Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4901/2014 ~ М-4194/2014 от 13.05.2014

Дело № 2-4901/14-12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

9 июня 2014 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Семериковой Т.А., при секретаре Соснович С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению политической партии <данные изъяты> о признании недействительным отказа Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия в государственной регистрации Регионального отделения политической партии в Республике Карелия,

у с т а н о в и л:

Политическая партия <данные изъяты> обратилась в суд с заявлением о признании недействительным отказа Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия от ДД.ММ.ГГГГ. в государственной регистрации Регионального отделения политической партии в Республике Карелия, возложении обязанности на Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия произвести государственную регистрацию Регионального отделения политической партии <данные изъяты> в Республике Карелия.

Заявление мотивировано тем, что ДД.ММ.ГГГГ. состоялся учредительный съезд политической партии <данные изъяты>, на котором было принято решение о создании политической партии <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ г., на втором съезде партии было принято решение о принятии Устава в новой редакции, в котором было изменено в частности наименование партии на наименование: Политическая партия <данные изъяты> и соответствующем переименовании всех региональных отделений. ДД.ММ.ГГГГ. Министерством юстиции Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 11.07.2001г. № 95-ФЗ «О политических партиях» (в ред. Федерального закона от 02.04.2012г. № 28-ФЗ) зарегистрирована политическая партия <данные изъяты> (ОГРН от ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным лицом партии А. был представлен на государственную регистрацию в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия пакет документов, предусмотренный ст. 18 Федерального закона «О политических партиях» для государственной регистрации регионального отделения партии в Республике Карелия. Сообщением от ДД.ММ.ГГГГ в государственной регистрации регионального отделения партии в Республике Карелия было отказано со ссылкой на п.п. «а» п. 2 ст. 20 Федерального закона «О политических партиях», поскольку у уполномоченного лица А. недостаточно полномочий на подписание заявления по форме . А. был назначен уполномоченным лицом в соответствии с законом. Доводы Управления Министерства юстиции о том, что А. не обладал полномочиями на подписание заявления несостоятельны. Предусмотренный законом статус уполномоченного лица возникает на основании решения съезда партии, в соответствии с законом. Круг полномочий уполномоченного лица определяется Федеральным законом «О политических партиях», следовательно, ограничительное толкование решений съезда партии не может рассматриваться как основание для уменьшения или ограничения его полномочий. Таким образом, приведен исчерпывающий перечень оснований для возникновения полномочий уполномоченного лица, а поскольку политическая партия не является государственным органом или органом местного самоуправления, то полномочия предусмотрены Федеральным законом «О политических партиях». Кроме того, из решения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в полномочия А. были включены также «иные полномочия», то есть их перечень не был исчерпывающим и заинтересованное лицо не вправе отказывать в регистрации по данному основанию. Согласно п.п «а» п. 2 ст. 20 Закона региональному отделению политической партии может быть отказано в государственной регистрации в случае, если: «а) не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации регионального отделения политической партии». Между тем, документы, необходимые в соответствии с законом, были представлены в Управление Министерства юстиции в полном объеме, вопрос полномочий относится к содержанию документов. Согласно п. «г» ч.1 ст.26 Федерального закона 11.07.2001г. № 95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, вправе создавать региональные отделения, отказом в регистрации данное право заявителя нарушено.

В судебное заседание представитель заявителя не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела заявитель извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица - Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия Горшкова Е.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявления, ссылаясь на то, что принятое Управлением решение об отказе в государственной регистрации отделения партии является законным и обоснованным. Согласно ст.18 Федерального закона «О политических партиях» для государственной регистрации регионального отделения политической партии, приобретающего статус юридического лица с момента такой государственной регистрации, в территориальный орган Минюста России представляется заявление, подписанное уполномоченными лицами политической партии. В силу установленной положениями п.п. «а» п. 1 ст. 27 Федерального закона «О политических партиях» императивной обязанности неукоснительного соблюдения политической партией и ее региональными отделениями Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также устава политической партии, при определении полномочий лица, действующего от имени и в интересах политической партии, подлежат применению положения ГК РФ, а также иных федеральных законов, регулирующих соответствующее правоотношение. При государственной регистрации юридического лица заявителями могут выступать только физические лица, перечень которых приведен в п. 1.3 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и определяется в соответствии с правилами ст. 182 ГК РФ. От имени отделения партии с заявлением о государственной регистрации обратился А., чья подпись в качестве заявителя при данном виде регистрации удостоверена в нотариальном порядке. В подтверждение полномочий действовать от имени партии при государственной регистрации отделения заявителем, наряду с другими документами, представлено решение учредительного съезда политической партии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, которым А. назначен уполномоченным лицом партии с наделением его полномочиями по представлению документов, указанных в п. 1 ст. 16 Федерального закона «О политических партиях» в Министерство юстиции Российской Федерации для государственной регистрации партии, а также иными полномочиями, связанными с представлением документов в Министерство юстиции Российской Федерации для государственной регистрации партии. Однако указанный документ, как по содержанию, так и по форме не соответствовал требованиям действующего законодательства. Указанное специальное полномочие, как основанное, на решении высшего органа партии, не содержало сведений о наделении А. полномочиями по государственной регистрации отделения партии.

Согласно требованиям ст. 182 ГК РФ создание, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей одним лицом от имени другого лица возможно только при наличии у такого лица (представителя) соответствующего полномочия на совершение определенной сделки, не допуская возможность их расширительного толкования. Представленный заявителем документ - решение от ДД.ММ.ГГГГ свидетельствовал о наделении А. правом представительства от имени политической партии в Министерстве юстиции Российской Федерации. Представление же документов в территориальные органы Минюста России относительно региональных отделений политической партии прямо не предусмотрено рассматриваемым документом и не может быть отнесено к числу специальных случаев представительства, указанных в абзаце 2 ч. 1 ст. 182 ГК РФ, поскольку не явствует из обстановки, в которой действовал представитель. Согласно требованиям ст. 13 ГК РФ признание недействительным ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления обусловлено наличием одновременно двух условий. Оспариваемый ненормативный акт должен, во-первых, не соответствовать требованиям закона, а, во-вторых, нарушать права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, обращающегося за защитой своего права. Заявителем не приведено каких-либо допустимых доказательств, свидетельствующих о нарушении права партии оспариваемым отказом в государственной регистрации. Более того, заявитель реализовал свое право на повторное обращение в Управление с заявлением о государственной регистрации отделения партии. Документы повторно представлены ДД.ММ.ГГГГ. после устранения нарушений, послуживших основанием для отказа в государственной регистрации. Заявление о государственной регистрации отделения подписано уполномоченным лицом партии К., который решением третьего съезда партии от ДД.ММ.ГГГГ., а также решением Центрального совета партии от ДД.ММ.ГГГГ. наделен полномочиями по государственной регистрации отделения партии, включая полномочия по подписанию, заверению документов и выдаче доверенностей.

Суд, изучив доводы жалобы заявителя, заслушав представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия, исследовав представленные доказательства, приходит к выводу об отклонении заявления.

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 254 ГПК РФ предоставляет гражданину, организации право оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если они считают, что нарушены их права и свободы; к таким действиям (бездействию) относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы.

Срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействий) установлен ч.1 ст.256 ГПК РФ и составляет 3 месяца.

Согласно ч. 1 ст. 4 и ч. 1 ст. 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности.

Учитывая, что решение об отказе в государственной регистрации отделения политической партии заявителю было сообщено письмом от ДД.ММ.ГГГГ, а заявление в суд подано ДД.ММ.ГГГГ, срок на обращение в суд не пропущен.

Заявление об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих рассматривается в порядке, предусмотренном главами 23 и 25 ГПК РФ, и подлежит удовлетворению при наличии совокупности двух необходимых условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ А., как уполномоченным лицом политической партии <данные изъяты>, в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия был представлен пакет документов, предусмотренный ст. 18 Федерального закона «О политических партиях» для государственной регистрации регионального отделения партии в Республике Карелия.

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия письмом от ДД.ММ.ГГГГ г., в государственной регистрации регионального отделения политической партии <данные изъяты> в Республике Карелия при его создании было отказано, поскольку назначенный уполномоченным лицом партии А. не был наделен полномочиями по подписанию, заверению и предоставлению документов, указанных в п. 1 ст. 18 Федерального закона «О политических партиях».

В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 11.07.2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» для государственной регистрации регионального отделения политической партии в территориальный орган представляется заявление, подписанное уполномоченными лицами политической партии, с указанием их фамилий, имен, отчеств, адресов места жительства и контактных телефонов, а также следующие документы: а) копия решения учредительного съезда политической партии либо съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения о создании (преобразовании) региональных (территориальных) отделений политической партии либо копия решения уполномоченного органа политической партии о создании (преобразовании) региональных (территориальных) отделений политической партии; б) заверенная уполномоченными лицами политической партии копия документа о государственной регистрации политической партии; в) заверенные уполномоченными лицами политической партии копии устава и программы политической партии; г) заверенная уполномоченными лицами регионального отделения политической партии копия протокола конференции или общего собрания регионального отделения политической партии с указанием численности членов политической партии в ее региональном отделении, а также места нахождения руководящих органов регионального отделения политической партии; д) документ об уплате государственной пошлины; е) сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа регионального отделения политической партии, по которому осуществляется связь с региональным отделением политической партии; ж) список членов регионального отделения политической партии.

Согласно п.п. «а» п. 2 ст. 20 Федерального закона «О политических партиях» региональному отделению политической партии может быть отказано в государственной регистрации в случае, если: не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации регионального отделения политической партии.

Решением учредительного съезда политической партии «<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ (наименование 83 региональных отделений партии было изменено решением второго съезда партии от ДД.ММ.ГГГГ с «Политическая партия <данные изъяты> на «Политическая партия <данные изъяты> А. назначен уполномоченным лицом политической партии и наделен полномочиями по предоставлению документов, указанных в п. 1 ст. 16 Федерального закона «О политических партиях» в Министерство юстиции Российской Федерации, полномочиями по подписанию и заверению документов, представляемых в Министерство юстиции РФ для государственной регистрации партии, а также иными полномочиями, связанными с предоставлением документов. Полномочиями по предоставлению документов для регистрации отделений политической партии в субъектах Российской Федерации А. не наделялся.

Заявление о регистрации отделения политической партии, подписанное уполномоченными лицами политической партии, с указанием их фамилий, имен, отчеств, адресов места жительства и контактных телефонов, является необходимым документом, предусмотренным Федеральным законом «О политических партиях» для государственной регистрации регионального отделения политической партии, в связи с чем его отсутствие либо подписание неуполномоченным на совершение вышеуказанных действий лицом, свидетельствует об отсутствии необходимого документа для регистрации партии или её регионального отделения.

У уполномоченного лица политической партии <данные изъяты> А. полномочия по государственной регистрации регионального отделения политической партии в Республике Карелия с правом подписания, заверения документов и иных документов, связанных с государственной регистрацией регионального отделения отсутствовали.

Таким образом, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия обоснованно было отказано в государственной регистрации регионального отделения Политической партии <данные изъяты> в Республике Карелия.

Доводы, изложенные в жалобе основаны на неправильном понимании норм материального права и не свидетельствуют о незаконности решения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия.

Руководствуясь ст. ст. 12, 55, 56, 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления политической партии <данные изъяты> о признании недействительным отказа Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия в государственной регистрации регионального отделения политической партии в Республике Карелия, возложении на Управление Минюста РФ по РК обязанности произвести регистрацию регионального отделения политической партии <данные изъяты>, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Т.А. Семерикова

Мотивированное решение изготовлено 14.06.2014г.

2-4901/2014 ~ М-4194/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Политическая партия "Партия Прогресса"
Другие
Управление Министерства Юстиции РФ по РК
Жданов И.Ю.
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Семерикова Т.А.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
13.05.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.05.2014Передача материалов судье
13.05.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.05.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.05.2014Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
02.06.2014Предварительное судебное заседание
09.06.2014Судебное заседание
14.06.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.06.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее