Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-1357/2021 ~ М-1151/2021 от 11.10.2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 декабря 2021 года                      г. Красногорск

Московская область

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи            Невейкиной Н.Е.,

при секретаре                                         Овсянниковой А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1357/2021 по административному исковому заявлению Скарятина А. Н. к Министерству имущественных отношений Московской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной рыночной стоимости,

    установил:

    Административный истец Скарятин А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в виде двух земельных участков, расположенных по адресу: <данные изъяты>, с/п Ульянинское, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: дачные и садовые дома, летние сооружения, сады, огороды; с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 01 января 2018 года, с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 30 ноября 2018 года. Просил установить кадастровую стоимость земельных участков, равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на указанную дату по выводам, изложенным в отчете об оценке рыночной стоимости объектов, подготовленным ООО «ИНЕКС» № 2106/879Б от 16.07.2021 года. Свои требования мотивировал тем, что результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости повлекли неправомерное увеличение налогового бремени, исчисляемого от их кадастровой стоимости.

Административный истец в лице представителя Мазгалиной О.А. в судебное заседание явилась, против выводов судебной оценочной экспертизы АО «Международный центр оценки» не возражала, уточнив исковые требования согласно выводам судебной оценочной экспертизы ООО «Международный центр оценки».

    Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений Московской области в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя, не возражал против выводов судебной экспертизы, оставил разрешение требований административного истца на усмотрение суда.

    Представитель административного ответчика ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя, против выводов судебной экспертизы не возражал, оставил разрешение требований административного истца на усмотрение суда.

    Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела уведомлен надлежащим образом.

    Заинтересованные лица в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела уведомлены надлежащим образом.

    Учитывая положения ч. 4 ст. 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, изучив материалы дела, судебную оценочную экспертизу, выслушав доводы представителя административного истца, уточнившего заявленные исковые требования, приходит к следующим выводам.

    В соответствии с ч. 1 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

    Согласно ч. 5 ст. 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.

    Понятие кадастровой стоимости закреплено в пункте 3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)» (утвержден Приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 г. N 508).

    Под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

    Из вышеприведенных положений законодательства следует, что определение кадастровой стоимости объекта недвижимости возможно как в результате проведения государственной кадастровой оценки, так и путем установления его кадастровой стоимости равной рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого объекта недвижимости.

    Согласно пунктам «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

    В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Согласно пункту 3 статьи 66 названного закона в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

    В соответствии с частями 1 и 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

    Судом установлено и подтверждается материалами дела, что административному истцу на праве собственности принадлежат объекты недвижимости в виде двух земельных участков, расположенных по адресу: <данные изъяты>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: дачные и садовые дома, летние сооружения, сады, огороды; с кадастровым номером <данные изъяты>, с кадастровым номером <данные изъяты>, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах.

    В отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области 15ВР-1633 от 27.11.2018 года «Об утверждении кадастровой стоимости», утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 01 января 2018 года в размере 47 462 179,8 рублей, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

    В отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, на основании акта ГБУ Московской области «Центр кадастровой оценки» №006д от 19.04.2019 года «Об утверждении кадастровой стоимости», утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 30 ноября 2018 года в размере 45 414 776,44 рублей, что также подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Установленная кадастровая стоимость земельных участков, по мнению административного истца, превышает их рыночную стоимость, что влечет за собой необоснованное возложение обязанности по уплате налога в завышенном размере.

В соответствии со ст. 373 НК РФ истец является плательщиком земельного налога. Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости затрагивают права и обязанности административного истца как плательщика налога.

В соответствии с п. 2 ст. 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода.

Согласно разъяснениям п.6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

Таким образом, административный истец, являясь собственником объектов недвижимости в виде двух земельных участков, имеет законный интерес в установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере действительной их рыночной стоимости.

В соответствии с ч.1 ст. 245 КАС РФ обращение в суд с данными исковыми требованиями являются законными и обоснованными.

В силу ст. 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

    Юридически значимым обстоятельством для разрешения данного спора является установление величины рыночной стоимости объектов недвижимости: земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 01 января 2018 года; земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 30 ноября 2018 года.

Кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на указанные даты была установлена Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области, актом ГБУ Московской области «Центр кадастровой оценки».

При этом, в соответствии с 1 ст. 62, ч.5 ст. 247 КАС РФ обязанность доказывания наличия оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца, тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.

    В обоснование заявленного требования административный истец представил отчет, подготовленный оценщиком ООО «ИНЕКС» № 2106/879Б от 16.07.2021 года.

    Для проверки правильности определения оценщиком рыночной стоимости объектов недвижимости определением Московского областного суда от 27 октября 2021 года по делу назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту АО «Международный центр оценки» Павловскому А.Ю.

    Заключением судебной оценочной экспертизы АО «Международный центр оценки» <данные изъяты> от <данные изъяты> установлено, что отчет об оценке рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, подготовленный оценщиком ООО «ИНЕКС» не соответствует требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки; установлена кадастровая стоимость объектов недвижимости двух земельных участков равная их рыночной стоимости: земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на <данные изъяты>; земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 30 ноября 2018 года.

    С выводами, содержащимися в экспертном заключении судебной оценочной экспертизы АО «Международный центр оценки» согласился представитель административного истца, а также административные ответчики, представив письменные пояснения касательно заявленных требований.

    В соответствии с частями 1 и 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

    Одним из источников сведений о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, являются заключения экспертов (часть 2 статьи 58 КАС РФ).

    Судом в соответствии со статьей 84 КАС РФ дана оценка заключению судебной оценочной экспертизы.

    Согласно статье 41 Федерального закона от 31.05.2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» в соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами.

    На судебно-экспертную деятельность лиц, указанных в части первой настоящей статьи, распространяется действие статей 2,3, 4,6 - 8,16 и 17, части второй статьи 18,статей 24 и 25 настоящего ФЗ.

    В соответствии со статьей 8 названного Федерального закона эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме.

    Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.

    Суд приходит к выводу, что рыночная стоимость объектов недвижимости должна быть установлена на основании заключения судебной экспертизы АО «Международный центр оценки».

    Заключение содержит подробное описание проведенного исследования. Экспертное заключение содержит указание на применение экспертом при проведении исследований и производстве расчетов коэффициентов корректировок нормативных актов в области оценочной деятельности, стандартов по проведению оценки, учебных пособий, справочной аналитики и авторских монографических работ.

    Экспертное заключение понятно по своему содержанию, составлено в доступной форме изложения и не содержит суждений, позволяющих иначе переоценить выводы эксперта.

    В заключении эксперта Павловского А.Ю., по мнению суда, содержатся исчерпывающие суждения и выводы относительно совокупности всех ценообразующих факторов как по объектам-аналогам, так и по объектам оценки.

    В ходе анализа рынка исследуемых объектов, анализа других внешних факторов, не относящихся непосредственно к исследуемому объекту, но влияющих на его стоимость, а также нормативно-методической базы оценки экспертом выявлены ценообразующие факторы, влияющие на стоимость объектов оценки (элементы сравнения): определение сегмента рынка, альтернативные варианты использования объектов, местоположение и характеристики объектов, вид права, категория земель, вид разрешенного использования, а также площадь, время продажи/предложения, факт сделки (уторговывание), передаваемые права, условия продажи (чистота сделки), условия финансирования, инфраструктура, использование или назначение объекта, транспортная доступность, наличие рядом аналогичных объектов.

    Для сравнения эксперт выбрал объекты-аналоги, сопоставимые с объектами оценки.

    Информационной базой явился архив эксперта, данные из периодической печати и с интернет сайтов в электронном виде и на бумажных носителях.

    Характеристики объектов-аналогов представлены в таблице сравнения. Из таблицы сравнения следует, что объекты - аналоги сопоставлялись с объектами оценки по следующим единицам сравнения: рыночные условия, местоположения объекта, физические характеристики, экономические характеристики, использование объекта, наличие дополнительных компонентов стоимости.

    В процессе работы эксперт проанализировал возможность применения доходного, сравнительного и затратного подходов к оценке и методов оценки в рамках каждого из них к определению рыночной стоимости объекта экспертизы и пришел к выводам, изложенным в заключении.

    В судебном заседании не установлено обстоятельств, указывающих на то, что рыночная стоимость объектов недвижимости, определенная судебной оценочной экспертизой, не соответствует сложившемуся рынку цен на дату ее определения.

    Оснований не доверять представленному заключению экспертизы у суда не имеется, поскольку оно является допустимым по делу доказательством, эксперт Павловский А.Ю. предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения.

    Соглашаясь с заключением судебной оценочной экспертизы, суд исходит из анализа рынка, приведенного в экспертном заключении.

    С учетом системного толкования приведенных законов и нормативных актов, подлежащих применению в настоящем деле, а также представленных по делу доказательств, оцененных судом на предмет достаточности и допустимости, исходя из того, что заключением судебной оценочной экспертизы установлена рыночная стоимость объектов недвижимости, которая ниже их кадастровой стоимости, а также с учетом п. 3 ст. 3 НК РФ, новая кадастровая стоимость объектов недвижимости, принадлежащего административному истцу на праве собственности, на дату установления их кадастровой стоимости судом определяется исходя из размера, установленного экспертным заключением АО «Международный центр оценки».

Ходатайств о проведении дополнительной или повторной экспертизы сторонами не заявлялось.

При таких обстоятельствах, административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Исходя из положений статьи 18 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», в связи с изменением на основании судебного акта кадастровой стоимости объекта недвижимости в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, для целей внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости датой обращения административных истцов с заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости следует считать дату обращения в суд 11 октября 2021 года.

Кроме того, актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда, в связи с чем, решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости.

    Руководствуясь статьями 177, 178, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Скарятина А. Н. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной рыночной стоимости, поданное в суд 11 октября 2021 года, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объектов недвижимости:

- земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 93 085 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, определенную по состоянию на 01 января 2018 года, в размере 30 531 900 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 98 818 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, определенную по состоянию на 30 ноября 2018 года, в размере 30 435 900 рублей.

Настоящая кадастровая стоимость действует до даты установления новой кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    Судья                                                                            Н.Е. Невейкина

    Мотивированное решение изготовлено 29 декабря 2021 года.

3а-1357/2021 ~ М-1151/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Скарятин А.Н.
Ответчики
Министерство имущественных отношений Московской области
ГБУ Московской области "Центр кадастровой оценки"
Другие
Мазгалина О.А.
Суд
Московский областной суд
Судья
Невейкина Н.Е.
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
10.12.2021Производство по делу возобновлено
20.12.2021Предварительное судебное заседание
11.10.2021Регистрация административного искового заявления
12.10.2021Передача материалов судье
13.10.2021Решение вопроса о принятии к производству
13.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.10.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.10.2021Предварительное судебное заседание
27.10.2021Предварительное судебное заседание
23.12.2021Предварительное судебное заседание
23.12.2021Судебное заседание
29.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее