Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-249/2014 ~ М-228/2014 от 16.06.2014

2-249/14

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Новокиевский Увал --

Мазановский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Кузнецовой Е.Г.,

при секретаре Сурженко М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению

--4, --1, --2, --6 к --, администрации -- сельсовета --, третьему лицу Министерству финансов -- о признании действий администрации -- об отказе во включению в список граждан пострадавших в результате чрезвычайной ситуации незаконными, обязании Администрации -- сельсовета включить в списки граждан пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, для оказания финансовой помощи по частичной утрате имущества

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с указанным заявлением, мотивируя тем, что в августе -- года в результате чрезвычайной ситуации природного характера (обильных осадков), на территории -- сельсовета -- дом и земельный участок, расположенный по адресу: -- --7 -- были подтоплены. Они обратились в администрацию Новокиевского сельсовета -- с заявлением о включении --4, --1, --2., --6 в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для получения за счет средств областного бюджета материальной помощи при частичной утрате имущества. Однако, им было отказано администрацией --, во включении в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для получения финансовой помощи.

Истицы --4, --1, --2., --6 просят признать действия администрации -- сельсовета и -- об отказе во включение в список граждан пострадавших в результате чрезвычайной ситуации незаконными, признать их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации произошедшей в августе-сентябре -- года, и включить их в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для оказания финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества.

Истцы --4, --1, --2., просили рассмотреть дело в их отсутствие, адресовав суду письменные заявления.

Ответчик администрация --, выразила свою позицию по поводу заявленного иска в письменном отзыве, полагают, что факт утраты имущества нашел свое подтверждение в актах и заключении комиссии. Представитель ответчика ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие.

Третье лицо – Министерство Финансов -- свою позицию по поводу заявленного иска не представило.

На основании ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено без участия сторон, просивших суд рассмотреть дело в их отсутствие.

В судебном заседании истец --4 поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, суду пояснил, что длительное время постоянно проживает в --. В настоящее время в доме проживают, его родители, бабушка --2 и он. Все зарегистрированы и проживают по указанному адресу. Дом принадлежит на праве общей совместной собственности его родителям --4. В период обильных осадков пострадал дом, в котором они проживают,- затоплено подполье, произошло проседание балок и деформация пола. Подмыт фундамент печи, в результате чего печь просела и провалилась имеются трещины фундамента. Повреждения дома были зафиксированы комиссионным актом. Однако, им было отказано во включении в списки пострадавших для оказания финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества, так как согласно письменному ответу администрации -- не установлено утраченное имущество.

Представитель ответчика администрации -- сельсовета --, действующий на основании доверенности --9, полагает, что у истцов установлено актами осмотра, повреждения жилого дома в результате чрезвычайно ситуации, считает, что иск подлежит удовлетворению. Однако, они, формируя списки пострадавших, выполнили свои обязанности, списки были возвращены, и согласно протоколу оперативного штаба комиссии была возложена обязанность на -- провести повторные акты обследования, и по ним принимать решения. По повторным актам обследования, главой района --11 было отказано во включение в списки граждан пострадавших в результате чрезвычайной ситуации. Он считает, что ответчиком по заявленному иску должна быть администрация --.

Выслушав истца, ответчика, суд приходит к следующим выводам: В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона от -- -- "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Из данных положений следует, что право на компенсацию ущерба имеют граждане, вред имуществу которых причинен вследствие чрезвычайных ситуаций, в том числе природного характера.

Распоряжением Губернатора -- от -- -- на территории -- введен режим чрезвычайной ситуации в результате подтопления значительного числа населенных пунктов.

Факт чрезвычайной ситуации природного характера наводнения, обильного выпадения осадков на территории --, в том числе -- муниципального образования -- подтверждается решением -- от -- комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и пожарной безопасности администрации -- «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории --».

-- распоряжением № -- было принято решение «О создании чрезвычайной комиссии по осмотру имущества физических лиц, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на территории Новокиевского сельсовета».

Согласно ст.4 Федерального закона от -- -- "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" - «ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти».

В соответствии пунктом 9 статьи 5 Устава муниципального образования -- сельсовета -- - к вопросам местного значения Новокиевского сельсовета относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения». Таким образом, суд приходит к выводу, что Новокиевский сельсовет является надлежащим ответчиком по данному гражданскому делу.

В соответствии с ч. 1 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных или неимущественных прав граждан и организаций.

На основании п. 10 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ суд рассматривает дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение.

В силу ст. 19 ч. 1,2 Конституции РФ все равны перед законом, государство гарантирует равенство прав человека и гражданина, в том числе независимо и от места жительства.

В соответствии со ст. 265 ГПК РФ, суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

При рассмотрении дел данной категории суд принимает в качестве доказательств любые доказательства, подтверждающие юридический факт (документы, письма, свидетельские показания и так далее).

Истцами представлена справка администрации Новокиевского сельсовета согласно, которой --4 имеет следующий состав семьи –--2.(теща), --1(супруга), --6 (сын), проживающих в --. Справка выдана на основании по-хозяйственной книги № -- за -- года.

Факт регистрации истцов в жилом доме по адресу -- --7 -- подтверждается представленными копиями паспортов. --4 (серии --) имеет регистрацию с -- года, --1 (--) имеют регистрацию с -- года, --2 --) имеет регистрацию с --, --6 (--) имеет регистрацию с -- года.

Согласно сведениям, представленным из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество на --, --1, --6, --2 не имеют зарегистрированного недвижимого имущества, --4, --, имеет в собственности жилую квартиру общей площадью 44,8 кв.м расположенную --, и другого недвижимого жилого имущества не имеет.

Из показаний --6. данных в судебном заседании следует, что все члены семьи зарегистрированы и фактически проживают по указанному адресу, на период объявления чрезвычайной ситуации, также проживали.

Представленный повторный акт администрации -- и администрации -- сельсовета подтверждают факт подтопления жилого дома, расположенного по адресу --, однако имеется письменное уведомление главы -- от --, согласно которому --4 отказано во включении в список лиц, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, так как не установлен факт утраты имущества. Данное письмо существенно противоречит представленным комиссионным актам.

Все комиссионные акты составлены специальными правомочными комиссиями, созданными для осмотра имущества физических лиц, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на территории -- сельсовета и территории --. Сомнений у суда данные акты не вызывают и суд их признает достоверными и допустимыми доказательствами.

Таким образом, судом установлено, что --11 на момент чрезвычайной ситуации природного характера, произошедшей в августе-сентябре -- года на территории муниципального образования -- сельсовет --, проживали по адресу: -- и имуществу по месту проживания в результате стихийного бедствия был причинен ущерб, что подтверждается актом «осмотра жилого помещения пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации – наводнение, обильное выпадение осадков» от --, согласно которому размыты внутренние завалинки, деревянная конструкция разрушена, обрушен грунт, производен частичный ремонт. Согласно повторному акту обследования утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, составленному администрацией -- от --, в вышеуказанном доме - подмыв фундамента дома с южной и западной стороны, в результате произошло проседание балок и деформация пола. Смыта часть внутренней завалинки, вымыт грунт, частичное разрушение отвязки подполья, следы воды, плесень грибок, имеются трещины от фундамента до верха печи с двух сторон. Сумма финансовой помощи определена, с учетом зарегистрированных в жилом помещении лиц.

В силу абзаца 7 части 1 ст. 18 ФЗ от -- -- «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане РФ имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ в соответствии с п.1 ст. 18 ФЗ от -- -- устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов Российской РФ.

Во исполнение требований ч.2 ст. 18 ФЗ № 68-ФЗ постановлением Правительства РФ от -- -- утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, постановлением Правительства --7 -- от -- -- утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства --.

В настоящее время действует Указ Президента РФ от -- -- «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях --

Во исполнение п. 6 Указа Президента РФ от -- -- Правительством -- принято постановление от -- -- «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории -- в июле - августе -- года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета».

В целях оказания гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории -- в июле-сентябре -- года, и постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, вышеуказанным Постановлением предусматривались выплаты единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества, за счет средств, источником финансового обеспечения, которых являются средства резервного фонда Правительства Российской Федерации, и за счет средств дополнительной финансовой помощи, выделенной из федерального бюджета бюджету -- в -- году в виде дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.

Пунктом 2 Порядка выплаты помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории -- в июле - августе 2013 года, утв.Постановлением Правительства -- от -- -- в целях осуществления компенсационных выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, предусматривался порядок формирования и утверждения списков граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение в том числе, финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства РФ, и на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ.

Постановлением Правительства -- от -- -- «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории -- в июле-августа2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета», признано тратившим силу в результате принятия Правительством -- постановления от ----

Вместе с тем на момент возникновения спорных правоотношений Постановление Правительства -- от -- -- являлось действующим и определяло условия реализации права граждан на получение компенсационных выплат. Обратной силы Постановлению Правительства -- от -- -- не придано. В связи с этим Постановление Правительства -- от -- -- подлежит применению при разрешении настоящего спора и восстановлении нарушенного в период его действия права.

Кроме того, протоколом заседания оперативного штаба комиссии при Правительстве -- по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от -- -- утверждены Методические рекомендации по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе -- года на территории --, в соответствии с пунктом 1.2 которых настоящие рекомендации используются исполнительными органами государственной власти -- и органами местного самоуправления для работы с гражданами, которым может быть оказана финансовая помощь в связи с чрезвычайной ситуацией, а также в целях разъяснения гражданам порядка оформления документов для выплаты единовременной материальной помощи и финансовой помощи при утрате имущества.

При этом в силу п.2.3 раздела II данных Методических рекомендаций, финансовая помощь за (полностью или частично) утраченное имущества оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении (жилом доме), пострадавшем в результате ЧС, при условии, что такой жилой дом (жилое помещение), земельный участок с расположенным на нем жилым домом подтоплены (затоплены) водой в результате чрезвычайной ситуации.

При этом в силу п. 2.1, 2.3 раздела II данных Методических рекомендаций следует, что одним из обязательных условий для признания за гражданином права на получение соответствующей единовременной материальной и финансовой помощи является установление факта постоянного или преимущественного проживания такого лица на территории муниципального образования, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации. Финансовая помощь за частично утраченное имущество (за счет средств областного бюджета - 50 тыс. рублей на семью, за счет средств федерального бюджета - 50 тыс. рублей на человека) оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении (жилом доме), пострадавшем в результате ЧС. При условии, что такой жилой дом (жилое помещение), земельный участок с расположенным на нем жилым домом (включая приусадебное хозяйство, огород) подтоплены водой в результате чрезвычайной ситуации.

В соответствии с п. 2 указанного Порядка формируются и утверждаются:

а) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства РФ;

б) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории --, на оказание единовременной материальной помощи за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ;

в) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства РФ;

г) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории -- --, на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ.

В соответствии с пп. «б» пункта 2 Указа Президента РФ от -- -- Правительству РФ было поручено до -- принять решение о выплате за счет средств федерального бюджета каждому гражданину, признанному пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающему в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и компенсации в размере 100 тыс. рублей за утрату имущества первой необходимости, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично.

В соответствии с п. 3.5 раздела Ш данных Методических рекомендаций - комиссия, созданная местной администрацией в целях определения размера ущерба, в течение 3 календарных дней со дня поступления от гражданина заявления осуществляет обследование жилого помещения заявителя и составляет акт обследования частного жилого помещения заявителя (для единовременной материальной помощи) по форме, указанной в приложении № 6а к Методическим рекомендациям МЧС России, в 3 экземплярах; акт обследования имущества граждан (для финансовой помощи) по форме, указанной в приложении № 7г к Методическим рекомендациям МЧС России), в 3 экземплярах.

Расходы на содержание и выплаты пострадавшим гражданам предусматриваются п. 6 Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства --, утвержденного Постановлением Правительства -- от -- --

Согласно -- --7 -- от -- -- целями создания резервного фонда являются оказание единовременной материальной помощи пострадавшим и (или) семьям лиц, погибших в результате опасных природных явлений, стихийных бедствий, катастроф, аварии, пожаров, террористических актов и иных чрезвычайных ситуации на территории --, повлекших тяжкие последствия.

Согласно приказу управления гражданской защиты и пожарной безопасности -- от -- № 102-п (в редакции от -- № 25-п), которым утвержден перечень обосновывающих документов, предоставляемых при выделении средств из резервного фонда Правительства --, и Правила оформления обосновывающих документов, предоставляемых для выделения средств из резервного фонда Правительства -- к заявке на финансирование мероприятий прилагаются, в том числе список на получение единовременной материальной помощи граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, акт обследования объекта, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, кино-, фотодокументы (при наличии таковых), протокол заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Указанные документы составляются должностными лицами отраслевого структурного подразделения администрации -- или жилищными комиссиями администраций сельских поселений, находящихся на территории --.

Таким образом, на территории -- нормативными актами -- и муниципального образования предусмотрено оказание гражданам материальной помощи в счет компенсации утраченного имущества в результате чрезвычайно ситуации, условием которой является признание гражданина пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и включения в список на получение материальной помощи.

