63RS0№-54
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 05 октября 2022 года
Ленинский районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Космынцевой Г.В.
при секретаре Овчинниковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску заместителя прокурора <адрес> в интересах Денисовой З. Д. к Некоммерческой организации "Региональный оператор <адрес> "Фонд капитального ремонта" о возложении обязанности провести капитальный ремонт в многоквартирном доме,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора <адрес> обратился в суд с иском к Некоммерческой организации "Региональный оператор <адрес> "Фонд капитального ремонта" о возложении обязанности провести капитальный ремонт в многоквартирном доме, указав, что прокуратурой проведена проверка соблюдения НО «ФКР» требований жилищного законодательства в части своевременного проведения капитального ремонта многоквартирных домов, предусмотренного краткосрочной программой проведения капитального ремонта. По результатам проверки выявлены нарушения в деятельности НО «ФКР» в части несвоевременного проведения капитального ремонта многоквартирных домов, предусмотренного краткосрочной программой проведения капитального ремонта. Приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, на 2019-2021 года. Из содержания краткосрочной программы капитального ремонта следует, что в 2019-2021 годах предусмотрено выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома по адресу: <адрес>, стр.1. Однако выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества по указанному выше дому НО «ФКР» не обеспечено.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец с учетом уточнений, просил суд обязать Некоммерческую организацию «Региональный оператор <адрес>» Фонд капитального ремонта» организовать надлежащее выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме по адресу: г <адрес>, стр.1 в девятимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании старший помощник прокурора Мирошнеченко Е.Б. уточненные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Денисова З.Д. в судебное заседание не явилась, извещалась правильно и своевременно.
Представитель ответчика по доверенности Беляева Л.В. требования не признала основаниям, изложенным в отзыве.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Статьей 166 ЖК РФ установлено, что перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада; ремонт фундамента многоквартирного дома.
Согласно ч.1 ст.180 ЖК РФ функциями регионального оператора являются:
1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора;
2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета;
3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета;
5) взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
6) иные предусмотренные данным кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.
В соответствии с ч.1 ст.182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
В целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан, в частности, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ (пункты 3, 4, 5 ч.2 ст.182 ЖК РФ).
В соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта" является специализированной некоммерческой организацией, деятельность которой направлена на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, а также реализация иных мероприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства <адрес>.
Согласно ст.168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя: 1) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; 2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; 3) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ (ч.2 ст.168 ЖК РФ).
В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока (ч.7 ст.168 ЖК РФ).
Законом предусмотрено внесение в региональную программу капитального ремонта и краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год (ч.4, 5, 7 ст.168 ЖК РФ).
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>.
Приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден региональный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, на 2019-2021 года.
Денисова З.Д. является собственником 1/3 доли в праве на жилое помещение, расположенное по адресу: 443001, <адрес>, стр.1, <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН, а также свидетельством о государственной регистрации права (л.д.19).
Из материалов дела следует, что прокуратурой <адрес> на основании заявления Денисовой З.Д., являющейся пенсионером, проведена проверка соблюдения НО «ФКР» требований жилищного законодательства в части своевременного проведения капитального ремонта многоквартирных домов, предусмотренного краткосрочной программой проведения капитального ремонта.
Согласно указанному краткосрочному плану в 2019-2021 годах предусмотрено выполнение работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем, ремонту подвальных помещений, ремонту крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, стр.1.
Прокуратурой города ДД.ММ.ГГГГ в адрес генерального директора НО «ФКР» внесено представление об устранении нарушений закона, выразившихся в непроведении капитального ремонта многоквартирного дома <адрес>, стр.1 по <адрес> в <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ между НО «ФКР» и ООО ПК «Реставрация» заключен договор №ЭАНПД5353-21 на выполнение работ по разработке научно-проектной документации на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, являющегося объектом культурного наследия (выявленным объектом культурного наследия) регионального (федерального) значения, расположенного на территории <адрес>, в соответствии с которым подрядчик обязуется по поручению заказчика разработать научно-проектную документацию на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия (выявленным объектом культурного наследия) регионального (федерального) значения, в том числе по капитальному ремонту многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, стр.1 с видом работ – разработка научно-проектной документации на капитальный ремонт крыши многоквартирного дома, являющегося выявленным объектом культурного наследия.
Вместе с тем, заключение Фондом договора с ООО ПК «Реставрация» на выполнение работ по разработке научно-проектной документации не свидетельствует о выполнении ответчиком обязанности, возложенной на него законом, в полном объеме.
Так, анализ положений ч. 2 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>» указывает на то, что в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества на регионального оператора возложено не только привлечение подрядных организаций и заключение с ними соответствующих договоров, но и проведение иных мероприятий, в том числе по контролю качества и сроков выполнения работ, их приемку.
Непринятие ответчиком своевременных мер по капитальному ремонту домов в установленный законом срок, создает опасность причинения вреда жителям многоквартирного дома, нарушает права граждан на благоприятную среду жизнедеятельности.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования прокурора о возложении на НО «ФКР» обязанности обеспечить выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, стр.1, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194 –198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя прокурора <адрес> в интересах Денисовой З. Д. к Некоммерческой организации "Региональный оператор <адрес> "Фонд капитального ремонта" о возложении обязанности провести капитальный ремонт в многоквартирном доме удовлетворить.
Обязать НО «Региональный оператор <адрес> «Фонд капитального ремонта» обеспечить проведение капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, стр.1 (ремонт внутридомовых инженерных систем, ремонт подвальных помещений, ремонт крыши) в течении девяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Г.В.Космынцева
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.