Дело №2-365/1/2014г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Козельск 05 августа 2014 года
Козельский районный суд Калужской области в составе председательствующего судьи Шитикова Г.А., при секретаре Глазуновой Е.В., с участием представителя истца ОАО «Сбербанк России» в лице Козельского отделения Калужского отделения № 8608 СБ РФ Трошиной В.В., ответчика Василевской Л.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда г. Козельска
гражданское дело по иску ОАО «Сбербанк России» в лице Козельского отделения Калужского отделения №8608 СБ РФ к Василевской ФИО6 и ОАО Страховая компания «Альянс» о взыскании задолженности по кредитному договору и расторжении кредитного договора,
У С Т А Н О В И Л:
Истец ОАО «Сбербанк России» в лице Козельского отделения Калужского отделения №8608 СБ РФ обратился в суд с иском, в котором просит расторгнуть кредитный договор. Взыскать с наследника Василевской ФИО7 задолженность по кредитному договору № от 10 июля 2012 года в сумме 64588 рублей 32 копеек, а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2137 рублей 65 копеек.
В судебном заседании представитель истца ОАО «Сбербанк России» в лице Козельского отделения Калужского отделения № 8608 СБ РФ Трошина В.В. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Ответчик Василевская Л.А. исковые требования признала частично, согласна расторгнуть кредитный договор в остальном просит в иске отказать, кроме этого показала следующее. Её отец Мусиенко А.В. 10.07.2012 года заключил с ОАО «Сбербанк» договор займа и получил 90000 рублей. При этом её отец подписал соглашение о страхование жизни при исполнении кредитного договора, страховой организацией является ОАО Страховая компания «Альянс». 17.05.2013 года её отец умер, на день смерти долг отца перед банком составлял 56258 рублей 44 копейки. 28.07.2013 года страховая компания выплатила банку 564447 рублей 80 копеек, поэтому долг перед банком был погашен, в связи с чем просит в иске отказать.
Представитель ответчика ОАО Страховая компания «Альянс» в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело без его участия, указав, что в рамках настоящего гражданского дела страховая компания «Альянс» выплатила в пользу Среднерусского банка ОАО «Сбербанк Росси» в качестве страхового возмещения 56447 рублей 80 копеек.
Выслушав представителя истца, ответчика Василевскую Л.А. и ознакомившись с материалами дела суд приходит к выводу о следующем.
В соответствии со ст. ст. 819, 820 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за нее. Кредитный договор должен быть заключен в письменной форме.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Глава 29 ГК РФ регулирует основания и порядок изменения и расторжения договора.
В соответствии с п. 1 ст. 418 ГК РФ обязательство прекращается смертью должника, если исполнение не может быть произведено без личного участия должника либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью должника.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании 10 июля 2012 года между Мусиенко А.В. (заемщик) и ОАО "Сбербанк России" (кредитор) был заключен кредитный договор № на сумму кредита 90000 рублей, с уплатой процентов в размере 17,55 % годовых, на срок 24 месяца.
10 июля 2012 года заемщиком Мусиенко А.В. было подписано заявление на страхование от несчастных случаев и болезней (договор страхования), согласно которому Мусиенко А.В. являлась застрахованным лицом по программе коллективного добровольного страхования жизни и здоровья заемщиков ОАО "Сбербанк России".
Выгодоприобретателем по данному договору страхования при наступлении страхового случая является ОАО "Сбербанк России".
За подключение к Программе страхования за весь период срока кредитования Мусиенко А.В. оплатил 3240 рублей, что указано в заявлении на страхование.
Согласно ст. 934 ГК РФ, по договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая).
Право на получение страховой суммы принадлежит лицу, в пользу которого заключен договор.
Как следует из материалов дела Мусиенко А.В. умер 17.05.2013 года.
Согласно наследственного дела № наследником после смерти Мусиенко А.В. является его дочь Василевская ФИО8, которая получила наследство в виде жилого дома, земельного участка, автомобиля и автомобильного прицепа.
23.05.2013 года Василевская сообщила банку о смерти своего отца Мусиенко и просила прекратить начисление платежей, обратиться в страховую компанию.
В соответствии со ст. 961 ГК РФ, страхователь по договору имущественного страхования после того, как ему стало известно о наступлении страхового случая, обязан незамедлительно уведомить о его наступлении страховщика или его представителя.
Такая же обязанность лежит на выгодоприобретателе, которому известно о заключении договора страхования в его пользу, если он намерен воспользоваться правом на страховое возмещение.
Неисполнение обязанности, предусмотренной пунктом 1 данной статьи, дает страховщику право отказать в выплате страхового возмещения, если не будет доказано, что страховщик своевременно узнал о наступлении страхового случая либо что отсутствие у страховщика сведенийоб этом не могло сказаться на его обязанности выплатить страховое возмещение.
Согласно ч. 1 ст. 939 ГК РФ, заключение договора страхования в пользу выгодоприобретателя, в том числе и тогда, когда им является застрахованное лицо, не освобождает страхователя от выполнения обязанностей по этому договору, если только договором не предусмотрено иное либо обязанности страхователя выполнены лицом, в пользу которого заключен договор.
Наследники застрахованного лица Мусиенко А.В., которым является ответчик по делу Василевская, не является выгодоприобретателями по договору страхования.
Согласно представленных банком документов, а именно движения основного долга и срочных процентов следует, что на момент смерти Мусиенко А.В. его задолженность перед банком составляла 56258 рублей 44 копейки.
Согласно платежного поручения № от 28.07.2014 ОАО СК «Альянс» перечислило ОАО «Сбербанк России» 56447 рублей 80 копеек, таким образом банку был выплачен долг на момент смерти Мусиенко в полном объеме.
При этом исковые требования о взыскании просроченных процентов и просроченного основного долга в сумме 64588 рублей 32 копейки удовлетворению не подлежат по следующим основаниям. Основной долг банку был выплачен страховой компанией по указанным выше основаниям.
Согласно положений ст. ст. 811, 1112, 1113, 1115 ГК РФ, наследник, принявший имущество, отвечает перед кредитором наследодателя только в размере долга, имевшегося у наследодателя на дату смерти, смерть заемщика не является основанием для перемены лиц в обязательстве на стороне должника в кредитном обязательстве, в связи с чем, к наследнику не может перейти предусмотренная договором обязанность заемщика по ежемесячной уплате процентов за пользование кредитом, уплате иных предусмотренных соглашением платежей за период после смерти должника, а равно и не наступает ответственность за нарушение сроков данных платежей.
Требование о расторжении договора подлежат удовлетворению, так как пунктом 1 ст. 418 ГК РФ установлено, что обязательство прекращается смертью должника, если исполнение не может быть произведено без личного участия должника либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью должника. Должник Мусиенко умер, долг за Мусиенко был оплачен банку страховой компанией в полном объеме по состоянию на момент смерти должника, таким образом обязательства между сторонами исполнены были в полном объеме.
Принимая во внимание вышеизложенное и руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ОАО «Сбербанк России» в лице Козельского отделения Калужского отделения №8608 СБ РФ удовлетворить частично.
Признать расторгнутым кредитный договор № от 10 июля 2012 года заключенный между ОАО «Сбербанк России» с одной стороны и Мусиенко ФИО9 с другой стороны.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калужский областной суд через Козельский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: