Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-238/2014 ~ М-229/2014 от 25.02.2014

Дело № 2-238/2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 марта 2014 года п. Серышево

Серышевский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Кулагиной И.В.,

при секретаре Наймушиной Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к Администрации Серышевского района Амурской области о признании решения об отказе во включении в списки на выплату единовременной материальной и финансовой помощи, незаконным; возложении обязанности по включению в списки на выплату единовременной материальной и финансовой помощи; признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации,

У С Т А Н О В И Л:

Истцы ФИО1, ФИО2 обратились в суд с иском, в обоснование заявленных требований указав, что они постоянно проживают по адресу<адрес>. Квартирой владеют по договору социального найма жилого помещения, нанимателем является ФИО4 - муж ФИО1 В связи с проливными дождями с 9 по 10 августа 2013 года квартира и приусадебный участок, были подтоплены. Распоряжением Губернатора Амурской области от 23 июля 2013 года № 123 р, с 23 июля 2013 года на территории Амурской области, в связи с проливными дождями, был введен режим чрезвычайной ситуации. Распоряжением Главы администрации Серышевского района от 4 августа 2013 года на территории Серышевского района введен режим чрезвычайной ситуации. В силу Закона Амурской области от 6 марта 1997 г. N151-03 "О защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановления Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. N 750 "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий", постановления Правительства Амурской области от 26 мая 2009 г. N214 "Об утверждении Порядка использования бюджетных ассигнований резервною фонда Правительства Амурской области", постановления Правительства Амурской области от 13 сентября 2013 года № 423 «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной, произошедшей на территории Амурской области в июле-августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета», иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Амурской области, гражданам, постоянно или преимущественно проживающим на территории муниципального образования, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации (паводок, дождь и иное опасное природное явление), предусмотрена единовременная материальная помощь в размере 10 000 рублей на каждого члена семьи и финансовая помощь за полную или частичную утрату имущества в размере 50 000 рублей и 100 000 рублей, соответственно. В сентябре 2013 года ФИО4, как глава семьи, обратился в администрацию Озерненского сельсовета с заявлением о выплате единовременной материальной и финансовой помощи. ДД.ММ.ГГГГ комиссия администрации Озерненского сельсовета обследовала их квартиру. При обследовании был установлен факт подтопления водой квартиры и приусадебного участка. По результатам Комиссия приняла решение о признании их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и выплате им единовременной материальной и финансовой помощи. Впоследствии ФИО4 единовременную материальную и финансовую помощь получил, однако их в списки на получение единовременной материальной и финансовой помощи администрация Озерненского сельсовета не включила. В связи с этим они в декабре 2013 года повторно обратились с заявлением о выплате единовременной материальной и финансовой помощи за частично утраченное имущество. Решением от 17.02.2014 года № 01-29-2639 администрация <адрес> им во включении в списки на выплату единовременной материальной и финансовой помощи отказала. Решение об отказе, администрация Серышевского района обосновала протоколом № 2 заседания оперативного штаба по организации и контролю выполнения мероприятий по защите от наводнения комиссии при Правительстве ФИО3 <адрес> по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ, которым, рекомендовано главам муниципальных образований повторно проверить заявления граждан на выплаты, поданные ими в декабре 2013 года и январе 2014 года, исходя из того, что документы на выплату единовременной материальной и финансовой помощи принимаются от граждан по судебным решениям. Решение администрации Серышевского района является незаконным, противоречит статье 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», статье 18 Конституции Российской Федерации, п.1 Порядка выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 13 сентября 2013 г. № 423 и п.п. 2.1.-2.4. и 3.7. Методических рекомендаций. Условия, необходимые для оказания им единовременной материальной и финансовой помощи (п.2.2. и п. 2.3. раздела II Методических рекомендаций), имели место, квартира и земельный участок были подтоплены. Указанный факт был установлен комиссией администрации Озерненского сельсовета (акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ). Согласно Акту была подтоплена квартира с заходом воды в подполье, просели лаги и пол, был подмыт фундамент, потрескалась печь. То есть, факт частичной утраты имущества имел место. Документы, необходимые для выплаты финансовой помощи, ими были представлены своевременно и в полном объеме в администрацию Озерненского сельсовета. Решение оперативного штаба по организации и контролю выполнения мероприятий по защите от наводнения комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (протокол № 2 от ДД.ММ.ГГГГ) не может служить основанием для отказа во включении их в список на получение единовременной материальной и финансовой помощи. Кроме того, в решении не содержится прямой запрет на невключение граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации в списки на выплату единовременной материальной и финансовой помощи, подавших заявление на выплаты в декабре 2013 года и январе 2014 года. Решением возлагается обязанность на органы местного самоуправления повторно проверить заявления граждан на выплаты, поданные ими в декабре 2013 года и январе 2014 года. На основании изложенного, просят признать решение администрации Серышевского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № 01-29-2639, об отказе во включении их, ФИО1, ФИО2 в списки на выплату единовременной материальной и финансовой помощи, незаконным; обязать ответчика включить их, ФИО1, ФИО2, в списки на выплату единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей каждому и на выплату финансовой помощи в размере 50 000 рублей каждому, как пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года; признать их, ФИО1, ФИО2, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года и обратить решение суда в силу ст. 212 ГПК РФ к немедленному исполнению.

В судебном заседании истица ФИО1 суду показала, что единовременная материальная помощь в размере 10 000 рублей ей была выплачена, а компенсация за частичную утрату имущества в размере 50 000 рублей нет. В жилом помещении по адресу: <адрес>, их семья проживает по договору социального найма, жилое помещение принадлежит Министерству обороны РФ. Жилое помещение в результате ЧС пострадало, квартира была подтоплена, вода была и в подполье и в доме, подмыт фундамент, потрескалась печь, вещи замокли, куртки, обувь, матрац. Намокшие вещи они сразу выбросили и доказательств, утраты имущества у них нет.

Истица ФИО2 поддержала заявленные требования, просила суд их удовлетворить, суду показала, что никаких выплат, причитающихся пострадавшим в результате ЧС, она не получала. В результате ЧС пострадал дом и принадлежащие ей вещи, однако доказательств, причинения ей ущерба у нее нет.

Представитель ответчика - Администрация Серышевского района, уведомленного надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился. Заявлений, ходатайств об отложении судебного заседания в суд не поступило.

Третье лицо – Администрация Озерненского сельсовета в лице Главы администрации ФИО6 суду показала, что в результате ЧС жители Серышево-2 пострадали, в том числе и семья ФИО9, проживающие <адрес>. Как пострадавшим в результате ЧС их семье были произведены выплаты и единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей и финансовой помощи в размере 50 000 рублей, всего семье ФИО9 были произведены выплаты в размере 120 000 рублей, из них главе семьи ФИО4 выплачено 110 000 рублей.

Третье лицо ФИО4 поддержал заявленные требования, просил суд их удовлетворить и суду показал, что им, как пострадавшим в результате ЧС, было получено 110 000 рублей.

С учетом положений ст.167 ГПК РФ суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.

Исследовав материалы дела, заслушав участников процесса, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Распоряжением Губернатора Амурской области от 23 июля 2013 № 123-р на территории Амурской области с 22 июля 2013 года введен режим чрезвычайной ситуации в результате подтопления значительного числа населенных пунктов.

Согласно распоряжения главы администрации Серышевского района от 04.08.2013 № 406 на территории района введен режим ЧС.

Как следует из письма Администрации Серышевского района от ДД.ММ.ГГГГ , адресованного ФИО4, межведомственной комиссией по обследованию домовладений граждан, попавших в зону затопления в августе-сентябре 2013 года, по результатам проверки и на основании акта от ДД.ММ.ГГГГ отказано ему и членам его семьи во включении в списки на выплату финансовой помощи и рекомендовано обратиться в суд с иском о признании пострадавшими.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Во исполнение требований части 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года № 750 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий и постановлением Правительства Амурской области от 26 мая 2009 года N 214 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области.

В настоящее время также действует Указ Президента РФ от 31 августа 2013 года № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области».

Во исполнение п. 6 Указа Президента РФ от 31 августа 2013 года № 693 Правительством Амурской области принято постановление от 13 сентября 2013 года № 423 «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета».Пунктом 2 постановления правительства Амурской области от 13 сентября 2013 года № 423 утвержден Порядок выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета. В соответствии с п. 2 указанного Порядка формируются и утверждаются: а)    списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на
получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации; б)    списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание единовременной материальной помощи за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации; в)    списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации; г)    списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.В соответствии с пп. «б» п. 2 Указа Президента РФ от 31.08.2013 № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» (далее - Указ Президента РФ от 31.08.2013 № 693) Правительству Российской Федерации необходимо принять решение о выплате за счет федерального бюджета каждому гражданину, признанному пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающему в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и компенсации в размере 100 тысяч рублей за утрату имущества первой необходимости, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 05.09.2013 №1592-р Амурской области предоставлены дотации на оказание единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и компенсации в размере 100 тысяч рублей за утрату имущества первой необходимости, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично. В соответствии с п. 9 Постановления Правительства РФ «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» денежные средства выделяются органам исполнительной власти субъектов РФ для покрытия расходов на обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, а именно оказание гражданам единовременной материальной помощи. Согласно пункта 2.2 Методических рекомендаций по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории Амурской области, единовременная материальная помощь (10 тыс. руб. на человека) оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении, пострадавшем в результате ЧС. Единовременная материальная помощь предоставляется также в случае, если затопило приусадебный участок к жилому дому и при этом пострадало иное имущество гражданина (надворные постройки, уголь и др. имущество, располагавшееся на затопленном земельном участке). При этом, следует учитывать, что в соответствии со статьей 136 Гражданского кодекса Российской Федерации плоды и продукция определяются как поступления, полученные в результате использования имущества. В связи с чем, плодово-овощные посадки и урожай, произраставшие на земельном участке, не рассматриваются в качестве имущества, при утрате которого предоставляются единовременная материальная помощь. Соответственно в случае затопления земельного участка, при котором причинен ущерб только плодово-овощным посадкам и урожаю, предоставление единовременной материальной помощи не производится. Согласно пункта 2.3 Методических рекомендаций финансовая помощь за (полностью или частично) утраченное имущество (за счет средств областного бюджета – 50 тыс. руб. на семью; за счет средств федерального бюджета – 50 тыс. руб. на человека) оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении (жилом доме), пострадавшем в результате ЧС, при условии, что такой жилой дом (жилое помещение), земельный участок с расположенным на нем жилым домом (включая приусадебное хозяйство, огород) подтоплены затоплены водой в результате чрезвычайной ситуации. В случае затопления приусадебного хозяйства (огорода), при котором жилой дом подтоплен затоплен не был, финансовая помощь за частично утраченное имущество не предоставляется. Как следует из обстоятельств дела, истцы просят признать решение администрации Серышевского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе во включении их в списки на выплату единовременной материальной и финансовой помощи, незаконным; обязать ответчика включить их в списки на выплату единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей каждому и на выплату финансовой помощи в размере 50 000 рублей каждому, как пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года; признать их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года. При этом, в судебном заседании истица ФИО1 указала о том, что единовременная материальная помощь в размере 10 000 рублей была ею получена.

Также, не оспаривается в судебном заседании и факт получения главой семьи - третьим лицом по делу ФИО4, единовременной материальной помощи из федерального бюджета в размере 10 000 рублей и финансовой помощи за частичную утрату имущества, а всего помощи в размере 110 000 рублей. Таким образом, семья признана в установленном законом порядке пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в августе 2013 года на территории Озерненского сельсовета Серышевского района.

Из договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> <адрес>, находящееся в федеральной собственности, передано ФИО4 и членам его семьи: ФИО1, ФИО7, ФИО2, министерством обороны РФ, действующим от имени собственника жилого помещения – Российской Федерации, в бессрочное владение и пользование.

Из акта обследования полностью (частично) утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации – затопления, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что по данному адресу подтоплен дом, в подполье вода, появились прогибы в полу, просели лаги, подмыт фундамент, в кладке печи трещины.

Согласно справке № 42/586, выданной Серышевским РЭУ №10 филиала «ФИО3» ОАО «Славянка», ФИО4 зарегистрирован, и проживает по адресу: Серышево-2 по <адрес>. Совместно с ним по указанному адресу зарегистрированы: жена – ФИО1, сын – ФИО7, дочь жены – ФИО2

Истцы в обоснование заявленных исковых требований приводят доводы о подтоплении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в результате чрезвычайной ситуации, в связи с чем, пострадало жилое помещение, указав при этом, что вода была в подполье дома, в самом доме, подмыт фундамент, потрескалась печь, утрачены куртки, обувь, матрас.

Вместе с тем, факт наличия воды в подполье, сам по себе не доказывает безусловную утрату имущества истцов и не устанавливает их права на соответствующую компенсацию.

В данном случае обязательным условием признания пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и оказании единовременной финансовой помощи является утрата имущества, вследствие подтопления жилого дома либо наличие повреждений конструктивных элементов жилого помещения.

В силу требований приведенных актов, а также подтверждается позицией изложенной в методических рекомендациях, обязательными условиями для признания за гражданином права на получение соответствующей финансовой помощи (компенсации) являются установление факта постоянного или преимущественного проживания такого лица в жилом помещении, пострадавшем в результате ЧС, а также повреждение либо утрата имущества вследствие ЧС.

В силу части 2 статьи 15 Жилищного кодекса РФ, жилым помещением признается изолированное жилое помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан. Понятие и статус жилого дома даны в статье 16 ЖК РФ. В акте от ДД.ММ.ГГГГ указано, что подтоплено подполье. Однако подполье в силу норм Жилищного кодекса РФ не относится к жилому помещению.

В ст. 210 ГК РФ указано, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В ст. 211 ГК РФ сказано, что риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения.

Из смысла указанных норм ГК РФ и ЖК РФ следует, что в результате какого-либо повреждения жилого помещения либо его утраты, ущерб причиняется собственнику данного жилого помещения. Соответственно, исходя из приведенных выше правовых норм следует, что право на возмещение ущерба нанесенного жилому помещению, согласно Федеральному закону от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» имеют граждане, являющиеся собственниками жилых помещений, которым причинен ущерб в результате чрезвычайной ситуации. Из материалов дела следует, что истцы не являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Соответственно, они не могут претендовать на получение финансовой помощи, в связи с причинением вреда указанному дому в результате ЧС.

В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований, так и возражений. Однако, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, истцами не представлено доказательств, причинения ущерба их имуществу, затоплением дома, расположенного по адресу: <адрес>.

При этом, суд учитывает, что факт причинения вреда жилому помещению, в котором проживают истцы и иному имуществу в результате чрезвычайной ситуации, не подтверждается актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ года. Каких-либо иных доказательств суду представлено не было.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 и ФИО2 у суда не имеется. Кроме того, не установлено судом и нарушений со стороны администрации Серышевского района.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2 о признании решения администрации Серышевского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе во включении их в списки на выплату единовременной материальной и финансовой помощи, незаконным, - отказать;

В удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2 об обязании администрации Серышевского района включить их в списки на выплату единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей каждому и на выплату финансовой помощи в размере 50 000 рублей каждому, как пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, - отказать;

В удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2 о признании их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме с подачей жалобы через Серышевский районный суд.

Председательствующий ___________________________ (И.В. Кулагина)

2-238/2014 ~ М-229/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кикоть Светлана Игоревна
Кикоть Елена Юрьевна
Ответчики
Администрация Серышевского района
Другие
Администрация Озерненского сельсовета
Логунов Павел Петрович
Суд
Серышевский районный суд Амурской области
Судья
Кулагина И.В.
Дело на странице суда
serishevskiy--amr.sudrf.ru
25.02.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.02.2014Передача материалов судье
26.02.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.02.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.02.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.03.2014Судебное заседание
03.03.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.05.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее