава коллектива, с учетом лиц, переболевших COVID-19 и вакцинированных (не более 6 месяцев назад), не привитые, имеющие медицинские противопоказания, и прочие должны составлять не более 20% от списочного состава работающих.

Следовательно Кондрашова Н.С. не входит в группу для создания не менее 80% коллективного иммунитета в Учреждении, поскольку последняя не представила в срок до "."..г. сертификат о прохождении вакцинации, либо медицинское заключение о перенесенном заболевании COVID-19, либо медицинское заключение о наличии противопоказаний к вакцинации от COVID-19.

Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. № 825 утвержден перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.

Из чего следует, что все сотрудники ГАУЗ «Волгоградская областная дезинфекционная станция» должны в обязательном порядке проходить профилактические прививки, в том числе прививку от коронавирусной инфекции COVID-19.

Согласно ст. 11 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В силу ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, в том числе в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами

Таким образом, учитывая представленные доказательства и доводы сторон по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оценивая вышеизложенные нормативные акты в их единстве и взаимосвязи между собой, суд делает вывод, что Кондрашова Н.С., как работник медицинского учреждения, была обязаны сделать прививку против новой коронавирусной инфекции COVID-19, поэтому издание оспариваемых приказов и действия работодателя ГАУЗ «Волгоградская областная дезинфекционная станция» по отстранению истца от работы, как лица, не выполнившего возложенную на него специальным Федеральным законом от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» обязанность, в полной мере соответствуют требованиям действующего законодательства, являются законными и обоснованными, что влечет за собой отказ в удовлетворении исковых требований. При этом работодателем были созданы все условия истцу для вакцинации, в частности, предоставлена возможность пройти вакцинацию самостоятельно с сохранением работникам заработной платы в период отсутствия на рабочем месте в связи с вакцинацией.

Также суд отмечает, что ГАУЗ «Волгоградская областная дезинфекционная станция» не имело полномочий исключать кого-либо из работников из состава лиц, участвующих в вакцинации, поскольку постановлением Главного государственного санитарного врача по Волгоградской области от 27.07.2021 № 01/3 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» устанавливалась ее обязательность для всех работников. При этом действий по принудительной вакцинации, ни Главным санитарным врачом, ни руководством ГАУЗ «Волгоградская областная дезинфекционная станция» допущено не было.

В ходе судебного заседания истец подтвердила то обстоятельство, что официального документа о противопоказаниях к вакцинации не имеет, сертификат о вакцинации до настоящего времени не получен.

При этом суд не может принять во внимание доводы истца, что выполняемая ею работа не входит в перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.

Действительно в соответствии со ст. 5 ФЗ от 17.09.1998 № 157-ФЗ перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Такой Перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 № 825 и работа, выполняемая истцом, не входит в указанный Перечень.

В тоже время риск заболевания инфекционными болезнями возможен не только при обычном выполнении работ, но и при их выполнении в период возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Как было указано выше, коронавирусная инфекция COVID-19 постановлением Правительства РФ от 31.01.2020 № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Обязательность прививок в этом случае обуславливается вышеуказанными нормами Федерального закона от "."..г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Отказ от такой прививки влечет те же последствия, что и отказ от прививки в обычных условиях работы с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в условиях пандемии необходимо для защиты здоровья, а зачастую, и жизни каждого члена трудового коллектива и других граждан и не может расцениваться как нарушение конституционных и трудовых прав истцов. Оно соотносится с характером и степенью общественной опасности новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и является разумным сдерживающим средством временного и защитного характера, необходимым для снижения риска инфицирования, обеспечения коллективного иммунитета. Истец подтвердила в судебном заседании, что работа ее связана в том числе и с общением с иными сотрудниками организации в течении всего дня, работой удаленного характера не является.

В связи с отказом в удовлетворении основных исковых требований, подлежит оставлению без удовлетворения производные от него требования о взыскании среднего заработка за период вынужденного простоя, компенсации морального вреда, поскольку судом не установлено нарушений прав работника.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Кондрашовой Н.С. к Государственному автономному учреждению здравоохранения «Волгоградская областная дезинфекционная станция» о признании незаконным приказа №...-лс от "."..г. об отстранении от работы, взыскании среднего заработка за период вынужденного простоя в размере 104300 рублей, компенсации морального вреда в размере 10000 рублей - ОТКАЗАТЬ.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья:

Справка: мотивированное решение изготовлено "."..г..

Судья:

2-417/2022 (2-6490/2021;) ~ М-6486/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кондрашова Наталья Сергеевна
Ответчики
ГАУЗ "Волгоградская областная дезинфикционная станция"
Другие
Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области
В лицеи глав врача Кудрякова Рината Шамельевича
Суд
Волжский городской суд Волгоградской области
Судья
Платонова Наталья Михайловна
Дело на странице суда
vol--vol.sudrf.ru
09.11.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.11.2021Передача материалов судье
11.11.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.12.2021Подготовка дела (собеседование)
15.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.01.2022Судебное заседание
16.02.2022Судебное заседание
24.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее