Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2349/2014 ~ М-2324/2014 от 16.10.2014

Дело № 2-2349/14

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 ноября 2014 года город Соликамск

Соликамский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Шатуленко И.В.,

с участием помощника Соликамского городского прокурора Свергузова Д.Ш.,

с участием истцов Киндеевой С.Н., Паршакова П.К.,

представителя ответчика – Новосельцева С.В., действующего на основании доверенности,

при секретаре Малтабар И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соликамского городского прокурора, предъявленному в интересах Киндеевой С.Н., Паршакова П.К., несовершеннолетней Паршаковой В.П., к Муниципальному образованию «Соликамский городской округ» в лице администрации города Соликамска Пермского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма,

у с т а н о в и л :

Соликамский городской прокурор обратился в суд с иском, предъявленным в интересах Киндеевой С.Н., Паршакова П.К., несовершеннолетней Паршаковой В.П. к муниципальному образованию «Соликамский городской округ» в лице администрации города Соликамска Пермского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м., состоящее из двух комнат, указывая, что истцы зарегистрированы и проживают в жилом помещении муниципального жилого фонда, расположенном по адресу: <...><...>, на основании ордера от <дата> Площадь жилого помещения согласно ордеру и данным ГУП ЦТИ составляет <данные изъяты> кв.м.

<дата> жилой дом по <...> заключением межведомственной комиссии администрации <...> признан аварийным и подлежащим сносу, однако никаких мер по переселению истцов из аварийного жилья ответчик не предпринимает. Аналогичное заключение дано специализированной организацией ООО «<данные изъяты>» в <дата> году.

Просит обязать муниципальное образование «Соликамский городской округ» в лице администрации города Соликамска Пермского края предоставить истцам на условиях договора социального найма, благоустроенное применительно к условиям г. Соликамска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, состоящее из двух комнат жилое помещение, расположенное в черте города <...>, размером не менее <данные изъяты> кв.м. общей площади.

В судебном заседании участвующий в деле помощник Соликамского городского прокурора Свергузов Д.Ш. исковые требования поддержал.

Истцы Киндеева С.Н., Паршаков П.К. в судебном заседании на иске настаивали по доводам и основаниям, изложенным в заявлении. Пояснили, что проживание в квартире по адресу: <...> представляет угрозу для их жизни и здоровья, поскольку в <дата> г. их дом признан аварийным и подлежащим сносу. Поскольку другого жилья они не имеют, вынуждены проживать в данной квартире. Мер к их расселению администрация <...> не принимает, несмотря на неоднократные обращения. Маневренного жилья им не предоставляет.

Представитель ответчика – Новосельцев С.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства по делу, возражения ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.

В соответствии с ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Согласно ч.2, 3 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:

используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;

в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

В силу п.1,9 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся:

учет муниципального жилищного фонда;

осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Согласно ст. 673 Гражданского кодекса РФ объектом договора найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания. Пригодность жилого помещения для проживания определяется в порядке, предусмотренном жилищным законодательством.

В случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Согласно ст. 89 Жилищного кодекса РФ жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям, находиться в черте данного населенного пункта и отвечать требованиям части 2 статьи 89 данного Кодекса по числу комнат. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.

Из пояснений истцов, представленной справки МУП «ИРЦ» <...> от <дата> г., ордера на жилое помещение от <дата> г., технического паспорта здания, судом установлено, что Киндеева С.Н., её сын - Паршаков П.К. и внучка – Паршакова В.П., <дата> года рождения, зарегистрированы проживающими по адресу: <...>, занимаемое ими жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв. м., состоит из двух комнат и находится в муниципальной собственности.

Согласно справки Комитета по архитектуре и градостроительству администрации <...> от <дата> г., многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <...> многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <...>, являются одним и тем же объектом (л.д. 20)

<дата> истцам администрацией <...> выдан ордер на вышеуказанное жилое помещение (л.д. 9)

Право пользования истцов спорным жилым помещением по договору социального найма ответчиком не оспаривается.

На основании заключения межведомственной комиссии от <дата>, назначенной постановлением главы <...> края от <дата> " О создании межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда" составленного на основании акта межведомственной комиссии по результатам обследования от <дата> , жилой дом по адресу: <...>, признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 14-16).

Согласно технического отчета, составленного специализрованной организацией ООО «<данные изъяты>» в <дата> году, дальнейшая эксплуатация строительных конструкций многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...>, невозможна и представляет опасность для жизни и здоровья проживающих в здании людей. (л.д. 17)

Предоставление гражданам жилого помещения в связи с признание аварийным и подлежащим сносом ранее занимаемого жилого помещения должно гарантировать условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

При оценке доказательств по правилам, установленным ст. 67 ГПК РФ, суд считает, что в материалах дела имеются достаточные доказательства, подтверждающие те обстоятельства, что многоквартирный жилой дом по адресу: <...>, является аварийным и подлежащим сносу.

Разрешая вопрос о площади жилого помещения, подлежащего предоставлению истцам, суд считает, что поскольку жилое помещение истцам подлежит предоставлению не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием дома аварийным, подлежащим сносу и предстоящем выселении (ст. 85 ЖК РФ), то предоставляемое жилое помещение должно быть равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению (ч. 1 ст. 89 ЖК РФ). При этом действующим жилищным законодательством РФ не предусмотрено предоставление по данным основаниям жилого помещения, равнозначного по жилой площади ранее занимаемому.

Поскольку жилищные условия граждан, переселяемых из жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, не могут быть ухудшены, потребительские свойства помещения определяются, в том числе, количеством комнат.

С учетом изложенного, поскольку общая площадь занимаемого истцами жилого помещения составляет <данные изъяты> кв. м, соответственно, истцам причитается жилое помещение не менее чем <данные изъяты> кв. м. общей площади, состоящее не менее чем из двух комнат.

Суд считает, что предоставление жилого помещения с такими параметрами равнозначно ранее занимаемому помещению и гарантирует истцам условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

В соответствии с п.6 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 22.10.2013 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно ч.1 ст. 30 Устава <...> городского округа, принятого Решением <...> городской Думы от <дата> , администрация <...> является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами <...>.

В соответствии с п.9 ч.1 ст. 31 Устава <...> городского округа, принятого Решением <...> городской Думы от <дата> к полномочиям администрации <...> относятся: обеспечение проживающих в <...> городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля.

На администрации города <...>, как органе местного самоуправления, лежала обязанность по предоставлению другого жилого помещения истцам, эта обязанность ответчиком не была выполнена, что повлекло обращение истцов в суд за защитой своих нарушенных прав.

С учетом вышеизложенного, именно на муниципальное образование «Соликамский городской округ» в лице администрации <...> следует возложить обязанность по предоставлению истцам пригодного для проживания жилого помещения размером не менее ранее занимаемого - <данные изъяты> кв.м общей площади, состоящего не менее чем из двух комнат, расположенное в черте <...>.

Доводы администрации <...> об отсутствии оснований для удовлетворения иска не могут быть приняты во внимание.

Неисполнение органом местного самоуправления возложенной на него в силу закона обязанности по предоставлению гражданам жилых помещений взамен занимаемых ими по договорам социального найма, признанных аварийными и подлежащими сносу, не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных истцами исковых требований. Ответчик не оспаривает техническое состояние дома <...> и необходимость расселения проживающих в нем граждан. Проводимая администрацией <...> работа по предоставлению жилых помещений гражданам, проживающим в домах аварийного жилищного фонда также не является основанием для отказа в удовлетворении заявленного иска, поскольку до настоящего времени конституционное право истцов на жилище не восстановлено, жилым помещением муниципального жилищного фонда они не обеспечены.

Отсутствие в распоряжении администрации <...> свободного муниципального жилья, а также то обстоятельство, что затраты на строительство и приобретение жилья семье истцов в бюджет на <дата> год не заложены, также не являются основаниями для отказа в удовлетворении иска, поскольку обязанность органа местного самоуправления по предоставлению гражданам жилых помещений взамен занимаемых ими по договорам социального найма, признанных аварийными и подлежащими сносу, не обусловлена финансовыми возможностями органа местного самоуправления. Отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не является основанием для ограничения или лишения гарантированных законодательством прав и свобод гражданина.

В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ администрацией <...> суду не представлены и в материалах дела отсутствует доказательства отсутствия объективной нуждаемости истцов в другом жилом помещении, иного жилого помещения, пригодного для проживания, истцы не имеют.

Истцы до настоящего времени не выселены в установленном законом порядке из аварийного и подлежащего сносу жилья.

Доводы ответчика о том, что истцами не представлено доказательств, подтверждающих отсутствие в их собственности жилья, являются голословными и опровергаются доказательствами, имеющимися в материалах дела.

На основании вышеизложенного, рассматривая дело в пределах заявленных исковых требований (ч. 3 ст. 196 ГПК РФ), учитывая отсутствие у истцов права пользования иным жилым помещением по договору социального найма, а также принимая во внимание то, что в отношении истцов допущено нарушение гарантированного ст. 40 Конституции РФ права на жилище, суд считает возможным исковые требования Соликамского городского прокурора удовлетворить и возложить на муниципальное образование «Соликамский городской округ» в лице администрации города Соликамска Пермского края обязанность предоставить истцам по договору социального найма жилое помещение, состоящее не менее чем из двух комнат, благоустроенное применительно к условиям города <...>, равнозначное по площади ранее занимаемому жилому помещению - размером не менее <данные изъяты> кв.м. общей площади, отвечающее установленным требованиям и расположенное в черте города <...>

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

р е ш и л :

    Исковые требования Соликамского городского прокурора удовлетворить.

Обязать муниципальное образование «Соликамский городской округ» в лице администрации города Соликамска Пермского края предоставить Киндеевой С.Н., Паршакову П.К., несовершеннолетней Паршаковой В.П,, на условиях договора социального найма благоустроенное применительно к условиям города <...>, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилое помещение размером не менее <данные изъяты> кв.м. общей площади, состоящее из двух комнат, отвечающее санитарным и техническим требованиям и расположенное в черте города <...>

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, с 17 ноября 2014 года.

Председательствующая И.В. Шатуленко

2-2349/2014 ~ М-2324/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Паршаков Павел Константинович
Киндеева Светлана Николаевна
Соликамский городской прокурор
Ответчики
Администрация г.Соликамска
Суд
Соликамский городской суд Пермского края
Судья
Шатуленко Ирина Викторовна
Дело на странице суда
solikam--perm.sudrf.ru
16.10.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.10.2014Передача материалов судье
16.10.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.10.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.10.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.11.2014Судебное заседание
17.11.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.11.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.12.2014Дело оформлено
29.01.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее