Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-6229/2017 ~ М-6196/2017 от 05.09.2017

№2а-6229/2017-31

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 октября 2017 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Тарабриной Н.Н., при секретаре Паласеловой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сеньшовой Е.А. к Министерству социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия о признании незаконным исключения из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями,

у с т а н о в и л:

Административный истец обратилась в суд с административным иском по тем основаниям, что решением городской жилищной комиссии 13.03.2014 года она была признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включена Министерством образования РК в соответствующий сводный список граждан. Однако административный ответчик своим решением исключил ее из такого списка, утвердив приказ №331-П от 07.10.2016 года. Указанный приказ в части не включения истца в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, не законен, нарушает ее права, в связи с чем истец просит признать его в этой части недействительным, обязать административного ответчика включить ее в указанный Список.

В судебном заседании, проведенном по делу, административный истец и ее представитель Шамин Д.Е. иск поддержали, пояснили, что срока на обжалование приказа пропущен по уважительной причине, истец добросовестно заблуждалась касательно порядка защиты нарушенных прав, обратилась в пределах трехлетнего срока исковой давности в суд в порядке гражданского судопроизводства, после вступления в силу определения суда о прекращении производства по делу своевременно передала документы для оформления юристу, который несвоевременно подготовил административный иск. По существу иска истец пояснила, что о своем праве на обеспечение жильем она узнала от <данные изъяты> в 2014 года после достижения 23 летнего возраста, после чего обратилась в Администрацию Петрозаводского городского округа, где была поставлена на соответствующий учет. За время пребывания в детском доме до 18 лет никто ей это право не разъяснял, на учет органом опеки она поставлена не была. По месту регистрации в трехкомнатной квартире помимо нее зарегистрированы <данные изъяты> всего 10 человек.

Представитель административного ответчика Попова Н.Б. по доверенности в судебном задании иск не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве, просила отказать в иске в связи с пропуском срока на обжалование действий и отсутствием уважительных причин для его восстановления.

Заинтересованные лица в суд полномочных представителей не направили, о рассмотрении дела извещены.

Заслушав пояснения участников судебного заседания, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что истец являлась ребенком, оставшимся без попечения родителей, в связи с лишением матери родительских прав, до 18 лет находилась в детском доме. В период ее нахождения в детском учреждении, равно как и до достижения ею возраста 23 лет, на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по основаниям, указанным в статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" она поставлена не была. По пояснениям истца о своем праве она узнала в 2014 году, после чего обратилась в Администрацию Петрозаводского городского округа, которой была признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о чем была извещена письмом от 17.03.2014 года. Сведения об истце в составе списка граждан, указанных в ч. 6 ст. 3 ЗРК №921-ЗРК и достигших возраста 14 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, 31.08.2016 года были оправлены Администрацией в адрес Министерства социальной защиты, труда и занятости РК письмом №111/28-2147-О. Первичные документы, послужившие основаниям для постановки истца на учет, ни суду ни ответчику заинтересованным лицом Администрацией Петрозаводского городского округа не представлены, мотивы принятия решения о постановке не учете истца, обратившегося с таким прошением за пределами 23 летнего возраста, суду и ответчику не известны.

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями).

Согласно части 7 статьи 3 Закона Республики Карелия от 28 ноября 2005 года № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 28.11.2016) список детей- сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, ведется по установленной уполномоченным органом форме на бумажном и электронном носителях путем внесения в него реестровых записей. Иного правового регулирования порядка формирования и ведения указанного списка в период до 10 августа 2017 года не существовало.

Приказом от 16.02.2016 года №315 Министерства здравоохранения и социального развития РК Сеньшова Е.А. включена в соответствующий Список.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 21 апреля 2016 года № 151-П «Вопросы органов исполнительной власти Республики Карелия» Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия преобразовано в Министерство здравоохранения Республики Карелия, Министерство труда и занятости Республики Карелия в Министерство социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия. Функции Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия в сфере социальной защиты, социального обслуживания населения, опеки и попечительства, а также по проведению государственной политики в указанной сфере переданы Министерству социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия.

В соответствии с Положением о Министерстве социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 8 июля 2016 года № 254-П, данный орган исполнительной власти обеспечивает предоставление мер по государственному обеспечению и социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных Законом Республики Карелия № 921-ЗРК, формирует список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые в соответствии с законодательством Республики Карелия подлежат обеспечению жилыми помещениями. На Министерство социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия функции уполномоченного органа возложены с момента государственной регистрации (22 июля 2016 года) Положения о Министерстве.

В целях исполнения указанных полномочий Министерством социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия утверждена форма списка детей- сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (приказ № 292-П от 26 сентября 2016 года). Сведения для формирования списка представлялись органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов). Информация для формирования списка детей-сирот о гражданах, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, представлена Администрацией Петрозаводского городского округа 31 августа 2016 года (исх. № 111-28-2147-0). По пояснениям представителя ответчика при анализе административным ответчиком сведений, представленных Администрацией Петрозаводского городского округа, было выявлено, что в случае с Сеньшовой Е.А. решение городской жилищной комиссии о признании ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, принято необоснованно (по обращению по достижении 23 лет).

Приказом от 07.10.2016 года №331-П Министерства социальной защиты, труда и занятости РК утвержден Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в который Сеньшова Е.А. не включена. При этом мотивированное решение об исключении ее из Списка не выносилось, основания постановки ее на учет за пределами 23 летнего возраста не изучались.

Об оспариваемом решении административный истец узнала 20.10.2016 года, в установленный законом срок, добросовестно заблуждаясь касательно порядка защиты нарушенных прав, обратилась в суд в порядке гражданского судопроизводства, после вступления в силу определения суда от 18.04.2017 года о прекращении производства по делу своевременно передала документы для оформления юристу, который несвоевременно подготовил административный иск, в результате чего была допущена просрочка обращения с 04.08.2017 года до 05.09.2017 года. Суд, оценивая изученные обстоятельства, приходит к выводу о возможности восстановить пропущенный истцом срок на обращение в суд, поскольку он пропущен незначительно, истец юридически неграмотна, совершала последовательные действия по оспариванию состоявшегося в отношении нее решения, формальный отказ в восстановлении срока на подачу иска ограничивает доступ истца к правосудию и исключает для нее возможность защиты нарушенных прав.

Правовые предписания части 7 статьи 3 Закона Республики Карелия от 28 ноября 2005 года № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон Республики Карелия № 921-ЗРК) признаны не соответствующими Конституции Республики Карелия Постановлением Конституционного Суда Республики Карелия от 22 февраля 2017 года в той мере, в какой они не обеспечивают формирование списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, как обязательной стадии процедуры предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дополнительной меры по социальной защите в виде однократного предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

10 августа 2017 года вступили в силу изменения в Закон Республики Карелия № 921-ЗРК, внесенные Законом Республики Карелия от 28 июля 2017 года №2150- ЗРК, предусматривающие правовое регулирование порядка формирования уполномоченным органом списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, порядка участия органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) в формировании и ведении указанного списка, основания для принятия решений уполномоченным органом о включении (отказе во включении) в список.

Как указано в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", утвержденном. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому судам необходимо выясняли причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными суды удовлетворяют требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.

Давая оценку законности действий административного ответчика по исключению административного истца из Списка нуждающихся в обеспечении жилым помещением, суд исходит из отсутствия у административного ответчика на момент совершения оспариваемых действий полномочий по ревизии ранее вынесенного решения о признании Сеньшовой Е.А. таковой. При вынесении оспариваемого решения данных об основаниях постановки истца на учет нуждающихся у административного ответчика не было. Мотивированного решения административный ответчик на этот счет не вынес, данных о том, что при вынесении решения об исключения ее из Списка давалась оценка уважительности причин несвоевременной постановки на учет, не представлено.

При таких обстоятельствах оспариваемые действия признаются судом незаконными, нарушающими права административного истца.

Способом восстановления нарушенных прав Сеньшовой Е.А. является понуждение административного ответчика включить Сеньшову Е.А. в утвержденный Приказом от 07.10.2016 года №331-П Министерства социальной защиты, труда и занятости РК Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, с момента его утверждения в той позиции, на которой она находилась относительно иных лиц в этом списке.

Расходы истца по оплате государственной пошлины подлежат возмещению ответчиком в силу ст. 111 КАС РФ. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 178 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административный иск удовлетворить.

Признать незаконными действия Министерства социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия по не включению Сеньшовой Е.А. в утвержденный Приказом от 07.10.2016 года №331-П Министерства социальной защиты, труда и занятости РК Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Обязать Министерство социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия включить Сеньшову Е.А. в утвержденный Приказом от 07.10.2016 года №331-П Министерства социальной защиты, труда и занятости РК Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, с момента его утверждения.

Взыскать с Министерства социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия в пользу Сеньшовой Е.А. расходы по оплате госпошлины 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Тарабрина Н.Н.

Мотивированное решение изготовлено

в соответствии со ст. 177 КАС РФ 02.10.2017 года

2а-6229/2017 ~ М-6196/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сеньшова Евгения Александровна
Ответчики
Министерство социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия
Другие
Министерство образования Республики Карелия
Администрация Петрозаводского городского округа
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Тарабрина Наталья Николаевна
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
05.09.2017Регистрация административного искового заявления
05.09.2017Передача материалов судье
07.09.2017Решение вопроса о принятии к производству
07.09.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.09.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.09.2017Судебное заседание
18.09.2017Судебное заседание
02.10.2017Судебное заседание
02.10.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.10.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.01.2018Дело оформлено
26.03.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее