Дело № 2а-136/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 февраля 2016 года город Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи: Антипиной Н.Н.,
при секретаре: Седлецкой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 по Республике Карелия к Григорьеву И.С. о взыскании пени,
у с т а н о в и л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 10 по Республике Карелия (далее - Инспекция) обратилась в суд с названным исковым требованием, мотивируя тем, что административный ответчик состоит на учете в Инспекции. В соответствии с карточкой лицевого счета у него, в связи с неуплатой в установленные законом сроки транспортного налога, числится задолженность по налоговым обязательствам, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ г., в виде пени в сумме ... рублей. Ссылаясь на положения Кодекса административного судопроизводства РФ, Налогового кодекса РФ, административный истец просит суд восстановить пропущенный срок на взыскание задолженности в судебном порядке, взыскать с Григорьева И.С. задолженность в сумме ... рублей.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен; административное исковое заявление содержит ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Инспекции.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом. Судебную корреспонденцию, направляемую по адресу его регистрации, не получает.
Материалы административного дела не содержат сведений об ином месте жительства административного ответчика.
В соответствии с положениями ч. 4 ст. 96, ст. 98 Кодекса административного судопроизводства РФ судебное извещение, адресованное лицу, участвующему в деле, направляется по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, или его представителем. Судебные повестки и иные судебные извещения доставляются по почте или лицом, которому судья поручает их доставить.
На основании п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Согласно ч. 6 ст. 45 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Суд, изучив материалы административного дела, находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации, пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность налогоплательщика по своевременной и полной уплате налогов в бюджет.
Статья 14 Налогового кодекса РФ предусматривает, что к региональным налогам относится транспортный налог.
В соответствии с пп. 2, 3, 4 ст. 52 Налогового кодекса РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Налоговое уведомление может быть направлено физическому лицу по почте заказным письмом. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В силу пп. 1, 4, 6 ст. 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Требование об уплате налога может быть направлено по почте заказным письмом физическому лицу. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии со ст. 356, 357 Налогового кодекса РФ транспортный налог (далее - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом, законами субъектов
Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с п. 1 ст. 361, п. 3 ст. 363 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Согласно ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (п. 3). Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 4). Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5). Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса (п. 6).
Таким образом, требование об уплате пеней, начисленных за просрочку исполнения обязанности по уплате налога, должно быть направлено одновременно с требованием об уплате налога в срок, установленный пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
Направление требования является первой стадией процедуры принудительного взыскания налога и пеней, которое должно быть осуществлено в пределах совокупности сроков, установленных Налоговым кодексом.
При неисполнении налогоплательщиком требования об уплате недоимки по налогу, в силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов административного дела, Григорьеву И.С. Инспекцией направлялись налоговое уведомление №, из которого следует, что за ДД.ММ.ГГГГ г. необходимо уплатить транспортный налог в сумме ... рублей за транспортные средства: ..., г.р.з. №, ..., г.р.з. №, ..., г.р.з. №; налоговое уведомление №, в силу которого ответчик обязан уплатить транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ г. в сумме ... рублей за автомобили ..., г.р.з. №, ..., г.р.з. №.Срок исполнения обязанности по уплате налогов установлен до ДД.ММ.ГГГГ г. и ДД.ММ.ГГГГ г.
В силу положений статьи 362 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 20.10.2005 года № 131-ФЗ) сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 1). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено данной статьей(пункт 2). В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц (пункт 3).
В связи с ненадлежащим исполнением обязанностей по уплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ г. Григорьеву И.С. Инспекцией было направлено требование № об уплате налога, пени по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ г. Срок погашения задолженности указан - ДД.ММ.ГГГГ г., сумма задолженности и пени - ... и ... рублей соответственно.
Оплата транспортного налога в сумме ... рублей ответчиком произведена.
Ставки налога установлены в соответствии с Законом Республики Карелия «О налогах (ставках налогов) на территории Республики Карелия» № 384-ЗРК от 30 декабря 1999 года.
Материалами дела подтверждается, что Инспекция на момент обращения в Прионежский районный суд РК с административным исковым заявлением пропустила срок, установленный статьей 48 Налогового кодекса РФ, поскольку административный иск в суд подан ДД.ММ.ГГГГ г. (по штемпелю на конверте).
В ходатайстве о восстановлении срока подачи административного искового заявления в суд Инспекция указала, что ДД.ММ.ГГГГ г. передала в почтовое отделение ... посылку с заявлениями о вынесении судебного приказа о взыскании налогов (внутрироссийский почтовый идентификатор №) для отправки в судебный участок Прионежского района РК по адресу: .... Однако, ДД.ММ.ГГГГ г. вышеуказанное почтовое отправление вернулось в Инспекцию с отметкой о причине возврата «истек срок хранения». Инспекция ДД.ММ.ГГГГ г. обратилась с заявлением к Управлению Федеральной почтовой связи Республики Карелия с просьбой разобраться в ситуации и доставить посылку по месту назначения. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ г. УФПС Республики Карелия признало факт нарушения нормативных документов, регулирующих деятельность организаций почтовой связи, Инспекции предложено повторно направить посылку через ОПС №. ДД.ММ.ГГГГ г. посылка была принята ОПС № и направлена в ОПС № для доставки адресату, однако ДД.ММ.ГГГГ г. эта посылка снова была возвращена в Инспекцию, о чем было сообщено УФПС Республики Карелия письмом от ДД.ММ.ГГГГ г. Организация почтовой связи ДД.ММ.ГГГГ г. осуществила фактическую доставку посылки на судебный участок. ДД.ММ.ГГГГ г. мировой судья судебного участка № г.Петрозаводска РК, временно исполняющий обязанности мирового судьи судебного участка Прионежского района РК, вынес определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа в связи с вступлением в силу с ДД.ММ.ГГГГ г. Кодекса административного судопроизводства РФ. Указанные обстоятельства Инспекция просит признать уважительными причинами и восстановить срок для подачи административного искового заявления в отношении Григорьева И.С., поскольку первоначально обращение в суд имело место без пропуска срока.
Названные административным истцом причины пропуска срока, по мнению суда, подлежат признанию уважительными, в связи с чем срок подлежит восстановлению.
С учетом установленных по делу обстоятельств с административного ответчика надлежит взыскать пени согласно приведенному в административном исковом заявлении расчету, проверенному судом, оснований не соглашаться с которым не имеется, поскольку в нем верно приведены размер исчисленного налога и пени. Данный расчет ответчиком не оспорен.
Применительно к положениям ч. 1 ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден.
Руководствуясь статьями 174, 175, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Республике Карелия удовлетворить.
Взыскать с Григорьева И.С., зарегистрированного по адресу: ..., в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Республике Карелия пени за ДД.ММ.ГГГГ г. в сумме ... рублей ... копеек.
Взыскать с Григорьева И.С. государственную пошлину в доход местного бюджета Прионежского муниципального района Республики Карелия в размере ... рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Карелия через Прионежский районный суд РК в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Н.Н. Антипина
Решение принято судом в окончательной форме 25 февраля 2016 года.