Из требований приведенных правовых актов следует, что финансовая помощь за частично или полностью утраченное имущество оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории --, в случае повреждения жилого помещения.

Судом был исследован технический паспорт на жилой дом --11, расположенный по адресу: -- -- года постройки. В соответствии с техническим паспортом по состоянию на -- конструктивные элементы жилого дома, зафиксированных повреждений не имеют. Фундамент отнесен к конструктивным элементам жилого дома.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

--4 согласно свидетельству о государственной регистрации -- является собственником жилого дома общей площадью 44.8 кв.м расположенного по адресу: --. Право собственности возникло на основании свидетельства на право собственности на землю -- от --. Данный дом является совместной собственностью супругов, согласно копии свидетельства о браке (серии ----) --4 и --1 состоят в браке с --, из технического паспорта на указанный дом следует, что он был построен в 1991 году, то есть в период брака истцов.

Согласно ст.34 Семейного Кодекса РФ - имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.

Таким образом, суд приходит к выводу, что --4 и --5, являющихся собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: --, постоянно проживающих в указанном доме, а также на период объявления чрезвычайной ситуации на территории --, не имеющих другого жилья пригодного для проживания необходимо признать пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате прошедших ливневых дождей, сопровождавшихся паводком на территории -- в августе-сентябре 2013 года, и включить в список граждан пострадавших в результате чрезвычайной ситуации произошедшей в августе-сентябре -- года на территории -- для оказания финансовой помощи за частичное утраченное имущество. Поскольку конструктивным элементам жилого дома, в результате подтопления был причинен ущерб. Совокупность исследованных доказательств соответственно подтверждает статус данных истцов как пострадавших в чрезвычайной ситуации на территории -- и имеющих право быть включенными в соответствующие списки. В связи с чем, отказ -- о включении в списки пострадавших --4 и --1 по частичной утрате имущества признается удом незаконным.

Суд не усматривает оснований для признания за --2 и --6 права на признание пострадавшими в период чрезвычайной ситуации, и включения их в список пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для оказания финансовой помощи за частично утраченное имущества, поскольку постоянное проживание не собственников в жилом доме, как и регистрация в жилом доме не порождает право граждан на получение финансовой помощи за частичную утрату имущества. Суду не представлено доказательств, что --2 и --6 являются собственниками имущества, которому причинен ущерб.

Рассматривая требование истцов об обращении решения суда к немедленному исполнению, учитывая мнение участников процесса, суд считает необходимым данное требование удовлетворить по следующим основаниям:

В соответствии с ч. 1 сл. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

Учитывая наличие и характер чрезвычайной ситуации, срочность государственной помощи, оказываемой потерпевшим, и объективную нуждаемость в ней, суд полагает необходимым обратить решение к немедленному исполнению.

Разъяснить сторонам, что обращение решения к немедленному исполнению не является препятствием для его обжалования всеми заинтересованными лицами в установленные законом сроки и в установленном порядке.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 268 ГПК РФ, суд

                                                                         РЕШИЛ:

Исковое заявление --4, --5, --2, --6, удовлетворить частично.

Признать отказ администрации -- по включению в списки граждан пострадавших в результате чрезвычайной ситуации в августе-сентябре 2013 года незаконным. Признать --4, -- года рождения, --5, -- года рождения, проживающих: --7 --, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации в августе-сентябре -- года.

_ Обязать администрацию -- включить --4, --5 в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации произошедшей на территории -- --7 -- в августе-сентябре 2013 года для оказания финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества, находящегося по адресу: Новокиевский Увал, --.

Решение обратить к немедленному исполнению.

В остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Амурском областном суде через Мазановский районный суд Амурской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Копия верна:

Судья: Кузнецова Е.Г.

2-249/2014 ~ М-228/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Степанов Владимир Игоревич
Степанова Галина Ивановна
Степанов Иван Владимирович
Копчинская Надежда Матвеевна
Ответчики
Администрация Мазановского района
Администрация Новокиевского сельсовета
Другие
Министерство финансов Амурской области
Суд
Мазановский районный суд Амурской области
Судья
Кузнецова Е.Г.
Дело на странице суда
mazanovskiy--amr.sudrf.ru
16.06.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.06.2014Передача материалов судье
20.06.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.06.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.07.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.07.2014Судебное заседание
07.07.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.08.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее