Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-1107/2021 ~ М-854/2021 от 03.08.2021

    Дело <данные изъяты>а-1107/2021

    РЕШЕНИЕ

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    04 августа 2021 года г. Красногорск

     Московской области

    Московский областной суд в составе:

    председательствующего судьи Невейкиной Н.Е.,

    с участием прокурора Ищенко Е.И.,

    при секретаре Овсянниковой А.Б.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-1107/2021 по административному исковому заявлениюИзбирательного объединения «Региональное отделение в Московской области Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ РОСТА» о признании незаконным решения Избирательной комиссии Московской области от 21 июля 2021 года № 213/2085-6 «Об отказе в заверении списка кандидатов в депутаты Московской областной Думы по единому избирательному округу, выдвинутого Избирательным объединением «Региональное отделение в Московской области Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ РОСТА»,

    УСТАНОВИЛ:

    Административный истец Избирательное объединение «Региональное отделение в Московской области Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ РОСТА»обратилосьв Московский областной суд с иском к Избирательной комиссии Московской областио признании незаконным решения Избирательной комиссии Московской области от 21 июля 2021 года № 213/2085-6 «Об отказе в заверении списка кандидатов в депутаты Московской областной Думы по единому избирательному округу, выдвинутого Избирательным объединением «Региональное отделение в Московской области Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ РОСТА».

    В обоснование требований административный ссылался на то, что Избирательная комиссия Московской области обязана была уведомить избирательное объединение о недостатках в представленных документах. Избирательное объединение вправе устранить выявленные недостатки, в том числе, дополнительно представить недостающие документы до рассмотрения Избирательной комиссией Московской области вопроса об отказе в заверении списка кандидатов в депутаты Московской областной Думы по единому избирательному округу, выдвинутого Избирательным объединением «Региональное отделение в Московской области Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ РОСТА».

    Избирательная комиссия возложенную на нее обязанность не исполнила, лишив тем самым административного истца права принимать участие в избирательной компании.

        В судебном заседании представитель административного истца Кирьяк С.П. поддержал требования в полном объеме по доводам, изложенным в иске.

    Представитель административного ответчика Избирательной комиссии Московской области Горячих А.А. иск не признал. Указал, что решение Избирательной комиссии Московской областиот 21 июля 2021 года № 213/2085-6 принято на основании и в соответствии с требованиями действующего избирательного законодательства. Законодательством о выборах не предусмотрена возможность дополнительного представления заявлений кандидатов о согласии баллотироваться, сведений о доходах, о недвижимости за рубежом, о расходах кандидата, его супруга, несовершеннолетних детей, а также списка граждан, включенных в список кандидатов и являющихся членами политической партии, поскольку законом предоставлено право устранения недостатков в уже представленных документах. Административный истец дополнительно имел право представить лишь копии паспорта кандидата, копии документа о смене фамилии кандидата, копий документов, подтверждающих сведения об образовании, основном месте работы, занимаемой должности, а иные документы не могут быть дополнительно представлены в комиссию. В ходе проверки документов, представленных Избирательным объединением «Региональное отделение в Московской области Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ РОСТА», было установлено, что отсутствуют документы: заявления кандидатов о согласии баллотироваться, сведения о доходах, о недвижимости за рубежом, о расходах кандидата, его супруга, несовершеннолетних детей, а также список граждан, включенный в список кандидатов, являющихся членами политической партии «Региональное отделение в Московской области Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ РОСТА», в связи с чем в заверении списка кандидатов в депутаты Московской областной Думы было отказано. Поскольку из списка по указанным выше основаниям исключено 67 кандидатов, из 90 заявленных в списке осталось 23 кандидата, что нарушает требования к выдвижению списка кандидатов в депутаты Московской областной Думы по единому избирательному округу. Кроме того, по мнению административного ответчика, истцом нарушен срок подачи искового заявления, предусмотренный КАС РФ.

    Заслушав пояснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Ищенко Е.И., полагавшего требования административного истца не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

    Судом установлено, что Постановлением Московской областной Думы от 17.06.2021 года № 29/150-П «О назначении даты выборов депутатов Московской областной Думы» выборы депутатов Московской областной Думы назначены на 19 сентября 2021 года.

    В соответствии с ч. 10 ст. 239 КАС избирательному объединению предоставлено право на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии об отказе в заверении списка кандидатов.

    Решением Избирательной комиссии Московской области № 213/2085-6 от 21.07.2021 года «Об отказе в заверении списка кандидатов в депутаты Московской областной Думы по единому избирательному округу, выдвинутого Избирательным объединением «Региональное отделение в Московской области Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ РОСТА», на основании ст. 26 Закона Московской области «О выборах депутатов Московской областной Думы» отказано в заверении списка кандидатов в депутаты Московской областной Думы по единому избирательному округу, выдвинутого избирательным объединением «Московское областное региональное отделение Политической партии «Региональное отделение в Московской области Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ РОСТА», в связи с отсутствием документов, обязательное наличие которых предусмотренопунктом 1 ч. 5 ст. 26, ч. 4 ст. 21, пунктом 1,2 ч. 4.1 ст. 21, пунктом 8 ч. 1 Закона Московской области «О выборах депутатов Московской областной Думы».

    Довод административного истца о том, что действия Избирательной комиссии Московской области по отказу в заверении списка кандидатов партии в депутаты Московской областной Думы незаконны, так как в нарушение требований пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 04.06.2021) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» она не уведомила избирательное объединение о неполном пакете представленных в отношении избирательного объединения документов, при этом дополнительно представленные документы не рассмотрены, во внимание судом не принимаются как основанные на неправильном толковании норм права.

    В соответствии с ч. 1 ст. 26 Закона Московской области от 06.06.2011 года N 79/2011-ОЗ «О выборах депутатов Московской областной Думы» (далее – Закона) в Избирательную комиссию Московской области представляются перечисленные в указанной статье документы, в том числе, официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии или ее регионального отделения (если список кандидатов выдвигается региональным отделением политической партии) список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов по единому избирательному округу и являющихся членами данной политической партии - не позднее 30 дней после дня официального опубликования (публикации) постановления Думы (решения Избирательной комиссии Московской области) о назначении выборов.

    Одновременно с списком кандидатов уполномоченный представитель избирательного объединения представляет следующие документы (ч. 5 ст. 26 Закона):

    1) заявление каждого кандидата, включенного в список кандидатов, указанное в части 3 статьи 21 настоящего Закона,о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу;

    2) сведения (на бумажном и машиночитаемом носителях) указанные в частях 4 и 4.1 статьи 21 настоящего Закона, а именно:

    -сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах и сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей;

    - сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.

    Согласно ч. 7 ст. 26 Закона Избирательная комиссия Московской области в течение трех дней со дня приема документов обязана принять решение о заверении списка кандидатов либо об отказе в его заверении, которое должно быть мотивировано.

    Основаниями для отказа в заверении списка кандидатов являются отсутствие какого-либо документа (документов), предусмотренного (предусмотренных) частью 1 (за исключением пункта 3 части 1) настоящей статьи, несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ч. 7 ст. 26 Закона МО).

    Согласно п. 14 ст. 35 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, представляется в избирательную комиссию, организующую выборы, вместе с документами, указанными в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти - также в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона. Одновременно со списком кандидатов в указанную избирательную комиссию представляется официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической партии. Избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов заверяет список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением. Основаниями для отказа в заверении списка кандидатов являются отсутствие документов, указанных в законе, несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», настоящим Федеральным законом. Отсутствие документов кандидата, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти - также пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, является основанием для исключения организующей выборы избирательной комиссией этого кандидата из списка кандидатов до его заверения.

    Так, решение о назначении выборов в Московскую областную Думу принято 17.06.2021 года, опубликовано 18.06.2021 года.

    Таким образом, последним днем подачи документов для выборов в Московскую областную Думу являлось 19.07.2021 года.

    Как следует из материалов дела, документы, необходимые для заверения списка кандидатов по единому избирательному округу, были предоставлены в Избирательную комиссию Московской области 19.07.2021 года в 23 часа 40 минут, передача документов закончена 20.07.2021 года в 1 час 27 минут, что отражено в подтверждении о приеме документов, представленных уполномоченным представителем избирательного объединения «Региональное отделение в Московской области Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ РОСТА».

Кроме того, при подаче документов, часть документов, предусмотренная ч. 1 ст. 26, ч. 3 ст. 26 Закона Московской области «О выборах депутатов Московской областной Думы» до назначенного времени не была представлена в Избирательную комиссию Московской области, в связи с чем Избирательной комиссии Московской области было принято решение об отказе в заверении списка кандидатов в депутаты Московской областной Думы.

    Принимая оспариваемое решение, Избирательная комиссия Московской области обоснованно применила п. 14 ст. 35 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ч. 7 ст. 26 Закона Московской области «О выборах депутатов Московской областной Думы».

    Так судом установлено, что административным истец не выполнил требования положения ч. 1 ст. 26 Закона и непредставил в установленный срок официально заверенный постоянно действующим руководящим органом регионального отделения список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов по единому избирательному округу и являющихся членами данной политической партии. Кроме того, не были соблюдены положения ч. 3 ст. 26 Закона относительно порядка выдвижения списка кандидатов от избирательного объединения.

Пункт 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» содержит обязанность извещения соответствующей избирательной комиссией кандидата, избирательного объединения при выявлении неполноты сведений о кандидате или несоблюдении требований закона к оформлению документов.

Между тем, пунктом 14 статьи 35 того же Федерального закона, регламентирующим порядок выдвижения избирательным объединением списка кандидатов в едином избирательном округе, предусмотрена обязанность избирательного объединения представить в избирательную комиссию, организующую выборы, то есть в Избирательную комиссию Московской области, список кандидатов вместе с документами, указанными в пунктах 2, 2.2, 3 и 3.1 статьи 33 названного Федерального закона, который избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов заверяет, а в случае отсутствия документов кандидата, предусмотренных пунктами 2, 3 и 3.1 приведенной статьи, - исключает этого кандидата из списка кандидатов до его заверения.

Частью 1 статьи 26 Закона Московской области «О выборах депутатов Московской областной Думы» установлено, что документы для выдвижения списка кандидатов представляется уполномоченным представителем избирательного объединения в Избирательную комиссию Московской области не позднее чем через 30 дней после официального опубликования постановления Думы о назначении выборов.

Исходя из правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 12.03.2021 N 6-П «По делу о проверке конституционности пункта 1.1 статьи 38 и пункта 1 статьи 39 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», на которую ссылается административный истец,пункт 1.1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 18, 19 (части 1 и 2), 32 (часть 2) и 55 (часть 3), в той мере,в какой в системе действующего правового регулирования данное законоположение не предусматривает для суда, рассматривающего дело об отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в связи с представлением им в избирательную комиссию документов для уведомления о своем выдвижении и регистрации, содержащих неполные сведения о кандидате или не отвечающих требованиям закона к оформлению документов, необходимость учесть факт неизвещения (несвоевременного извещения) избирательной комиссией кандидата об этих нарушениях как обстоятельство, исключающее отмену решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, если эти нарушения должны были быть очевидны для избирательной комиссии при надлежащем исполнении ею своих обязанностей и не являются намеренным представлением кандидатом недостоверных сведений о себе.

Таким образом, исходя из анализа приведенных выше предписаний федерального и регионального законодательства следует, что на стадии выдвижения списка кандидатов такой список и документы лиц, включенных в него, в избирательную комиссию представляет избирательное объединение единым пакетом, в связи с чем избирательная комиссия о выявленных в документах недостатках должна известить соответствующее избирательное объединение с указанием времени для их устранения, поскольку именно на избирательном объединении, уполномоченном представить список кандидатов по единому избирательному округу для заверения, лежит обязанность выполнить правовые предписания об условиях выдвижения списка кандидатов.

С учетом времени и даты представления документов в Избирательную комиссию Московской области 19 июля 2021 года в 23 часа 40 минут, окончания из приема уже в 1 час 27 минут 20 июля 2021 года, необходимости принятия решения Избирательной комиссией Московской области не позднее 21 июля 2021 года, у Избирательной комиссии Московской области отсутствовала обязанность информировать подателя документов о выявленных недостатках в документах, представленных для заверения списка кандидатов по единому избирательному округу.

Кроме того, неисполнение избирательной комиссией предписаний федерального законодательства об извещении кандидата о недостатках в представленных им документах не освобождает кандидата от обязанности соблюдать установленные законом правила выдвижения и регистрации.

Суд также учитывает то обстоятельство, что избирательным объединением не был предоставлен полный пакет документов, предусмотренный избирательным законодательством, необходимый для выдвижения списка кандидатов по единому округу, что нашло свое отражение в подтверждении о приеме документов.

Возможность предоставления документов для выдвижения списка кандидатов за пределами установленного законом срока не предусмотрена действующим законодательством, в связи с чем у Избирательной комиссии Московской области отсутствовала законная возможность дополнительного приема документов после подачи пакета документов, с учетом того, что список документов установлен избирательным законодательством.

    Таким образом, суд не находит оснований для отмены решения Избирательной комиссии, поскольку оспариваемое решение не противоречит действующему законодательству, требования закона к процедуре заверения списка кандидатов в депутаты Московской областной Думы по единому избирательному округу были соблюдены.

Доводы административного ответчика о пропуске срока для обращения в суд с административным иском, не основан на законе.

Так, согласно ч. 4 ст. 240 КАС РФ административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии об отказе в заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума оспариваемого решения. В случае предварительного обжалования такого решения в иную избирательную комиссию, комиссию референдума в порядке, установленном федеральным законом, административное исковое заявление может быть подано в течение пяти дней со дня принятия соответствующей комиссией решения об оставлении жалобы без удовлетворения.

В силу ч. 7 ст. 240 КАС РФ данный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.

Согласно ч. 3 ст. 92 КАС РФ течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало.

В силу требований ч. 2 ст. 92 КАС РФ в сроки, исчисляемые днями, включаются только рабочие дни, за исключением сроков совершения судом, лицами, участвующими в деле, и другими участниками судебного процесса процессуальных действий по административным делам, в том числе, предусмотреннымглавой 24 КАС РФ - о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ.

Оспариваемое административным истцом решение Избирательной комиссии принято 21.07.2021 года.

В силу вышеприведенных процессуальных требований последним днем подачи административного иска в суд является 31.07.2021 года (суббота - выходной день).

Согласно ч. 2 ст. 93 КАС РФ в случае, если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем окончания процессуального срока считается следующий за ним рабочий день.

Административное исковое заявление подано в суд 02.08.2021 года (понедельник - рабочий день).

Таким образом, срок на подачу административного иска не пропущен.

    Руководствуясь ст.ст. 177 – 180,244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

    РЕШИЛ:

    в удовлетворении административного искового заявления Избирательного объединения «Региональное отделение в Московской области Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ РОСТА» о признании незаконным решения Избирательной комиссии Московской области от 21 июля 2021 года № 213/2085-6 «Об отказе в заверении списка кандидатов в депутаты Московской областной Думы по единому избирательному округу, выдвинутого Избирательным объединением «Региональное отделение в Московской области Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ РОСТА» отказать.

    На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление прокурором в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение пяти дней с момента вынесения решения.

    Судья Н.Е.Невейкина

3а-1107/2021 ~ М-854/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Избирательное объединение "Региональное отделение в Московской области Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ РОСТА"
Ответчики
Избирательная комиссия Московской области
Другие
Кирьяк С.П.
Суд
Московский областной суд
Судья
Невейкина Н.Е.
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
03.08.2021Регистрация административного искового заявления
03.08.2021Передача материалов судье
03.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
03.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.08.2021Судебное заседание
04.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее