№ 2а-518/2021
УИД: 10RS0016-01-2021-001369-18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 апреля 2021 года г.Сегежа
Сегежский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Скрипко Н.В.,
при секретаре судебного заседания Романовой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Карелия к Лопатнёвой Г.А. о взыскании задолженности по уплате страховых взносов и пеней,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 2 по РК обратилась с названным административным иском к административному ответчику по тем основаниям, что Лопатнёва Г.А., являясь страхователем в системе обязательного медицинского страхования как индивидуальный предприниматель, самостоятельно уплачивающий страховые взносы в виде фиксированного платежа, был плательщиком страховых взносов. 31.03.2009 административный ответчик утратил статус индивидуального предпринимателя. При этом Лопатнёвой Г.А. своевременно не были уплачены страховые взносы в виде фиксированного платежа в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части пенсии за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в сумме 1983 руб. 00 коп. и пени в сумме 2155 руб. 10 коп. ГУ УПФ РФ в г. Сегеже Республики Карелия (межрайонным) задолженность по страховым взносам и неисполненные требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов были переданы в налоговый орган с пропущенным для их взыскания сроком. Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просит восстановить срок на подачу административного иска в суд, взыскать с административного ответчика страховые взносы в виде фиксированного платежа в Пенсионный фонд РФ и пени в общей сумме 4138 руб. 10 коп.
Административный истец Межрайонная ИФНС России № 2 по РК своего представителя в судебное заседание не направил, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Административный ответчик Лопатнёва Г. А. в судебном заседании не участвовала, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом, об отложении дела не ходатайствовала, об уважительности причин не явки не сообщала.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» указанные полномочия с 1 января 2017 года переданы налоговым органам.
В соответствии со ст. 18.1 Налогового кодекса РФ в Российской Федерации настоящим Кодексом устанавливаются страховые взносы, которые являются федеральными и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
Согласно п. 3.4 ст. 23 Налогового кодекса РФ плательщики страховых взносов обязаны уплачивать установленные настоящим Кодексом страховые взносы.
Вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование регулируются главой 34 части 2 Налогового кодекса РФ.
Согласно ст. 419 Налогового кодекса РФ индивидуальные предприниматели признаются страхователями по обязательному медицинскому страхованию, обязанными производить страховые взносы на обязательное медицинское страхование.
Исходя из положений п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 69 Налогового кодекса РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате страховых взносов и (или) пеней является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате страховых взносов и пеней, то есть письменного извещения о неуплаченной сумме страховых взносов и обязанности уплатить её в установленный срок.
Пунктом 2 ст. 45 Налогового кодекса РФ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога (страховых взносов) в установленный срок производится взыскание налога (страховых взносов) в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 настоящего Кодекса.
В судебном заседании установлено, что Лопатнёва Г.А. являлась индивидуальным предпринимателем, прекратила деятельность 31.03.2009, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Из представленного административным истцом расчёта следует, что за Лопатнёвой Г.А. числится задолженность по страховым взносам за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в общей сумме 4138 руб. 10 коп., в том числе, задолженность по страховым взносам на выплату страховой пенсии в сумме 1983 руб. 00 коп. и пени в сумме 2155 руб. 10 коп.
В соответствии с требованием № 009S01170026664 по состоянию на 09.01.2017 у Лопатнёвой Г.А. имелась задолженность по страховым взносам на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в сумме 1983 руб. 00 коп. и пени в сумме 2155 руб. 10 коп. Административному ответчику было предложено в срок до 01.04.2017 погасить имеющуюся задолженность.
Принимая во внимание, что недоимка по страховым взносам и пеням возникла у административного ответчика до принятия и вступления в законную силу Федерального закона от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», суд полагает, что в данном случае должны применяться нормы закона, действовавшие на период возникновения указанной задолженности.
До 1 января 2017 года отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулировались Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее Федеральный закон № 212-ФЗ).
Федеральный закон № 212-ФЗ утратил силу с 1 января 2017 года в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».
В соответствии с частями 1, 2 ст. 18 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ предусматривалось, что в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном данным законом.
Частью 3 ст. 19 Федерального закона № 212-ФЗ было установлено, что до принятия решения о взыскании недоимки по страховым взносам орган контроля направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со ст. 22 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 2 ст. 22 Федерального закона № 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трёх месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено ч. 3 настоящей статьи.
В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об плате налога, сбора, пеней и штрафов.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10000 рублей (в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 243-ФЗ, от 23.11.2020 N 374-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Административный иск был подан налоговым органом в суд 29.03.2021, то есть с пропуском установленного законом срока. Административным истцом заявлено о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления. В обоснование уважительности пропуска срока административным истцом указано о том, что административным ответчиком не была исполнена конституционная обязанность по оплате налогов и сборов.
Разрешая заявление административного истца о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления, суд приходит к выводу об отсутствии уважительных причин пропуска срока обращения за принудительным взысканием обязательных платежей, довод о неисполнении Лопатнёвой Г.А. конституционной обязанности по уплате налогов судом таковым не признается.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в связи с пропуском административным истцом срока на подачу административного искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 180, 290 КАС РФ, суд
решил:
исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Карелия оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Сегежский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В. Скрипко
мотивированное решение в порядке ст.177 КАС РФ изготовлено 14 апреля 2021 года