Дело № 2-2349/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 ноября 2014 года город Соликамск
Соликамский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Шатуленко И.В.,
с участием помощника Соликамского городского прокурора Свергузова Д.Ш.,
с участием истцов Киндеевой С.Н., Паршакова П.К.,
представителя ответчика – Новосельцева С.В., действующего на основании доверенности,
при секретаре Малтабар И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соликамского городского прокурора, предъявленному в интересах Киндеевой С.Н., Паршакова П.К., несовершеннолетней Паршаковой В.П., к Муниципальному образованию «Соликамский городской округ» в лице администрации города Соликамска Пермского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма,
у с т а н о в и л :
Соликамский городской прокурор обратился в суд с иском, предъявленным в интересах Киндеевой С.Н., Паршакова П.К., несовершеннолетней Паршаковой В.П. к муниципальному образованию «Соликамский городской округ» в лице администрации города Соликамска Пермского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м., состоящее из двух комнат, указывая, что истцы зарегистрированы и проживают в жилом помещении муниципального жилого фонда, расположенном по адресу: <...> – <...>, на основании ордера № от <дата> Площадь жилого помещения согласно ордеру и данным ГУП ЦТИ составляет <данные изъяты> кв.м.
<дата> жилой дом по <...> заключением межведомственной комиссии администрации <...> признан аварийным и подлежащим сносу, однако никаких мер по переселению истцов из аварийного жилья ответчик не предпринимает. Аналогичное заключение дано специализированной организацией ООО «<данные изъяты>» в <дата> году.
Просит обязать муниципальное образование «Соликамский городской округ» в лице администрации города Соликамска Пермского края предоставить истцам на условиях договора социального найма, благоустроенное применительно к условиям г. Соликамска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, состоящее из двух комнат жилое помещение, расположенное в черте города <...>, размером не менее <данные изъяты> кв.м. общей площади.
В судебном заседании участвующий в деле помощник Соликамского городского прокурора Свергузов Д.Ш. исковые требования поддержал.
Истцы Киндеева С.Н., Паршаков П.К. в судебном заседании на иске настаивали по доводам и основаниям, изложенным в заявлении. Пояснили, что проживание в квартире по адресу: <...> представляет угрозу для их жизни и здоровья, поскольку в <дата> г. их дом признан аварийным и подлежащим сносу. Поскольку другого жилья они не имеют, вынуждены проживать в данной квартире. Мер к их расселению администрация <...> не принимает, несмотря на неоднократные обращения. Маневренного жилья им не предоставляет.
Представитель ответчика – Новосельцев С.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства по делу, возражения ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.
В соответствии с ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно ч.2, 3 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:
используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;
в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
В силу п.1,9 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся:
учет муниципального жилищного фонда;
осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно ст. 673 Гражданского кодекса РФ объектом договора найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания. Пригодность жилого помещения для проживания определяется в порядке, предусмотренном жилищным законодательством.
В случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно ст. 89 Жилищного кодекса РФ жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям, находиться в черте данного населенного пункта и отвечать требованиям части 2 статьи 89 данного Кодекса по числу комнат. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Из пояснений истцов, представленной справки МУП «ИРЦ» <...> от <дата> г., ордера на жилое помещение № от <дата> г., технического паспорта здания, судом установлено, что Киндеева С.Н., её сын - Паршаков П.К. и внучка – Паршакова В.П., <дата> года рождения, зарегистрированы проживающими по адресу: <...>, занимаемое ими жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв. м., состоит из двух комнат и находится в муниципальной собственности.
Согласно справки Комитета по архитектуре и градостроительству администрации <...> от <дата> г., многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <...> многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <...>, являются одним и тем же объектом (л.д. 20)
<дата> истцам администрацией <...> выдан ордер на вышеуказанное жилое помещение № (л.д. 9)
Право пользования истцов спорным жилым помещением по договору социального найма ответчиком не оспаривается.
На основании заключения межведомственной комиссии от <дата> № №, назначенной постановлением главы <...> края от <дата> № № " О создании межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда" составленного на основании акта межведомственной комиссии по результатам обследования от <дата> № №, жилой дом по адресу: <...>, признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 14-16).
Согласно технического отчета, составленного специализрованной организацией ООО «<данные изъяты>» в <дата> году, дальнейшая эксплуатация строительных конструкций многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...>, невозможна и представляет опасность для жизни и здоровья проживающих в здании людей. (л.д. 17)
Предоставление гражданам жилого помещения в связи с признание аварийным и подлежащим сносом ранее занимаемого жилого помещения должно гарантировать условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
При оценке доказательств по правилам, установленным ст. 67 ГПК РФ, суд считает, что в материалах дела имеются достаточные доказательства, подтверждающие те обстоятельства, что многоквартирный жилой дом по адресу: <...>, является аварийным и подлежащим сносу.
Разрешая вопрос о площади жилого помещения, подлежащего предоставлению истцам, суд считает, что поскольку жилое помещение истцам подлежит предоставлению не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием дома аварийным, подлежащим сносу и предстоящем выселении (ст. 85 ЖК РФ), то предоставляемое жилое помещение должно быть равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению (ч. 1 ст. 89 ЖК РФ). При этом действующим жилищным законодательством РФ не предусмотрено предоставление по данным основаниям жилого помещения, равнозначного по жилой площади ранее занимаемому.
Поскольку жилищные условия граждан, переселяемых из жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, не могут быть ухудшены, потребительские свойства помещения определяются, в том числе, количеством комнат.
С учетом изложенного, поскольку общая площадь занимаемого истцами жилого помещения составляет <данные изъяты> кв. м, соответственно, истцам причитается жилое помещение не менее чем <данные изъяты> кв. м. общей площади, состоящее не менее чем из двух комнат.
Суд считает, что предоставление жилого помещения с такими параметрами равнозначно ранее занимаемому помещению и гарантирует истцам условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
В соответствии с п.6 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 22.10.2013 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно ч.1 ст. 30 Устава <...> городского округа, принятого Решением <...> городской Думы от <дата> № №, администрация <...> является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами <...>.
В соответствии с п.9 ч.1 ст. 31 Устава <...> городского округа, принятого Решением <...> городской Думы от <дата> № к полномочиям администрации <...> относятся: обеспечение проживающих в <...> городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля.
На администрации города <...>, как органе местного самоуправления, лежала обязанность по предоставлению другого жилого помещения истцам, эта обязанность ответчиком не была выполнена, что повлекло обращение истцов в суд за защитой своих нарушенных прав.
С учетом вышеизложенного, именно на муниципальное образование «Соликамский городской округ» в лице администрации <...> следует возложить обязанность по предоставлению истцам пригодного для проживания жилого помещения размером не менее ранее занимаемого - <данные изъяты> кв.м общей площади, состоящего не менее чем из двух комнат, расположенное в черте <...>.
Доводы администрации <...> об отсутствии оснований для удовлетворения иска не могут быть приняты во внимание.
Неисполнение органом местного самоуправления возложенной на него в силу закона обязанности по предоставлению гражданам жилых помещений взамен занимаемых ими по договорам социального найма, признанных аварийными и подлежащими сносу, не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных истцами исковых требований. Ответчик не оспаривает техническое состояние дома <...> и необходимость расселения проживающих в нем граждан. Проводимая администрацией <...> работа по предоставлению жилых помещений гражданам, проживающим в домах аварийного жилищного фонда также не является основанием для отказа в удовлетворении заявленного иска, поскольку до настоящего времени конституционное право истцов на жилище не восстановлено, жилым помещением муниципального жилищного фонда они не обеспечены.
Отсутствие в распоряжении администрации <...> свободного муниципального жилья, а также то обстоятельство, что затраты на строительство и приобретение жилья семье истцов в бюджет на <дата> год не заложены, также не являются основаниями для отказа в удовлетворении иска, поскольку обязанность органа местного самоуправления по предоставлению гражданам жилых помещений взамен занимаемых ими по договорам социального найма, признанных аварийными и подлежащими сносу, не обусловлена финансовыми возможностями органа местного самоуправления. Отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не является основанием для ограничения или лишения гарантированных законодательством прав и свобод гражданина.
В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ администрацией <...> суду не представлены и в материалах дела отсутствует доказательства отсутствия объективной нуждаемости истцов в другом жилом помещении, иного жилого помещения, пригодного для проживания, истцы не имеют.
Истцы до настоящего времени не выселены в установленном законом порядке из аварийного и подлежащего сносу жилья.
Доводы ответчика о том, что истцами не представлено доказательств, подтверждающих отсутствие в их собственности жилья, являются голословными и опровергаются доказательствами, имеющимися в материалах дела.
На основании вышеизложенного, рассматривая дело в пределах заявленных исковых требований (ч. 3 ст. 196 ГПК РФ), учитывая отсутствие у истцов права пользования иным жилым помещением по договору социального найма, а также принимая во внимание то, что в отношении истцов допущено нарушение гарантированного ст. 40 Конституции РФ права на жилище, суд считает возможным исковые требования Соликамского городского прокурора удовлетворить и возложить на муниципальное образование «Соликамский городской округ» в лице администрации города Соликамска Пермского края обязанность предоставить истцам по договору социального найма жилое помещение, состоящее не менее чем из двух комнат, благоустроенное применительно к условиям города <...>, равнозначное по площади ранее занимаемому жилому помещению - размером не менее <данные изъяты> кв.м. общей площади, отвечающее установленным требованиям и расположенное в черте города <...>
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л :
Исковые требования Соликамского городского прокурора удовлетворить.
Обязать муниципальное образование «Соликамский городской округ» в лице администрации города Соликамска Пермского края предоставить Киндеевой С.Н., Паршакову П.К., несовершеннолетней Паршаковой В.П,, на условиях договора социального найма благоустроенное применительно к условиям города <...>, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилое помещение размером не менее <данные изъяты> кв.м. общей площади, состоящее из двух комнат, отвечающее санитарным и техническим требованиям и расположенное в черте города <...>
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, с 17 ноября 2014 года.
Председательствующая И.В. Шатуленко