Дело №2а-5346/21
Строка 3.020 - Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления)
УИД № 36RS0004-01-2021-006570-18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25.11.2021 г. г. Воронеж
Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Галкина К.А.,
при секретаре Жмудь Р.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Берга Олега Викторовича, Берга Дмитрия Олеговича, Комаровой Светланы Валериевны к администрации г. Сочи, департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г.о. город-курорт Сочи Краснодарского края, заместителю директора департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г.о. город-курорт Сочи Краснодарского края Петухову М.В. о признании незаконными решений от 30.06.2021г.,
УСТАНОВИЛ:
Берг О.В., Берг Д.О., Комарова С.В. обратились в Ленинский районный суд г.Воронежа с административным иском к администрации г. Сочи, департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г.о. город-курорт Сочи Краснодарского края, заместителю директора департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г.о. город-курорт Сочи Краснодарского края Петухову М.В. о признании незаконными решений от 30.06.2021г.
Административные истцы в своем иске указывают, что на их обращения с заявлениями от 23.06.2021 г. о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства административные ответчики ответили письмом о возвращении Уведомления о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 30.06.2021 г. R-30669341469; R-38215207375; R-41874454714; R-78964518158; R-78964518158; R-24285815778; R-57398427375; R-81216221941; R-87324979665; R-43586151919; R-86675456466; R-18714382458; R-57035544812; R-58218997583; R-66437947305; R-90276517129; R-74470074387; R-37504063436; R-96441176396; R-88097459222; R-51695843573; R-32229502966; R-74877106601; R-65996136240; R-21525345587; R-84860938646; R-63286800342; R-32069143542; R-25703639518; R-82699158780; R-96577021606; R-41304689689; R-88446180761 на земельных участках, расположенных по адресам:
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
В качестве оснований отказа административные ответчики указали следующие: «В представленном Вами уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома высота проектируемого индивидуального жилого дома в уведомлении - 10,7 м., что не соответствует информации представленной в графической части описания внешнего облика проектируемого объекта» (абз. 6 стр. 1 отказа). «Кроме того, в предоставленном уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и описании внешней облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома конфигурация объекта капитального строительства не соответствует графической части описания внешнего облика объекта капитального строительства (отсутствует входная группа)» (абз. 1 стр.2 отказа). «Таким образом, к уведомлению о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома приложено описание внешнего облика объекта, которое выполнено в отношении другого объекта капитального строительства.» (абз.2 стр.2 отказа). «В силу положений части 6 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ в случае отсутствия в уведомлении о планируемом строительстве сведений, предусмотренных частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ, или документов, предусмотренных пунктами 2 - 4 части 3 статьи 51 1 Градостроительного кодекса РФ, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение трех рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве возвращает застройщику данное уведомление и прилагаемые к нему документы без рассмотрения с указанием причин возврата. В этом случае уведомление о планируемом строительстве или реконструкции считается ненаправленным» (абз.4 стр. 2 отказа).
По мнению административных истцов, оспариваемые отказы нарушают их права на: удовлетворение поданного ими заявления в установленном законом порядке; выполнение договоров услуг (копии прилагаются); пользование земельным участком и на выкуп земельного участка с прекращением обязанности по уплате арендной платы.
На основании чего, с учетом принятых судом уточнений административные истцы просят суд признать незаконными:
решения административных ответчиков от 30.06.2021 г. R-30669341469; R-38215207375; R-41874454714; R-78964518158; R-78964518158; R-24285815778; R-57398427375; R-81216221941; R-87324979665; R-43586151919; R-86675456466; R-18714382458; R-57035544812; R-58218997583; R-66437947305; R-90276517129; R-74470074387; R-37504063436; R-96441176396; R-88097459222; R-51695843573; R-32229502966; R-74877106601; R-65996136240; R-21525345587; R-84860938646; R-63286800342; R-32069143542; R-25703639518; R-82699158780; R-96577021606; R-41304689689; R-88446180761 об отказе в удовлетворении заявления административных истцов и обязать административных ответчиков устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административных истцов, восстановить данные права, свободы и законные интересы и сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу суду и административным истцам;
указание в отказе не всех оснований отказа;
решение об указании других оснований в повторном отказе.
Административные истца Берг Д.О., Берг О.В., Комарова С.В., административный ответчик заместитель директора департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г.о.г. курорт Сочи Краснодарского Края Петухов М.В., представители административных ответчиков администрации г. Сочи, департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г.о.г. курорт Сочи Краснодарского Края в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке.
Кроме того, информация о времени и месте рассмотрения дела заблаговременно размещена на официальном сайте суда.
Суд, в соответствии со ст.ст. 150, 226 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
С учетом требований ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Следовательно, по данной категории дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
С учетом требований ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административные истцы обратились в суд с настоящим иском 21.09.2021 года через отделение почты России, т.е. в пределах трехмесячного срока с момента, когда им стало известно о нарушении своих прав, так как оспариваемые датированы 30.06.2021 года.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п.61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
При этом, суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что между Комаровой С.В. и Бергом Д.О. заключен договор о совместной деятельности от 27.05.2020 г., согласно которому стороны обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для строительства детского сада по адресу: <адрес>, кадастровый №. В соответствии с данным договором Комаровой С.В. принадлежит вышеуказанный земельный участок на праве аренды (т.2 л.д.128).
Между Бергом О.В. и Бергом Д.О. заключен договор о совместной деятельности от 01.02.2018 г., согласно которому стороны обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для строительства на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, кадастровый №. В соответствии с данным договором Бергу О.В. принадлежит вышеуказанный земельный участок на праве аренды (т.2 л.д.129).
Между Бергом О.В. и Бергом Л.Н. заключен договор о совместной деятельности от 01.10.2017 г., согласно которому стороны обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для индивидуального жилищного строительства на земельных участках:
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
В соответствии с данным договором Бергу О.В. принадлежат вышеуказанные земельные участки на праве аренды (т.2 л.д.130).
Между Бергом О.В. и Бергом Д.О. заключен договор о совместной деятельности от 10.04.2019 г., согласно которому стороны обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица с целью приобретения земельного участка по адресу <адрес>, кадастровый №. В соответствии с данным договором Бергу О.В. принадлежит вышеуказанный земельный участок на праве аренды (т.2 л.д. 131).
Между Комаровой С.В. и Бергом О.В. заключен договор о совместной деятельности от 01.09.2018 г., согласно которому стороны обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица с целью строительства и эксплуатации индивидуальных жилых домов по адресам:
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
В соответствии с данным договором вкладом Комаровой С.В. является право аренды вышеуказанных земельных участков (т.2 л.д. 132).
Между Бергом О.В. и Берг Л.Н. заключен договор о совместной деятельности от 23.01.2018 г., согласно которому стороны обязуются соединить свои вклады и совместно действовать для строительства индивидуального жилого дома и его последующей эксплуатации, а также выкупа земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый № (т.2 л.д. 133).
Между Комаровой С.В. и Бергом О.В. заключен договор о совместной деятельности от 11.07.2019 г., согласно которому стороны обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица с целью строительства индивидуальных жилых домов по адресам:
<адрес>
<адрес>
<адрес>
В соответствии с данным договором Комаровой С.В. принадлежат вышеуказанные земельные участки на праве аренды (т.2 л.д. 134).
Между Бергом О.В. и Бергом Д.О. заключен договор о совместной деятельности от 12.02.2020 г., согласно которому стороны обязуются соединить свои вклады и совместно действовать для строительства индивидуальных жилых домов, расположенным по адресам:
<адрес>
<адрес>
<адрес>
Указанные земельные участки принадлежат Бергу Д.О. и Комаровой С.В. на праве аренды, что подтверждается имеющимися в деле копиями договоров аренды земельных участков.
Между Комаровой С.В. (Бергом О.В.) и ООО Земельный центр» заключены договоры об оказании услуг по выполнению действий, необходимых для приобретения права собственности на вышеуказанные земельные участки, по которым исполнитель по поручению Заказчика осуществляет все действия, необходимые для приобретения исполнителем права собственности и переоформления этого права на Заказчика, в том числе: обеспечения назначения торгов на право аренды земельных участков, победы исполнителя на торгах, получения разрешения на строительство, строительства, ввода объекта в эксплуатацию, кадастрового учета и государственной регистрации права на объект, выкупа земельного участка, государственной регистрации права собственности на земельные участки, направляя соответствующие заявления и обосновывая уполномоченному органу его обязанность, удовлетворить их в установленный срок (т.2 л.д. 136-170).
Из материалов дела следует, что 23.06.2021 г. и 25.06.2021 г. административными истцами в орган местного самоуправления были поданы заявления о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства на земельных участках, расположенных по адресу (т. 1 л.д. 10-250; т. 2 л.д. 1-57):
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
На указанные обращения административным ответчиком заместителем директора департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края М.В. Петуховым были приняты решения о возвращении уведомлений без рассмотрения по существу от 30.06.2021 г. №№ R-30669341469; R-38215207375; R-41874454714; R-78964518158; R-78964518158; R-24285815778; R-57398427375; R-81216221941; R-87324979665; R-43586151919; R-86675456466; R-18714382458; R-57035544812; R-58218997583; R-66437947305; R-90276517129; R-74470074387; R-37504063436; R-96441176396; R-88097459222; R-51695843573; R-32229502966; R-74877106601; R-65996136240; R-21525345587; R-84860938646; R-63286800342; R-32069143542; R-25703639518; R-82699158780; R-96577021606; R-41304689689; R-88446180761 (т. 2 л.д. 58-127).
Согласно данным решениям о возвращении уведомлений без рассмотрении по существу от 30.06.2021 г. указаны следующие основания для возвращения: высота проектируемого индивидуального жилого дома в уведомлении — 10.7 м, что не соответствует информации представленной в графической части описания внешнего облика проектируемого объекта; конфигурация объекта капитального строительства не соответствует графической части описания внешнего облика объекта капитального строительства (отсутствует входная группа). Таким образом, к уведомлению о планируемых строительстве или реконструкции индивидуального жилищного строительства или садового дома приложено описание внешнего облика объекта, которое выполнено в отношении другого объекта капитального строительства.
Анализируя указанные в ответах на обращения основания в выдаче уведомлений о планируемом строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома, суд приходит к следующему.
Пунктом 39 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ установлено, что объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.
Как следует из положений части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве), содержащее следующие сведения:
1) фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица);
2) наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка;
4) сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц);
5) сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома);
6) сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка;
7) сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости;
8) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком;
9) способ направления застройщику уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7 и пунктом 3 части 8 настоящей статьи.
В соответствии с частью 3 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к уведомлению о планируемом строительстве прилагаются: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок в случае, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; 2) документ, подтверждающий полномочия представителя застройщика, в случае, если уведомление о планируемом строительстве направлено представителем застройщика; 3) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если застройщиком является иностранное юридическое лицо; 4) описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома включает в себя описание в текстовой форме и графическое описание. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в текстовой форме включает в себя указание на параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, цветовое решение их внешнего облика, планируемые к использованию строительные материалы, определяющие внешний облик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, а также описание иных характеристик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, требования к которым установлены градостроительным регламентом в качестве требований к архитектурным решениям объекта капитального строительства. Графическое описание представляет собой изображение внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, включая фасады и конфигурацию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Из указанных положений закона следует, что параметры высоты объекта индивидуального жилищного строительства должны быть указаны в текстовой части описания его внешнего облика.
Таким образом, при оценке соответствия изложенных параметров, при принятии ответчиками решения по результатам рассмотрения поданных Уведомлений, надлежит проводить из сведений указанных в самом Уведомлении и текстовой части описания внешнего облика. Требований указания высоты здания в графической части описания, положения ст. 51.1 ГрК РФ не содержат.
Так, из уведомлений о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 23.06.2021 г., 25.06.2021 г. усматривается, что в разделе 3 строки 3.3.2 указана высота объекта 10,7 м. Приложенные к уведомлению описания внешнего облика объекта ИЖС (разделы 4, 8) также содержат информацию о высоте объектов равной 10,7 м.
В силу п. 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) признается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Так в поданных уведомлениях (раздел 3) указаны данные параметры в первоначальном и измененном варианте. Раздел 4 представлен как схематичное изображение, отображающий данные параметры. Более детальные изображения объектов индивидуального жилищного строительства предусмотрены в описаниях внешнего облика объекта ИЖС, где вышеуказанные параметры совпадают с Уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Формой Уведомления об изменении параметров планируемого строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, утв. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19 сентября 2018 г. № 591/пр не установлено требование для указания отдельно сведений о входной группе.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что указанные в оспариваемых решениях органа местного самоуправления о возвращении уведомлений административных истцов без рассмотрения по существу основания не соответствуют действующему законодательству, в связи с чем, заявленные требования о признании их незаконными подлежат удовлетворению, как нормативно обоснованные и документально подтвержденные.
Заявленные административными истцами требования, указанные в пп. 2 и 3 просительной части иска, по своей сути, являются дополнительными основаниями основного требования, указанного в пп.1 административного иска о признании незаконными решений административных ответчиков о возвращении уведомлений, в связи с чем, по мнению суда, отдельно разрешать указанные в пп.2, 3 административного иска требования оснований не имеется.
В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административных истцов, на орган местного самоуправления следует возложить обязанность повторно рассмотреть уведомления административных истцов и принять по ним решения в соответствии с действующим законодательством.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными решения заместителя директора департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края М.В. Петухова от 30.06.2021 г. R-30669341469; R-38215207375; R-41874454714; R-78964518158; R-78964518158; R-24285815778; R-57398427375; R-81216221941; R-87324979665; R-43586151919; R-86675456466; R-18714382458; R-57035544812; R-58218997583; R-66437947305; R-90276517129; R-74470074387; R-37504063436; R-96441176396; R-88097459222; R-51695843573; R-32229502966; R-74877106601; R-65996136240; R-21525345587; R-84860938646; R-63286800342; R-32069143542; R-25703639518; R-82699158780; R-96577021606; R-41304689689; R-88446180761 о возвращении уведомлений административных истцов без рассмотрения по существу.
Обязать департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края в течение двухнедельного срока с даты вступления настоящего решения суда в законную силу повторно рассмотреть уведомления административных истцов о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, о результатах исполнения решения суда сообщить не позднее одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу в суд и административному истцу.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья К.А. Галкин
Решение суда в окончательной форме изготовлено 09.12.2021 года
Дело №2а-5346/21
Строка 3.020 - Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления)
УИД № 36RS0004-01-2021-006570-18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25.11.2021 г. г. Воронеж
Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Галкина К.А.,
при секретаре Жмудь Р.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Берга Олега Викторовича, Берга Дмитрия Олеговича, Комаровой Светланы Валериевны к администрации г. Сочи, департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г.о. город-курорт Сочи Краснодарского края, заместителю директора департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г.о. город-курорт Сочи Краснодарского края Петухову М.В. о признании незаконными решений от 30.06.2021г.,
УСТАНОВИЛ:
Берг О.В., Берг Д.О., Комарова С.В. обратились в Ленинский районный суд г.Воронежа с административным иском к администрации г. Сочи, департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г.о. город-курорт Сочи Краснодарского края, заместителю директора департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г.о. город-курорт Сочи Краснодарского края Петухову М.В. о признании незаконными решений от 30.06.2021г.
Административные истцы в своем иске указывают, что на их обращения с заявлениями от 23.06.2021 г. о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства административные ответчики ответили письмом о возвращении Уведомления о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 30.06.2021 г. R-30669341469; R-38215207375; R-41874454714; R-78964518158; R-78964518158; R-24285815778; R-57398427375; R-81216221941; R-87324979665; R-43586151919; R-86675456466; R-18714382458; R-57035544812; R-58218997583; R-66437947305; R-90276517129; R-74470074387; R-37504063436; R-96441176396; R-88097459222; R-51695843573; R-32229502966; R-74877106601; R-65996136240; R-21525345587; R-84860938646; R-63286800342; R-32069143542; R-25703639518; R-82699158780; R-96577021606; R-41304689689; R-88446180761 на земельных участках, расположенных по адресам:
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
В качестве оснований отказа административные ответчики указали следующие: «В представленном Вами уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома высота проектируемого индивидуального жилого дома в уведомлении - 10,7 м., что не соответствует информации представленной в графической части описания внешнего облика проектируемого объекта» (абз. 6 стр. 1 отказа). «Кроме того, в предоставленном уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и описании внешней облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома конфигурация объекта капитального строительства не соответствует графической части описания внешнего облика объекта капитального строительства (отсутствует входная группа)» (абз. 1 стр.2 отказа). «Таким образом, к уведомлению о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома приложено описание внешнего облика объекта, которое выполнено в отношении другого объекта капитального строительства.» (абз.2 стр.2 отказа). «В силу положений части 6 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ в случае отсутствия в уведомлении о планируемом строительстве сведений, предусмотренных частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ, или документов, предусмотренных пунктами 2 - 4 части 3 статьи 51 1 Градостроительного кодекса РФ, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение трех рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве возвращает застройщику данное уведомление и прилагаемые к нему документы без рассмотрения с указанием причин возврата. В этом случае уведомление о планируемом строительстве или реконструкции считается ненаправленным» (абз.4 стр. 2 отказа).
По мнению административных истцов, оспариваемые отказы нарушают их права на: удовлетворение поданного ими заявления в установленном законом порядке; выполнение договоров услуг (копии прилагаются); пользование земельным участком и на выкуп земельного участка с прекращением обязанности по уплате арендной платы.
На основании чего, с учетом принятых судом уточнений административные истцы просят суд признать незаконными:
решения административных ответчиков от 30.06.2021 г. R-30669341469; R-38215207375; R-41874454714; R-78964518158; R-78964518158; R-24285815778; R-57398427375; R-81216221941; R-87324979665; R-43586151919; R-86675456466; R-18714382458; R-57035544812; R-58218997583; R-66437947305; R-90276517129; R-74470074387; R-37504063436; R-96441176396; R-88097459222; R-51695843573; R-32229502966; R-74877106601; R-65996136240; R-21525345587; R-84860938646; R-63286800342; R-32069143542; R-25703639518; R-82699158780; R-96577021606; R-41304689689; R-88446180761 об отказе в удовлетворении заявления административных истцов и обязать административных ответчиков устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административных истцов, восстановить данные права, свободы и законные интересы и сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу суду и административным истцам;
указание в отказе не всех оснований отказа;
решение об указании других оснований в повторном отказе.
Административные истца Берг Д.О., Берг О.В., Комарова С.В., административный ответчик заместитель директора департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г.о.г. курорт Сочи Краснодарского Края Петухов М.В., представители административных ответчиков администрации г. Сочи, департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г.о.г. курорт Сочи Краснодарского Края в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке.
Кроме того, информация о времени и месте рассмотрения дела заблаговременно размещена на официальном сайте суда.
Суд, в соответствии со ст.ст. 150, 226 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
С учетом требований ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Следовательно, по данной категории дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
С учетом требований ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административные истцы обратились в суд с настоящим иском 21.09.2021 года через отделение почты России, т.е. в пределах трехмесячного срока с момента, когда им стало известно о нарушении своих прав, так как оспариваемые датированы 30.06.2021 года.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п.61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
При этом, суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что между Комаровой С.В. и Бергом Д.О. заключен договор о совместной деятельности от 27.05.2020 г., согласно которому стороны обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для строительства детского сада по адресу: <адрес>, кадастровый №. В соответствии с данным договором Комаровой С.В. принадлежит вышеуказанный земельный участок на праве аренды (т.2 л.д.128).
Между Бергом О.В. и Бергом Д.О. заключен договор о совместной деятельности от 01.02.2018 г., согласно которому стороны обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для строительства на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, кадастровый №. В соответствии с данным договором Бергу О.В. принадлежит вышеуказанный земельный участок на праве аренды (т.2 л.д.129).
Между Бергом О.В. и Бергом Л.Н. заключен договор о совместной деятельности от 01.10.2017 г., согласно которому стороны обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для индивидуального жилищного строительства на земельных участках:
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
В соответствии с данным договором Бергу О.В. принадлежат вышеуказанные земельные участки на праве аренды (т.2 л.д.130).
Между Бергом О.В. и Бергом Д.О. заключен договор о совместной деятельности от 10.04.2019 г., согласно которому стороны обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица с целью приобретения земельного участка по адресу <адрес>, кадастровый №. В соответствии с данным договором Бергу О.В. принадлежит вышеуказанный земельный участок на праве аренды (т.2 л.д. 131).
Между Комаровой С.В. и Бергом О.В. заключен договор о совместной деятельности от 01.09.2018 г., согласно которому стороны обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица с целью строительства и эксплуатации индивидуальных жилых домов по адресам:
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
В соответствии с данным договором вкладом Комаровой С.В. является право аренды вышеуказанных земельных участков (т.2 л.д. 132).
Между Бергом О.В. и Берг Л.Н. заключен договор о совместной деятельности от 23.01.2018 г., согласно которому стороны обязуются соединить свои вклады и совместно действовать для строительства индивидуального жилого дома и его последующей эксплуатации, а также выкупа земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый № (т.2 л.д. 133).
Между Комаровой С.В. и Бергом О.В. заключен договор о совместной деятельности от 11.07.2019 г., согласно которому стороны обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица с целью строительства индивидуальных жилых домов по адресам:
<адрес>
<адрес>
<адрес>
В соответствии с данным договором Комаровой С.В. принадлежат вышеуказанные земельные участки на праве аренды (т.2 л.д. 134).
Между Бергом О.В. и Бергом Д.О. заключен договор о совместной деятельности от 12.02.2020 г., согласно которому стороны обязуются соединить свои вклады и совместно действовать для строительства индивидуальных жилых домов, расположенным по адресам:
<адрес>
<адрес>
<адрес>
Указанные земельные участки принадлежат Бергу Д.О. и Комаровой С.В. на праве аренды, что подтверждается имеющимися в деле копиями договоров аренды земельных участков.
Между Комаровой С.В. (Бергом О.В.) и ООО Земельный центр» заключены договоры об оказании услуг по выполнению действий, необходимых для приобретения права собственности на вышеуказанные земельные участки, по которым исполнитель по поручению Заказчика осуществляет все действия, необходимые для приобретения исполнителем права собственности и переоформления этого права на Заказчика, в том числе: обеспечения назначения торгов на право аренды земельных участков, победы исполнителя на торгах, получения разрешения на строительство, строительства, ввода объекта в эксплуатацию, кадастрового учета и государственной регистрации права на объект, выкупа земельного участка, государственной регистрации права собственности на земельные участки, направляя соответствующие заявления и обосновывая уполномоченному органу его обязанность, удовлетворить их в установленный срок (т.2 л.д. 136-170).
Из материалов дела следует, что 23.06.2021 г. и 25.06.2021 г. административными истцами в орган местного самоуправления были поданы заявления о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства на земельных участках, расположенных по адресу (т. 1 л.д. 10-250; т. 2 л.д. 1-57):
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
На указанные обращения административным ответчиком заместителем директора департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края М.В. Петуховым были приняты решения о возвращении уведомлений без рассмотрения по существу от 30.06.2021 г. №№ R-30669341469; R-38215207375; R-41874454714; R-78964518158; R-78964518158; R-24285815778; R-57398427375; R-81216221941; R-87324979665; R-43586151919; R-86675456466; R-18714382458; R-57035544812; R-58218997583; R-66437947305; R-90276517129; R-74470074387; R-37504063436; R-96441176396; R-88097459222; R-51695843573; R-32229502966; R-74877106601; R-65996136240; R-21525345587; R-84860938646; R-63286800342; R-32069143542; R-25703639518; R-82699158780; R-96577021606; R-41304689689; R-88446180761 (т. 2 л.д. 58-127).
Согласно данным решениям о возвращении уведомлений без рассмотрении по существу от 30.06.2021 г. указаны следующие основания для возвращения: высота проектируемого индивидуального жилого дома в уведомлении — 10.7 м, что не соответствует информации представленной в графической части описания внешнего облика проектируемого объекта; конфигурация объекта капитального строительства не соответствует графической части описания внешнего облика объекта капитального строительства (отсутствует входная группа). Таким образом, к уведомлению о планируемых строительстве или реконструкции индивидуального жилищного строительства или садового дома приложено описание внешнего облика объекта, которое выполнено в отношении другого объекта капитального строительства.
Анализируя указанные в ответах на обращения основания в выдаче уведомлений о планируемом строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома, суд приходит к следующему.
Пунктом 39 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ установлено, что объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.
Как следует из положений части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве), содержащее следующие сведения:
1) фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица);
2) наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка;
4) сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц);
5) сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома);
6) сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка;
7) сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости;
8) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком;
9) способ направления застройщику уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7 и пунктом 3 части 8 настоящей статьи.
В соответствии с частью 3 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к уведомлению о планируемом строительстве прилагаются: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок в случае, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; 2) документ, подтверждающий полномочия представителя застройщика, в случае, если уведомление о планируемом строительстве направлено представителем застройщика; 3) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если застройщиком является иностранное юридическое лицо; 4) описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома включает в себя описание в текстовой форме и графическое описание. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в текстовой форме включает в себя указание на параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, цветовое решение их внешнего облика, планируемые к использованию строительные материалы, определяющие внешний облик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, а также описание иных характеристик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, требования к которым установлены градостроительным регламентом в качестве требований к архитектурным решениям объекта капитального строительства. Графическое описание представляет собой изображение внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, включая фасады и конфигурацию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Из указанных положений закона следует, что параметры высоты объекта индивидуального жилищного строительства должны быть указаны в текстовой части описания его внешнего облика.
Таким образом, при оценке соответствия изложенных параметров, при принятии ответчиками решения по результатам рассмотрения поданных Уведомлений, надлежит проводить из сведений указанных в самом Уведомлении и текстовой части описания внешнего облика. Требований указания высоты здания в графической части описания, положения ст. 51.1 ГрК РФ не содержат.
Так, из уведомлений о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 23.06.2021 г., 25.06.2021 г. усматривается, что в разделе 3 строки 3.3.2 указана высота объекта 10,7 м. Приложенные к уведомлению описания внешнего облика объекта ИЖС (разделы 4, 8) также содержат информацию о высоте объектов равной 10,7 м.
В силу п. 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) признается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Так в поданных уведомлениях (раздел 3) указаны данные параметры в первоначальном и измененном варианте. Раздел 4 представлен как схематичное изображение, отображающий данные параметры. Более детальные изображения объектов индивидуального жилищного строительства предусмотрены в описаниях внешнего облика объекта ИЖС, где вышеуказанные параметры совпадают с Уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Формой Уведомления об изменении параметров планируемого строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, утв. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19 сентября 2018 г. № 591/пр не установлено требование для указания отдельно сведений о входной группе.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что указанные в оспариваемых решениях органа местного самоуправления о возвращении уведомлений административных истцов без рассмотрения по существу основания не соответствуют действующему законодательству, в связи с чем, заявленные требования о признании их незаконными подлежат удовлетворению, как нормативно обоснованные и документально подтвержденные.
Заявленные административными истцами требования, указанные в пп. 2 и 3 просительной части иска, по своей сути, являются дополнительными основаниями основного требования, указанного в пп.1 административного иска о признании незаконными решений административных ответчиков о возвращении уведомлений, в связи с чем, по мнению суда, отдельно разрешать указанные в пп.2, 3 административного иска требования оснований не имеется.
В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административных истцов, на орган местного самоуправления следует возложить обязанность повторно рассмотреть уведомления административных истцов и принять по ним решения в соответствии с действующим законодательством.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными решения заместителя директора департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края М.В. Петухова от 30.06.2021 г. R-30669341469; R-38215207375; R-41874454714; R-78964518158; R-78964518158; R-24285815778; R-57398427375; R-81216221941; R-87324979665; R-43586151919; R-86675456466; R-18714382458; R-57035544812; R-58218997583; R-66437947305; R-90276517129; R-74470074387; R-37504063436; R-96441176396; R-88097459222; R-51695843573; R-32229502966; R-74877106601; R-65996136240; R-21525345587; R-84860938646; R-63286800342; R-32069143542; R-25703639518; R-82699158780; R-96577021606; R-41304689689; R-88446180761 о возвращении уведомлений административных истцов без рассмотрения по существу.
Обязать департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края в течение двухнедельного срока с даты вступления настоящего решения суда в законную силу повторно рассмотреть уведомления административных истцов о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, о результатах исполнения решения суда сообщить не позднее одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу в суд и административному истцу.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья К.А. Галкин
Решение суда в окончательной форме изготовлено 09.12.2021 года